Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.Производство. 5.Управление. Основная литература. Дополнительная литература. Научно-техническая революция и мировое хозяйство.




4. Производство

Наряду с традиционными путями совершенствования произ­водства (механизация, химизация, электрификация) интенсивно развиваются новейшие направления производства, в которых можно выделить шесть главных направлений:

 1) электронизации. то есть насыщение всех сфер деятельности электронно-вычислительной техники;

2) комплексной автоматизации или внедрения робототехники и создания гибких производственных систем, заводов-автоматов;

3) перестройки энергетического хо­зяйства, основанной на энергосбережении, совершенствовании структуры топливно-энергетического баланса, использовании но­вых источников энергии;

4) производства принципиально новых материалов, таких как композиционные, полупроводниковые, ке­рамические материалы оптическое волокно, бериллий, литий, ти­тан и др.;

 5) ускоренного развития биотехнологии;

6) космизации и возникновению аэрокосмической промышленности, что спо­собствовало появлению новых машин, приборов, сплавов и пр.

5. Управление

Современный этап НТР характеризуется новыми требования­ми к управлению. В период информационного взрыва, который переживает современное человечество, начался переход от обыч­ной (бумажной) к машинной (компьютерной) информации. Вы­пуск различной информационной техники стал одной из новей­ших наукоемких отраслей промышленности. В этой ситуации большое значение должно отдаваться кибернетике — науке об управлении и переработке информации.

 

6. В эпоху НТР изменилась роль отдельных факторов раз­мещения производительных сил.

Снизилась роль при родно-ресурсного фактора в связи с улучшением транспортной инфраструктуры, примене­нием новых видов сырья и материалов, использованием вторичного сырья, внедрением ресурсосберегающих тех­нологий.

Существенно возросло значение:

Ø фактора ЭГП, особенно приморского, поскольку возросла ориентация промышленности развитых стран на импортное сырье и топливо;

Ø транспортного фактора, поскольку именно раз­витие транспорта позволило преодолеть террито­риальный разрыв между районами производства
и потребления продукции, осуществить сдвиг производства к транспортным узлам, связать рай­оны концентрации производства и населения с
районами нового освоения.

 

В период НТР иное значение приобрели:

ü фактор трудовых ресурсов, в связи с тем что на первое место вышло «качество» рабочей силы, ориентация на высококвалифицированные кадры;

ü фактор территориальной концентрации, посколь­ку для эпохи НТР характерен процесс рассредоточе­ния производства путем создания небольших и средних предприятий.

Факторы наукоемкости и экологический можно отнес­ти к новым факторам размещения производства, кото­рые появились лишь в эпоху НТР.

 

Основная литература

1. Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. Учреждений. - 8-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 2000

Дополнительная литература

1. Гладкий Ю. Н., Лавров С. Б. Экономич. и соцл. география мира. М.: Просвещение, 1995

2. Кузнецов А. П. География/население и хозяйство мира/. -М.: Дрофа, 1997. – с. 113-131, 52-70

3. Природопользование: Проб. учеб. для 10-11 кл. профильных шк. /Н. Ф. Винокурова, Г. С. Камерилова, В. В. Николина и др. -М.: Просвещение, 1994. – с. 27-33

4. Соловьева М. Г. Учение Н. Н. Баранского о значени географического разделения труда в экономической географии. /Журнал «География в школе»/ - 1981, №4

5. Экзаменационные вопросы и ответы. География 10-11 выпускные классы: Учебное пособие. -М.: АСТ-Пресс, 2001. – с. 99-121

6. Герасимова Т. П., Мясникова С. В. Общая география: Учеб. Для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – СПб.: Спец. Лит., 2001. - с. 214

7. Черков А. В., Полякова М. О. ГЕОГРАФИЯ. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика. – М.: 1 Федеративная Книготорговая Компания, 1999. – 192с.

8. География 10 кл. Поурочные планы (I, II часть) по учебнику Гладкого Ю. Н. Изд-во «Учитель-АСТ», 2002г.

9. Ром В. Я., Дронов В. П. География России. Население и хозяйство 9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. Заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 1997. – 400с

10. Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия. Содержит более 70 тыс. статей и около 10 тыс. иллюстраций по всем отраслям знаний. http: //mega. km. ru/bes_98/encyclop. asp? rubr=68

11. Газета «География» - одно из наиболее авторитетных отечественных научно – методических изданий. Содержит как научные материалы, так и обширную базу данных по всем вопросам преподавания географии в средней школе. http: //geo. 1september. ru/index. htm

Научно-техническая революция и мировое хозяйство.

Мы изучаем мировое хозяйство

 

План:

1. Понятие о мировом хозяйстве

2. Понятие о международном ге­ографическом разделении труда

3. Международная экономическая ин­теграция.

 

1. Понятие о мировом хозяйстве

Мировое хозяйство — это исторически сложившаяся система национальных хозяйств всех стран мира, свя­занных между собой всемирными экономическими от­ношениями на основе международного географичес­кого разделения труда.

1. Формирование мирового хозяйства охватывает всю ис­торию человечества, однако сложилось оно при разви­тии международных (в том числе межконтинентальных) связей и мирового рынка лишь в конце XIX — начале XX века.

Исторически процесс формирования мирового хозяй­ства можно представить тремя этапами.

Ø Образование мирового рынка можно считать первым этапом формирования мирового хозяйства. Его нача­ло было положено в XVI веке с эпохой Великих гео­графических открытий, когда мировая торговля охва­тила все регионы мира.

Ø Второй этап характеризуется развитием транспор­та, прежде всего морского, связавшего между собой материки. Во второй половине XIX века стал активно развиваться железнодорожный транспорт, способст­вующий расширению торговли.

Ø Третий, решающий этап формирования мирового хозяйства связан с развитием крупной машинной инду­стрии в конце XVHI — XIX веке.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...