Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основная литература. Дополнительная литература. География отpacлей мирового хозяйства.. География транспорта




Основная литература

1. Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. Учреждений. - 8-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 2000

Дополнительная литература

1. Гладкий Ю. Н., Лавров С. Б. Экономич. и соцл. география мира. М.: Просвещение, 1995

2. Кузнецов А. П. География/население и хозяйство мира/. -М.: Дрофа, 1997. – с. 134-165

3. Природопользование: Проб. учеб. для 10-11 кл. профильных шк. /Н. Ф. Винокурова, Г. С. Камерилова, В. В. Николина и др. -М.: Просвещение, 1994. – с. 126-203, 214, 245-249

4. Страны, люди, хозяйство: Кн. Для чтения учащихся 10 кл.

5. Экзаменационные вопросы и ответы. География 10-11 выпускные классы: Учебное пособие. -М.: АСТ-Пресс, 2001. – с. 125-165

6. Герасимова Т. П., Мясникова С. В. Общая география: Учеб. Для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – СПб.: Спец. Лит., 2001. - с. 214

7. Черков А. В., Полякова М. О. ГЕОГРАФИЯ. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика. – М.: 1 Федеративная Книготорговая Компания, 1999. – 192с.

8. География 10 кл. Поурочные планы (I, II часть) по учебнику Гладкого Ю. Н. Изд-во «Учитель-АСТ», 2002г.

9. Ром В. Я., Дронов В. П. География России. Население и хозяйство 9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. Заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 1997. – 400с

10. Липец Ю. Г., Пуляркин В. А. География мирового хозяйства: Учеб. Пособие для студентов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, - 1999. – 400с.

11. Максаковский В. П. Мировое рыболовство (статья в газете «1 сентября»). Адрес в Интернете - http: //geo. 1september. ru/urok/index. php? SubjectID=130042

12. Современная энциклопедия содержит более 13000 словарных статей по всем отраслям знаний. http: //dic. academic. ru/library. nsf/enc1p/

13. Экономический словарь. Словарь экономических терминов (около 3500 терминов) http: //dic. academic. ru/library. nsf/econ_dict/

18. Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия. Содержит более 70 тыс. статей и около 10 тыс. иллюстраций по всем отраслям знаний. http: //mega. km. ru/bes_98/encyclop. asp? rubr=68

14. Энциклопедия «Кругосвет» - содержит детальные сведения о суверенных странах мира; обширная база карт и фотографий. http: //www. krugosvet. ru/

15. Газета «География» - одно из наиболее авторитетных отечественных научно – методических изданий. Содержит как научные материалы, так и обширную базу данных по всем вопросам преподавания географии в средней школе. http: //geo. 1september. ru/index. htm

16. Журнал «Вокруг света». Научно – популярные очерки по географии всех регионов и стран мира. Подборка фотографий. http: //www. vokrugsveta. ru/

17. Журнал «Эхо планеты». Общественно – политический иллюстрированный еженедельник. http: //www. explan. ru/

 

 

 

География отpacлей мирового хозяйства.

География транспорта

 

План:

1. Значение транспорта мира

2. Виды транспорта

3. Воздействие на окружающую среду

1. ТРАНСПОРТ МИРА: значение, виды транспорта и их особенности, воз­действие на окружающую среду

1. Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства. Он составляет основу внутригосударст­венного и международного разделения труда.

Значение транспорта состоит в том, что он:

1) обеспечивает связь между районами производства и потребления товаров и услуг;

2) воздействует на размещение производства;

3) способствует специализации и кооперированию про­изводства стран и районов;

4) способствует развитию процессов международной интеграции;

5) обеспечивает развитие всех форм международных экономических и культурных связей.

