Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы.




ПРАКТИКУМ

По частной гистологии и

Эмбриологии человека

 

Под редакцией профессора Р.К. Данилова

Санкт-Петербург

Практикум по частной гистологии и эмбриологии человека/Под ред. Р.К.Данилова. – СПб.: ВМедА, 2011. - с.

 

Учебно-методическое пособие по частной гистологии и эмбриологии человека предназначено для самостоятельной работы курсантов факультетов подготовки врачей, слушателей спецфакультета и факультета подготовки гражданских врачей на лабораторных занятиях и в часы самоподготовки. Для каждого занятия в нем определены тема и цель, дана ориентировочная основа действий, приведен материал для самоподготовки (контрольные вопросы, тесты и учебно-исследовательские задачи), задания для самостоятельной работы, а также основная и дополнительная литература. Пособие планирует работу курсантов и студентов, акцентирует внимание на основных деталях и особенностях строения органов и тканей, позволяет правильно диагностировать учебные препараты. Контрольные вопросы и тесты полностью охватывают материал каждой темы. Они позволяют курсантам и студентам самостоятельно определить степень усвоения ими теоретического и практического материала темы. Учебно-исследовательские задачи развивают клиническое мышление.

Пособие отражает военно-медицинскую направленность предмета и составлено с учетом современных достижений в науке. Оно создает основу для последующего обучения курсантов и студентов на старших курсах и увязано с задачами будущей деятельности военных и гражданских врачей.

 

 

С о с т а в и т е л и

профессор Р.К. Данилов,

профессора: В.Г. Гололобов, И.А. Одинцова; доценты: Ю.К. Хилова,

Б.А. Григорян, старший преподаватель М.Н. Чепурненко,

преподаватель С.Э. Русакова.

 

 

Р е ц е н з е н т:

заведующий кафедрой нормальной анатомии ВМедА профессор

И.В. Гайворонский

Печатается согласно редакционно-издательскому плану академии

ВМедА, 2011

ВВЕДЕНИЕ

 

Современный процесс обучения происходит в условиях существенного увеличения объема информации, повышения требований к качеству образования, использования новых компьютерных технологий, возрастания роли самостоятельной работы обучаемых.

Учебно-методическое пособие «Практикум по частной гистологии и эмбриологии человека» предназначено для самостоятельной работы курсантов и студентов Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова. Его цель состоит в оказании действенной помощи обучаемым в процессе самоподготовки и улучшении качества усвоения учебного материала. В пособие включены лабораторные занятия по гистологии органов и систем органов человека в последовательности, согласно тематическому плану изучения дисциплины. В теоретической основе последовательности изложения материала лежит следующий гистофизиологический принцип. Все органы человека можно объединить в четыре системы, связанные между собой общностью выполняемой ведущей функцией: Это система покрова организма и производные; система органов, связанная с выполнением метаболических функций; система органов, обеспечивающая реактивные свойства организма; опорно-двигательная система человека. В отдельную группу выделяются органы репродуктивной системы человека, которые изучаются вместе с эмбриогенезом человека в разделе «Воспроизведение человека».

Общая нагрузка по частной гистологии и эмбриологии составляет 108 аудиторных и 47 часов самостоятельной работы курсантов и студентов. Каждое лабораторное занятие четко структурировано и содержит: цель занятия, работу с препаратами и ориентировочную основу действий, материалы для самоконтроля. В каждой теме предусмотрены контрольные тесты, учебно-исследовательские задачи и задания для самостоятельной работы, которые следует выполнить письменно в тетради по рекомендации преподавателя.

Цель занятия включает перечень знаний и умений, которыми обучаемый должен овладеть, а также сведения о реактивности и регенерации, с которыми он должен быть ознакомлен. Знания – это результат усвоения информации через обучение. Умения – это подтвержденные способности применять знания для получения результата и решения поставленных учебных задач. При работе с препаратами обучаемые руководствуются ориентировочной основой действий по изучению гистологических препаратов и электронных микрофотографий. Для развития навыков самостоятельной работы необходимо составить протокол описания препарата.

