Задания для самостоятельной работы
1. Нарисовать схему строения рефлекторной дуги симпатического и парасимпатического отделов автономной нервной системы. 2. Нарисовать схему строения миелинового и безмиелинового нервного волокна. Заключение Цель занятия достигнута при условии четкой диагностики Вами на гистологических препаратах элементов автономной нервной системы, нервов и нервных окончаний. Теперь Вы знаете, по каким морфологическим маркерам определять на препаратах: 1) нервы; 2) автономные нервные ганглии.
Основная литература 1. Данилов Р.К., Клишов А.А., Боровая Т.Г. Гистология человека в мультимедиа. Учебник для студентов медицинских вузов. – СПб.: ЭЛБИ-СПб., 2004. – С. 140-141, 264 - 268. 2. Данилов Р.К. Гистология. Эмбриология. Цитология: Учебник для студентов медицинских вузов. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006.– С. 189 – 191, 346 - 350. 3. Елисеев В.Г., Афанасьев Ю.И., Котовский Е.Ф., Яцковский А.Н. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов. - М.: Медицина, 2004. – С. 168 – 184. Дополнительная литература Руководство по гистологии. В 2 т. Т. II. – СПб.: СпецЛит, 2001. – С. 598 - 611. Органы чувств ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ РАЗДЕЛА I группа орган обоняния орган зрения II группа ОРГАН ВКУСА ОРГАН СЛУХА ОРГАН РАВНОВЕСИЯ И ГРАВИТАЦИИ III гРУППА РЕЦЕПТОРЫ
Органы обоняния и зрения
Цель занятия Знать гистогенез, строение и гистофизиологию органов обоняния и зрения. Уметь определять на гистологических срезах все тканевые и клеточные структуры глаза. Ознакомиться с реакцией клеток сетчатки на действие адекватных и неадекватных раздражителей, с закономерностями регенерации тканей оболочек глаза и его вспомогательного аппарата.
Работа с препаратами. Ориентировочная основа действий Задание 1. Препарат «Задняя стенка глаза. Сетчатка» (окраска - гематоксилин и эозин). Зарисовать при большом увеличении заднюю стенку глаза и обозначить сетчатку, сосудистую оболочку глазного яблока и фиброзную оболочку - склеру. В зрительной части сетчатки отметить пигментный слой, слой палочек и колбочек, наружный пограничный слой, наружные ядерный и сетчатый слои, внутренние ядерный и сетчатый слои, ганглиозный слой, слой нервных волокон и внутренний пограничный слой. В сосудистой оболочке обозначить базальную мембрану, хориокапиллярный слой, сосудистый слой и надсосудистую пластинку, меланоциты.
Описание препарата При малом увеличении хорошо различимы три оболочки глазного яблока: наружная широкая и оксифильная – склера (образована разновидностью плотной соединительной ткани), средняя – собственно сосудистая оболочка, ее формируют три слоя. Прилежащий слой к склере состоит из коллагеновых и эластических волокон, средний – сосудистый, содержит множественные расширенные сосуды и хориокапиллярный – состоит из гемокапилляров и множества пигментоцитов. Глубже располагается сетчатка. У человека сетчатка – инвертированного типа. Ее наружный слой – пигментный эпителий – примыкает к сосудистой оболочке, и выглядит узкой черной полоской На свету этот слой расширяется в результате миграции пигмента в отростки пигментоцитов. С пигментным слоем контактирует слой палочек и колбочек – это периферические отростки палочковых и колбочковых фоторецепторных нейронов. Следующий – наружный ядерный (зернистый) слой, состоит из ядросодержащих частей фоторецепторных клеток; далее располагается наружный сетчатый слой, включающий центральные отростки палочковых и колбочковых фоторецепторных нейронов и дендриты биполярных нейронов. Тела биполярных нейронов формируют внутренний ядерный слой. Внутренний сетчатый слой образован нейритами биполярных нейронов и дендритами ганглиозных нейронов. Тела ганглиозных нейронов образуют ганглиозный слой сетчатки. Слой нервных волокон составлен из нейритов ганглиозных неронов, формируюших затем зрительный нерв.
