Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности.




Глобалистика – это синтез многих отраслей научного знания, сфокусированных на проблемах общемирового масштаба в сферах экономики, экологии, политики, культуры.

I. Основные признаки глобальных проблем:

1. Общепланетарный характер

2. Влияние на судьбы последующих поколений

3. Необходимость объединения усилий всего человечества для разрешения этих проблем

II. Основные глобальные проблемы:

1. Экологические

2. Демографические (как перенаселение, так и падение рождаемости)

3. Ресурсная, продовольственная (количественная и качественная)

4. Опасность термоядерной войны

+ наркомания, СПИД, новые пандемии – группа проблем, имеющих глобальную тенденцию разрастания.

III. В начале 70-х гг. образовался Римский клуб как неформальная общественная организация ученых, политиков, банкиров, его основная деятельность – создание прогностических моделей развития человечества, наиболее известны следующие документы римского клуба:

1. 1972 – первый доклад Медоуза под названием «Пределы роста». Основные идеи: к 2100 году – истощение невозобновляемых ресурсов (нефть, газ, вода, руда, продовольствие), в результате – скачкообразное возрастание смертности, голод, духовная и моральная деградация населения.

Для глобального равновесия и стабильности было рекомендовано:

a) Сдерживание роста производства до нуля (стремление к нулю)

b) Программное снижение рождаемости

c) Смена ценностных ориентаций, культивирование нового образа жизни: умеренность потребления, перенос интересов на такие формы занятости, как образование, искусство, культура, религия, наука, т.е. формы занятости, которые должны отвлечь человека от создания семейного очага, рождения и воспитания детей

2. 1974 – доклад римскому клубу «Человечество у поворотного пункта», основные идеи:

a) отказ от ограничительных программ Медоуза

b) ввели новый термин «органический рост» общества: глобальная интеграция стран с учетом их региональной специфики. Однако, мировой общественности стало ясно, что эти декларации на деле будут реализованы с компонентом унификации культур.

Сегодня существуют две противоборствующие тенденции:

1. Глобализм – тенденция унификации экономической и политической жизни стран, характеризующаяся созданием межгосударственных мегаобъединений + постепенное вовлечение в эту орбиту все нового количества государств.

2. Антиглобализм – общественные движения протеста против утраты национальной идентичности.

48. Перспективы развития планетарного социума.

 

Всемирно известный русский ученый Вернадский, который ввел в научный оборот термин «ноосфера» (сфера разума), говорил, что человеческий разум – это планетарная сила. Русские космисты Циолковский, Н. Федоров, Чижевский прогнозировали космическое будущее человечества, изучали связь человека с космосом, разрабатывали естественно-научные и гуманитарные аспекты выхода человека в космос:

 

1) Циолковский: создал теорию ракетных технологий, выхода человека в космос. Циолковский – один из первых русских фантастов.

2) Чижевский исследовал влияние космических явлений (солнца, его ритмов) на человеческий организм.

3) Николай Фёдоров разработал философию «общего дела»: подготовка человечества к расселению в космосе (преобразование человеческой телесности для жизни в любых средах). Фёдоров предрекал возможность воскрешения всех ранее живших на планете людей. Каждая человеческая жизнь бесконечно ценна, и воскрешение – не только проблема восстановления телесности. Особенно важна задача сохранения и воскрешения духовного богатства живших ранее людей – желательно с учетом индивидуального авторства.

Сегодня можно четко определить следующие актуальные проблемы планетарного социума:

1. Ответственность человека за сохранение жизни на планете (жизнь не только человека, но и животного и растительного мира, природы в целом)

2. Объединение усилий человечества для охраны атмосферы планеты от загрязнения промышленными отходами, а также околоземного космического пространства от загрязнения продуктами космических технологий

3. Международное научное сотрудничество в разработке технологий предотвращения космогенных катастроф

4. Международное сотрудничество в освоении космоса в познавательных и промышленных целях

5. Развитие планетарного сознания: культивирование идей человеческого единства, планетарного бытия человека, предполагающего ответственность и любовь к земле, природе, человечеству, людям. Известен доклад первого председателя римского клуба Аурелио Печчеи, содержащая следующие идеи:

· Новый, революционный, гуманизм: культивирование чувств глобальности, любви к справедливости, отрицания насилия,

· Обеспечение гарантированного минимального уровня жизни, удовлетворяющего базовые потребности цивилизованного человека.

