Семинар 3. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Семинар 1. Морфология как грамматическое учение о слове Цель: получить системное представление о морфологии как разделе грамматики, изучающем грамматический строй русского языка. Теоретическая часть: 1. Что такое грамматика, из каких частей она состоит? 2. Что изучает морфология, каковы ее задачи? 3. Как связана морфология с другими разделами языка? 4. Какое значение в слове является грамматическим (морфологическим)? Чем отличается оно от лексического значения слова? Покажите на примерах. 5. Какими способами и какими средствами выражаются грамматические значения слова? Покажите на примерах. 6. Что такое грамматическая форма слова? Сколько грамматических форм имеет слово-существительное, слово-прилагательное? Покажите на примерах. 7. Что называют парадигмой слова? Приведите парадигмы разных слов. 8. Что такое грамматическая категория? Какие виды грамматических категорий есть в русском языке и как они выражаются? 9. Синтагматические и парадигматические отношения в слове. Практическая часть: 1. Запишите по три примера на все типы соотношений ЛЗ и ГЗ в словах русского языка (например, в словах пила и очень ЛЗ и ГЗ различны). 2. Приведите по три примера слов, обладающих следующим ГЗ и формальным показателем: а) м.р, ед.ч., нулев.оконч.; б) ж.р., ед.ч., оконч.-а; в) ср.р., ед.ч., оконч.-ом; г) мн.ч., оконч.-и; д) м.р., ед.ч., оконч.-ий; е) ср.р., ед.ч., оконч.-ее. 3. Определите, чем отличаются первые слова от вторых. Укажите ГЗ первых и вторых. Составьте схемы соотношения ЛЗ и ГЗ в этих словах: книга-книге, день-дым, краснота-красный, зло-зло, ученый-ученый, окно-ехали, дерево-озеро, куплю-любить, куст-моя. Лингвистические задачи 1. Верно ли такое предложение: «Л.В. Щерба был признанным знатоком и грамматики, и синтаксиса и притом не одного только русского языка»?
2. Какое общее языковое явление отмечается в примерах: будут работать, более смелый? Считают, что с этим же явлением в русском языке связаны и такие примеры: инженер пришла (о женщине), нет красивого пальто. Как вы понимаете это?
а) основная литература: 1. Морфология современного русского языка [Текст]: учебное пособие / Л. И. Осипова. - М.: Академия, 2010. - 192 с. 2. Сулименко Н.Е. Современный русский язык. К изучению семантики имен прилагательных [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Сулименко Н.Е.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2016.— 249 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/42890.— ЭБС «IPRbooks» 3. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. В 2-х ч. [Текст]: учебник. - М.: Академия. Ч.2.: Морфология. Синтаксис / под ред. Е.И. Дибровой. - 3-е изд., стереотип. - 2008. - 624 с.
б) дополнительная литература: 1. Мыльникова, С. Е. Современный русский язык. Словообразование. Морфология [Текст]: учебно-методический комплекс для дистанционного обучения студентов педагогических вузов / С. Е. Мыльникова, Т. А. Фадеева, Е. А. Глотова. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009. - 392 с. 2. Рахманова, Л. И. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология [Текст]: учебник / Л. И. Рахманова, В. Н. Суздальцева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 464 с. 3. Рогачева Е.Н. Русский язык. В помощь преподавателю. Конспекты занятий [Электронный ресурс]: приложение к учебному пособию Рогачева Е.Н., Фролова О.А. «Русский язык. Орфография, морфология. Второй уровень владения языком»/ Рогачева Е.Н.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2015.— 262 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30553.— ЭБС «IPRbooks» 4. Русский язык. Морфология, правописание частей речи [Электронный ресурс]: теория, тренировочные упражнения и тесты с грамматическими комментариями. Пособие-репетитор/ Л.С. Мормыш [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Минск: ТетраСистемс, Тетралит, 2014.— 352 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28207.— ЭБС «IPRbooks»
5. Современный русский язык [Текст]: учебник / под ред. П. А. Леканта. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007. - 560 с.
Семинар 2. Части речи как грамматические классы слов Цель: получить системное представление о классификации слов русского языка по частям речи в истории языкознания и на современном этапе. Теоретическая часть: 1. Что представляют собой части речи в русском языке? Какие признаки лежат в основе их выделения? 2. В чем заключается главное различие между полнозначными и неполнозначными (служебными частями речи)? Почему некоторые части речи нельзя отнести к этим двум категориям? Конспектирование: 1. История изучения частей речи в русском языкознании (см.: А.Н. Тихонов Современный русский язык. – М., 2002. – с. 209 – 212. или Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта. – М., 2001. – с. 245 – 248.) 2. Теория функциональной грамматики А.В. Бондарко (см.: Современный русский литературный язык / Под ред. акад. РАО В.Г. Костомарова и проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2003. – с. 678 – 688.) ксерокопия на кафедре Вопросы для диспута: 1. Классификации частей речи в русском языкознании. Чья классификация частей речи легла в основу школьной грамматики? 2. Понятие парадигмы в функциональной грамматике А.В. Бондарко. 3. Понятие функционально-семантического поля и функционально-семантической категории в функциональной грамматике А.В. Бондарко.
Практическая часть: 1. Укажите, к какой части речи относится каждое слово в данных предложениях. Почему? А) Далеко-далеко от меня кто-то весело песню поет. В) Люблю вечерний свет, и первые огни, и небо бледное, где звезд еще не видно. С) Я счастлив, что я русский, так вижу, так живу. Д) Громова никто не называл в доме Кольцовых по имени. 2. В русском языке разные грамматические формы одного и того же слова могут иногда совпадать. а) Приведите такую форму русского существительного или прилагательного, чтобы ее можно было понять как одно и то же слово в любом падеже, причем это не должно быть неизменяемое слово (например, существительное пальто не годится). б) Приведите такую форму русского существительного или прилагательного, которую можно понять как одно и то же слово в любом падеже, кроме творительного, и нельзя было бы понять как слово в творительном падеже.
Семинар 3. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных Цель: получить системное представление об имени существительном как части речи и его лексико-грамматических разрядах. Теоретическая часть: 1. Дайте определение существительного как части речи, укажите его семантические, морфологические и синтаксические признаки. 2. Назовите лексико-семантические группы (разряды) имен существительных, приведите примеры. 3. Может ли слово из одного лексико-грамматического разряда перейти в другой? Покажите на примерах. 4. Расскажите об одушевленных и неодушевленных именах существительных. Как морфологически различаются при склонении эти слова? Практическая часть: 1. Укажите, к какому лексико-грамматическому разряду относится выделенное существительное? На основании каких признаков вы это определили? А) Есть радиусы действия у гнева и дерзости. Есть радиусы действия у подлости и злобы. В) Стоит кумыс на низеньком столе. С) Всю рухлядь из дома выжег огнем (старье горело прекрасно). Д) И запуталась роса в травинках радужных. Е) Человечество не хочет лезть в бункеры, человечество не хочет лечь в бою. Ж) Спасибо, жизнь, за то, что я узнал любовь … 2. Составьте предложения, в которых одни и те же существительные были бы и собственными и нарицательными и являлись разными членами предложения. Шарик, октябрь, орел, роман, правда, грозный, любовь. 3. Сгруппируйте существительные по признаку одушевленности-неодушевленности: Актриса, бактерия, буйвол, воробей, дама, дитя, егоза, енот, ерш, жук, зверь, игла (рыба), кенгуру, крестьянство, кукла, лицо, мертвец, микроб, «Москвич», народ, овод, «Овод», робот, спутник, студент, «школьник» (велосипед), щенок, молодежь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|