Задание для самостоятельной работы
1. Нарисовать схему соматической рефлекторной дуги. 2. Перечислить оболочки спинного мозга.
Заключение Цель занятия достигнута, если Вы научились диагностировать на гистологических препаратах спинной мозг, чувствительный ганглий и их основные тканевые компоненты. Теперь Вы знаете, по каким морфологическим маркерам следует различать: 1) серое и белое вещество спинного мозга; 2) передние, задние, боковые рога; 3) передние и задние корешки; 4) нервные и глиальные клетки.
Основная литература 1. Данилов Р.К., Клишов А.А., Боровая Т.Г. Гистология человека в мультимедиа. Учебник для студентов медицинских вузов. – СПб.: ЭЛБИ-СПб., 2004. – С. 248 - 254. 2. Данилов Р.К. Гистология. Эмбриология. Цитология: Учебник для студентов медицинских вузов. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006. – С. 328 - 334. 3. Елисеев В.Г., Афанасьев Ю.И., Котовский Е.Ф., Яцковский А.Н. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов. - М.: Медицина, 2004. – С. 182 – 186.
Дополнительная литература Руководство по гистологии. В 2 т. Т. II. – СПб.: СпецЛит, 2001. – С. 563 – 573, 580 -584.
Ствол головного мозга. Мозжечок
Цель занятия Знать гистогенез, строение и гистофизиологию мозжечка. Уметь определять на препаратах кору мозжечка, ее слои, а также разные диффероны нейронов. Ознакомиться с цитоархитектоникой разных отделов ствола головного мозга. Иметь представление о возрастных особенностях, реактивности и регенерации мозжечка и ствола головного мозга.
Работа с препаратами. Ориентировочная основа действий Задание 1. Препарат “Мозжечок” (окраска - импрегнация серебром). При большом увеличении зарисовать участок коры мозжечка. Отметить на рисунке молекулярный слой, слой грушевидных нейронов (слой клеток Пуркинье) и зернистый слой, грушевидный нейрон с отростками, зерновидные нейроны и Т-образные разветвления их аксонов в молекулярном слое, корзинчатые клетки и “корзинки” вокруг тел грушевидных нейронов.
Описание препарата При малом увеличении видны извилины мозжечка, образованные корой (окрашена в темный цвет) и белым веществом (окрашено светлее). В коре хорошо заметна цепочка крупных грушевидных клеток, от верхней части которых к поверхности коры направлены ветвящиеся дендриты. Это слой грушевидных нейронов (слой клеток Пуркинье). Книзу от этого слоя лежит зернистый слой, состоящий из зерновидных нейронов. Поверхностный слой коры - молекулярный, образован мелкими корзинчатыми и звездчатыми нейронами и глиоцитами. Задание 2. Препарат “Мозжечок” (окраска - гематоксилин и эозин, дополнительный препарат). Зарисовать при малом увеличении участок извилины мозжечка. Отметить серое и белое вещество. В сером веществе указать слои – молекулярный, слой клеток Пуркинье (а в нем тела грушевидных нейронов), зернистый. Задание 3. Учебная таблица “Схема взаимоотношений нейронов мозжечка”. Зарисовать таблицу и обозначить слои коры мозжечка, грушевидные нейроны, зерновидные и корзинчатые нейроны, большие звездчатые нейроны; моховидные и лазящие (лиановидные) нервные волокна. Показать взаимоотношения нейронов в параллельной и поперечной ходу извилины плоскостях. Обозначить три сочетательные системы коры мозжечка.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ПРЕПАРАТ “Продолговатый мозг. Срез на уровне нижних олив” (импрегнация серебром). При большом увеличении рассмотреть топографию и строение белого и серого вещества.
Материалы для самоконтроля
1. Гистогенез ствола мозга и мозжечка. 2. Строение коры мозжечка и ее нейронный состав. 3. Назовите возбуждающие и тормозящие нейроны мозжечка. Расскажите о взаимодействии нейронов коры мозжечка. 4. Укажите афферентные и эфферентные волокна коры мозжечка. 5. Чем образованы «корзинки» вокруг тел грушевидных нейронов? 6. Как отличить на препарате молекулярный слой коры мозжечка от белого вещества?
Контрольные тесты
извилины мозжечка: 1. Белое вещество. 2. Молекулярный слой коры. 3. Зернистый слой коры. 4. Слой грушевидных нейронов.
Вопрос 2. Нервный импульс поступает в кору мозжечка по: 1. Моховидным нервным волокнам. 2. Дендритам грушевидных нейронов. 3. Лазящим (лиановидным) нервным волокнам. 4. Аксонам корзинчатых нейронов.
Вопрос 3. Нейроны серого вещества ствола мозга: 1. Биполярные. 2. Псевдоуниполярные. 3. Чувствительные. 4. Мультиполярные.
Вопрос 4. Глиальные элементы коры мозжечка это: 1. Астроциты. 2. Корзинчатые клетки. 3. Олигодендроглиоциты. 4. Глиальные макрофаги.
Учебно-исследовательские задачи 1. Покажите на схеме, как распространяются импульсы в коре мозжечка, если они поступают по лазящим волокнам. 2. Покажите на схеме, как распространяются импульсы в коре мозжечка, если они поступают по моховидным волокнам. 3. При алкогольной интоксикации происходит утрата правильной координации движений. На каких клетках коры мозжечка нарушена синаптическая передача?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|