В современный период, характеризующийся активными международными интеграционными процессами, роль транспорта возросла. Поэтому транспорт стал объектом активного внедрения научно-технических разработок. В эпоху НТР:

· увеличилась пропускная способность транспортных путей;

· появились принципиально новые транспортные средства большей грузоподъемности и скорости персдвижения (скорости поездов на железных дорогах Японии, Франции, Германии значительно превышают 200 км/ч; современ­ные супертанкеры имеют грузоподъемность 200— 500 тыс. тонн);

· построены новые виды транспортных путей (под­
водные тоннели под проливом Ла-Манш и между ос­тровами в Японии, по дну морей и океанов проложе­ны подводные кабельные линии и трубопроводы);

· широкое развитие приобрели контейнерные пере­
возки.

 

2. Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют ми­ровую транспортную систему. В рамках этой системы взаимодействуют отдельные виды транспорта, страны
и регионы мира.

3. Мировая транспортная система неоднородна. Прежде всего в ней можно выделить транспортные системы раз­витых и развивающихся стран.

 

Транспортные системы развитых стран Транспортные системы развивающихся стран
78% общей протяженности мировой транспортной сети 22% общей протяженности мировой транспортной сети
74% мирового грузооборота 26% мирового грузооборота
плотность транспортной сети 50—60 км на 100 км2 терри­тории плотность транспортной сети 5— 10км на 100 км2 терри­тории
высокий технический уровень невысокий технический уро­вень, использование гужево­го, вьючного транспорта
тесное взаимодействие всех видов транспорта преобладание одного -двух видов (железнодорожного, трубопроводного) транспорта
сложная конфигурация транс­портной сети в транспортной сети преобла­дают «линии проникновения», соединяющие главный центр (порт, столицу) с районами экспортной специализации
высокая «подвижность» населения низкая «подвижность» на­селения

Существенно различаются между собой и региональные транспортные системы. Среди них можно выделить транспортные системы Зарубежной Европы, Северной Америки, Латинской Америки, Южной Азии, Юго-За­падной Азии, Северной Африки и т. п.

Наиболее развитыми являются транспортные системы Северной Америки и Зарубежной Европы. Северная Америка занимает первое место по общей длине дорог (30% всех мировых путей сообщения) и по грузооборо­ту основных видов транспорта. Зарубежная Европа ли­дирует по густоте сети и частоте движения, хотя сильно уступает Северной Америке по дальности перевозок. При этом и в Северной Америке, и в Зарубежной Евро­пе ведущая роль принадлежит автомобильному, трубо­проводному и воздушному транспорту.

4. Виды транспорта группируются следующим образом:

 

 

Структура мирового грузо- и пассажирооборота:

 

Виды транспорта Грузооборот Пассажирооборот (%)
Автомобильный
Железнодорожный
Трубопроводный
Морской Речной 62 3
Воздушный менее 1

1) Автомобильный транспорт зародился в начале XX века. Это наиболее дорогой вид транспорта, обла­дающий большой маневренностью, скоростью движе­ния и возможностью доставлять грузы непосредствен­
но потребителям. Общая протяженность автомобиль­ных дорог 24 млн км (70% общей длины всех путей со­общения). Плотность автодорог в мире 180 км
на 100 км2 территории.

Самая большая протяженность автодорог в США, Ин­дии, Японии, Китае, России, Франции.

Самая густая сеть автодорог в Великобритании, Фран­ции, Германии, Италии, Японии, Испании.

Самый высокий уровень автомобилизации — в США (600 автомобилей на 1000 жителей). Здесь же и самый высокий грузооборот автомобильного транспорта.

2) Железнодорожный транспорт обеспечивает перевозку
грузов и пассажиров на дальние расстояния. Наиболь­шая протяженность железных дорог — в США, Канаде, России, Индии, Китае. Самой густой сетью железных дорог обладают: Германия, Бельгия, Швейцария, Чехия.
По грузообороту лидируют Россия, США, Китай, Ка­нада, Польша.

В развитых странах наблюдается тенденция к сокра­щению железнодорожной сети, в развивающихся, на­против, — к расширению.

 

3) Трубопроводный транспорт. Первые нефтепроводы были построены в США в конце XIX века. Эта страна в настоящее время лидирует по протяженности нефте- и газепроводов. Наряду с США самыми длинными трубопроводами обладают Россия и Канада. Крупнейшие в мире магистральные трубопроводы проложены в России («Дружба», «Союз», «Прогресс», «Сияние Севера»).