Чтобы правильно ответить на вопросы и контрольные тесты, необходимо знать гистогенез, морфофункциональные особенности изучаемых органов, научиться дифференциальной диагностике гистологических препаратов по теме и иметь представление об особенностях реактивности и регенерации. Решение теста заключается в выборе одного или нескольких правильных ответов из предлагаемых, а также внесении обозначений в схемы гистологического строения органов. Тестовый контроль позволяет курсантам и студентам выявить пробелы в знаниях по теме и в случае необходимости обратиться к следующим источникам информации:

1. Данилов Р.К., Клишов А.А., Боровая Т.Г. Гистология человека в мультимедиа. Учебник для студентов медицинских вузов. – СПб.: ЭЛБИ-СПб., 2004.

2. Данилов Р.К. Гистология. Эмбриология. Цитология: Учебник для студентов медицинских вузов. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006.

3. Данилов Р.К., Боровая Т.Г. Общая и медицинская эмбриология. – СПб.: СпецЛит, 2003.

4. Елисеев В.Г., Афанасьев Ю.И., Котовский Е.Ф., Яцковский А.Н. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов. – М.: Медицина, 2004.

5. Руководство по гистологии. Т. I и II. - СПб.: СпецЛит, 2001.

При подготовке к занятиям рекомендуется использовать материалы ресурса Интернет (www.webembryo.ru).

Учебно-исследовательские задачи ориентированы на развитие клинического мышления обучаемых. Их решение требует умения анализировать и синтезировать изученный материал с позиций гистогенеза и регенерации тканей и органов.

Занятие считается полностью выполненным, если знания, умения и навыки курсантов и студентов соответствуют требованиям, изложенным в разделе «Заключение». Завершает каждое занятие список основной и дополнительной литературы, своевременное ознакомление с которой поможет обучаемым полноценно подготовиться и усвоить учебный материал.

В Практикуме нашли отражение предусмотренные учебным планом занятия по диагностике гистологических препаратов. Они предназначены для промежуточного контроля знаний, навыков и умений по определенному разделу частной гистологии. Терминология в Практикуме соответствует «Международным терминам по цитологии и гистологии человека с официальным списком русских эквивалентов» (М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009).

Создание оптимальных условий для успешного проведения лабораторных занятий и качественная самостоятельная работа обучаемых служат одним из важнейших условий формирования компетентности, которая проявляется в готовности использовать свои знания, умения, навыки, опыт и личностные качества для эффективной деятельности в выбранной профессии врача.

 


КОЖА И ЕЕ ПРОИЗВОДНЫЕ

Граф логической структуры темы

Кожа

толстая

тонкая

эпидермис

дерма

производные кожи: Ногти

Волосы

Сальные железы

Потовые железы

Молочные железы

 

Цель занятия

Знать гистогенез, строение, функции кожи и молочной железы.

Уметь диагностировать на гистологических препаратах кожу, ее производные и составляющие их тканевые структуры и клеточные диффероны.

Ознакомиться с возрастными особенностями, реактивностью и регенерацией кожи и ее производных.

 

Работа с препаратами. Ориентировочная основа действий

Задание 1. Препарат «Кожа ладонной поверхности пальца (толстая кожа)» (окраска - гематоксилин и эозин).

Зарисовать препарат при малом увеличении и обозначить эпидермис, а в нем – базальный, шиповатый, зернистый, блестящий и роговой и слущивающийся слои; дерму (собственно кожу), в ней – сосочковый и сетчатый слои, сосуды, концевые отделы и выводные протоки потовых желез. Под дермой располагается подкожная основа (гиподерма). Она состоит из рыхлой соединительной ткани, состоящей из скопления жировых клеток (жировой слой).

Задание 2. Препарат «Кожа спины» (окраска-гематоксилин и эозин, дополнительный препарат).

Изучить препарат при малом увеличении. Обратить внимание на гистотопографические особенности этой части кожи. В альбоме составить протокол описания данного препарата.

