Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Природные условия и ресурсы: большие внутренние различия.




2. Природные условия и ресурсы: большие внутренние различия.

П р и р о д н ы е   п р е д п о с ы л к и промышленности зарубежной Европы сложились под большим влиянием размещения полезных ископаемых. Однако их состав в север­ной (платформенной) и южной (складчатой) частях региона сущест­венно различается.

В северной части распространены как рудные полезные ископаемые связанные с Балтийским щитом и зо­ной герцинской складчатости, так и топливные, «привязанные» прежде всего к осадочному чехлу платфор­мы и ее краевым прогибам.

Пример.    Среди каменноугольных бассейнов особенно выделяются Рур­ский в ФРГ и Верхне-Силезский в Польше, среди нефтегазоносньгх — Североморский, среди железоруд­ных — Лотарингский во Франции и Кируна в Швеции.

В южной части преобладают руд­ные месторождения как магматиче­ского, так и осадочного (бокситы) происхождения, но запасы топлив­ных ресурсов здесь значительно меньше. Таким тектоническим строе­нием территории в значительной ме­ре объясняется «некомплектность» набора полезных ископаемых в от­дельных странах. Гидроэнергетические ресурсы за­рубежной Европы довольно велики, но приходятся в основном на районы Альп, Скандинавских и Динарских гор. Во многих странах они уже пол­ностью использованы.

Природные предпосылки для сельского хозяйства ре­гиона относительно благоприятны и широко используются уже в течение многих столетий. В результате резер­вы для расширения обрабатываемых земель практически уже исчерпаны, а «нагрузка» на них возрастает. По­этому небольшие приморские страны, и прежде всего Нидерланды, продол­жают наступление на прибрежные участки морей.

Пример . В Нидерландах на протя­жении многих столетий с помощью дамб и плотин у моря отвоевана почти 1/3 всей территории страны. Недаром здесь существует поговорка: «Бог создал землю, а голландцы — Голландию». Завершается осушение озера Эйсселмер, бывшего ранее мор­ским заливом, и превращение его в систему польдеров. Осуществлен так называемый «Дельта-план», преду­сматривающий полную защиту побе­режья. [4].

Агроклиматические ресурсы ре­гиона определяются его положением в умеренном, а на юге — в субтро­пическом поясах. В Средиземноморье устойчивое земледелие нуждается в искусственном орошении. Больше всего орошаемых земель в Италии и Испании.

Наибольшими природными пред­посылками для ведения лесного хозяйства обладают Швеция и Финляндия, где преобладают типич­ные лесные ландшафты: леса покры­вают низменности и возвышенности, берега рек и озер, подступают к на­селенным пунктам. Недаром в народе говорят: «Финляндия без леса, что медведь без шерсти».

Зарубежная Европа обладает так­же большими и разнообразными природно-рекреационными ресурсами.

3. Население: воспроизводство, миграции, национальный состав, ур­банизация.

В последнее время насе­ление зарубежной Европы стало воз­растать очень медленно. Как вы уже знаете, это объясняется тем, что для воспроизводства населения Региона характерна сложная демо­графическая ситуация. В некоторых странах (см. таблицу 10 в «Прило­жениях») происходит убыль населения, депопуляция, которую не могут предотвратить и меры демографиче­ской политики. Такая депопуляция находит отражение на возрастно-половых пирамидах, имеющих «сужен­ное» основание (см. рисунок 46). Одновременно меняется и возраст­ной состав населения, растет доля пожилых людей

Все это привело к резкому изме­нению доли региона в мировой систе­ме внешних миграций насе­ления. Бывшая со времени Великих географических открытий главным очагом эмиграции, зарубежная Ев­ропа превратилась в главный миро­вой очаг трудовой иммиграции. Те­перь здесь насчитывается 12—13 млн иностранных рабочих и членов их се­мей, значительная часть которых на­ходится в положении не граждан, а временных гостей-рабочих (по-не­мецки «гастарбайтеров»). Для стран, принимающих большое число трудо­вых мигрантов (а также беженцев), подобный приток людей создает мно­го сложных проблем. Он влияет на численность населения, на его воспроизводство, возрастно-половую структуру, размещение и в осо­бенности на качество населения. [5].