4) Морской транспорт — важная часть мировой транспортной системы, выполняющая межконтинентальные перевозки. Морской транспорт обеспечивает 98% - внешнеторговых перевозок Японии и Великобритании, 90% - - всех внешнеторговых перевозок США и стран СНГ.

Морской транспорт имеет самую низкую ce6ecтоимость. Первое место по судоходности занимает Атлантический океан, где сформировались три главных направления перевозок:

· Европа — Северная Америка;

· Европа — Южная Америка;

· Африка — Европа.

По тоннажу морского флота лидируют следующие страны: Либерия, Панама, Япония, Норвегия, СШ/ Греция, Кипр, Россия. Растет тоннаж морского флот развивающихся стран. Это связано с предоставление так называемых «дешевых флагов»: использование предприятиями развитых стран судов и дешевой рабочей силы.

Важным звеном транспортной системы являются морские порты: универсальные (характерны для развиты стран: Роттердам, Гамбург, Иокогама, Гданьск, Бомбей Бангкок, Александрия, Монреаль, Сидней, Новороссийск) и специализированные (характерны для развивающихся стран; обеспечивают погрузку экспортного товара: Рас-Таннура в Саудовской Аравии, Таминико Мексике, Валдиз на Аляске).

 

Важное значение для морского транспорта имеют мор­ские каналы и проливы (Суэцкий и Панамский каналы, Ла-Манш, Гибралтарский, Малаккский проливы),

 

5) Речной транспорт наибольшее развитие получил
в США, Китае, России, Германии, Канаде, Нидерлан­дах, Франции. Эти страны лидируют по грузообороту речного транспорта.

Важную роль играют международные речные бассейны: Дунай(12 стран), Нил, Конго, Нигер (по 9 стран), Рейн, Амазонка, Замбези (по 7 стран).

Многие речные бассейны имеют значительно большую пропускную способность, чем крупнейшие железнодо­рожные магистрали: Волга, Обь, Лена, Янцзы, Енисей, Амазонка, Миссисипи и др.

В настоящее время широко используются суда типа «ре­ка-море», позволяющие доставлять грузы от морских портов через системы рек и каналов.

 

6) Воздушный транспорт — самый молодой и динамич­ный. Он обеспечивает перевозку пассажиров и грузов на большие расстояния. По размерам пассажирооборота выделяются страны: США, Россия, Япония, Великобритания, Канада, Франция, Германия.

Крупнейшие аэропорты мира — Чикаго, Даллас, Лос-Анджелес, Атланта, Лондон (Хитроу). Всего в мире 34 крупных аэропорта, причем половина из них -в США, 8 — в Европе.

Главные направления воздушных трасс:

> Европа — Северная Америка;

> Европа— Южная Америка;

> Европа — Ближний Восток;

> Европа — Южная и Юго-Восточная Азия и Австра­лия;

> Европа — Африка;

> США — Восточная и Юго-Восточная Азия и Австралия;

> США — Южная Америка.

 

5. Функционирование транспорта в значительной степей] зависит от природных условий. Однако сам транспорт оказывает на природную среду сильное отрицательно воздействие.

Автомобильный транспорт — главный загрязнитель атмосферьг. Он дает 60% всех вредных выбросов (азота, углеводорода, соединения свинца). Еже годно в атмосферу только автомобили выбрасываю 4, 5 млрд тонн углекислого газа.

Воздушный транспорт загрязняет атмосферу шлейфам] от самолетов, содержащими вредные для окружающей среды выбросы двигателей, а железнодорожный — твердыми частицами.

Морские перевозки нефти привели к значительном; «нефтяному загрязнению» Мирового океана. Трубопроводный транспорт оказывает негативное влияние на литосферу.

Основные пути решения экологических проблем:

> разработка новых видов транспортных средств;

> совершенствование видов топлива;

> контроль за превышением норм выбросов вредных веществ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...