Задание 3. Препарат «Кожа волосистой части головы (тонкая кожа)», (отвесный срез, окраска - гематоксилин и эозин).

При малом увеличении зарисовать препарат и обозначить: эпидермис, дерму, подкожную основу, корни волос, волосяные луковицы, корковое и мозговое вещество волоса, внутреннее и наружное корневые эпителиальные влагалища, соединительнотканную волосяную сумку, сальную железу волоса, мышцу, поднимающую волос.

 

Описание препарата

При малом увеличении микроскопа видны слои кожи: эпидермис, дерма, подкожная основа, а также срезанные в разных плоскостях корни волос. Корень волоса состоит из центрально расположенного мозгового вещества, коркового вещества и кутикулы (это хорошо видно на поперечных и продольных срезах). Корень заканчивается волосяной луковицей, которая служит матрицей для роста волоса. Корень волоса располагается в волосяном мешке, состоящем из двух эпителиальных влагалищ и соединительнотканной оболочки. Внутреннее корневое эпителиальное влагалище происходит из клеток волосяной луковицы, поэтому в нижних отделах корня его клетки теряются среди клеток луковицы; в верхних отделах эта оболочка исчезает на уровне открытия протоков сальных желёз. Наружное эпителиальное влагалище является производным росткового слоя эпидермиса, оно наиболее широкое вблизи эпидермиса и постепенно истончается по направлению к волосяной луковице. Ближе к поверхности оно утолщается и содержит все слои эпидермиса. Питание клеток волосяной луковицы осуществляется сосудами, расположенными в волосяном сосочке – рыхлой соединительной ткани, внедряющейся в луковицу.

Задание 4. Препарат «Кожа головы», тангенциальный срез (окраска - гематоксилин и эозин, дополнительный препарат).

Зарисовать при большом увеличении несколько поперечных срезов волос, сделанных на разных уровнях. Обозначить волосяную сумку, наружное и внутреннее корневые эпителиальные влагалища, кутикулу, корковое и мозговое вещество, сальную железу.

За дание 5. Препарат «Молочная железа в состоянии лактации» (окраска - гематоксилин и эозин).

Зарисовать при большом увеличении участок дольки железы и обозначить расширенные альвеолы, галактоциты (молочные экзокриноциты), прослойки рыхлой соединительной ткани с кровеносными сосудами.

 

Описание препарата

При ма­лом уве­ли­че­нии вид­ны доль­ки же­ле­зы, об­ра­зо­ван­ные мно­же­ст­вом альвеол (кон­це­вых от­де­лов), галактоциты которых вы­ра­ба­ты­ваю­т мо­ло­ко. Галак­то­ци­ты име­ют ку­би­че­скую фор­му, рас­по­ла­га­ют­ся в один слой, вто­рой слой - миоэпителиальный - со­став­ля­ют мио­эпи­те­лио­ци­ты, ко­то­рые осу­ще­ст­в­ля­ют эва­куа­цию сек­ре­та в вы­вод­ные про­то­ки. Сис­те­ма вы­вод­ных про­то­ков включает внутридольковые и внедольковые выводные про­то­ки. В про­слой­ках рых­лой со­еди­ни­тель­ной тка­ни, раз­де­ляю­щей доль­ки, рас­по­ла­га­ют­ся меж­доль­ко­вые вы­вод­ные про­то­ки, ко­то­рые пе­ре­хо­дят в свое­об­раз­ные ре­зер­вуа­ры мо­ло­ка - м­леч­ные си­ну­сы. В со­ста­ве стен­ки вы­вод­ные про­то­ков помимо кубических эпи­те­лио­ци­тов при­сут­ст­ву­ют мио­эпи­те­ли­ци­ты. В усть­ях меж­доль­ко­вых вы­вод­ных про­то­ков эпи­те­лий ста­но­вит­ся мно­го­слой­ным пло­ским.

Задание 6. Препарат «Молочная железа в нелактирующем состоянии» (окраска - гематоксилин и эозин).

