Десять стадий процесса выздоровления 13 глава
Повеяло влажным ветром, и лепестки маков, лежащих на могиле, зашевелились. — Во-первых, я никогда не говорила тебе, как нужна мне была твоя любовь. Всю жизнь ты заботилась о папе и обо мне. Ты жила только для нас. Спасибо тебе за все твои жертвы. Но только... Не все так просто, мама. Вспомни, как ты приучала меня к опрятности. Когда я была маленькой, ты купала меня два или три раза в день. Сначала я плакала и отбивалась, а потом привыкла. В средней школе ты заставляла меня принимать душ утром и вечером, и я уже не возражала. С восьми лет ты отбеливала мне волосы — говорила, что они от природы грязного мышиного цвета. Мама, сейчас я хочу, чтобы они отросли и стали натурального цвета; ты бы впала в истерику, если бы могла. И знаешь, я сейчас подумала: мне двадцать шесть лет, а я впервые в жизни собираюсь сделать что-то, что тебе не понравилось бы. Я выкинула щетку для ногтей — я тебе не говорила, как я ненавидела чистить ногти щеткой перед каждой едой. Я всю жизнь ненавидела твою чистоту и аккуратность: когда я была маленькой, всем моим друзьям разрешали играть в песочнице и гулять под дождем, а мне никогда. А клизмы, которые ты мне ставила? Мне было уже четырнадцать лет, а ты все еще каждое утро проверяла, как я «сходила» в туалет. Конечно, ты делала это любя, но мне было очень плохо! — Ее голос стал громче. — Я всегда была несчастной, запутавшейся, но не сознавала, насколько несчастна, потому что ты контролировала даже мои мысли. Я понимала только, что у меня болит голова и болит живот, что ты постоянно ругаешь меня за грязь. Мама, я... — голос сорвался, и некоторое время был слышен только шорох, поднимаемый ветром. Наконец девушка взяла себя в руки и снова заговорила: — Я люблю тебя, мама, но ненавижу то, что ты сделала со мной. Я пришла сюда, чтобы сказать тебе об этом. Еще я хочу сообщить, что моя жизнь наконец стала налаживаться. Я пытаюсь справиться с анорексией — я уже могу заставить себя есть. Я бросила кокаин и прохожу групповую терапию. Мой шеф сказал, что теперь он меня не уволит — по крайней мере пока. Так что все приходит в порядок.
Я пришла попрощаться с тобой. Ты не дала мне поговорить с тобой, когда у тебя нашли рак, — ты запрещала нам говорить о своей болезни. Может быть, ты надеялась победить ее? Или ты вела себя так же, как в мои школьные годы? Помнишь, когда я влюблялась в кого-нибудь из одноклассников и страдала от неразделенной любви, мне приходилось держать свои чувства при себе, потому что ты называла их ерундой? Я думаю, для тебя вообще все чувства были ерундой. Мне жалко, мама, что твоя жизнь была такой пустой и стерильной. Но теперь я хотя бы позволила себе иметь чувства. Ну вот и все. Прощай, мама. Я люблю тебя — правда, люблю. И еще одно. Это вроде символа, знаешь? Мою анорексию ты тоже называла ерундой, но я чуть не умерла от недоедания через несколько недель после твоих похорон. Оставляя здесь это, я прощаюсь с прежней жизнью. Девушка тихо поплакала несколько минут, еще раз прошептала: «Прощай!» и положила на надгробие маленький пакетик. Потом она вернулась к ожидавшему ее такси, села на заднее сиденье и, когда такси тронулось с места, разрыдалась. В пакетике были конфеты. ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ: ПРОЩАНИЕ С РОДИТЕЛЬСКИМ ДОМОМ Ключевой момент в выздоровлении от созависимости звучит очень просто: попрощаться с отчим домом. Подумаешь, нет ничего легче. Каждый из нас в какой-то момент жизни уходит из родительского дома. На самом деле это отделение происходит поэтапно, и не все мы полностью совершаем его. Кроме того, прощание с родительским домом имеет два аспекта. Во-первых, мы должны действительно покинуть семью, сказав папе и маме «до свидания»; во-вторых, мы должны попрощаться с символами ложной безопасности в своей жизни. И то и другое дается нелегко.
