Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы




1. Нарисовать схему ультрамикроскопического строения энамелобласта.

2. Нарисовать схему ультрамикроскопического строения дентинобласта.

Заключение

Цель занятия достигнута при условии умения диагностировать на гистологических препаратах основные органы полости рта– губу, язык, зубы.

Теперь Вы знаете особенности строения:

1) кожной, промежуточной и слизистой частей губы;

2) всех структур, входящих в состав языка, типы его сосочков, определяющих особенности рельефа в различных отделах;

3) клеточных структур, участвующих в образовании основных компонентов зуба – эмали, дентина, цемента и пульпы.

 

Основная литература

1. Данилов Р.К., Клишов А.А., Боровая Т.Г. Гистология человека в мультимедиа. Учебник для студентов медицинских вузов. – СПб.: ЭЛБИ-СПб., 2004. – С. 158-165.

2. Данилов Р.К. Гистология. Эмбриология. Цитология: Учебник для студентов медицинских вузов. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006. – С. 212-220.

3. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов/В.Г. Елисеев, Ю.И.Афанасьев, Е.Ф. Котовский, А.Н. Яцковский. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Медицина, 2004. – С. 294-302.

 

Дополнительная литература

Руководство по гистологии. В 2 т. Т.II. – СПб.: СпецЛит, 2001. – С. 60-87.

 

БОЛЬШИЕ СЛЮННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ. МИНДАЛИНЫ. ПИЩЕВОД

Цель занятия

Изучить и знать гистогенез, строение и функции больших слюнных желез, миндалин и пищевода. Уметь определять эти органы и их тканевые структуры на препаратах. Ознакомиться с возрастными особенностями, реактивностью и регенерацией этих органов.

 

Работа с препаратами. Ориентировочная основа действий

Задание 1. Препарат "Околоушная железа" (окраска - гематокси­лин и эо­зин).

Рассмотреть и зарисовать пре­па­рат при ма­лом и боль­шом уве­ли­че­ниях микроскопа. Обо­значить: доль­ки, про­слой­ки меж­доль­ко­вой со­еди­ни­тель­ной тка­ни с со­су­да­ми и вы­вод­ны­ми про­то­ка­ми, се­роз­ные кон­це­вые от­де­лы, вста­воч­ные и ис­чер­чен­ные внут­ри­доль­ко­вые про­то­ки.

Описание препарата

Околоушные железы - это серозные (белковые) железы, состоящие из концевых отделов и системы выводных протоков, включающие вставочные протоки, исчерченные протоки, внутри- и междольковые и, наконец, общий выводной протоки. Эти железы, как и все большие слюнные железы, состоят из долек, ограниченных прослойками рыхлой соединительной ткани. Значительную часть долек составляют концевые (секреторные) отделы. Кроме них внутри дольки находятся вставочные и исчерченные протоки. В междольковой соединительной ткани проходят междольковые протоки и кровеносные сосуды. Концевой отдел состоит из серозных и миоэпителиальных клеток. Вставочные протоки выстланы низким кубическим эпителием, исчерченные протоки - столбчатым эпителием с базальной исчерченностью, а затем постепенно эпителий выводных протоков становится многослойным плоским.

За­да­ние 2. Препарат "Поднижнечелюстная железа" (окраска - гематоксилин и эозин).

При малом увеличении отметить, что в отличие от околоушной железы, дольчатость поднижнечелюстной железы выражена слабее. При большом увеличении изучить строение концевых (секреторных) отделов. Здесь встречаются два вида концевых отделов: серозные (такие же, как в околоушной железе) и смешанные серо-мукозные. В секреторных отделах найти темные серозные клетки (белковые отделы) и светлые крупные мукоциты (смешанные отделы). В последних сероциты располагаются в виде полулуний. Рассмотреть прилегающие к концевому отделу миоэпителиальные клетки. В дольке отыскать внутридольковые протоки железы - вставочный и исчерченный; между дольками - междольковые выводные протоки. Зарисовать и обозначить: серозные и серо-мукозные концевые отделы, вставочный проток, исчерченный проток, междольковые выводные протоки, прослойки рыхлой соединительной ткани.

За­да­ние 3. Препарат "Подъязычная железа" (окраска - гематоксилин и эозин).

В этой железе встречаются три вида концевых отделов: серозные, слизистые и смешанные серо-мукозные. При большом увеличении зарисовать смешанный концевой отдел и обозначить: сероциты, слизистые клетки (мукоциты) и миоэпителиальные клетки.

