2. Топливная промышленность мира: состав, размещение, проблемы и перспективы развития
2. ТОПЛИВНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ МИРА: состав, размещение, проблемы и перспективы развития 1. Топливная промышленность относится к группе добывающих отраслей и является базовой. Ее значение _им развития хозяйства заключается в обеспечении топливом других отраслей. Прежде всего это касается тепловой энергетики, входящей вместе с топливной промышленностью в единый топливно-энергетический комплекс, нефтехимии, металлургии, непосредственно использующих добываемое сырье.
2. Топливная промышленность включает в себя все процессы добычи и первичной переработки топлива. Ее состав определяется видами добываемого топлива. Топливная п/м включает в себя: нефтяную, газовую, угольную, торфяную, сланцевую, добычу атомного топлива.
3. Из анализа топливно-энергетического баланса следует, что топливная промышленность прошла в своем развитии два этапа. До первой половины XX века — угольный этап, когда в структуре топливно-энергетического баланса преобладало угольное топливо. Затем — нефтегазовый. В настоящее время доля нефти несколько снизилась, однако нефть остается на первом месте по показателям мирового энергопотребления. В целом на нефть, газ и уголь приходится около 90% всего потребляемого топлива, поэтому ведущими отраслями топливной промышленности являются нефтяная, газовая и угольная.
Основными проблемами топливной промышленности являются:
· истощение запасов минерального топлива (по расчетам, разведанных запасов угля хватит примерно на 240 лет, нефти — на 50, газа — на 65); · нарушение окружающей среды при добыче и транспортировке топлива (нарушение почвенного покрова, загрязнение отходами, потери нефти при транспортировке по трубопроводам и разлив при авариях танкеров и т. п. ); · территориальный разрыв между районами добычи и потребления минерального топлива.
В целях экономии топливных ресурсов разрабатываются ресурсосберегающие технологии (например, более глубокая переработка нефти), расширяется применение неисчерпаемых ресурсов (солнечной энергии). При этом осваиваются новые месторождения в северных районах, нефти и газа в шельфовой зоне Мирового океана.
3. ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА МИРА 1. Роль электроэнергетики заключается в обеспечении электроэнергией других отраслей хозяйства и населения. Ее значение резко возросло в эпоху НТР в связи с развитием электронной промышленности и комплексной автоматизацией производства. Электроэнергетика играет важную районообразующую роль, являясь одним из современных факторов размещения производства. Производство и потребление электроэнергии растет быстрыми темпами, определяя уровень развития экономики 2. По объемам выработки электроэнергии развитые страны в значительной степени опережают развивающиеся, процентное соотношение составляет примерно 80 к 20. Среди регионов мира по выработке электроэнергии лидируют Северная Америка и Зарубежная Европа. Среди стран мира ведущими производителями электроэнергии являются: США, Россия, Япония, Китай, Германия, Канада, Франция, Великобритания, Украина, Индия. По объемам выработки электроэнергии на душу населения безусловными лидерами являются; Норвегия (29 тыс. кВт-ч), Канада (20 тыс. кВт-ч), Швеция (17 тыс. кВт-ч), США (13 тыс. кВт-ч), Финляндия (11 тыс. кВт-ч) при среднемировом показателе 2 тыс. кВт-ч. Наименьшие показатели производства электроэнергии на душу населения в странах Африки, Китае и Индии.
3. В структуре производства электроэнергии во всех регионах мира лидируют тепловые электростанции. Исключение составляет Латинская Америка, где преимущество отдается гидроэлектростанциям, что связано с природными условиями этого региона. Однако по странам мира структура выработки электроэнергии различна.
4. Основными проблемами электроэнергетики являются: · истощение запасов первичных энергоресурсов и их удорожание; · загрязнение и разрушение природной среды.
Проблема загрязнения и разрушения природной среды стоит очень остро. Тепловая электроэнергетика выбрасывает в атмосферу огромное количество вредных веществ, изменяет газовый состав атмосферы, повышает температуру вод. Возникновение атомной энергетики породило проблему захоронения отходов, аварий на АЭС. Гидроэнергетика приводит к экологическим нарушениям при строительстве ГЭС (затопление земель и нарушение водного баланса территории, гибель рыб, изменение режима рек и растительного покрова). В целях решения этой проблемы активизируются научные исследования, проводится прогнозирование предполагаемых изменений. Решение проблемы истощения запасов минерального топлива видится в переходе к использованию альтернативных (нетрадиционных) источников энергии.