В американском обществе совместная жизнь детей и родителей обычно прекращается, когда детям около двадцати лет. В этом возрасте они заканчивают среднюю школу или колледж, начинают работать, заводят собственную семью. Однако все не так просто, как кажется. Существуют несколько уровней независимости, которые не всегда достигаются одновременно. Дети становятся не зависимыми от родителей в плане жилья, когда физически покидают их дом. Однако они могут в это время зависеть от родителей в финансовом смысле (например, восемнадцатилетний студент, живущий в общежитии). Социальная независимость наступает, когда дети формируют круг своих собственных друзей. Друзья могут быть знакомыми с родителями и хорошо к ним относиться, но они друзья именно самих детей. Профессиональная независимость достигается, когда дети получают профессию и начинают строить свою карьеру. Духовно независимые дети освободились от родителей в духовном смысле, то есть выработали собственную шкалу верований и духовных ценностей, не являющуюся буквальным отражением родительской. Не все шаги к независимости происходят одновременно. Наконец, по достижении двадцати пяти — тридцати лет дети делают последний шаг к независимости, завершая свое отделение от родителей: они прощаются с родительским домом в эмоциональном плане. Детям обычно требуется прожить несколько лет самостоятельно, чтобы стать достаточно уверенными в себе и предпринять этот последний шаг. Достичь эмоциональной независимости — сказать «прощай» детству и прошлому — бывает очень нелегко; финальный прыжок во взрослую жизнь требует мужества и силы. Однако он вознаграждается с лихвой: человек выходит из тени родительской семьи и становится в полном смысле независимым и взрослым. Этот шаг ведет к здоровой, счастливой и плодотворной жизни. У этого пути есть и еще одно долговременное преимущество, относящееся к разряду вечных. Известный психолог Карл Юнг, обсуждая вторую половину жизни человека, предположил, что большинство людей моложе тридцати лет не может по-настоящему узнать Бога. Хотя мы не согласны со многими положениями теории Юнга, мы признаем духовный и эмоциональный рост, начинающийся после прощания с родительским домом. По мнению Юнга, дети сначала должны оставить родителей и отделиться от них духовно и эмоционально: только это освободит их для духовного, невероятно обогащающего путешествия к познанию Бога.
Норма и созависимость Каждый из нас рождается в семье, которую в конце концов покинет. В каком-то смысле ребенок с рождения готовится оставить родной дом. Он учится ходить, исследует окружающий мир, борется за самостоятельность в двухлетнем возрасте, поступает в первый класс, получает водительские права, переезжает на другую квартиру. И так далее, пока в конце концов не попадает в свою Небесную семью. Проблема заключается в том, что созависимые не способны на окончательное отделение от родителей. Они застревают на каком-то промежуточном этапе пути к независимости. Именно по этой причине многие из них обращаются в нашу клинику в среднем возрасте. К этому времени им кажется, что они давно ушли из родительского дома: они живут отдельно, получили высшее образование, имеют собственную семью и карьеру... Но почему-то на середине самостоятельного пути их жизнь начинает рушиться. Дело в том, что они так и не завершили отделения от родителей — так и не сказали родительской семье «Прощай». Существуют два вида прощания, и оба они нужны. Во-первых, теплое, любящее прощание: «До свидания, я отправляюсь в путь. Мы с тобой еще увидимся!». Но есть и другой тип прощания: «Проваливай, мерзавец! Убирайся из моей жизни!». С ложными символами безопасности вы прощаетесь именно со словами «никогда не хочу вас больше видеть». Прощание с родителями совсем не такое — оно не предполагает уничтожения всех связывающих вас нитей. Вы просто заявляете о своей независимости. Это прощание перед началом путешествия: «Я всегда буду вашим ребенком, но сейчас я отправляюсь в путь один. Я буду навещать вас, но отныне я гость, а не полноправный член вашей семьи». Такое прощание необходимо, даже если ваши родители уже умерли.
