Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

  2. Старые факторы размещения




     2. Старые факторы размещения

В любой стране территориальная организация хозяйст­ва складывалась на основе совокупности факторов, многие из которых существовали давно, а некоторые появились лишь в современный период.

 

1) ФАКТОР ТЕРРИТОРИИ. Территория — один из важных элементов географической сферы.

Важны размеры территории, ее конфигурация и степень компактности.

2) ФАКТОР ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Вы­деляется четыре разновидности ЭГП:

· центральное;

· глубинное (периферийное);

· соседское;

· приморское.

Наиболее выгодно центральное и приморское поло­жение.

3) ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ФАКТОР. Является главным для отраслей добывающей промышленности, определяет формирование районов нового освоения.

4) ТРАНСПОРТНЫЙ ФАКТОР. Определяет возможность поставок сырья и сбыта продукции.

5) ФАКТОР ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ. Играет главную роль в размещении трудоемких отраслей.

6) ФАКТОР ТЕРРИТОРАЛЬНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ связан с экономическим эффектом производст­венной концентрации. развитая производст­венная инфраструктура «притягивает» к себе новые производства.

 

3. Новые факторы размещения

Факторы наукоемкости и экологический можно отнес­ти к новым факторам размещения производства, кото­рые появились лишь в эпоху НТР.

7) ФАКТОР НАУКОЕМКОСТИ. Относится к новым и новейшим наукоемким отраслям, тяготеющим к крупным научным цент­рам — большим городам и агломерациям.

 

8) ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР. Предполагает вынос «гряз­ных» производств за пределы зон концентрации на­селения, размещение предприятий с учетом возмож­ных экологических последствий.

 

В эпоху НТР изменилась роль отдельных факторов раз­мещения производительных сил.

Снизилась роль природно-ресурсного фактора в связи с улучшением транспортной инфраструктуры, примене­нием новых видов сырья и материалов, использованием вторичного сырья, внедрением ресурсосберегающих тех­нологий.

Существенно возросло значение:

Ø фактора ЭГП, особенно приморского, поскольку возросла ориентация промышленности развитых стран на импортное сырье и топливо;

Ø транспортного фактора, поскольку именно раз­витие транспорта позволило преодолеть террито­риальный разрыв между районами производства
и потребления продукции, осуществить сдвиг производства к транспортным узлам, связать рай­оны концентрации производства и населения с
районами нового освоения.

 

В период НТР иное значение приобрели:

ü фактор трудовых ресурсов, в связи с тем что на первое место вышло «качество» рабочей силы, ориентация на высококвалифицированные кадры;

ü фактор территориальной концентрации, посколь­ку для эпохи НТР характерен процесс рассредоточе­ния производства путем создания небольших и средних предприятий.

 

Основная литература

1. Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. Учреждений. - 8-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 2000

Дополнительная литература

1. Гладкий Ю. Н., Лавров С. Б. Экономич. и соцл. география мира. М.: Просвещение, 1995

2. Кузнецов А. П. География/население и хозяйство мира/. -М.: Дрофа, 1997. – с. 113-131, 52-70

3. Природопользование: Проб. учеб. для 10-11 кл. профильных шк. /Н. Ф. Винокурова, Г. С. Камерилова, В. В. Николина и др. -М.: Просвещение, 1994. – с. 27-33

4. Соловьева М. Г. Учение Н. Н. Баранского о значени географического разделения труда в экономической географии. /Журнал «География в школе»/ - 1981, №4

5. Экзаменационные вопросы и ответы. География 10-11 выпускные классы: Учебное пособие. -М.: АСТ-Пресс, 2001. – с. 99-121

6. Герасимова Т. П., Мясникова С. В. Общая география: Учеб. Для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – СПб.: Спец. Лит., 2001. - с. 214

7. Черков А. В., Полякова М. О. ГЕОГРАФИЯ. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика. – М.: 1 Федеративная Книготорговая Компания, 1999. – 192с.

8. География 10 кл. Поурочные планы (I, II часть) по учебнику Гладкого Ю. Н. Изд-во «Учитель-АСТ», 2002г.