При малом увеличении рассмотреть участок железы, обратить внимание на слабое развитие альвеол, выводных протоков и выраженное развитие рыхлой соединительной ткани.

Задание 7. Электронная микрофотография «Зернистые кератиноциты эпидермиса». В клетках зернистого слоя обратите внимание на пикнотизированные ядра, кератиновые филаменты и кератогиалиновые гранулы.

Задание 8. Электронная микрофотография «Шиповатый слой эпидермиса». Обратите внимание на форму шиповатых клеток, десмосомы, кератиновые тонофиламенты.

Задание 9. Электронная микрофотография «Эпителий альвеол молочной железы. Апокринная секреция». Рассмотреть строение галактоцита, обратить внимание на нарушение целостности апикального полюса клетки.

 

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ПРЕПАРАТЫ

«Ноготь» (окраска - гематоксилин и эозин).

«Кожа при загаре» (окраска - гематоксилин и эозин).

«Кожа пожилого человека» (окраска - гематоксилин и эозин).

 

Материалы для самоконтроля

1. Гистогенез кожи.

2. Гистофизиология кожи.

3. Клеточные диффероны эпидермиса.

4. Строение кожи, волос, ногтя, сальных и потовых желез.

5. Как отличить на препаратах сальную железу от потовой?

6. Гистогенез, строение, гистофизиология молочных желез.

 

Контрольные тесты

Вопрос 1. На схеме строения кожи

найдите:

1. Концевые отделы потовых желез кожи.

2. Базальный слой эпидермиса

3. Сетчатый слой дермы.

4. Зернистый слой эпидермиса.

 

Вопрос 2. Сальная железа:

1. Простая альвеолярная.

2. Простая трубчатая.

3. Голокринная.

4. Смешанная.

 

Вопрос 3. Ногтевое ложе образовано:

1. Ногтевой пластинкой.

2. Только эпителием кожного типа.

3. Только соединительной тканью.

4. Эпителием и соединительной тканью.

 

Вопрос 4. Волосяная луковица:

1. Образована соединительной тканью.

2. Образована эпителием.

3. Содержит кровеносные сосуды.

4. Выполняет камбиальную функцию.

 

Вопрос 5. Волосяная сумка:

1. Включает наружное корневое влагалище.

2. Включает внутреннее корневое влагалище.

3. Состоит из эпителия.

4. Состоит из соединительной ткани.

 

Учебно-исследовательские задачи

1. Для трансплантации на обожженную поверхность тела с участка бедра больного с помощью дерматома удален лоскут кожи на глубину сосочкового слоя. Каковы источники эпителизации донорского участка?

2. В результате травмы у больного удалена ногтевая пластинка. Укажите источники ее регенерации.

3. Назовите клетки кожи, позволяющие рассматривать её как орган иммунной системы?

 

Задания для самостоятельной работы.

1. Нарисовать схемы различных областей кожи, отражающие их топографические различия.

2. Назовите основные источники регенерации эпидермиса при повреждении кожи.

 

Заключение

Цель занятия достигнута, если Вы научились определять на препаратах особенности гистологического строения кожи и ее производных.

Теперь Вы знаете, по каким признакам следует различать:

1) тонкую и толстую кожу;

2) сальные и потовые железы;

3) ткани и оболочки волоса.

 

Основная литература

1. Данилов Р.К., Клишов А.А., Боровая Т.Г. Гистология человека в мультимедиа. Учебник для студентов медицинских вузов. – СПб.: ЭЛБИ-СПб., 2004.- С.146-157.

2. Данилов Р.К. Гистология. Эмбриология. Цитология: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006. – С. 197-211, 209-211.

3. Елисеев В.Г., Афанасьев Ю.И., Котовский Е.Ф., Яцковский А.Н. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов.– М.: Медицина, 2004. – 373-388, 438-441.

 

Дополнительная литература

Руководство по гистологии.– В 2т. Т.II - СПб.: СпецЛит, 2001.- С.9-59.

52-56.

