Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 7. Структура философского знания.




Философское знание существует в виде учений, течений, школ, направлений. Структуру философского знания можно выделять по разным основаниям:

По проблемным областям:

Онтология - философское учение о бытии (онтос – бытие). Субстанция – бытие, ничем не обусловленное, причина самого себя. Аристотель - автор понятия субстанции, а термин С – латинский.

В истории философии смысл понятия БЫТИЕ менялся: в эпоху античной архаики 6-5 до н.э. бытие сводилось только к вещественным формам: стихии – ОГОНЬ (Гераклит); Вода (Фалес Милетский) и др. (посмотреть в учебниках – самоподготовка).

В эпоху античной классики появились более абстрактные представления о бытии 5-3 в до н.э. (Бытие - АПРЕЙРОН «безграничное»);

Гносеология - философское учение о познании, о его основаниях и границах.

Аксиология - философское учение о ценностях.

По тематическим, предметным областям6:

История философии; Философия истории; философия права, этика, эстетика и др.

По школам, течениям, направлениям:

Прежде всего – это дифференциация: материализм, идеализм, дуализм.

Виды идеализма: а) объективный идеализм – идеализм, в котором первичным признаётся надличностное сознание (Платон, Гегель) С точки зрения идеализма, идеи могут существовать без материального носителя; б) субъективный идеализм: первичным признаётся индивидуальное сознание (Джордж Беркли); в) материализм: первичной признаётся материя, а сознание вторичным. С точки зрения материализма идеи имеют материальный носитель.

По течениям, школам, направлениям:

1)Позитивизм

2)Экзистенциализм

3)Феноменология и др.

По эпохам, социокультурным периодам:

Древнекитайская, Древнегреческая философия

Русская философия серебряного века, и др.

Типы философствования выделяются по тому, что находится в центре философской картины мира:

1) Космо-центризм

2) Антропоцентризм

3) Тео-центризм

4) Натуро-центризм

5) Социо-центризм

Вопрос 8. Мифология, её особенности и тип мышления

Особенности:

1) Отождествление естественного и сверхъестественного

2) Агрессивная двусмысленность мифа: в мифе яркая «обложка» - интересный сюжет который легко входит в сознание и укореняется в нём, а подлинной основой мифа являются скрытые в нём архетипные (базовые) правила человеческого бытия, которые прямо не сформулированы, но оседают в подсознании.

3) Миф говорит на языке символа. (Символ - это знак или вещь, представляющие другое явление).

4) Антропоморфность мифа: персонификация природных и социальных сил

5) Мифологическое мышление беспроблемно, Оно носит рецептурный характер.

6) Жреческая монополия на знания.

Вопрос 9. Становление философии в Древней Греции. От Мифа к Логосу.

В общественном и индивидуальном сознании древних греков - до укоренения в жизни полиса традиций публичных обсуждений философских проблем - доминировали мифологические представления, мифологический тип мышления. Господствовала жреческая монополия на положительные практически важные знания.

Однако полисной цивилизации изначально был присущ культ разума, коллегиальные, коллективные, диалоговые формы обсуждения и принятия решений – как властных, так и судебных. В этих благоприятных условиях в 6-5 веках философы, имевшие возможность странствовать на Восток, ввели философскую проблематику в общественную жизнь полиса. Ее особенности: культ человеческого разума, стремление выяснить естественные причины всех явлений, п онятийный характер мышления, диалоговый способ решениях философски проблем. Переход от мифологических доминант к рационально-понятийным в античном сознании – все это оказало решающее влияние на античную культуру в целом и на правовую – самым существенным образом. Демократизация знания, в частности, способствовала развитию античной правовой мысли.

Вопрос 10. Смысло-жизненная проблематика в Античной философии (Сократ, Сократические школы).

К Сократическим школам относятся киники и киренаики (по месту аккредитации).

Воззрения Сократа:

В основе добродетели лежит знание. При этом Сократ исходил из следующей логики античного сознания: человек может быть счастливым и свободным, т.е. жить добродетельно – только если он действует в соответствии с законами миростроя. Отсюда: «Жить – по природе» = «жить по разуму». Потому что только разуму доступны законы миростроя.

Сократические школы:

Киники Киренаики
У человека все, что он имеет, можно отнять. Чтобы избежать этого страха утраты – надо обходиться малым. Человек может использовать любое благо, которое ему доступно Однако, он не должен попадать от этого блага в зависимость. (т.е. можно украсть и в храме, но не попадать в зависимость от того, что ты любишь).
Надо отказаться от всего, без чего можно обойтись (т.е. это призыв к примитивизации жизни)  
Лозунг: «Не владею ничем, чтобы ничто не владело мной» Лозунг: «Владею всем, но ничто не владеет мной».

 

Киники и киренаики остались в мировой интеллектуальной памяти не из-за своих выходок, а потому, что были интеллектуалами высокого класса.

«Я – гражданин мира» - Диоген.

На самоподготовку: Кто такие киники и киренаики, их образ жизни, КТО БЫЛ ОСНОВАТЕЛЕМ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ… Школа Эпикура – тоже.

Вопрос 11. Школа Эпикура.

Основные идеи Эпикура:

1. Все страсти (аффекты) – разрушительны, включая положительные.

2. Самый разрушительный – страх смерти.

3. Есть одна страсть которая нейтрализует разрушительность всех других страстей - познание.

4. Основная цель человека: достичь в своем духовном развитии состояния атараксии (духовного равновесия, безмятежности, гармонии)

5. В садах Эпикура был выработан путь достижения атараксии - это аскеза, т.е. диалог, размышления, во время прогулок с единомышленниками.

В эпоху Римской империи эпикуреизм был истолкован превратно произошла подменена философской аскезы безудержной гонкой за наслаждениями. Эпикуреизм стал толковаться прямо противоположно исходным идеям.

Вопрос 12. Философия стоицизма: влияние ее идей на римское частное право. Современные мировоззренческие проекции.

«Надо ли кончать жизнь самоубийством, если у тебя что-то не получилось?»

М. Антуанетта «Со мной можно поступить низко, но унизить меня нельзя».

Логика стоицизма:

1. «Все в мире предрешено. Судьба человека не может быть изменена».

2. Человек не может изменить предуготованных событий, но он может определять свое отношение к ним, и в этом он свободен.

3. Человек никогда не должен терять свое достоинство. Это философия человеческого достоинства.

4. С точки зрения стоицизма, в каждой индивидуальной воле есть моменты всеобщего Чем больше момент всеобщего в индивидуальной воле, тем успешнее ее реализация.

5. От стоиков в РЧП 2 основных принципа: 1. – Уважение частной воли

1. – Правовая защита частной воли - в той мере, в которой она соответствует правовому всеобщему. (Дигесты: «Закон не может быть изменен волею договаривающихся сторон»).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...