Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 21. Онтология Иммануила Канта.




В 1781 вработе «Критика чистого разума», Кант высказывал совершенно новые подходы к предмету философии, а также к онтологической, гносеологической проблематике. В философии Канта невозможно четко разделить гносеологию и онтологию.

Кант – основоположник философии права.

Предшественники: Д.Юм (у S нет средств,ни для того, чтобы утверждать, ни для того, чтобы отрицать существование внешней реальности), Дж. Локк (Концепция вторичных качеств), Р.Декарт (Теория Врожденных идей).

Кант задается вопросом: «Как возможны априорные (не из опыта полученные) синтетические суждения (суждения, в которых предикат приписывает субъекту суждения новые свойства)?». Например: Откуда мы знаем, мир конечен или бесконечен?; откуда мы знаем, что Бог всемогущ?

Ноуменальные суждения – это априорные синтетические. Антиномии Канта – это априорные синтетические суждения. (Как возможны науки, основанные на таких суждениях?)

Кант в ответ на проблему, поставленную Юмом, придал реальности возможностный характер. Ход его рассуждений:

А) «Вещь в себе»возможная причина наших представлений. Но мы не знаем ни какова она сама по себе, ни того, существует ли она вне нашего восприятия.

Б) «Феномены» – это результат аффицирования нашей чувственности. Это единичные чувственные вещи.

В) «Ноумены» – это идеальные сверхчувственные конструкции разума, на основании его априоризмов.

«Вещь в себе», с гносеологической точки зрения, т.е. как понятие – это «ноумен».

Эта система понятий – не упрощенное, но предельно ёмкое изложение онтологии Канта: в текстах Канта мы можем встретить такое понятие как «вещь для нас», но это относится к теоретическим поискам Канта.

Глоссарий по теме Онтология И. Канта:

1. Возможной причиной наших единичных чувственных представлений является «Вещь в себе», о существовании которой субъект не может ничего утверждать: ни того, какова она на самом деле, ни того, существует ли она вообще.

2. Феномены – это единичные чувственные впечатления - результат афференцированния нашей чувственности. Человеческая чувственность может быть возбуждена, в принципе, любыми агентами (физическими, химическими и т.д.). Вещь в себе – это абстрактное понятие, обозначающее только возможность существования внешнего мира вне зависимости от субъекта. Но какова она сама по себе, не зависимо от субъекта, субъект не может знать.

3. Ноумены – идеальные (умозрительные) сверчувственные конструкции разума на основании его априоризмов (врожденных представлений, имеющихся у каждого человека).

Гносеология Канта

Предшественники: Р. Декарт, Дж. Локк (сенсуализм Джона Локка). В новое время в гносеологии имел место глубочайший спор между рационализмом и сенсуализмом. Дж. Локк – сенсуалист (сензус - чувства): если с точки зрения рационалиста Декарта, источник знаний – сам разум (врожденные идеи), то у сенсуалиста Локка источник знаний - в ощущениях. «Нет ничего в разуме, чего бы не было в ощущениях».

Идеи Дж. Локка:

1. Табула раса – человек рождается с чистым, как Табула Раса сознанием, и только ощущения дают ему опытное знание.

2. Дж. Локк разделял качество вещей на «первичные» (которые принадлежат объекту - вне зависимости от субъекта: число, фигура) и «вторичные» (те, которыми субъект наделяет объекты: цвета, запахи и т.д.).

Пытаясь найти ответы на вопросы, поставленные сенсуализмом и рационализмом, Кант вводит в гносеологию понятие «априоризмы», т.е. изначально присущие человеку, доопытные представления. С точки зрения, Канта «Субъект конструирует объект».

1. Кант выделял у человека 3 познавательные способности:

· Разум – это высшая творческая способность человека. Он создает правила для рассудка, в т.ч. этические, правовые, поэзии, математического счета и т.д.

· Рассудок – это способность действовать по правилам без принуждения.

· Чувственность – это способность субъекта воспринимать единичные чувственные явления.

2. Пространство и время не существуют объективно, это познавательные способности субъекта.

В.И. Ленин в «Философских тетрадях», называл Канта агностиком и критиковал его. Критика Ленина: «Нет вещей непознаваемых, есть вещи пока еще не познанные».

С точки зрения Канта, в разуме, в рассудке, есть априорные (доопытные) представления.

3 Априоризмы разума:

1. О душе

2. О мире

3. О боге (есть высшая сила, правящая всем миром)

Комментарий: У разных народов, в разных культурах, на основании всех этих трех априоризмов, выстраиваются различные системы ноуменальных представлений - это разные религии, разные системы этики, разные системы права.

В чувственности 2 априоризма:

1. Пространство

2. Время

Антиномии чистого разума Канта.

Антиномии – это равно (не)доказуемые суждения, с противоположенным смыслом:

Бог есть Бога нет
Мир конечен Мир бесконечен
В мире есть свобода Все в мире происходит по необходимости

 

Причины возникновения антиномичных суждений: Антиномии возникают при попытках анализировать ноуменальные проблемы на рассудочном уровне.

Этика Канта

Кант выделял 2 вида поступков:

1. Моральные: главный критерий – единственным их мотивом является стремление следовать моральной норме, долгу, не взирая на собственные аффекты, пользу, корысть, и т.д.

2. Легальные (речь идет о моральном законе) – они не нарушают моральных норм. Главный мотив легального поступка – ЦЕЛЬ.

В основе морального поступка лежит категорический императив Канта: «Действуй так, чтобы максима (внутренний закон твоего поступка) могла бы стать актом всеобщего законодательства. Легальный поступок основан на гипотетическом императиве.

Общий принцип Канта: «Относись к человеку как к цели, но не как к средству».

Вопрос: ПРАВИЛЬНЫЙ ЛИ ЭТО ПРИНЦИП «Относись к другим, как хотел бы чтобы относились к тебе». А как у Канта в действительности?

Ответ: «Действуй так, как если бы ты хотел, чтобы в отношении тебя действовал тот же закон, которым ты руководствовал в своем поступке» И. Кант

И. Кант: Принцип обращаемости зла:

Ø Действуя в нарушение моральных норм, ты запускаешь в мир правило, которое рано или поздно вернется к тебе.

Ø Если действуешь в нарушение моральных норм - это обернется против тебя.

Долженствование у Канта – это подчинение моральной/правовой/культурной норме без принуждения.

Своим поведением, мы формируем поведение других. Сократ

Внутренний закон твоего поступка – вернется тебе или твоим близким. Поскольку, ты запускаешь в мир правило.

Категорический моральный императив Канта «Действуй так, чтобы максима, т.е. внутренний закон твоего поступка, мог стать актом всеобщего законодательства».

Мораль не существует до права. Право не существует без морали. В Древнем обществе они развиваются из общего ствола (регулирование «мононормами»).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...