По национальному соста­ву население зарубежной Европы относительно однородно: подавляю­щее большинство из 62 народов ре­гиона относится к индоевропейской языковой семье. При этом родствен­ные языки славянской, романской, германской групп имеют значитель­ные черты сходства. [6]. То же свой­ственно и языкам уральской семьи. [7]. Тем не менее этническая карта региона, складывавшаяся на протя­жении тысячелетий, не так проста. Наряду с однонациональными, здесь немало государств со сложным на­циональным составом, в которых в последнее время наблюдается обо­стрение межнациональных отноше­ний.

 

В зарубежной Европе господст­вующая религия — христианство. В Южной Европе резко преобладают католицизм, в Северной — протес­тантство, а в Средней они находятся в равных соотношениях. В Риме рас­положен мировой центр католициз­ма — Ватикан. [8].

Зарубежная Европа — один из наиболее густонаселенных регионов мира со средней плотностью насе­ления свыше 100 человек на 1 км2.

При этом размещение населения в нем прежде всего определяется гео­графией городов. Уровень урба­низации здесь один из самых высо­ких в мире: в среднем в городах живет 74%, а в некоторых странах более 80% и даже 90% всего населения (см. рисунок 18). Общее число городов измеряется многими тысячами, а сеть их очень густая. Постепенно, на протяжении тысяче­летий, сложился западно-европейский тип города, корни которого восходят к временам Римской империи и сред­невековья.

В центре такого города обычно находится главная (рыночная) пло­щадь с ратушей и собором (см. рисунок 49), от которой радиально рас­ходятся узкие улицы старого города с жилыми домами, магазинами, зданиями бывших цеховых гильдий. В старом городе обычно сохраняются архитектурно-исторические достопримечательности. В остальных частях преобладает современная застройка. Многие старые западно-европейские города пользуются широкой, часто всемирной известностью.

Долгое время характерной чертой урбанизации зарубежной Европы служила очень высокая концентра­ция населения в больших городах и городских агломерациях, которых здесь больше, чем в США и Японии, вместе взятых. Самые крупные из них — Лондонская, Парижская и Нижнерейнско-Рурская. Однако в 70-е гг. после периода бурного роста городов и агломераций начался отток населения из их центров снача­ла в ближние и дальние пригороды, а затем и в более отдаленные мелкие города и в сельскую местность («зе­леная волна»). В результате число жителей в центральных районах Лон-, дона, Парижа, Гамбурга, Вены, Ми­лана и других городов либо стабили­зировалось, либо даже стало сокра­щаться. Этот процесс получил наиме­нование субурбанизации1.

Субурбанизация объясняется многими причинами: изношенностью жилого фонда и скученностью населения в центральных частях городов, ухудшением состояния окружающей среды, недостатком места для рекон­струкции предприятий, переносом в пригороды многих рабочих мест, массовой автомобилизацией, а также желанием многих семей жить в соб­ственном доме. Но это отнюдь не означает, что процесс урбанизации прекратился. Напротив, он все более охватывает и сельскую местность, а граница между городом и сельской местностью становится все более условной. Ныне лишь 2/5 сельских жителей заняты в сельском хозяйстве.

Субурбанизация (от лат. шЬ — под, около и игЬ — город) — процесс роста пригород­ных зон городов и городов-спутников, который происходит значительно более быстрыми темпами и приводит к оттоку населения и мест приложения труда из их центральных частей.

В то же время субурбанизация приводит к «растеканию» городского населения и формированию обшир­ных урбанизированных районов и зон.

4. Хозяйства место в мире, раз­личия между странами. Зарубежная Европа, как целостный регион, зани­мает первое место в мировом хозяй­стве по размерам промышленного и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по за­пасам золота и валюты, по развитию международного туризма.

Понятно, что экономическую мощь региона в первую очередь оп­ределяют четыре страны, входящие в «большую семерку» стран Запада — ФРГ, Франция, Великобритания и Италия. Именно эти страны облада­ют наиболее широким комплексом различных отраслей и производств. Но соотношение сил между ними за последние десятилетия изменилось. Роль лидера перешла к ФРГ, эконо­мика которой на путях реиндустриализации развивается более динамич­но. Великобритания же, бывшая «мастерская мира», утратила многие свои прежние позиции.

