Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар 7. Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных




Цель: получить системное представление об имени прилагательном как части речи и его лексико-грамматических разрядах, научиться определять принадлежность прилагательного к ЛГР.

Теоретическая часть:

1. Дайте определение имени прилагательного как части речи, укажите его семантические и грамматические признаки.

2. Перечислите лексико-грамматические группы (разряды) имен прилагательных, приведите примеры слов каждой группы.

3. Расскажите о качественных именах прилагательных. Какие группы слов по значению возможны внутри качественных прилагательных?

4. Покажите, что качественные имена прилагательные имеют самые большие формо- и словообразовательные возможности.

5. Дайте определение относительных имен прилагательных. Чем отличаются они от качественных: по значению, формоизменению, словообразованию?

6. Охарактеризуйте притяжательные имена прилагательные. Почему не все ученые их выделяют?

7. Возможен ли переход имени прилагательного из одной лексико-грамматической группы в другую? Когда?

 

Практическая часть

1. Определите лексико-грамматический разряд прилагательных, письменно докажите. Определите тип склонения и его разновидность:

Тихие холодные дожди, разведывательные работы, электрические пишущие машинки, иностранный говор, деревянная лестница, второй этаж, мамина комната, последние минуты, утренняя тишина, грозовая туча, девичье лицо, огромная птица, звериные тропы, русский композитор, свинцовое море, черный ворон, вчерашний день, бабье лето.

2. Покажите возможность перехода имени прилагательного из одной лексико-грамматической группы в другую на примере слов железный, лисий, каменный, медвежий.

3. Считается, что имя прилагательное может иметь до 28 форм. Попробуйте образовать эти формы у прилагательных новый, домашний, добрый, простой, злой.

 

 

Семинар 8. Степени сравнения имен прилагательных

Цель: получить системное представление о степенях сравнения имен прилагательных, научиться их образовывать.

 

Теоретическая часть:

1. Что такое «степень сравнения» имени прилагательного? Какие степени сравнения и у каких прилагательных имеются в русском языке? Приведите примеры.

2. Расскажите об образовании и значении форм компаратива.

3. Расскажите об образовании и значении форм суперлатива.

4. Какие из качественных имен прилагательных не имеют простых форм сравнительной и превосходной степени и почему? Назовите такие прилагательные.

5. Значение и формы выражения степеней качества.

Практическая часть

1. Образуйте синтетические и аналитические формы компаратива и суперлатива: строгий, едкий, далекий, жидкий, гибкий, узкий, мелкий, жалкий, звонкий; древний, поздний, синий, тихий, сухой, кровавый, плохой, лживый.

2. Многие явления в жизни могут быть более интенсивными и менее интенсивными. Как это выражено в языке? Какие категории можно назвать? Запишите примеры.

3. Образуйте степени качества от следующих прилагательных, укажите способ образования: хитрый, сильный, добрый, милый, белый, длинный, здоровый.

 

Семинар 9. Полная и краткая формы имен прилагательных. Склонение прилагательных

Цель: получить системное представление об образовании и употреблении краткой формы имен прилагательных и их склонении.

Теоретическая часть:

1. Образование полной и краткой форм имен прилагательных.

2. Морфологические, синтаксические и семантические различия полной и краткой форм.

3. Какие типы склонения имен прилагательных имеются в русском языке? Приведите примеры имен прилагательных каждой разновидности.

4. Почему внутри 1-го типа выделяют разновидности?

Практическая часть

1.Найдите в предложениях краткие имена прилагательные, укажите их роль в предложении, род и число: А) Леонид Николаевич был талантлив по природе своей. Б) Ночь была полна неясных шорохов и призраков. В) Ее лицо стало красиво. Г) Мы соседи и должны дружить. Д) Был он мал ростом, сух, узок в плечах. Е) Стоял тихий августовский день.

2.Выполните морфологический разбор выделенных слов.

Самостоятельная работа по теме «Имя прилагательное».

 

Семинар 10. Имя числительное как часть речи. Коллоквиум

Цель: получить системное представление об имени числительном как части речи.

Вопросы для коллоквиума:

1. История выделение имени числительного в самостоятельную часть речи.