 

Пищеварительная система

ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ

ОРГАНЫ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНого тракта

ПЕРЕДНИЙ ОТДЕЛ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОго тракта

полость рта:

губы, щеки, десна, твердое и мягкое небо, язык, зубы, слюнные железы, миндалина

ГЛОТКА

ПИЩЕВОД

 

СРЕДНИЙ ОТДЕЛ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОГО ТРАКТА:

желудок, тонкая кишка и толстая кишка, печень, желчный пузырь и поджелудочная железа, червеобразный отросток

 

ЗАДНИЙ ОТДЕЛ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОГО ТРАКТА:

каудальная часть прямой кишки

 

 

ПЕРЕДНИЙ ОТДЕЛ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОГО ТРАКТА

 

губа. Язык. Зубы

Цель занятия

Знать строение, функции и гистогенез стенки полости рта, языка и зубов.

Уметь диагностировать на гистологических препаратах тканевые структуры губы, языка и зубов.

Ознакомиться с возрастными особенностями, механизмом реактивности и регенерации изучаемых органов, что необходимо для понимания морфологической основы патогенеза заболеваний и травматических повреждений.

 

Работа с препаратами. Ориентировочная основа действий

Задание 1. Препарат «Губа» (окраска - гематоксилин и эозин, дополнительный препарат).

Зарисовать при малом увеличении сагиттальный разрез губы. Обозначить ее кожную, промежуточную и слизистую части; мышцы губы. Отметить слизистую оболочку, а в ней многослойный плоский неороговевающий эпителий и собственную пластинку, образованную рыхлой соединительной тканью; подслизистую основу с расположенными в ее толще слюнными губными железами. Обратить внимание на большое количество широких вен в сосочках собственной пластинки слизистой оболочки.

Описание препарата

На сагиттальном разрезе губы различают три части: кожную, промежуточную и слизистую. Эпителий, покрывающий слизистую часть губы, значительно толще, чем эпителий кожной части губы и не имеет признаков ороговения. В подслизистой основе слизистой части губы обнаруживаются концевые отделы губных желез смешанного слизисто-белкового типа. В эпителий промежуточной части губы глубоко вдаются высокие соединительнотканные сосочки, содержащие большое количество кровеносных сосудов, которые проникают почти до поверхностных слоев эпителия, что обусловливает красный цвет данного отдела губы. На границе с кожной частью губы видны концевые отделы сальных желез, потовые железы отсутствуют. Эпителий, покрывающий кожную часть губы, – многослойный плоский ороговевающий. В кожной части губы хорошо видны волосяные луковицы, сальные и потовые железы. Это является гистологическим маркером, отличающим кожную часть губы от слизистой и промежуточной частей.

Задание 2. Препарат «Язык. Нитевидные, грибовидные, желобоватые и листовидные сосочки» (окраска - гематоксилин и эозин).

Зарисовать при малом увеличении участок среза языка и обозначить нитевидные, грибовидные, желобоватые и листовидные сосочки; слизистую оболочку, а в ней многослойный плоский эпителий с признаками ороговения и собственную пластинку слизистой оболочки; исчерченную мышечную ткань языка и расположенные между пучками мышц слюнные железы языка.

Описание препарата

На срезе языка видны многочисленные выросты слизистой оболочки – сосочки. Нитевидные сосочки – конической формы, покрыты многослойным плоским эпителием с признаками ороговения, не содержат вкусовых почек. Грибовидные сосочки немногочисленны, крупнее нитевидных, имеют расширенную вершину и суженное основание, похожи на «шляпку гриба». В эпителии грибовидных сосочков могут встречаться 3-4 вкусовых почки. Желобоватые сосочки языка – самые крупные, в отличие от других сосочков не возвышаются над поверхностью языка, они погружены в его толщу таким образом, что вокруг них видны глубокие желобки, в которые впадают протоки мелких белковых желез языка, концевые отделы которых располагаются в соединительной ткани между пучками мышечных волокон, идущих в трех взаимно перпендикулярных направлениях. Эпителий желобоватых сосочков – неороговевающий, в нем имеются вкусовые луковицы. Листовидные сосочки имеют вид параллельных складок, покрыты многослойным плоским неороговевающим эпителием. В эпителии боковых поверхностей сосочков обнаруживаются вкусовые луковицы (3-4 луковицы с каждой стороны сосочка). На срезе вкусовые луковицы напоминают «апельсин, разрезанный вдоль». В пространство между сосочками открываются выводные протоки белковых желез, концевые отделы которых располагаются между пучками мышечных волокон.