Из остальных стран зарубежной Европы наибольший экономический вес имеют Испания, Нидерланды, Швейцария, Бельгия и Швеция. В от­личие от четырех главных стран их экономика специализируется прежде всего на отдельных отраслях, завое­вавших, как правило, европейское или мировое признание. Малые и средние страны особенно широко втянуты во всемирные экономические отношения. Наиболее высокого уров­ня открытость экономики достигла в Бельгии и Нидерландах.

Особое место на экономической карте региона занимают страны Вос­точной Европы, где с конца 80-х гг. происходит переход от прежней сис­темы общественной собственности и централизованного планирования к системе, основанной на рыночных принципах. Эти постсоциалистиче­ские страны, долгое время в своем со­циально-экономическом развитии ориентировавшиеся прежде всего на Советский Союз (а страны Балтии входили в него), теперь больше «смот­рят» не на Восток, а на Запад Европы. Такая смена ориентации оказывает большое воздействие на отраслевую и территориальную структуру их хозяй­ства, на направление внешнеэкономи­ческих связей.

6. Промышленность: главные от­расли. Лицо зарубежной Европы в международном географическом раз­делении труда в течение более 200 лет определялось, да и теперь еще во многом определяется разви­тием промышленности.

 Пример . Регион производит больше металлообрабатывающих станков, промышленных роботов, точных и оптических приборов, автомобилей, тракторов, нефтепродуктов, пласт­масс, химических волокон, чем США.

Машиностроение — веду­щая отрасль промышленности зару­бежной Европы, которая является его родиной. На эту отрасль прихо­дится 1/3 всей промышленной про­дукции региона и 2/3 его экспорта.

 Особенно большое развитие получила автомобильная промышлен­ность. Мировой известностью пользуются такие марки автомобилей, как «рено» (Франция), «фольксваген» и «мерседес» (ФН1), («Фабрика итальяна аутомобиле Торино»), «вольво» (Швеция), «га Р (Чехия), автобусы «икарус» (Венгрия). В Великобритании, Бельгии, Испании, других странах работают заводы компании «Форд-мотор».

Машиностроение, ориентирую­щееся прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструк­туру, более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям, вклю­чая столичные. Но при этом для каждой из многочисленных подот­раслей самого машиностроения ти­пичны свои особенности ориентации.

Пример 1. В Великобритании по раз­витию электротехники, электроники, приборостроения, авиаракетно-космической промышленности выделя­ется район Лондона, по развитию станкостроения и автомобилестроения — район Бирмингема, текстильного машиностроения — район Манчестера, судостроения — район Глазго. [9].

Пример 2. Один из крупнейших про­мышленных узлов зарубежной Европы — столица Венгрии Будапешт, где в этой отрасли занято более 0, 5 млн. человек. Здесь производится более 1/3 всей промышленной продукции страны.

Но есть и такие районы и даже целые страны, в которых машино­строение очень рассредоточено. В ФРГ, Бельгии, Нидерландах, Велико­британии, Чехии предприятия этой отрасли имеются почти в каждом го­роде.

Химическая промышлен­ность в зарубежной Европе зани­мает второе место после машино­строения. В особенности это отно­сится к самой «химизированной» стране не только этого региона, но и всего мира — ФРГ.

До второй мировой войны хими­ческая промышленность ориентиро­валась главным образом на камен­ный и бурый уголь, калийные и по­варенные соли, пириты и размеща­лась в районах их добычи. Переори­ентация отрасли на углеводородное сырье привела к тому, что она сдви­нулась «к нефти». В западной части региона этот сдвиг нашел выражение прежде всего в возникновении круп­ных центров нефтехимии в эстуари­ях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Ро­ны, где эта отрасль сочетается с неф­тепереработкой.

Пример. Крупнейший в регионе узел нефтехимических производств и НПЗ сформировался в эстуарии Рейна и Шельды в Нидерландах, в районе Роттердама. Фактически он обслужи­вает всю Западную Европу.

В восточной части региона сдвиг «к нефти» привел к созданию НПЗ и нефтехимических комбинатов на трассах магистральных нефте- и га­зопроводов.

Пример. Главные нефтеперерабаты­вающие и нефтехимические пред­приятия Чехии, Словакии, Польши, Венгрии были построены на трассе международного нефтепровода «Дру­жба» и газопроводов, по которым поступали нефть и природный газ из Советского Союза. В Болгарии по той же причине нефтехимия «сдвинута» к побережью Черного моря.