За­да­ние 4. Препарат "Неб­ная мин­да­ли­на" (окраска - ге­ма­ток­си­лин и эо­зин).

При малом увеличении найти скопления лимфоидной ткани в собственной пластинке слизистой оболочки носоглотки в виде округлых лимфоидных узелков. Обратить внимание на крипты, образованные как углубления многослойного плоского неороговевающего эпителия в собственную пластинку слизистой оболочки. При большом увеличении рассмотреть строение многослойного плоского неороговевающего эпителия, подлежащей собственной пластинки слизистой оболочки, образованной рыхлой соединительной тканью, инфильтрированных большим количеством лимфоцитов; изучить строение лимфоидных узелков со светлыми реактивными центрами и темными периферическими зонами. Зарисовать и обозначить: многослойный плоский неороговевающий эпителий, крипты, рыхлая соединительная ткань собственной пластинки слизистой оболочки, лимфоидные узелки.

За­да­ние 5. Препарат "Пи­ще­вод (по­пе­реч­ный раз­рез)" (окраска - ге­ма­ток­си­лин и эо­зин).

При ма­лом увеличении микроскопа об­ра­тить вни­ма­ние на склад­ча­тость сли­зи­стой обо­лоч­ки, тол­щи­ну мно­го­слой­но­го плос­ко­го эпи­те­лия, на­ли­чие соб­ст­вен­ных же­лез в под­сли­зи­стой ос­но­ве. Зарисовать и обо­зна­чить: сли­зи­стую обо­лоч­ку, мно­го­слой­ный эпи­те­лий, соб­ст­вен­ную и мы­шеч­ную пла­стин­ки слизистой оболочки, под­сли­зи­стую ос­но­ву с кон­це­вы­ми от­де­ла­ми соб­ст­вен­ных же­лез пи­ще­во­да, мы­шеч­ную и ад­вен­ти­ци­аль­ную обо­лоч­ки.

Описание препарата

При малом увеличении микроскопа видны оболочки пищевода - слизистая, подслизистая основа, мышечная и адвентициальная. Слизистая оболочка с подслизистой основой образуют высокие продольные складки, поэтому на поперечном сечении просвет пищевода звездчатый и узкий. Хорошо видны слои слизистой оболочки - многослойный плоский неороговевающий эпителий, собственная пластинка, образованная рыхлой соединительной тканью (в ней в кардиальном отделе находятся простые разветвленные трубчатые железы), мышечная пластинка (состоит из пучков гладких миоцитов).

В подслизистой основе, состоящей из рыхлой соединительной ткани с большим количеством сосудов, располагаются концевые отделы слизистых разветвленных желез - собственных желез пищевода.

Мышечная оболочка состоит из внутреннего циркулярного и наружного продольного слоев мышечных волокон. В верхней трети пищевода - это волокна висцеральной исчерченной мышечной ткани, в средней - висцеральная исчерченная мышечная ткань и гладкая мышечная ткань в равных соотношениях; в нижней - пучки гладкой мышечной ткани. Наружная оболочка в наддиафрагмальном отделе пищевода - адвентициальная (состоит из рыхлой соединительной ткани), в поддиафрагмальном - серозная (имеет в своем составе и мезотелий). В наружной оболочке находятся органные сосуды пищевода.

За­да­ние 6. Электронная микрофотография сероцита. Рассмотреть ультрамикроскопическое строение секреторной клетки околоушной слюнной железы, обратить внимание на ядро и микроворсинки на апикальной поверхности клетки.

 

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ПРЕПАРАТЫ

"Слизистые клетки в поднижнечелюстной железе" (окраска - муцикармин по П. Мейеру и гематоксилин).

При большом увеличении рассмотрите окрашенную в красный цвет муцикармином слизь, ядра – синие.

 

Материалы для самоконтроля

1. Гистогенез и тканевое строение больших слюнных желез.

2. Общие принципы организации больших слюнных желез. Как устроена долька большой слюнной железы? Каково строение ее выводных протоков?

3. Миндалина как производное слизистой оболочки носоглотки.

4. Тканевое строение и гистогенез пищевода.