Задание 3. Препарат “Стадия закладки зубного зачатка (срез челюсти зародыша), декальцинированный препарат” (окраска - гематоксилин и эозин).

Зарисовать при малом увеличении участок десны с формирующимся зубным зачатком. Обозначить многослойный плоский неороговевающий эпителий десны, зубную пластинку, эмалевый орган, а в нем внутренний, наружный эмалевый эпителий и звездчатый ретикулюм эмалевого органа; зубной сосочек, зубной мешочек, развивающуюся кость луночки зуба – оксифильные костные трабекулы.

Описание препарата

На препарате при малом увеличении микроскопа найти участок десны, покрытый многослойным плоским неороговевающим эпителием и место врастания эпителия в подлежащую мезенхиму, образующего скопления клеток – зубную пластинку, а также более крупные образования, напоминающие перевернутые бокалы, - эмалевые органы. В эмалевом органе можно выделить три слоя: наружный эмалевый эпителий, внутренний эмалевый эпителий и звездчатый ретикулюм эмалевого органа. В эмалевый орган глубоко вдается зубной сосочек. Клетки внутреннего эпителия эмалевого органа - будущие энамелобласты (клетки – производители эмали) граничат с клетками зубного сосочка - будущими дентинобластами, продуцирующими дентин. Остальные мезенхимные клетки зубного сосочка в дальнейшем специализируются на образование соединительной ткани пульпы зуба. Вокруг эмалевого органа и зубного сосочка хорошо заметны веретенообразные клетки зубного мешочка. Клетки зубного мешочка дифференцируются в цементобласты. Из клеток наружного слоя зубного мешочка образуется зубная связка (периодонт), соединяющая зуб с альвеолой челюсти. Около закладки зуба расположены ярко красные костные трабекулы грубоволокнистой костной ткани закладывающейся челюсти.

Задание 4. Препарат “Стадия гистогенеза зуба. Срез челюсти зародыша, декальцинированный препарат” (окраска - гематоксилин и эозин).

При малом увеличении рассмотреть более позднюю стадию развития зуба. Найти на препарате многослойный плоский неороговевающий эпителий слизистой оболочки полости рта, остатки зубной пластинки и звездчатого ретикулюма эмалевого органа, костные трабекулы. Зарисовать при большом увеличении участок коронки формирующегося зуба. Обозначить пульпарную полость (пульпу) зуба, дентинобласты, дентин; слой эмали и энамелобласты; остаток эмалевого органа.

Описание препарата

При малом увеличении, под многослойным плоским неороговевающим эпителием, выстилающим полость рта, видны крупные овальные образования, ярко окрашенные в розовый и фиолетовый тона. Это зубы на стадии образования дентина и эмали. Справа и слева от формирующегося зуба находятся светлые клетки, образующие сеть – это остатки звездчатого ретикулюма эмалевого органа. Видны оксифильные костные трабекулы закладывающейся челюсти. Дентин выглядит в виде широкой ярко розовой полосы. Под ним располагаются клетки, которые его вырабатывают, – дентинобласты. На препарате можно увидеть, что отростки дентинобластов направляются в основное вещество дентина. Снаружи от дентина лежит темно фиолетовый узкий слой эмали, ее продуцируют крупные цилиндрические клетки, расположенные снаружи от слоя эмали, - энамелобласты. Формирование дентина и эмали соответствующими клетками происходит во встречном направлении. По мере образования дентина и эмали зуб растёт, ряды клеток отодвигаются друг от друга. В центре зуба находятся клетки зубного сосочка, которые на поздних стадиях гистогенеза дифференцируются в клетки соединительной ткани, заполняющей пульпарную полость, Внутренние клетки зубного мешочка дифференцируются в клетки цемента зуба. Наружные клетки зубного мешочка дифференцируются в зубную связку - периодонт.