2. Дайте определение имени числительному как части речи; покажите, что эта часть речи выделяется на ином, чем существительные или прилагательные, основании.

3. На какие разряды по значению делятся все имена числительные? (См. классификации Чепасовой А.М., Розенталя Д.Э., Тихонова А.Н., Шанского Н.М., Чесноковой Л.Д., Печниковой В.С.). Приведите примеры слов каждого разряда.

4. На какие группы делят числительные по структуре? Представьте классификации Белошапковой В.А., Розенталя Д.Э., Тихонова А.Н., Шанского Н.М., а также классификацию в Грамматике современного русского языка-70. Приведите примеры.

5. Охарактеризуйте количественные числительные:

а) по значению;

б)по грамматическим признакам;

в) по словообразовательной структуре. Приведите примеры.

Практическая часть

Задание 1. Прочитайте определение имени числительного, которое дают разные научные и учебные издания. Выучите одно из определений наизусть. Напишите обобщенную характеристику имени числительного на основе трех определений.

1. Имя числительное это часть речи, обозначающая число предметов или их количество и выражающая это значение в морфологических категориях падежа (последовательно) и рода (непоследовательно) (Русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой и В. В. Лопатина.- М., 1990. – С.246).

2. Числительное – самостоятельная часть речи, выражающая категориальное значение количества в грамматических формах падежа (а иногда и рода) (Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П. А. Леканта. – М., 1991. – С. 263).

3. Числительное – класс полнозначных слов, обозначающих число, количество, меру и связанные с числом мыслительные категории порядка при счете, кратности (повторяемости), совокупности (Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. – М., 1990. – С. 582).

Задание 2. Запишите слова в две колонки: имя числительное, слова иных (каких?) частей речи

1) три, второе, втрое, тройка, тройной, третий, трешница, трижды, тройственный, в-третьих, трое, трояк, тридцать три;

2) четверка, четвертной, четверо, четверть, четырежды, вчетверо, в-четвертых, четвертак;

3) восемь, восемьдесят, восемьсот, восьмерик, восьмеричный, восьмерка, восьмеро.

 

Семинар 11. Имя числительное. Лексико-грамматические разряды

Цель: получить системное представление об имени числительном как части речи и его ЛГР.

Теоретическая часть

1. Охарактеризуйте собирательные числительные:

а) по значению;

б)по грамматическим признакам;

в) по словообразовательной структуре. Приведите примеры.

2. В чем особенности значения и изменения порядковых имен числительных? Покажите на примерах. К какой части речи можно отнести эти слова?

3. Что представляют собой по значению и образованию дробные имена числительные? Приведите примеры.

4. Какие значения в контексте дают возможность говорить о переходе некоторых имен числительных в другие части речи? Приведите примеры.

Практическая часть

Задание 1. Правильно произнесите и запишите имена числительные, обращая внимание на значение и падежную форму каждого слова.

До 34 млрд. куб. м, около 65 млрд. куб. м, около 100 электромобилей, боле 30 млрд. долларов, достиг 635 млрд. фунтов стерлингов.

На покупку 30 авиалайнеров, до уровня 1,18 –1,2 доллара за фунт, более 600 участников.

С 10 до 18 часов, с 18,1 до 19,2%, на глубине до 100 м, протяженностью свыше 5 тыс. км, 59% из 4 800, в размере 259 млн. долларов.

Составит 700 тонн, составляет 1,5 млрд. долларов, составит 3,6%, превысит 1,7%, получит 10%, обещает дать 350 млн. баррелей нефти.

 

Задание 2. Считается, что имена числительные два, три, четыре имеют особые формы при склонении. Определите в предложениях падежные формы этих имен числительных, выпишите их вместе с управляемыми словами.

1. Ничто не изменилось за эти три года (Ф. Гладк.). 2. Три часа ночи. Северное солнце встает из-за моря (А. Алд.-Сем.). 3. Оставалось до поезда около трех часов (А. Ч.). 4. Неужели пройдет четыре дня и его не будет? (Ю. Бонд.). 5. Петр разбудил его в четыре часа; он тотчас оделся и вышел с ним (И. Тург.). 6. На высоте настала тьма, но Севастополь был светел, … освещался четырьмя люстрами осветительных ракет (А. Плат.).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...