 

Контрольные тесты

Вопрос 1. На схеме строения околоушной железы найти:

1. Междольковый проток

2. Вставочный про­то­к

3. Исчерченный про­то­к

4. Рыхлую соединительную ткань

5. Ацинус

6. Сероциты

7. Миоэпителиоциты

 

Вопрос 2. В состав миндалины входят:

1. Крипта

2. Многослойный эпителий

3. Лимфоидные узелки

4. Кровеносные сосуды

 

Вопрос 3. Эпителий слизистой оболочки пищевода:

1. Многослойный

2. Многорядный

3. Развивается из прехордальной пластинки

4. Развивается из энтодермы

 

Учебно-исследовательские задачи

1. За счет каких источников будет происходить регенерация концевых отделов околоушной железы при ее повреждении?

2. В стенках полого органа эмбриона человека на гистологическом срезе обнаружены следующие оболочки: слизистая, подслизистая основа, мышечная, адвентициальная. Слизистая выстлана многорядным реснитчатым эпителием, а мышечная оболочка представлена висцеральной исчерченной мышечной тканью. Что это за орган?

3. Каково участие миндалин в иммунных реакциях организма? В каких ситуациях миндалины представляют опасность для организма?

 

Задания для самостоятельной работы

1. Нарисовать схему продольного разреза смешанного концевого отдела.

2. Нарисовать схему строения криптолимфона.

3. Нарисовать схемы обычного многослойного эпителия и эпителия, инфильтрированного лимфоцитами. Как изменена форма эпителиоцитов в последнем случае?

 

Заключение

Цель достигнута, если Вы научились определять на препаратах особенности гистологического строения больших слюнных желез, миндалин и пищевода.

Теперь Вы знаете, по каким гистологическим признакам следует различать:

1) типы концевых отделов больших слюнных желез;

2) концевые отделы и выводные протоки больших слюнных желез;

3) миндалины от других лимфоидных органов;

4) оболочки пищевода.

 

Основная литература

1. Данилов Р.К., Клишов А.А., Боровая Т.Г. Гистология человека в мультимедиа. Учебник для студентов медицинских вузов. – СПб.: ЭЛБИ-СПб., 2004.- С.165-170.

2. Данилов Р.К. Гистология. Эмбриология. Цитология: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006. – С. 220-227.

3. Елисеев В.Г., Афанасьев Ю.И., Котовский Е.Ф., Яцковский А.Н. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов.– М.: Медицина, 2004. – С.303-310.

 

Дополнительная литература

Руководство по гистологии. В 2 т. – Т.II. - СПб.: СпецЛит, 2001. – С. 87-104.

 

 

Желудок

 

Цель занятия

Знать строение, функции и гистогенез тканей желудка.

Уметь определять на гистологических препаратах тканевые и клеточные компоненты стенки желудка.

Ознакомиться с возрастными особенностями, реактивностью и регенерацией тканей желудка.

 

Ориентировочная основа действий

Задание 1. Препарат «Переход пищевода в желудок» (окраска-гематоксилин и эозин).

При малом увеличении зарисовать место перехода пищевода в желудок. Отметить резкий стык многослойного плоского неороговевающего эпителия пищевода и однослойного столбчатого эпителия желудка. В желудке, в собственной пластинке слизистой оболочки, отметить концевые отделы кардиальных желез желудка. В пищеводе, в подслизистой основе, - концевые отделы собственных желез пищевода. В желудке обратите внимание на желудочные ямочки, шейки и концевые отделы кардиальных желез; мышечную и серозную оболочки.

Задание 2. Препарат «Дно желудка» (окраска - гемалаун и оранжевый G).

При малом увеличении хорошо различимы слизистая оболочка, подслизистая основа, мышечная и серозная оболочки. При большом увеличении зарисовать участок слизистой оболочки. Обозначить выстилающий ее однослойный столбчатый (цилиндрический) эпителий, желудочные ямочки, собственные (фундальные) железы желудка. Отметить дно, главную часть (тело) и шейку железы, главные, париетальные (обкладочные), и шеечные слизистые клетки, собственную и мышечную пластинки слизистой оболочки.

 

Описание препарата

При малом увеличении хорошо различимы – слизистая оболочка, подслизитая основа, мышечная и серозная оболочки. Слизистая оболочка со стороны просвета покрыта однослойным столбчатым (цилиндрическим) железистым эпителием, образующим небольшие углубления в собственную пластинку слизистой оболочки, называемые желудочными ямочками. Широкая собственнаяпластинка желудка, образованная рыхлой соединительной тканью, практически не видна, т.к. она вся заполнена простыми, трубчатыми, неразветвлёнными собственными железами. В них различают шейку, открывающуюся на дне желудочной ямочки, главную часть (тело) и дно. В области дна желёз располагается мышечная пластинка слизистой оболочки, состоящая из трёх слоёв гладкомышечных клеток.