При большом увеличении рассмотреть энамелобласты. Обратить внимание на удлиненную форму клеток, ядро, смещённое в апикальную часть клетки.

Задание 5. Препарат “Продольный шлиф однокоренного зуба” (не окрашен).

Зарисовать при большом увеличении и обозначить дентин, цемент, периодонт, коллагеновые волокна, канал корня зуба, коронку и корень.

Описание препарата

Изучить препарат при малом увеличении. Зуб состоит из кальцинированных тканей, формирующих коронку, шейку и корень, окружающих пульпу зуба, содержащую рыхлую соединительную ткань, кровеносные сосуды и нервы. На шлифе видны только твердые ткани зуба. Коронка состоит из эмали и дентина, область их контакта называется дентино-эмалевым соединением. В шейке зуба дентин контактирует с цементом и формирует дентино-цементое соединение.

При большом увеличении видно, что эмаль состоит из эмалевых призм, проходящих через всю толщину эмали. По своему ходу эмалевые призмы образуют S-образные изгибы, поэтому на продольном шлифе зуба одни участки эмалевой призмы оказываются срезанными продольно, а другие - поперечно. Чередование таких продольно и поперечно сошлифованных участков создает эффект, выражающийся в появлении темных и светлых полосок, идущих в радиальном направлении. Дентин минерализован не столь высоко. Он содержит длинные узкие канальцы – дентинные трубочки, в которых в «живом» зубе содержатся отростки дентинобластов - клеток, образующих вещество дентина.

Задание 6. Препарат “Продольный срез декальцинированного зуба с десной” (окраска - гематоксилин и эозин).

Зарисовать при малом увеличении и обозначить: периодонт, эпителий десны, собственную пластинку слизистой оболочки десны.

Задание 7. Электронная микрофотография “Эмаль. Секреция эмали энамелобластами”. Ув. 8000.

Сделать схематический рисунок энамелобласта и обозначить ядро, эндоплазматическую сеть, комплекс Гольджи, митохондрию, гранулы в дистальном отделе клетки, эмаль.

 

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ПРЕПАРАТЫ

«Язык. Желобоватые сосочки (сосочки, окруженные валом)» (окраска - гематоксилин и эозин).

«Щека. Промежуточная часть. Поперечный срез линии сращения» (окраска - гематоксилин и эозин).

 

Материалы для самоконтроля

1. Что такое слизистая оболочка? Каков план ее строения?

2. Источники развития тканей слизистой оболочки.

3. Какие производные образует слизистая оболочка полости рта?

4. По каким морфологическим признакам отличить кожную и слизистую части губы?

5. Строение языка.

6. Гистотопография и строение сосочков языка.

7. Строение зуба.

8. Развитие и строение эмали зуба.

9. Объясните смысл процесса инверсии ядер в дифференцирующихся энамелобластах.

10. Гистогенез и строение дентина зуба.

11. Как происходит развитие цемента и каково его строение?

Контрольные тесты

Вопрос 1. На схеме поздней стадии развития зуба найдите:

1. Пульпу зуба.

2. Дентинобласты.

3. Энамелобласты.

4. Эмаль.

Вопрос 2. Листовидные сосочки языка являются производными:

1. Слизистой оболочки.

2. Слизистой и мышечной оболочек.

3. Эпителия.

4. Соединительной ткани.

 

Вопрос 3. Эмалевый орган образован:

1. Внутренними эмалевыми клетками.

2. Наружными эмалевыми клетками.

3. Звездчатым ретикулюмом.

4. Дентинобластами.

 

Учебно-исследовательские задачи

1. Известно, что эмаль и дентин развиваются из разных тканевых зачатков. Каковы проявления их тканевой специфичности?

2. Происходит ли образование дентина при кариозном процессе?

3. Восстанавливается ли эмаль зубов после повреждения?

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...