Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар 12. Имя числительное как часть речи. Склонение числительных




Цель: получить системное представление об имени числительном как части речи, научиться склонять числительные.

Вопросы для подготовки:

1. Склонение количественных числительных.

2. Склонение порядковых числительных.

3. Склонение дробных числительных.

4. Склонение собирательных числительных.

Практическая часть

Задание 1. Правильно прочитайте имена числительные в составе предложений. Цифровые обозначения запишите словами.

1. Первый раз он приехал в Россию 36 лет назад. 2. В субботу на 1-м канале Российского телевидения в 10. 00, 15. 30 и 23. 45 передают «Новости». 3. На фабрике Гознак печатают денежные знаки достоинством 500 рублей. 4. Полугодовой комплект газеты «Известия» стоит теперь вместо 99 рублей 72 копеек 75 рублей 60 копеек. 5. Цена одной книги с пересылкой составляет 19 рублей 85 копеек. 6. Компьютеры «Вист» продаются в Москве за 725, 765, 1 345 и 2 499 долларов США. 7. Автосалон предлагает автомобили: «Волга» по цене 38 400 000 рублей, «Жигули» 2110 по цене 65 000 000 рублей, микроавтобус «Газель» за 79 400 000 рублей, немецко-чешский лимузин «Шкода» стоимостью от 12 000 до 19 000 условных единиц.

Задание 2. Выполните морфологический разбор выделенных слов в задании 1.

Работа в группах. Устный зачет по теме «Склонение количественных числительных».

 

Семинар 13. Местоимение как часть речи. Коллоквиум

Цель: получить системное представление о местоимении как части речи.

Вопросы для коллоквиума:

1. Дайте понятие о местоимении как части речи; приведите примеры.

2. Покажите различие указательной и отсылочной (анафорической) функций местоимений. Как связано это различие с ситуативным и контекстуальным употреблением местоимений? Приведите примеры.

3. Укажите различие в понимании границ местоимения как части речи. Чья позиция представляется вам более правильной?

4. Какие признаки лежат в основе внутренней классификации местоимений? Покажите на примерах действие этих признаков.

5. Назовите разряды местоимений по значению и все слова, входящие в каждый разряд.

6. Охарактеризуйте значение, морфологические признаки и синтаксические функции местоимений каждого разряда.

7. Покажите лексическую и грамматическую соотносительность местоимений с другими полнозначными словами (частями речи).

Практическая часть

Задание 1. Прочитайте определения, которые даются местоимениям в учебной и научной литературе. Изучите их и сравните. Какое общее представление о местоименных словах вы получили? Изложите его устно или письменно.

1. Местоимения – это склоняемые именные слова, которые не называют предметов, их признаков и количества, а только указывают на них. Значение местоимения контекстуально, ситуативно обусловлено (Современный русский язык: В 3 ч. – М., 1981. – Ч. 2. – С. 119).

2. Местоимение (как часть речи) – предметно-личные местоименные слова (местоименные существительные) я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, себя, кто(никто, некто, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-либо, кто-нибудь), что (ничто, нечто…), а также все, то, это в предметном значении (Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П. А. Леканта. – М., 1991. – С. 217).

Задание 2. Ниже даны определения местоимений из научных источников, более сложные, но дополняющие формулировки предыдущего задания. Проанализируйте их и представьте в виде утверждений (суждений).

1. Термин «местоимения (местоименные слова)» традиционно употребляется… к широкому кругу слов, объединенных общей указательной функцией или ее разновидностью – функцией заместительной (Русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой и В. В. Лопатина. – М., 1990. – С. 202).

2. Местоименные слова – лексико-семантический класс знаменательных слов, принадлежащих к разным частям речи и обладающих «местоименным» типом лексического значения. Кроме местоимений к местоименным словам относятся местоименные наречия и местоименные глаголы (Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. – М., 1990. – С. 295).

3. Местоимение – лексико-семантический класс знаменательных слов, в значение которых входит либо отсылка к данному речевому акту (к его участникам, речевой ситуации или к самому высказыванию), либо указание на тип речевой соотнесенности слова с внеязыковой действительностью (его денотативный статус) (Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. – М., 1990. – С. 294).

Задание 3. Найдите в предложениях местоимения. Определите их разряд по значению и синтаксическую функцию.

  1. Мне с детства часто снится сон:

Вхожу я в город незнакомый (М. Алиг.).

  1. Я вижу этот трудный путь

Из своего окна (М. Алиг.).

  1. Я оглянулся. Никого.

Но тень была (А. Возн.).

  1. С тобою, время неистовое,

Я жизнь мою перелистываю (П. Ант.).

  1. Что это значит – остаться в истории? (Н. Ас.).
  2. Я такую деревню знаю.

В ней давно живет тишина (В. Фирс.).

  1. Бросьте все

И уехать! (В. Фирс.).

  1. Кто следующий?

Ты следующий!

Во многом еще не сведущий,

Но ясную цель преследующий (Л. Март.).

Примечание. Укажите, местоимения каких разрядов вам не встретились в предложениях. Приведите примеры слов каждого из этих разрядов.

 

Семинар 14. Грамматические признаки местоимений. Прономинализация

Цель: получить системное представление о местоимении как части речи и его грамматических особенностях.

 

Вопросы для подготовки:

1. Грамматические особенности местоимений.

2. Что такое прономинализация? Приведите примеры этого явления. Надо ли считать прономинализацию способом словообразования?

3. Расскажите о причинах и условиях перехода в местоимения слов других частей речи.

4. Опишите особенности использования местоимений в стилистических целях (приведите примеры).

 

Практическая часть

Задание 1. Определите, в качестве какой части речи функционирует слово один, и дайте обоснование.

1. Нужно было только хозяевам уйти или уснуть, чтобы он занялся чем-нибудь вроде прыганья на одной ножке или подбрасывания камешков. (Ч.) 2. …Слушайте, Горький, - тут один учитель хочет познакомиться с вами. (М. Г.) 3. Из жалости один монах больного призрел, и в стенах хранительных остался он, искусством дружеским спасен. (Л.) 4. Он нашел новую семью. И в ней один штык его, Сережи. (Н. О.) 5. Одни только грачи, состарившиеся в степи и привыкшие к степным переполохам, покойно носились над травой…(Ч.)

Задание 2. Определите, какой частью речи является выделенное слово, и докажите это.

1. Сияй, сияй, Луна, все выше поднимая свой Солнцем данный лик. (Бун.) 2. С нетерпением, доводившим меня почти до подлинного безумия, ждал я следующего свидания.(Кат.) 3. Я затрепетал от того, что в моем присутствии родился настоящий литературный афоризм. (Кат.) 4. Он говорил…о простоте как следствии очень большой работы над фразой, над отдельным словом. (Кат.) 5.Саша очень хорошо знал отдельные части города (Леон.) 6. Вслед за тем Базаров уезжает из деревни Кирсановых, и Тургенев напутствует его следующими словами…(Писар.) 7. Если у вас в данное время нет никакой темы, то пишите обо всем, что увидите. (Кат.) 8. Он сделал томным, красивым голосом избалованного женщинами известного писателя несколько вялых замечаний…(Кат.) 9. За неисполнение настоящего приказа – расстрел. (Н. О.) 10. В заданиях предлагается проанализировать готовые материалы к сочинению, обнаружить в них определенные недочеты и внести исправления. (Л. Григ.)

Работа в группах. Устный зачет «Разряды местоимений».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...