Как узнать, оставили ли вы родительский дом эмоционально? Понять это не всегда просто. То, что для одного человека нормально и естественно, для другого будет зависимым и навязчивым поведением. Приведем пример: Лиза каждый день в девять утра звонит своей прихварывающей старушке-матери. Это нормальное поведение дочери. Если мама не отвечает на телефонный звонок, Лиза немедленно едет к ней, чтобы удостовериться, что с ней все в порядке. Брэд (да-да, наш Брэд с велотренажером!) тоже звонит своей маме каждый день, но его мама совершенно здорова. Брэд чувствует потребность в том, чтобы мама поддерживала его, черпает силы в том, что делится с ней чувствами и событиями дня. Лиза — независимый человек, а Брэд — нет. Он так и не оставил родительский дом. Критерии зависимости от родителей Для некоторых созависимых мы составляем краткий перечень связей, которые соединяют их с родительской семьей. Первый признак зависимости от родителей — их постоянная финансовая поддержка. Очень часто взрослые дети, эмоционально связанные с родителями, зависят от них в финансовом отношении. На одной из наших еженедельных субботних сессий групповой терапии мы провели опрос участников группы, которым было от двадцати пяти до тридцати пяти лет. Выяснилось, что все они без исключения получали финансовую помощь от родителей. Физически они покинули родное гнездо, но мама и папа по-прежнему «кормили своих птенчиков червячками». Взрослые созависимые могут вообще не покинуть родительский дом. Они отважно объявляют о своей независимости и переезжают от родителей; многие из них при этом вступают в брак. Потом начинаются неприятности, происходит кризис, и они возвращаются под родительское крыло. В одной из серий телевизионного шоу Билла Косби жена размышляет над тем, не завести ли ей еще одного ребенка. Ее мать отговаривает ее: «Ты будешь слишком старой». «Ты хочешь сказать, когда он вырастет и уедет из дома?». «Нет, когда он вернется обратно к тебе со своими детьми». В комедийном изложении идея доведена до абсурда, но ее смысл остается верным: иногда птенцы, даже оперившись, не желают покидать уютное родительское гнездышко. Второй признак того, что эмоционально вы еще не отделились от родителей, — само созависимое поведение. Обычно зависимое поведение прекращается после этапа прощания, потому что именно таким образом завершается жизнь в родительском доме. Посмотрим на Лизу и Брэда. Если обстоятельства в жизни Лизиной матери изменятся,
Лизе не придется больше ежедневно звонить ей. Брэд будет продолжать звонить матери в любом случае. Он так прочно связан с ней, что не может отделиться. Если мать сама не созвонится с ним до пяти часов вечера, он обязательно позвонит ей. И здесь изменение зависимого или навязчивого поведения открывает путь к исцелению. На консультации мы посоветовали Брэду ограничить телефонные разговоры и письма матери — не столько для того, чтобы прекратить симптоматическое поведение, сколько для разрыва цикла созависимости. Еще один прекрасный пример — София, женщина средних лет. Она пришла к нам в клинику, страдая от мучительной процедуры развода. Как оказалось, даже в таком возрасте она была сильно зависима от своих родителей, которым в то время было около восьмидесяти. Она каждый день разговаривала с ними по телефону и часто писала им письма, потому что в глубине ее души гнездилось убеждение: «Я не могу и дня прожить, не отчитавшись перед мамой и папой. Они должны поддерживать меня». Вся ее жизнь зависела от их одобрения. Мы провели консультацию, на которой присутствовали и София, и ее родители, и достигли следующей договоренности: обе стороны обязались ограничить телефонные и письменные контакты. Сейчас София работает над тем, чтобы достигнуть эмоциональной независимости от родителей, и цикл зависимости уже не тянет ее назад. — Ну, это не моя проблема, — сказала Ким Парк, другая наша клиентка. — Мой отец прервал всякую связь со мной еще шесть