При большом увеличении виден однослойный столбчатый эпителий, выстилающий слизистую оболочку и желудочные ямочки. Апикальная поверхность клеток этого эпителия заполнена светлыми каплями мукоидного секрета. Клетки собственной железы желудка имеют разные размеры и по-разному окрашиваются: более многочисленны мелкие клетки, которые располагаются в области дна и главной части желёз, окрашиваются в светло-фиолетовый цвет. Это - главные экзокриноциты, секретирующие пепсиноген. Снаружи от них видны более крупные, окрашенные в коричнево-оранжевые тона париетальные (обкладочные) экзокриноциты. Они вырабатывают хлориды, активизирующие пепсиноген. Слизистые клетки (мукоциты) располагаются в главной части собственных желёз желудка и в их шейке. В них часто встречаются митозы. Они являются камбиальными клетками.

Задание 3. Электронная микрофотография «Главный экзокриноцит собственной железы желудка».

Сделать схематический рисунок главного экзокриноцита и обозначить ядро, эндоплазматическую сеть, комплекс Гольджи, митохондрии, секреторные гранулы.

Задание 4. Электронная микрофотография «Париетальный экзокриноцит собственной железы желудка».

Сделать схематический рисунок париетального экзокриноцита и обозначить ядро, митохондрии, комплекс Гольджи, внутриклеточные секреторные канальцы, десмосомы.

Задание5. Электронная микрофотография «Слизистая клетка собственной железы желудка».

Найти ядро, эндоплазматическую сеть, комплекс Гольджи, слизистые секреторные гранулы в апикальной части.

Задание 6. Электронная микрофотография «Энтероэндокринная клетка собственной железы желудка».

Найти ядро, эндоплазматическую сеть, комплекс Гольджи, секреторные гранулы в базальной части.

Задание 7. Препарат «Пилорическая часть желудка» (окраска - гематоксилин и эозин).

Изучить и зарисовать препарат при малом увеличении. На рисунке отметить глубокие желудочные ямочки, редко расположенные в слизистой оболочке концевые отделы пилорических желез.

 

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ПРЕПАРАТЫ

«Гликопротеины в поверхностных мукоцитах поверхностного эпителия и мукоцитах желез желудка» (окраска - ШИК-реакция и гематоксилин).

«Межмышечное нервное сплетение желудочно-кишечного тракта» (импрегнация серебром).

 

Материалы для самоконтроля

1. Гистогенез желудка.

2. Тканевое строение стенки желудка.

3. Гистотопографические особенности слизистой оболочки желудка.

4. Гистофизиология и клеточный состав желудочных желез.

5. Морфофункциональная характеристика клеток собственных желез желудка.

6. Физиологическая и репаративная регенерация слизистой оболочки желудка

 

Контрольные тесты

Вопрос 1. На схеме перехода пищевода в желудок найдите:

1. Стык многослойного плоского эпителия пищевода и однослойного столбчатого эпителия желудка.

2. Собственные железы пищевода.

3. Желудочные ямки.

4. Кардиальные железы желудка.

 

Вопрос 2. В пищеводе человека железы расположены в:

1. Слизистой оболочке.

2. Мышечной оболочке.

3. Подслизистой основе.

4. Адвентициальной оболочке.

 

Вопрос 3. В эпителии собственных желез встречаются следующие клеточные диффероны:

1. Главные экзокриноциты.

2. Бокаловидные клетки.

3. Париетальные экзокриноциты.

4. Реснитчатые клетки.

 

Вопрос 4. Пилорические железы желудка:

1. Расположены в слизистой оболочке.

2. Имеют короткие, разветвленные концевые отделы

3. Открываются в глубокие желудочные ямочки.

4. Имеют длинные, неразветвленные концевые отделы.

 

Учебно-исследовательские задачи

1. Название и функция эпителиальных клеток, находящихся в шейках желез желудка.

2. Какой отдел желудка представлен на препарате, если в слизистой оболочке Вы видите глубокие желудочные ямочки с открывающимися в них разветвленными железами?

3. Недостаточная функция (или отсутствие) определенных клеток в железах желудка приводит к недостаточному образованию антианемического фактора, необходимого для всасывания витамина В12. Назовите эти клетки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...