В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе (Северное море), так и импортируе­мые из развивающихся стран, из России. Добыча и потребление угля в Великобритании, ФРГ, Франции, Нидерландах, Бельгии резко сокра­тились. В восточной части региона ориентация на уголь, еще сохраняет­ся, причем не столько на каменный (Польша, Чехия), сколько на бурый. Пожалуй, во всем мире нет другого района, где бурый уголь играл бы та­кую большую роль в топливно-энер­гетическом балансе.

Пример. Крупнейшие в зарубежной Европе буроугольные бассейны нахо­дятся в Польше (Белхатув), Чехии (Северо-Чешский) и Германии (Лаузицкий, Среднегерманский, Нижне­рейнский).

На угольные бассейны ориенти­руется и большинство ТЭС. Но они построены также в морских портах (на привозном топливе) и в круп­ных городах. Все большее воздейст­вие на структуру и географию элект­роэнергетики — особенно во Фран­ции, Бельгии, ФРГ, Великобритании, Чехии, Словакии, Венгрии, Болга­рии — оказывает сооружение АЭС, которых в регионе уже более 80 (см! рисунок 51). На Дунае и его прито­ках, на Роне, верхнем Рейне, Дуэро сооружены ГЭС или целые их кас­кады.

Пример . Самый большой из гидро­узлов на Дунае построен в начале 70-х гг. в ущелье Железные ворота совместными усилиями Румынии и Югославии. Мощность ГЭС — 2, 1 млн. кВт, выработка электроэнергии11 млрд кВт в год

Но все же в большинстве стран, за исключением Норвегии, Швеции и Швейцарии, ГЭС играют теперь вспомогательную роль. Поскольку гидро­ресурсы региона использованы уже на 4/5, в последнее время строятся преимущественно более экономичные ГАЭС. В Италии, где в начале XX в была построена первая в мире ГеоТЭС, в Исландии используется геотер­мальная энергия.

Металлургическая про­мышленность зарубежной Евро­пы в основном сформировалась еще до начала эпохи НТР. Черная метал­лургия получила развитие прежде всего в странах, обладающих метал­лургическим топливом и (или) сырь­ем, — ФРГ, Великобритании, Фран­ции, Испании, Бельгии, Люксембурге [10], Польше, Чехии.

Пример. Южная металлургическая; база Польши сформировалась на основе Верхне-Силезского каменно­угольного бассейна. В ее состав входит около двух десятков заводов, и в том числе два очень крупных комби­ната— «Хута-Краков» и «Катовице».

После второй мировой войны крупные комбинаты были построены или расширены в морских портах с ориентацией на импорт более высоко­качественной и дешевой железной ру­ды и металлолома.

Пример. Самый большой и совре­менный из комбинатов, сооруженных в морских портах, находится в Та­ранто (Италия). Его мощность — более 10 млн. т стали в год.

В последнее время строятся преимущественно не большие комбинатты, а мини-заводы.

Важнейшие отрасли цветной металлургии — алюминиевая и медна: промышленность. Производство алюминия возникло как в странах, рас полагающих запасами бокситов (Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция), так и в странах, где нет алюминиевого сырья, но вырабатывается много электроэнергии: (Норвегия, Швейцария, ФРГ, Австрия). В последнее время алюминиевые заводы все более ориентируются на сырье, поступающее из развивающихся стран морским путем.

Медная промышленность получила наибольшее развитие в ФРГ Франции, Великобритании, Италии, Бельгии, Польше [11], Югославии.

Лесная промышленность ориентирующаяся прежде всего н источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации Швеции и Финляндии, которые давно уже образуют главный «лесной цех» региона.

Легкая промышленность, с которой, как вы уже знаете, на­чиналась индустриализация зарубеж­ной Европы, в значительной мере утратила свое былое значение. Ко­нечно, старые текстильные районы, сформировавшиеся еще на заре про­мышленной революции (Ланкашир и Йоркшир в Великобритании, Фланд­рия в Бельгии, Лионский во Фран­ции, Миланский в Италии), а также возникший уже в XIX в. Лодзинский район Польши существуют и в наши дни. Но в последнее время легкая промышленность смещается в Юж­ную Европу, где еще есть резервы дешевой рабочей силы. Так, Порту­галия превратилась едва ли не в глав­ную «швейную фабрику» региона. А Италия по производству обуви уступает только Китаю.