лет назад, и я не возобновляю с ним контакт, так что мы с ним давно попрощались. Нет, не совсем. Ситуация Ким в чем-то сходна с невозможностью физически покинуть родительский дом. Бунтарский разрыв всех связей с родителями указывает на то, что эмоционально прощание не состоялось. Ким все еще находится в зависимости от своей родной семьи. Наша цель — достичь здоровой, сбалансированной жизни, избегая как отчуждения, так и полного слияния личностей. Как попрощаться Как преодолеть такой важный эмоциональный этап, если вы этого еще не сделали? Самый простой и очевидный способ — сесть и поговорить с родителями, обсудить свою жизнь с ними и попрощаться в буквальном смысле слова. Однако зачастую поступить так невозможно: случается, что один или оба родителя уже умерли или оставили детей в раннем возрасте (например, из-за развода). Но этот этап все равно должен быть пройден. Или, как в случае Ким, родители отказываются разговаривать с детьми и обсуждать темы, которые кажутся им не менее мучительными, чем их ребенку. Порой родителей и детей разделяет географическое расстояние. Если папа живет в Куала-Лумпуре, мама — в Буэнос-Айресе, а их взрослый ребенок — в Каламазу, собраться им вместе затруднительно, чтобы не сказать — невозможно. Может быть, вам пригодится метод, используемый психотерапевтами для установления эмоционального контакта с человеком, реальный контакт с которым не может быть установлен. Сядьте и поставьте перед собой пустой стул. Представьте себе, что ваша мама сидит на этом стуле. Поговорите с ней. Расскажите ей о своем детстве: о боли, радости, разочарованиях и победах. Потом попрощайтесь с ней. Теперь представьте, что стул занял ваш папа, и поговорите с ним. Пэтрис Холт, миниатюрная блондинка, с которой мы познакомились в начале этой главы, применила другой метод. Она посетила мать на кладбище и попрощалась с ней. Этот метод часто вызывает всплеск сильных эмоций, что замечательно очищает душу. Еще один старый и проверенный временем метод — написать письмо. Часто люди, которые не в состоянии лично высказать родителям свои чувства, делают это в письменной форме. Конечно, если родитель умер, письмо остается неотправленным. В том случае, когда родитель жив, мы предлагаем нашему клиенту несколько изменить процедуру написания письма. Если наш клиент решает попрощаться с родителями письменно, мы предлагаем ему написать два письма. Одно из них в обычной форме (дата, обращение, текст письма, заключение и подпись) ни в коем случае не надо отправлять адресату. В этом письме мы просим клиента выразить все его чувства — любовь, нежность, гнев, горечь, восхищение, разочарование и так далее. Его написание высвобождает воспоминания и эмоции, необходимые для дальнейшего выздоровления. Во втором письме отражены не все эмоции клиента; оно составляется в более мягких и тактичных выражениях. Если неразрешенное ожесточение во время написания находит выход, оно также способно превратиться в обличительную речь. В любом случае, его цель — быть документом, который можно послать адресату. Неважно, будет оно послано или нет. Клиент сам решает, отправлять ли второе письмо. Если вы приемный ребенок, вы можете использовать письма, чтобы попрощаться со всеми вашими родителями — приемными и биологическими. Вы спросите: а как же старая добрая иудейско-христианская заповедь «Почитай родителей своих»? Если вы созависимый, ваше письмо родителям, возможно, содержит такие горячие обвинения, что способно вызвать пожар чувств. Где же в нем почитание? Мы ни в коем случае не призываем вас нарушить заповедь. Мы не просим детей оскорблять своих родителей. Такое поведение запрещено Богом и унижает как родителей, так и самих детей. Мы не допускаем ни оскорблений, ни обвинений, ни уничижения. Опишите свою боль; поблагодарите родителей за то хорошее, что они сделали для вас; расскажите о своих чувствах. Но ни в коем случае не упивайтесь своей предполагаемой ролью