9. Ром В. Я., Дронов В. П. География России. Население и хозяйство 9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. Заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 1997. – 400с

10. Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия. Содержит более 70 тыс. статей и около 10 тыс. иллюстраций по всем отраслям знаний. http: //mega. km. ru/bes_98/encyclop. asp? rubr=68

11. Газета «География» - одно из наиболее авторитетных отечественных научно – методических изданий. Содержит как научные материалы, так и обширную базу данных по всем вопросам преподавания географии в средней школе. http: //geo. 1september. ru/index. htm

 

 

География отpacлей мирового хозяйства.

Мы изучаем географию промышленности

Пла:

1. Промышленность — первая ве­дущая отрасль материального произ­водства

2. Топливная промышленность мира

3. Электроэнергетика мира

4. Металлургическая промышленность

5. Машиностроение

6. Химическая промышленность

7. Лесная и деревообрабатывающаяпромышленность

8. Легкая промышленность

После того как вы усвоили такие важнейшие общие понятия курса, как понятия о научно-технической революции, мировом хозяйстве, меж­дународном географическом разде­лении труда, познакомились с факто­рами размещения производства, вполне логично перейти к изучению гео­графии отраслей мирового хозяйства. Их исследуют ученые-географы и экономисты в рамках как экономи­ческой и социальной географии миро­вого хозяйства, так и мировой эконо­мики.

 

1. Промышленность — первая ве­дущая отрасль материального произ­водства. В мировой промышленности занято примерно 350 млн человек. За последнее столетие промышлен­ное производство выросло более чем в 50 раз, причем 3/4 этого прироста приходится на вторую половину XX в. В зависимости от времени возникновения все отрасли промыш­ленности обычно делятся на три группы.

В первую группу входят так называемые старые отрасли, возник­шие еще во время промышленных переворотов, — каменноугольная, железорудная, металлургическая, производство подвижного состава железных дорог, судостроение, текстильная. Как правило, в наши дни эти отрасли растут замедленными темпами. Но их воздействие на географию мировой промышленности по-прежнему остается значительным.

Во вторую группу входят так называемые новые отрасли, опре­делявшие научно-технический прогресс в первой половине XX в., — автомобилестроение, выплавка алю­миния, производство пластмасс, хи­мического волокна. Как правило, они растут более быстрыми темпами (ежедневно с конвейеров во всем ми­ре сходит примерно 100 тыс. автомо­билей), хотя в последнее время и не столь быстрыми, как прежде. Будучи сосредоточенными в основном в эко­номически развитых, но уже доволь­но широко распространившимися и в развивающихся странах, они про­должают оказывать большое воздей­ствие на географию мировой про­мышленности.

Наконец, третью группу об­разуют новейшие отрасли, возникшие уже в эпоху НТР и большей частью относящиеся к наукоемким отраслям, или, как их часто называют, отрас­лям высокой технологии. Это микроэлектроника, вычислительная тех­ника, роботостроение, индустрия ин­форматики, атомное и аэрокосмиче­ское производства, химия органиче­ского синтеза, микробиологическая промышленность — подлинные «ката­лизаторы» НТР. Как правило, в наши дни они растут наиболее быстрыми и устойчивыми темпами. По доле наукоемких, высокотехнологичных отраслей во всей валовой продукции обрабатывающей промышленности впереди других стран стоят ФРГ и Япония. Воздействие их на геогра­фию мировой промышленности все время возрастает, хотя пока ограни­чивается в основном экономически развитыми и новыми индустриаль­ными странами.

 

Основные сдвиги в отраслевой структуре промышленности в эпоху НТР связаны с уменьшением доли старых и увеличением доли но­вых и особенно новейших отраслей. Ее территориальные пропор­ции также видоизменяются. В ре­зультате индустриализации доля раз­вивающихся стран довольно быстро растет: в конце 90-х гг. она достигла 40—45%. Ныне многие страны Юга уже входят в «первую десятку» и тем более в «первую двадцатку» стран мира (см. таблицу 18 в «При­ложениях»).

Однако производство промышлен­ной продукции отраслей высоких технологий по-прежнему концентри­руется в основном в странах Севера.

Территориальную струк­туру мировой промышленности в первую очередь определяет размеще­ние крупных промышленных райо­нов. Всего их в мире более ста. По числу таких районов особо выделя­ются зарубежная Европа, СНГ, Вос­точная Азия, Северная Америка, но они есть также в Южной, Юго-За­падной и Юго-Восточной Азии, в Латинской Америке, в Австралии, в Африке.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...