Библиотека журнала «Логопед»
Стр 1 из 5Следующая ⇒ БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА «ЛОГОПЕД» О.В. Бачина М.П. Вилочева ШКОЛЬНЫЙ ЛОГОПУНКТ: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Творческий Центр Москва 2009 УДК 376 ББК 74.3 Б32 Бачина О.В., Вилочева М.П. Б32 Школьный логопункт: Организация и содержание работы. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»). (2) 18ВМ 978-5-9949-0195-3 В пособии рассматриваются вопросы организации и содержания деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы, егоаттестации в соответствии с существующими в настоящее время нормативными и инструктивно-методическими документами. Учителя-логопеды и представители администрации учреждений для детей школьного возраста найдут в пособии материалы, являющиеся результатом обобщения практического опыта в работе с детьми, имеющими нарушения речи и способствующие оптимизации учебно-коррекционной работы в условиях школьного логопункта, повышению уровня профессиональной компетентности. УДК 376 ББК 74.3 Бачина Ольга Викторовна Вилочева Марина Петровна ШКОЛЬНЫЙ ЛОГОПУНКТ: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Главный редактор Т.В. Цветкова Научный редактор ОЛ. Степанова Редактор И.С. Шиловских Дизайнер обложки О.В. Максимова Корректор Л.Б. Успенская Компьютерная верстка С.Н. Гамзиной Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в ООО «ТЦ Сфера» Библиотека журнала «Логопед» зарегистрирована в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых'коммуникаций и охране культурного наследия 12.07.07. Свидетельство ПИ № ФС-28843. Подписной индекс (в комплекте) в каталогах: «Роспечать» — 18036, «Пресса России» — 39756 Подписано в печать 06.02.09. Формат 60х90'/|6.
Гарнитура Тайме. Усл. п. л. 4,0. Тираж 6000 экз. Заказ № 1541. Издательство «ТЦ Сфера». Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3. Тел.: (495)656-75-05,656-72-05 Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета» «Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова». 214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2. 18ВЫ 978-5-9949-0195-3 © ООО «ТЦ Сфера», 2009 Библиотека журнала «Логопед» Введение В данном учебно-методическом пособии представлен материал, являющийся руководством к деятельности учителя-логопеда при организации работы в условиях школьного логопункта. Отличительная особенность издания — сочетание нормативно-программных документов федерального уровня и практико-ориентированных материалов, являющихся результатом обобщения накопленного опыта работы в условиях школы. Включенные в пособие инструктивно-методические письма, нормативно-программные документы, сборники приказов и инструкций Министерства образования и науки РФ регламентируют работу учителя-логопеда в части организации деятельности школьного логопункта, его должностных обязанностей и распределения рабочего времени, требований к квалификации по разрядам оплаты труда, нормативно-правовых основ образовательной деятельности и аттестации. Основные требования к оборудованию, содержанию и оформлению логопедического кабинета с перечнем дидактических пособий, используемых в работе; документация, необходимая в организации деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы, и основные требования к ее хранению изложены со ссылками на документы и материалы, учебно-методические пособия, имеющие гриф МО РФ с указанием полных библиографических сведений. Такой подход, по мнению авторов, дает возможность специалистам, кураторам и всем заинтересованным лицам быть правомерными и объективными при построении стратегии и тактики организации и проведения логопедической работы в рассматриваемых условиях.
Нашим молодым коллегам, начинающим учителям-логопедам общеобразовательных школ такие пошаговые методические рекомендации и разъяснения со ссылками на федеральные нормативные правовые документы помогут избежать неуверенности, ошибок и затруднений при организации и проведении логопедической работы в условиях логопункта.
Школьный логопункт: организация и содержание работы Считаем важным напомнить, что в каждом регионе, любой другой административно-территориальной единице существуют свои, местные нормативные акты, регулирующие образовательную деятельность, в том числе и учителей-логопедов, но эти локальные документы не должны противоречить федеральным и ухудшать условия работы специалистов. Также в пособии имеется раздел, содержащий материалы из опыта работы учителей-логопедов школьного логопункта и способствующий более рациональной и эффективной реализации на практике требований и рекомендаций документов федерального значения. Например, сначала перечисляются необходимые в организации деятельности учителя-логопеда школы виды логопедической документации, согласно требованиям Министерства образования РФ, а затем представляется каждый из них и поясняются особенности его оформления и ведения с учетом собственного опыта работы. В пособии рассматриваются (схематично) учебный процесс в системе коррекционно-развивающего обучения (КРО), методические принципы его организации и средства для их реализации; даются положения для психолого-дидактического анализа и оценки коррекционно-развивающего занятия на основе требований к их проведению, а в результате у педагога-практика появляется алгоритм организации, проведения и оценки коррекционно-разививающих занятий. Это особенно важно сейчас, поскольку в образовательных учреждениях нарастают процессы интеграции, в результате которых учителю-логопеду приходится работать не только с учениками, имеющими нарушения речи первичного характера, но и с другими категориями детей, у которых нарушения речи имеют вторичную природу (задержка психического развития, особенности познавательной деятельности различной этиологии).
Диагностическая составляющая логопедической работы представлена в таблице с вариантами формулирования логопедических заключений, учитывающих различную природу и структуру речевых нарушений, вариант анкеты для родителей. Содержательная составляющая логопедической работы показана через вариант тематического планирования лого-
Библиотека журнала «Логопед» педических занятий, конспекты подгрупповых занятий по темам: «Звуки [с], [с']», «Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин» с комментариями используемых инструкций, приемов, средств, методов работы на занятии и т.д. Организационная составляющая логопедической работы проиллюстрирована нормативами предельной наполняемости групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи; инструкциями по охране труда и правилами техники безопасности и противопожарной защиты для учащихся в логопедическом кабинете; образцами ведения логопедической документации; потребления этилового спирта для учреждений образования и вариантом акта-отчета о его списании. Показан примерный вариант расписания логопедических занятий. Самообразовательная составляющая логопедической работы отражена в образцах отчетов о количестве обучающихся и результатах обучения в логопедическом пункте за учебный год, некоторых аттестационных документов, схемах самоанализа деятельности учителя-логопеда и графиках оценки содержания урока (занятия). Авторы надеются, что материалы, представленные в нашем пособии, помогут организовать и осуществлять эффективную логопедическую работу в условиях общеобразовательной школы с учетом современного нормативно-правового и программно-методического обеспечения, а также позитивного педагогического опыта.
Школьный логопуннт: организация и содержание работы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|