мученика! Самое лучшее, что вы можете сделать для своих родителей, — стать таким человеком, каким вас задумал Бог. Если незавершенные дела и эмоциональный груз затрудняют ваш рост во Христе, сбросьте его с плеч. Это значит, что вы должны с любовью, но твердо решить свои незавершенные проблемы. Лучший способ воздать должное своим родителям — развивать свои природные дары. Отделение от родителей придумано не нами. В Книге Бытия сказано: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей» (2:24). Когда вы с любовью прощаетесь с отцом и матерью, вы начинаете строить более близкие отношения с другими значимыми людьми в своей жизни: мужем (женой), детьми, друзьями, не говоря уже о более глубоких отношениях с Богом. В прощании с родительским домом заключен печальный парадокс. Созависимым, то есть людям, которые больше всего нуждаются в том, чтобы оставить позади проблемы семьи своих родителей, труднее всего отделиться от этой семьи. Даже для психологически здорового ребенка прощания и переезды всегда нелегки. Первый день в школе, выпускной вечер, свадьба — все эти события заставляют смахнуть слезу; они доходят до самого сердца, но их можно пережить. Члены здоровой семьи не цепляются друг за друга. Однако для детей из дисфункциональных, неблагополучных семей очень трудно, порой даже просто невозможно сказать «До свидания!». — Это ненормально! — говорят такие люди. — Я не в состоянии понять, в чем дело. Мне было так плохо жить с родителями. Почему же я никак не освобожусь от их влияния, когда вроде бы ничего нет легче, чем отказаться от него? А я не могу сделать это. Ответ на этот вопрос вы частично уже знаете — навязчивое повторение, непреодолимое чувство того, что что-то еще осталось незавершенным. Если созависимый покинет родительскую семью, он не сможет ее исправить. Кроме того, созависимые «застревают» на каком-то этапе процесса прощания и навсегда остаются на нем. Созависимые также гораздо сильнее, чем дети из благополучных семей, страдают от чувства вины и стыда. Из-за того, что внутри у них кипит гнев и возмущение, они считают, что должны остаться с родителями, в контакте с источником гнева, чтобы когда-нибудь попытаться изменить ситуацию. Даже если гнев подавлен — особенно если гнев подавлен — он образует мощную эмоциональную связь с родителями. Для иллюстрации проблемы скрытого гнева мы расскажем историю Гарольда Уокера. Гарольд — биржевой брокер. Ему около пятидесяти лет. На консультациях в нашей клинике он клялся, что все эти разговоры о гневе — сплошная чушь и чепуха, и говорил, что он совершенно не сердится на свою мать-алкоголичку Он также отрицал свой гнев, направленный на жену или детей. Однако в течение последних двадцати лет он много раз приводил семью к банкротству, и им даже приходилось продавать дом и машину. Когда он начал тратить деньги, отложенные на нужды детей, жена наконец приняла трудное решение о разводе. Хотя на словах Гарольд отрицает свой гнев, на деле он жестоко вымещает его на своей жене и детях. Пока он не справится с этим, семья обречена на бедность и непрекращающийся финансовый кризис. Другая сторона четвертого шага выздоровления — прощание с ложными символами безопасности, которые можно образно назвать ложными идолами. На этот раз вы говорите: «Прощай навсегда!», надеясь, что разлука с ними будет постоянной. Ложные символы безопасности — это те вещи в вашей жизни, которым вы неоправданно поклоняетесь и к которым не в меру привязаны. Прощание в данном случае не означает, что вы полностью изгоняете этот аспект из своей жизни, — вы расстаетесь только с идолопоклонническим чувством по отношению к нему. Пэт Холт символически сделала это, когда положила пакетик с конфетами на могилу своей матери. Она страдала анорексией, то есть была одержима навязчивой мыслью о том, как бы поменьше есть. Она не могла просто вычеркнуть питание из своей жизни — это физически невозможно сделать, и она едва не