Россия в глобальном мире

Русские философы серебряного века: В.С. Соловьев, Н. Бердяев и др. выдающиеся мыслители исследовали исторические судьбы и перспективы России:

1. Проблему исторической миссии России в мире. Например, Хомяков считал, что Россия способна собрать все народы воедино, опираясь на православие. Однако, кроме позитивных подходов к этой миссии были и негативные: Петр Чаадаев в первом философском письме писал: «Россия стоит в стороне от исторической дороги всех народов, она как бы дает пример другим народам, как не надо действовать и жить» (причины такого негативизма вполне объяснимы: он писал это в эпоху крепостничества).

2. Варианты особого пути России в истории. Дело в том, что исторический путь России свидетельствует о том, что Россия неоднократно радикально меняла векторы своего развития, сознательно выбирая свой исторический путь (такой выбор был сопряжен в ряде случаев с очень резкими качественными скачками):

1. 988 г. – крещение Руси, сознательный выбор православия

2. Реформы Петра – сознательный выбор европейского пути развития

3. Революции 1917 года (движущие силы этой революции – народные массы)

4. Перестройка 90х гг. – сознательный выбор реформаторов (идейной базой была работа Эриха Фромма «Революция надежды»)

3. Проблемы человеческого бытия в ценностном аспекте (серебряный век называют российским Ренессансом, для которого идея ценности человеческой жизни, достоинства человека была основной). Для философов серебряного века было характерно обоснование неразрывного единства религиозных, патриотических и интимно-личных чувств половой любви, сакральности брачных, семейных отношений (В.С. Соловьев, Н. Бердяев, В.В. Розанов). Например: Бердяев говорил: «религия оргаистична». В.В. Розанов говорил о сакральности брака.

Мы живем в информационном высокотехнологичном обществе, поэтому главным условием реализации социальных и экономических программ является уровень образованности и просвещенности граждан. Кроме того, в соответствии с Конституцией РФ, Россия – правовое государство, а с точки зрения классической философии права главным условием формирования правового государства является образованность, просвещенность и культура граждан (Кант: «Свобода без культуры – это произвол и дикость». Богдан Кистяковский: «Народ тоже может быть тираном, если он не просвещен и не образован»).

Россия в современном мире - это страна неограниченных возможностей и перспектив – не только с точки зрения природных и территориальных ресурсов, но и с точки зрения тенденций модернизационного развития.

Главным условием реализации социальных и экономических программ, разрабатываемых на государственном уровне, является соответствующей масштабам этих задач уровень образованности, просвещенности и культуры граждан.

Россия – открытое общество, поэтому включена в той или иной степени во все глобальные мировые процессы. В мировых процессах глобального характера Россия сегодня занимает позицию конструктивного диалога в сфере экономики, политики, культуры, активной поддержки усилий международного сообщества по формированию единого правового пространства, противодействия двойным стандартам в урегулировании конфликтов, предотвращении их эскалации.

Во внутренней политики Российского государства приоритетными являются такие направления, как:

1. Повышение уровня жизни граждан (Президент В.В, Путин подчеркнул это как особо важную государственную задачу)

2. Развитие промышленности, расширение сектора высокотехнологичных наукоемких производств, предотвращение «утечки мозгов»

3. Повышение уровня занятости населения, рост количества рабочих мест высококвалифицированного труда

4. Преодоление коррупции на всех уровнях власти

5. Снижение криминогенности в обществе

6. Дальнейшее активное включение в международное образовательное пространство (российской системе образования есть чем поделиться с мировым образовательным сообществом, т.к. в ее истории есть педагогические концепции, а также практический опыт организации системы образования в стране)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...