5. Среди нетрадиционных источников энергии в настоящее время наиболее широко применяется геотермальная энергия. Для обогрева и теплоснабжения она используется в Исландии, Италии, Франции, Венгрии, Японии, США, Новой Зеландии, России. В 20 странах мира построены геотермальные электростанции. Наибольшую суммарную мощность они имеют в США, Мексике, Италии, Японии, Новой Зеландии, на Филиппинах.
Используют солнечную энергию для строительства СЭС Франция, Испания, Италия, Япония, США. Использование приливной энергии еще не получило широкого распространения и находится на экспериментальной стадии. Пока в мире построены 4 приливные электростанции небольшой мощности (Франция, Россия, Китай, совместно США и Канада). Мощность ветровых электростанций достигла 2 млн кВт. ВЭС построены в США (Калифорния), Дании, Швеции, Германии, Великобритании, Нидерландах, Испании, Греции, Канаде.
К нетрадиционным источникам энергии можно отнести и синтетическое горючее, разрабатываемое на основе угля, горючих сланцев, нефтеносных песков и биомассы. Опыт получения различных синтетических видов топлива есть в Германии, ЮАР, Венесуэле, Китае, Индии, Бразилии.
4. МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ МИРА: состав, размещение, проблемы. Металлургия – одна из главных базовых отраслей п/м, обеспечивающая другие отрасли конструкционными материалами (черными и цветными материалами). На протяжении долгого времени развитие металлургии определяло экономическую мощь стран. Однако начиная с 70-х годов темпы ее развития в мире замедлились. Это связано с начавшимся процессом сокращения металлоемкости продукции, с приминением новых конструкционных материалов, заменяющих металлы (пластмассы). При этом сталь остается основным конструкционным материалом в мировой экономике, а производство «металлов XX века» — кобальта, титана, бериллия и т. п. — обеспечивает развитие современных отраслей. Поэтому металлургия по-прежнему играет ведущую роль в экономике, обеспечивая потребности более чем в 70 различных металлах. 2. Металлургия включает в себя все процессы от добычи руды до выпуска готовой продукции (проката листового металла, кабеля и др. ). В состав металлургической промышленности входят две отрасли: черная металлургия и цветная металлургия, каждая из которых имеет свои особенности территориальной ориентации и 3. Размещение предприятий черной металлургии определяется рядом факторов: 1. природно-ресурсным (сырьевым и топливным); 2. транспортным; 3. экологическим; 4. потребительским. В соответствии с этим сформировались следующие типы ориентации предприятий черной металлургии: · ориентация на территориальное сочетание месторождении каменного угля и железной руды характерна для комбинатов полного цикла, включающих все стадии производства — от обогащения железной руды до выплавки чугуна, стали и производства проката (Великобритания, Россия, Китай, Индия, ЮАР, Украина);
· ориентация на каменноугольные бассейны связана с высокой потребностью производства в металлургическом коксе (Россия, США, Украина, Германия, Польша); · ориентация на железорудные бассейны связана с сокращением расходов кокса в связи с усовершенствованием доменного производства (Россия, Украина, · ориентация на грузопотоки коксующегося угля и железной руды связана с преодолением территориального разрыва между сырьевыми базами и производством в результате развития транспортной магистрали, освоением новых ресурсных районов, причем такая ориентация предопределила сдвиг металлургического производства к крупным морским портам (Россия, США, · ориентация на потребителя связана с появлением мини-заводов и развитием передельной металлургии (США, Япония, Италия, Испания, Мексика, Влияние экологического фактора проявляется в перемещении части предприятий черной металлургии, как одного из самых «грязных» производств, из развитых в развивающиеся страны.
4. Размещение предприятий цветной металлургии связано с разнообразием сырьевой базы. · Выплавка тяжелых металлов (меди, олова, цинка, свинца) в основном ориентирована на сырьевой фактор, так как содержание полезного компонента в руде низко (менее 1—2%). С этим связано развитие медной промышленности в Чили, Заире, Замбии, Перу; оловянной — в Малайзии и Индонезии, а также сосредоточение предприятий цветной металлургии в районах добычи сырья в США, Канаде, Австралии, России, Казахстане, Польше, Испании. При этом в развивающихся странах преобладают нижние стадии производства (добыча руды, производство концентрата и чернового металла), в развитых — верхние стадии (выплавка металла и производство конечного продукта). Поэтому особую роль в размещении предприятий по производству тяжелых цветных металлов приобрел транспортный фактор, способствующий перемещению их к морским портам. Это характерно для стран Западной Европы, США, Японии, ориентированных на сырье из развивающихся стран. Использование вторичного сырья усилило влияние потребительского фактора.