Во многих странах сохраняются также богатые национальные тради­ции в производстве мебели, музы­кальных инструментов, изделий из стекла, металла, украшений, игрушек и т. д. [12].

 

6. Сельское хозяйство: три глав­ных типа. По основным видам сель­скохозяйственной продукции боль­шинство стран полностью обеспечи­вает свои потребности и заинтересо­вано в ее сбыте на внешних рынках. После второй мировой войны в их аграрном строе, в системе землевла­дения и землепользования произо­шли значительные изменения, свя­занные с переходом от универсально­го мелкого крестьянского хозяйства к крупному специализированному вы­сокотоварному хозяйству, включен­ному в систему агробизнеса. Основ­ным типом сельскохозяйственного предприятия стала крупная высоко­механизированная ферма. Но в Юж­ной Европе еще преобладают поме­щичье землевладение и мелкое зем­лепользование крестьян-арендаторов.

Землевладением называется обладание землей на определенных правовых основаниях, землепользованием — пользование ею в порядке, установленном законом или обычаем. Земле­владение может быть государственным, частным (крестьянин, фермер, помещик и др. ), церковным. В землепользовании различают прежде всего собственную и арендованную землю.

Главные отрасли сельского хо­зяйства зарубежной Европы — рас­тениеводство и животноводство, ко­торые распространены повсеместно, сочетаясь друг с другом. Под воз­действием природных и исторических условий в регионе сложились три основных типа сельского хозяйства: 1) североевропейский, 2) среднеев­ропейский и 3) южно-европейский.

Для североевропейского типа, распространенного в Сканди­навии, Финляндии, а также в Вели­кобритании, характерно преоблада­ние интенсивного молочного живот­новодства, а в обслуживающем его растениеводстве — кормовых культур и серых хлебов.

Среднеевропейский тип отличается преобладанием животно­водства молочного и молочно-мясного направления, а также свиновод­ства и птицеводства.

Пример . Очень высокого уровня до­стигло животноводство в Дании, где оно давно стало отраслью междуна­родной специализации. Эта страна — один из крупнейших в мире произво­дителей и экспортеров масла, молока, сыра, свинины, яиц. Ее нередко называют «молочной фермой» Европы.

Растениеводство не только удов­летворяет основные потребности на­селения в продовольствии, но и «ра­ботает» на животноводство. Значи­тельная, а иногда и преобладающая часть пахотных земель занята кормо­выми культурами.

Для южно-европейского типа характерно значительное пре­обладание растениеводства, тогда как животноводство играет второстепен­ную роль. Хотя главное место в по­севах занимают зерновые культуры, международная специализация Юж­ной Европы определяется прежде всего производством фруктов, цит­русовых, винограда, оливок, миндаля, орехов, табака, эфиромасличных культур. Побережье Средиземного моря — главный «сад Европы».

Пример 1. Все средиземноморское побережье Испании и особенно рай­он Валенсии обычно называют «уэрта», т. е. «сад». Здесь выращивают различные фрукты и овощи, но боль­ше всего — апельсины, сбор которых продолжается с декабря по март. По экспорту апельсинов Испания за­нимает первое место в мире.

 Пример 2. В Греции более 90 млн. оливковых деревьев. Это дерево стало для греков своего рода национальным символом. Со времен Древней Эллады оливковая ветвь — знак мира.

Во многих случаях специализация сельского хозяйства приобретает более узкий профиль. Так, Франция, Нидерланды и Швейцария славят­ся производством сыра, Нидерланды — цветов, Германия и Чехия — выращиванием ячменя и хмеля и пивова­рением. А по производству и потреблению виноградных вин Фран­ция, Испания, Италия, Португалия выделяются не только в Европе, но и во всем мире. Интересно, что в названиях марочных вин часто со­храняются названия местностей или населенных пунктов, где выращи­ваются соответствующие сорта винограда: шампанское (область Шам­пань), кагор и коньяк (названия городков во Франции), малага и херес (города в Испании), мадера (от названия острова Мадейра), портвейн («вино из города Порту» в Португалии).

Рыболовство давно уже ста­ло отраслью международной специа­лизации в Норвегии, Дании и осо­бенно в Исландии.

