2. Мировая (международная) торговля.
Мировая торговля — самая старая часть мирового хозяйства, которая в эпоху НТР приобрела поистине второе дыхание. Темпы роста внешнеторгового оборота значительно опережают темпы роста производства в целом, что свидетельствует об углублении международного географического разделения труда. В 1950— 1998 гг. оборот мировой торговли увеличился со 150 млрд до 11 трлн долл., т. е. в 73 раза! Среди готовых изделий первые места в мировой торговле занимают продукция электроники и электротехники и автомобили, среди сырьевых товаров — нефть и нефтепродукты. Торговля услугами растет быстрее, чем торговля товарами, и на нее приходится уже примерно 1/4 всей мировой торговли. Тремя главными регионами мировой торговли являются: ü Зарубежная Европа (около 1/2 международного товарооборота); ее «ядро» -Европейский Союз, а в качестве яркого примера страны, где экспорт ü Зарубежная Азия (около 22%); здесь лидирующее положение занимают Япония, нефтеперерабатывающие страны Персидского залива, новые индустриальные страны. Северная Америка (около 16%); ведущая роль принадлежит США — лидеру в мировой торговле Предоставление международных услуг — не новое явление. Уже давно существуют такие транспортные услуги, как обслуживание иностранных судов, заходящих в порты, фрахт (наем) морских судов, ко приносят большие доходы, л, предоставляющие свои морские флоты для перевозки грузов портами других стран, называют «морскими извозчиками». Пример. К числу таких стран относятся Греция, ФРГ, Великобритания, Франция, Нидерланды, Швеция, Дания. Но главный «морской извозчик»— Норвегия.
В наши дни практикуется фрахт не только судов, но и самолетов (чартерные рейсы). Расширились строительные услуги. Но еще большее распространение получили международные услуги в области страхования, рекламы, кинопроката, аренды научного и производственного оборудования, инженерного проектирования, обработки научной информации, использования космической связи и др. Особой формой стал обмен производственным опытом, получивший международное наименование «ноу-хау» («знать как»). А футболисты, хоккеисты, другие спортсмены все чаще стали играть в престижных клубах других стран. 2) научно-техническое сотрудничество; 3) производственное сотрудничество; 4) международные услуги (ремонт, фрахт, строительство и др. ); 5) туризм.
3. Кредитно-финансовые отношения - более молодая форма международных экономических отношений. В последние десятилетия объемы этих отношений растут быстрее, чем торговля товарами. Существуют две основные формы этих отношений: международные займы и кредиты и прямые капиталовложения. Основные экспортеры капитала — США, Япония, развитые страны Западной Европы, нефтедобывающие страны. Основные импортеры - США и страны Западной Европы. «Финансовые столицы» мира — Нью-Йорк, Токио, Лондон, Цюрих. 4. Научно-техническое сотрудничество — участие разных стран в общих научно-технических проектах, обучение специалистов, продажа новых технологий. Производственное сотрудничество — участие разных стран в выпуске общей продукции. При этом предприятия разных стран специализируются на выпуске разных комплектующих, узлов, деталей и т. д. Наиболее развито это сотрудничество в машиностроении. Первые три места в торговле услугами занимают Япония, США, Германия. Они оказывают прежде всего банковские, страховые, рекламные, арендные услуги. Развивающиеся страны импортируют 20%, а экспортируют 10% всех услуг, т. е. они являются прежде всего импортерами услуг из развитых стран.
Предоставление международных услуг существует давно в форме транспортных услуг (предоставление судов для фрахтования другими странами (Норвегия, Греция, Либерия), в настоящее время — самолетов). Среди новых видов международных услуг: > информационные услуги; > инженерно-консультационные услуги; > банковские услуги; > рекламные услуги и т. д.
Некоторые страны специализируются на предоставлении определенных услуг. Так, «морскими извозчиками» являются Греция и Норвегия, специализируясь на сдаче в наем своих морских судов. На судоремонте специализируются Великобритания и Германия.
5. Производственное сотрудничество — участие разных стран в выпуске общей продукции. При этом предприятия разных стран специализируются на выпуске разных комплектующих, узлов, деталей и т. д. Наиболее развито это сотрудничество в машиностроении. Первые три места в торговле услугами занимают Япония, США, Германия. Они оказывают прежде всего банковские, страховые, рекламные, арендные услуги. Развивающиеся страны импортируют 20%, а экспортируют 10% всех услуг, т. е. они являются прежде всего импортерами услуг из развитых стран. Некоторые страны специализируются на предоставлении определенных услуг. Так, «морскими извозчиками» являются Греция и Норвегия, специализируясь на сдаче в наем своих морских судов. На судоремонте специализируются Великобритания и Германия. 6. Международный туризм ~- это особенно быстро развивающийся вид экономических отношений. Доходы от него за период 1970-90 гг. возросли с 20 до 500 млрд. долларов. Он обеспечивает работой около 100 млн. чел. Существует несколько видов туризма: рекреационный, экскурсионный, научный, деловой. Особенно много туристов привлекает Европа (65%). Более чем по 20 млн. туристов в год принимают Франция, Испания, США, Италия, Великобритания, Китай. Многие страны мира «живут» за счет международного туризма. В основном это относится к небольшим государствам (Багамские острова, где на долю туризма приходится 80% доходов от внешних связей, Кипр, Монако и др. ), но и в экономике таких стран, как Франция, Италия, Испания, туризм занимает видное место (обслуживанием туристов занято 10—15% экономически активного населения). Вывод: география отдельных отраслей мирового хозяйства формировалась на протяжении длительного времени под влиянием различных факторов. Она продолжает изменяться и в наши дни, прежде всего под влиянием НТР и потепления политического климата.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|