Проявление экологического фактора заключается как и для черной металлургии, в выносе «грязного» производства в развивающиеся страны. · Выплавка легких металлов (алюминия, титана, маши: бериллия и др. ) не так привязана к сырьевой базе, поскольку содержание полезного компонента в руде составляет 40—60%. Главный фактор — энергетически! поскольку это очень энергоемкое производство. Поэтому выплавка легких металлов ведется в основном в развитых странах. Связь между районами добычи и потребления сырь осуществляется транспортными перевозками, поэтом транспортный фактор оказывает большое влияние на размещение производства.
5. Металлургия относится к группе отраслей, оказывающих негативное влияние на все компоненты природной среды, и к одному из самых «грязных* производств. Поэтому именно в этой отрасли начали применять такие природоохранные технологии, как замкнутое оборотное водоснабжение, малоотходное производство на основе комбинирования, методы химической очистки. Важным шагом явилось сокращение доменного производства и развитие электрометаллургии, являющейся наиболее экологически чистой. Решению экологических проблем способствует также использование вторичного сырья и сокращение металлоемкости производства.
5. МАШИНОСТРОЕНИЕ – ведущая отрасль п/м мира: состав и особенности размещения. 1. Машиностроение как отрасль существует более двухсот лет. По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции оно занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структур промышленности мира, обеспечивает машинам и оборудованием все отрасли экономики, производи разнообразные предметы потребления. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны.
2. Различия стран по уровню развития машиностроения крайне велики. Более 90% машиностроительной продукции производят развитые страны. Безусловными лидерами в производстве являются: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Китай, Россия. Среди развивающихся стран только в новых индустриальных странах, Бразилии, Мексике, Индии и Аргентине машиностроение достигло достаточно высокого уровня. В целом отставание развивающихся стран в этой отрасли еще очень велико. Низка и доля продукции машиностроения в структуре всей промышленности — она не превышает 20%, тогда как в развитых странах она составляет 30—40%. Во многих развивающихся странах машиностроение представлено ремонтными мастерскими и предприятиями по изготовлению простейшего инвентаря.
3. По отраслевому составу машиностроение - самая сложная отрасль. Оно состоит более чем из 70 отраслей (в зависимости от выпускаемой продукции). Среди них можно выделить: 1) транспортное машиностроение (автомобилестроение, судостроение, авиастроение и др. ); 2)сельскохозяйственное машиностроение (тракторостроение, производство комбайнов); 3)приборостроение; 4)производство технологического оборудования и т. п.
В зависимости от технологии производства выделяются: · трудоемкое и наукоемкое машиностроение, требующее больших затрат труда, высокой квалификации работников, постоянного внедрения научных достижений (приборостроение, производство вычислительной техники, радиоэлектроника, роботостроение и другие новейшие отрасли); · металлоемкое машиностроение, требующее больших затрат металла, так называемое «тяжелое машиностроение» (тракторостроение, производство кузнечно-прессового оборудования, энергетическое машиностроение и пр. ).
4. Факторы размещения производства для разных отраслей машиностроения различны. Среди основных можно выделить: · фактор трудоемкости; · фактор наукоемкости; · сырьевой фактор; · потребительский фактор; · транспортный фактор; · фактор территориальной концентрации. В соответствии с этим отрасли «тяжелого машиностроеия» находятся в районах, где расположены предприятия черной металлургии (северо-восток США, Рурский район в Германии, Уральский район в России, Верхняя Силезия в Польше). Точное машиностроение концентрируется в больших городах и агломерациях, научных центpax. Здесь же в соответствии с потребительским факт ром сосредоточено производство бытовой техники. 5. Ведущей отраслью общего машиностроения является станкостроение. Около 2/3 его продукции приходится на пять стран-производителей: Японию, Германию, Повышается роль развивающихся стран в выпуске бытовой и радиотехники. Лидирующее положение наряду с Японией, США, Германией занимают Гонконг, Республика Корея, Малайзия, Сингапур, Бразилия. 6. В целом в мире сложилось четыре крупных региона машиностроения:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|