Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы




1. Нарисовать схему грушевидного нейрона мозжечка и синаптические контакты с ним.

 

Заключение

Цель занятия достигнута, если Вы научились диагностировать на гистологических препаратах мозжечок и его основные тканевые и клеточные компоненты.

Теперь Вы знаете, по каким морфологическим маркерам следует различать:

1) кору и белое вещество мозжечка;

2) слои коры мозжечка;

3) грушевидные нейроны;

4) нервные клетки и глиоциты мозжечка.

 

Основная литература

1. Данилов Р.К., Клишов А.А., Боровая Т.Г. Гистология человека в мультимедиа. Учебник для студентов медицинских вузов. – СПб.: ЭЛБИ-СПб., 2004. – С. 248 - 259.

2. Данилов Р.К. Гистология. Эмбриология. Цитология: Учебник для студентов медицинских вузов. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006. – С. 334 - 340.

3. Елисеев В.Г., Афанасьев Ю.И., Котовский Е.Ф., Яцковский А.Н. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов. - М.: Медицина, 2004. – С. 190 – 191.

 

Дополнительная литература

Руководство по гистологии. В 2 т. Т. II. – СПб.: СпецЛит, 2001. – С. 553 – 563, 573 -580.

 

 

Кора большого мозга

 

Цель занятия

Знать гистогенез, нормальное строение и взаимосвязи нейронов коры большого мозга.

Уметь различать на гистологических препаратах серое и белое вещество, пластинки (слои) коры, пирамидные и звездчатые клетки.

Ознакомиться с возрастными особенностями и реактивностью коры.

 

Работа с препаратами. Ориентировочная основа действий

Задание 1. Препарат «Кора полушарий большого мозга» (окраска - импрегнация серебром). Зарисовать при большом увеличении участок коры. На рисунке отметить гигантский пирамидный нейрон, его ядро, апикальный и боковые дендриты, аксон.

 

Описание препарата

При большом увеличении определить внутреннюю пирамидную пластинку коры по наличию в ней гигантских пирамидных нейронов. Основания этих клеток обращены к мультиформной пластинке и белому веществу. Апикальные дендриты пирамидных нейронов направлены в сторону молекулярной пластинки коры, ветвления боковых дендритов видны во внутренней пирамидной пластинке. Аксоны отходят от основания нейронов, идут в белое вещество, образуя комиссуральные и проекционные нервные волокна, составляют основную часть пирамидных путей.

Задание 2. Препарат «Кора полушарий большого мозга» (окраска - гематоксилин и эозин).

Зарисовать при малом увеличении участок извилины и отметить серое и белое вещество; молекулярную, наружную зернистую, наружную пирамидную, внутреннюю зернистую, внутреннюю пирамидную и мультиформнуюпластинки коры.

Задание 3. Учебная схема «Строение колонки коры большого мозга».

Зарисовать и обозначить эфферентные, ассоциативные и афферентные волокна; пирамидные нейроны, возбудающие звездчатые и тормозные нейроны коры.

 

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ПРЕПАРАТ

«Шипики на дендритах пирамидных нейронов» (окраска - метод Гольджи).

 

Материалы для самоконтроля

1. Гистогенез коры головного мозга.

2. Типы нейронов коры, их строение и функции.

3. Цито- и миелоархитектоника коры.

4. Классификация нервных волокон коры.

5. Ультраструктура синапсов коры.

6. Изменения синапсов коры при действии психогенных ОВ и интоксикации.

7. Как определить на препарате коры внутреннюю пирамидную пластинку, наружную зернистую пластинку?

8. Как отличить на импрегнированном серебром препарате апикальный дендрит пирамидного нейрона от его аксона?

 

Контрольные тесты

Вопрос 1. На рисунке коры головного мозга человека обозначить:

1. Молекулярную пластинку.

2. Внутреннюю пирамидную пластинку.

3. Внутреннюю зернистую пластинку.

4. Апикальный дендрит пирамидного нейрона.

 

Вопрос 2. В коре по форме клеток различают нейроны:

1. Пирамидные.

2. Звёздчатые.

3. Псевдоуниполярные.

4. Веретеновидные.

 

Вопрос 3. Корковая колонка включает:

1. Афферентные волокна.

2. Группу пирамидных нейронов.

3. Звездчатые нейроны.

4. Систему тормозных нейронов.

 

Вопрос 4. Афферентные волокна в коре полушарий могут быть аксонами:

1. Пирамидных нейронов.

2. Псевдоуниполярных нейронов.

3. Мультиполярных нейронов зрительного бугра.

4. Грушевидных нейронов мозжечка.

 

Вопрос 5. При воздействии на кору нейротропных ядов, радиационного облучения, асфиксии и пр. наблюдаются:

1. Разрушение шипикового аппарата пирамидных нейронов.

2. Нарушение синаптических связей.

3. Разрушение хроматофильной субстанции нейронов.

4. Гибель нейронов.

 

Учебно-исследовательские задачи

1. Как можно объяснить прогрессирующее уменьшение количества нейронов в единице объема коры большого мозга ребенка в первые 2 года после рождения?

2. Какое воздействие на пирамидный нейрон оказывает корзинчатый нейрон, вырабатывающий гамма-аминомасляную кислоту?

3. Какие нейроны дифференцируются первыми при гистогенезе коры большого мозга?

4. Можно ли назвать гигантскую пирамидную клетку двигательным нейроном?

5. Каким образом коллатераль аксона пирамидного (возбуждающего) нейрона может оказывать тормозное воздействие на соседнюю клетку?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...