 

7. Транспорт: главные магистра­ли и узлы. Региональная транспорт­ная система региона относится к за­падно-европейскому типу. По даль­ности перевозок она намного уступа­ет системам США и России. Зато по обеспеченности транспортной сетью стоит далеко впереди, занимая пер­вое место в мире. Очень высока и густота движения, велика роль меж­дународных и транзитных перевозок. Сравнительно небольшие расстояния стимулировали развитие автомобиль­ного транспорта, который теперь иг­рает главную роль в перевозках не только пассажиров, но и грузов. Сеть железных дорог в большинстве стран сокращается, и крупные новостройки в 50—70-х гг. были характерны толь­ко для некоторых стран Восточной Европы (Польша, Югославия, Алба­ния).

Конфигурация сухопутной тран­спортной сети региона очень сложна. Но основной ее каркас образуют ма­гистрали широтного и меридиональ­ного направлений, имеющие между­народное значение.

Пример. Главные широтные трансевропейские магистрали проходят сле­дующим образом: 1) Брест — Па­риж — Берлин — Варшава — Минск — Москва, 2) Лондон — Па­риж — Вена — Будапешт — Бел­град — София — Стамбул.

В 80—90-х гг. по мере разви­тия интеграционных связей в рамках ЕС особое внимание уделяется транспортной инфраструктуре. Расширя­ется сеть автострад, высокоскорост­ных железных дорог, которые «про­низали» уже всю зарубежную Ев­ропу.

Речные пути также имеют мери­диональное (Рейн) или широтное (Дунай) направления. Особенно ве­лико транспортное значение Рейна, по которому перевозится 250— 300 млн. т грузов в год. После ввода в эксплуатацию водного пути Рейн — Майн — Дунай, который соединил обе важнейшие водные артерии зарубежной Европы, он должен воз­расти.

В местах пересечения сухопут­ных и внутренних водных путей воз­никли крупные транспортные узлы. По существу такими узлами являются и морские порты, обслу­живающие прежде всего междуна­родные перевозки. Многие мировые порты (Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр) находятся в усть­ях-эстуариях рек, которые связывают их с глубинными районами. Все они фактически превратились в единые портово-промышленные комплексы. Для них характерно развитие трас-лей морского хозяйства и особенно так называемой «портовой промыш­ленности», работающей на привоз­ном, заморском сырье. Самый круп­ный из них — Роттердам.

Пример. Грузооборот Роттердамско­го порта составляет около 300 млн. т в год. Расположенный на одном из рукавов Рейна в 33 км от моря, он выполняет функции главных морских ворот для многих европейских стран. С глубинными районами он связан водными путями по Рейну и Мозелю, железными и шоссейными дорогами, нефтегазопроводами

Западная Европа — хороший пример того, как даже крупные естест­венные преграды перестают быть непреодолимым препятствием для тран­спортных связей. Многочисленные железные, автомобильные дороги и трубопроводы пересекают Альпы. Паромные переправы связывают бере­га Балтийского, Северного, Средиземного морей. Автодорожные мосты перекинуты через Босфор], через Большой Бельт. Завершен «проект века» — сооружение железнодорожного тоннеля через пролив Ла-Манш.

Во второй половине 90-х гг. был составлен и начал осуществляться поистине грандиозный проект созда­ния единой транспортной сети Ев­ропы. Он предусматривает формиро­вание девяти транспортных коридо­ров между Западом и Востоком Ев­ропы общей протяженностью при­мерно в 17 тыс. км. Каждый кори­дор, по существу, будет представлять собой полимагистраль1, включаю­щую и автострады, и железные дороги, а Дунайский коридор— также и водный путь. Два из этих коридоров будут проходить через Москву: Бер­лин — Варшава — Минск — Москва и Хельсинки — Санкт-Петербург — Москва — Киев — Кишинев — Бу­харест. Транспортные сети отдельных стран имеют либо радиальную (одно-центровую) конфигурацию, как во Франции, где «все дороги ведут в Па­риж», либо многоцентровую, как, на­пример, в ФРГ.

 

Полимагистраль — «жгут» параллельных или почти параллельных линий одного или нескольких видов транспорта, осуществляющих сообщение между одними и теми же районами и транспортными узлами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...