Вопрос 7. Структура философского знания.
Философское знание существует в виде учений, течений, школ, направлений. Структуру философского знания можно выделять по разным основаниям: По проблемным областям: Онтология - философское учение о бытии (онтос – бытие). Субстанция – бытие, ничем не обусловленное, причина самого себя. Аристотель - автор понятия субстанции, а термин С – латинский. В истории философии смысл понятия БЫТИЕ менялся: в эпоху античной архаики 6-5 до н.э. бытие сводилось только к вещественным формам: стихии – ОГОНЬ (Гераклит); Вода (Фалес Милетский) и др. (посмотреть в учебниках – самоподготовка). В эпоху античной классики появились более абстрактные представления о бытии 5-3 в до н.э. (Бытие - АПРЕЙРОН «безграничное»); Гносеология - философское учение о познании, о его основаниях и границах. Аксиология - философское учение о ценностях. По тематическим, предметным областям6: История философии; Философия истории; философия права, этика, эстетика и др. По школам, течениям, направлениям: Прежде всего – это дифференциация: материализм, идеализм, дуализм. Виды идеализма: а) объективный идеализм – идеализм, в котором первичным признаётся надличностное сознание (Платон, Гегель) С точки зрения идеализма, идеи могут существовать без материального носителя; б) субъективный идеализм: первичным признаётся индивидуальное сознание (Джордж Беркли); в) материализм: первичной признаётся материя, а сознание вторичным. С точки зрения материализма идеи имеют материальный носитель. По течениям, школам, направлениям: 1)Позитивизм 2)Экзистенциализм 3)Феноменология и др. По эпохам, социокультурным периодам: Древнекитайская, Древнегреческая философия Русская философия серебряного века, и др.
Типы философствования выделяются по тому, что находится в центре философской картины мира: 1) Космо-центризм 2) Антропоцентризм 3) Тео-центризм 4) Натуро-центризм 5) Социо-центризм Вопрос 8. Мифология, её особенности и тип мышления Особенности: 1) Отождествление естественного и сверхъестественного 2) Агрессивная двусмысленность мифа: в мифе яркая «обложка» - интересный сюжет который легко входит в сознание и укореняется в нём, а подлинной основой мифа являются скрытые в нём архетипные (базовые) правила человеческого бытия, которые прямо не сформулированы, но оседают в подсознании. 3) Миф говорит на языке символа. (Символ - это знак или вещь, представляющие другое явление). 4) Антропоморфность мифа: персонификация природных и социальных сил 5) Мифологическое мышление беспроблемно, Оно носит рецептурный характер. 6) Жреческая монополия на знания. Вопрос 9. Становление философии в Древней Греции. От Мифа к Логосу. В общественном и индивидуальном сознании древних греков - до укоренения в жизни полиса традиций публичных обсуждений философских проблем - доминировали мифологические представления, мифологический тип мышления. Господствовала жреческая монополия на положительные практически важные знания. Однако полисной цивилизации изначально был присущ культ разума, коллегиальные, коллективные, диалоговые формы обсуждения и принятия решений – как властных, так и судебных. В этих благоприятных условиях в 6-5 веках философы, имевшие возможность странствовать на Восток, ввели философскую проблематику в общественную жизнь полиса. Ее особенности: культ человеческого разума, стремление выяснить естественные причины всех явлений, п онятийный характер мышления, диалоговый способ решениях философски проблем. Переход от мифологических доминант к рационально-понятийным в античном сознании – все это оказало решающее влияние на античную культуру в целом и на правовую – самым существенным образом. Демократизация знания, в частности, способствовала развитию античной правовой мысли.
Вопрос 10. Смысло-жизненная проблематика в Античной философии (Сократ, Сократические школы). К Сократическим школам относятся киники и киренаики (по месту аккредитации). Воззрения Сократа: В основе добродетели лежит знание. При этом Сократ исходил из следующей логики античного сознания: человек может быть счастливым и свободным, т.е. жить добродетельно – только если он действует в соответствии с законами миростроя. Отсюда: «Жить – по природе» = «жить по разуму». Потому что только разуму доступны законы миростроя. Сократические школы:
Киники и киренаики остались в мировой интеллектуальной памяти не из-за своих выходок, а потому, что были интеллектуалами высокого класса. «Я – гражданин мира» - Диоген. На самоподготовку: Кто такие киники и киренаики, их образ жизни, КТО БЫЛ ОСНОВАТЕЛЕМ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ… Школа Эпикура – тоже. Вопрос 11. Школа Эпикура. Основные идеи Эпикура: 1. Все страсти (аффекты) – разрушительны, включая положительные. 2. Самый разрушительный – страх смерти. 3. Есть одна страсть которая нейтрализует разрушительность всех других страстей - познание. 4. Основная цель человека: достичь в своем духовном развитии состояния атараксии (духовного равновесия, безмятежности, гармонии) 5. В садах Эпикура был выработан путь достижения атараксии - это аскеза, т.е. диалог, размышления, во время прогулок с единомышленниками. В эпоху Римской империи эпикуреизм был истолкован превратно произошла подменена философской аскезы безудержной гонкой за наслаждениями. Эпикуреизм стал толковаться прямо противоположно исходным идеям.
Вопрос 12. Философия стоицизма: влияние ее идей на римское частное право. Современные мировоззренческие проекции. «Надо ли кончать жизнь самоубийством, если у тебя что-то не получилось?» М. Антуанетта «Со мной можно поступить низко, но унизить меня нельзя». Логика стоицизма: 1. «Все в мире предрешено. Судьба человека не может быть изменена». 2. Человек не может изменить предуготованных событий, но он может определять свое отношение к ним, и в этом он свободен. 3. Человек никогда не должен терять свое достоинство. Это философия человеческого достоинства. 4. С точки зрения стоицизма, в каждой индивидуальной воле есть моменты всеобщего Чем больше момент всеобщего в индивидуальной воле, тем успешнее ее реализация. 5. От стоиков в РЧП 2 основных принципа: 1. – Уважение частной воли 1. – Правовая защита частной воли - в той мере, в которой она соответствует правовому всеобщему. (Дигесты: «Закон не может быть изменен волею договаривающихся сторон»).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|