Задание 2. Учебная таблица «Схема цитоархитектоники сетчатки». Зарисовать и обозначить слои сетчатки и названия нервных клеток: палочковые, колбочковые, биполярный нейрон, ганглиозный нейрон, горизонтальный нейрон, амакринный нейрон. Задание 3. Электронная микрофотография «Палочковые и колбочковые нейроны сетчатки» Ув. 6000. Изучите особенности строения и составьте протокол описания микрофотографии. Задание 4. Препарат «Роговица глаза» (окраска - гематоксилин и эозин). При большом увеличении изучить и зарисовать строение роговицы. На рисунке обозначить передний многослойный плоский неороговевающий эпителий; переднюю пограничную (боуменову) мембрану; плотную соединительную ткань собственного вещества; заднюю пограничную (десцеметову) мембрану; задний однослойный плоский глиальный (десцеметов) эпителий – эндотелий передней камеры глаза. Задание 5. Препарат «Угол глаза» (окраска - гематоксилин и эозин). Зарисовать угол глаза при малом увеличении и обозначить роговицу, а в ней передний эпителий, переднюю пограничную пластинку, собственное вещество, заднюю пограничную пластинку, эндотелий передней камеры глаза (задний эпителий); радужку, а в ней – передний эпителий, передний пограничный слой, сосудистый слой с мышцей суживающий зрачок в зрачковой зоне, задний пограничный слой с мышцей расширяющей зрачок и пигментный слой; ресничное тело с отростками и ресничной мышцей. В хрусталике обозначить капсулу, субкапсулярный эпителий, хрусталиковые волокна и ростковую зону. Задание 6. Электронная микрофотография «Обонятельные нейросенсорные эпителиоциты (рецепторные клетки обонятельной области носа)». Ув. 6000. Сделать схематический рисунок и обозначить рецепторную клетку, а в ней – обонятельную булаву и обонятельные нити (обонятельные волоски).
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ПРЕПАРАТЫ
«Развитие рецепторной части органа обоняния. Обонятельные пузырьки. Эмбрион человека 7-8 недель» (окраска - гематоксилин и эозин). «Орган обоняния. Рецепторная часть» (окраска - гематоксилин и эозин). «Гликозаминогликаны в роговице» (окраска - альциановый синий и ШИК-реакция). «Сетчатка глаза после действия сильного света» (окраска - гематоксилин и эозин). «Сетчатка глаза в темноте» (окраска - гематоксилин и эозин). «Сетчатка глаза. Место выхода зрительного нерва (слепая часть сетчатки - слепое пятно)» (окраска - гематоксилин и эозин). «Сетчатка глаза. Центральная ямка сетчатки (место наилучшего видения)» (окраска - гематоксилин и эозин).
Материалы для самоконтроля 1. Гистогенез глаза. 2. Строение сетчатки. 3. Субмикроскопическое строение палочковых и колбочковых нейронов. 4. Строение сосудистой оболочки. 5. Тканевое строение диоптрического аппарата глаза: роговицы, хрусталика, стекловидного тела. 6. Тканевое строение аккомодационного аппарата глаза: радужки и цилиарного тела. 7. Развитие и строение органа обоняния. 8. Как различить на сагиттальном срезе хрусталика переднюю и заднюю его поверхности? 9. Как различить на препарате задней стенки глаза наружный и внутренний ядерные слои? 10. Как определить на срезе радужки мышцу расширяющую и суживающую зрачок?
Контрольные тесты Вопрос 1. На схеме субмикроскопического строения обонятельного эпителия определить: 1. Обонятельную нейросенсорную первичночувствующую обонятельную) клетку. 2. Поддерживающий эпителиоцит. 3. Обонятельные нервные волокна (аксон обонятельного нейрона). 4. Базальную мембрану.
Вопрос 2. Роговица НЕ содержит: 1. Эпителий. 2. Сосуды. 3. Собственное вещество. 4. Свободные клетки крови.
Вопрос 3. Мышцы радужки развиваются из: 1. Сомита. 2. Мезенхимы. 3. Эктодермы. 4. Материала мозгового пузыря.
Вопрос 4. Сетчатка развивается из материала: 1. Глазной плакоды. 2. Выпячивания мозгового пузыря. 3. Нервного гребня. 4. Глазного бокала.
Вопрос 5. Прозрачность роговицы и хрусталика определяется:
1. Отсутствием сосудов. 2. Высоким содержанием гликозаминогликанов. 3. Упорядоченным расположением структурных элементов в собственном слое. 4. Отсутствием ороговения.
Учебно-исследовательские задачи 1. При А-авитаминозе утрачивается сумеречное зрение, но сохраняется дневное. Какие нейроны при этом не повреждаются и почему? 2. При так называемой “отслойки сетчатки” происходит отделение фоторецепторных нейронов от пигментного эпителия. Как это можно объяснить с позиций гистогенеза? 3. Какие цитодиффероны возникают из глазного бокала в процессе гистогенеза? 4. Обонятельные нейросенсорные эпителиоциты способны образовываться заново после гибели. Каковы источники этого процесса?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|