рассталась с самой жизнью, когда в очередной раз попробовала ограничить себя в еде. Ее проблемой было то, что анорексия крепко держала ее в своих тисках. В Далласе большое значение придается богатству и положению в обществе. Многие наши клиенты были вынуждены попрощаться с тем огромным влиянием, которое имели над ними деньги и власть. Им пришлось расстаться с приоритетом денег в их жизни. Для своего исцеления они должны были честно сказать себе: «Это не так уж важно». И тут разразился нефтяной кризис. Внезапно проблема перешла из разряда умозрительных в разряд реальных: некоторые клиенты действительно потеряли большие деньги. Ложные символы безопасности. Идолы. Прощание с ними как средство исцеления имеет по крайней мере двухтысячелетнюю историю. Иисус призвал молодого богача отказаться от денег как главной жизненной ценности, но тот не смог это сделать (см. Матфея 19:16-22). Легко сказать, что надо сделать, но трудно найти практические способы сделать это. Данный шаг не представляет собой ничего необыкновенного или исключительного, йо тем не менее на консультациях мы подробно обсуждаем его с клиентами и, что еще важнее, побуждаем их самих говорить об этом. Мы призываем своих клиентов признать, что их жизнью завладели ложные идолы, и постараться как-то освободиться от их власти. Предлагаем и вам вслух или мысленно обсудить этот вопрос с самим собой, а еще лучше — с надежным другом или консультантом. В любом случае, с кем бы вы ни говорили о прощании, поговорите об этом с Богом. У каждого есть родители, и расстаться с ними нелегко. Когда вы прощаетесь с родителями (а также мачехой и отчимом или приемными родителями, если они у вас есть), в вашей жизни остается незаполненное пространство. Это пространство должен заполнить Бог, наш Небесный Отец. Прощаясь с родителями, вы прощаетесь не только с ними. Ведь родители — земная тень Бога. В детстве вы считали, что родители и есть Бог. Теперь вы знаете, что ни один человек не в силах излечить рану поцелуем. Вы прощаетесь с мифом о том, что человеческое существо может быть всесильным. Расставаться с этим мифом мучительно и больно — вы пришли к выводу, что ни один человек не является Богом в вашей жизни. Прощаться с ложными символами безопасности тоже мучительно, потому что в чем-то они служат нам опорой. Например, Джоан и Брэд вечно ссорились. В ссорах нет ничего хорошего, но этой паре они давали ощущение знакомого и привычного, а от привычного трудно отказаться. На данном этапе выздоровления вы должны взять на себя определенные обязательства, возможно, в форме письменного или устного контракта. Полезно отчитываться перед кем-то в выполнении этих обязательств. Хотите ли вы установить границы, создать расстояние между собой и каким-то человеком или сделать что-то другое? Найдите человека, перед которым вы будете отчитываться, составьте контракт и выполняйте обязательства. Если вы успешно прошли четыре шага выздоровления — исследование и открытие, перечень взаимоотношений, контроль зависимости и прощание с родителями, вы, вероятно, сейчас погрузились в мучительные и болезненные воспоминания. «И это называется психотерапией?» — удивляетесь вы. Да, вы сейчас катитесь вниз по склону «американских горок», и этот склон называется «боль исцеления». Никто не начинает спуск с самого верха, где нет боли. Каждый приносит с собой свою боль; вероятно, именно эта боль и привела вас к мысли о необходимости лечения. Вы отказались от «обезболивания» зависимостью и другими средствами и со стоном вскрыли свою жизнь и отношения с людьми. Четвертый шаг — прощание с родителями и ложными символами безопасности — может быть пугающим и мучительным. Однако на пятом шаге вы достигаете нижней точки спуска. Шаги с первого по четвертый направлены на то, чтобы дать вам осознать ваши страдания и боль. В программе Анонимных Алкоголиков пятый шаг так и называется — «достичь дна». На следующих шагах мы начнем подниматься вверх по пути исцеления. Вам важно понимать, что ваша нынешняя боль — предвестник выздоровления. Нет смысла бросать работу над собой, когда вы уже находитесь в самом внизу. Самая неприятная часть пути осталась позади. Теперь мы будем двигаться только вперед! Глава 16 Оплакиваем потери Когда одному мальчику предложили выучить наизусть один стих из Библии, он сразу выбрал Иоанна 11:35: «Иисус прослезился». Вот и все — это весь стих. Однако это удивительный стих! Когда друг Иисуса Лазарь заболел, его сестры Марфа и Мария попросили Христа поскорее вернуться в Вифанию, чтобы излечить Лазаря. Вместо этого Иисус промедлил, и Лазарь умер. Но Иисус знал, что Он будет делать и что будет делать Его Отец. Еще до прихода в Вифанию Он знал, что уже этим вечером разделит с воскресшим Лазарем ужин. И все же, войдя в дом, где все горевали, он прослезился. Глубина Его скорби удивила людей, привыкших к неискренним слезам наемных плакальщиков. Скорбь — это естественная реакция живых на смерть. Но скорбь — это не только оплакивание умерших. И другие утраты требуют, чтобы по ним скорбели, включая потери, запрятанные в душе так глубоко и так давно, что уже не признаются таковыми. ПЯТЫЙ ШАГ: СКОРБЬ ПО УТРАТЕ Процесс скорби, впервые описанный Элизабет Кюблер-Росс, а теперь общепризнанный психологами, состоит из нескольких спонтанно развивающихся стадий, включающих: 1) шок и отрицание; 2) гнев; 3) депрессию; 4) «сделки» и магическое мышление; 5) принятие. Мы добавили к этому списку печаль, причем поставили ее на 5-е место; таким образом, у нас принятие передвигается на шестое место. При нормальном течении процесса скорби вам не нужен психотерапевт, чтобы пройти через все эти стадии. Однако созависимый имеет тенденцию застревать на одной из стадий и оставаться на ней. Для того чтобы выйти из процесса скорби, такому человеку нужна помощь психолога-консультанта или книги вроде этой. Ему необходимо вернуться и повторить все стадии скорби, чтобы пройти «точку застревания». Польза скорби Скорбь необходима созависимому человеку. Ему нужно оплакать все, что он узнал о себе на первых четырех шагах выздоровления от созависимости. Очень важно горевать о потерянном детстве, а также об утратах, вызванных зависимостями и навязчивыми идеями в прошлом и настоящем. Это звучит странно, но необходимо также оплакать некоторые аспекты выздоровления. Ваша зависимость и связанные с ней чувства играли значительную роль в вашей жизни. То, что занимало в жизни так много места, заслуживает скорби. Попрощавшись с родительской семьей, вы должны погоревать о потере той боли и страданий, с которыми вы жили так долго. Вы рады от них освободиться — но они оставили после себя зияющую пустоту. Проиллюстрируем сказанное на примере супругов Джорданов. Они научились утихомиривать призраки прошлого, что принесло огромную пользу их браку. И все же у них была причина для скорби, потому что сначала отказ от созави-симого поведения воспринимался ими как потеря. Скрытый гнев и неспособность к общению очень долго были привычными и обычными — пусть и неприятными — элементами их супружеской жизни. К тому же им надо было оплакать многие годы, проведенные без тепла и любви, — длительную, горькую и ненужную потерю, результат созависимого поведения. Вторичные утраты также требуют скорби. Когда к нам поступает на лечение алкоголик, мы просим его составить список утрат, вызванных пьянством. Может быть, он потерял работу или повышение по службе, семью, детей, водительские права. Этот метод применим ко всем видам навязчивого поведения. Трудоголик оплакивает время, украденное им у семьи, — его уже не вернуть; человек с расстройством питания горюет о своей полноте; Шон МакКерди скорбел по возможности сделать карьеру, которой он лишился из-за своей проблемы, и так далее и тому подобное. Анализ потерь Если вы обнаружили, что ваш образ жизни привел к потерям, вам надо их оплакать. Но можете ли вы правильно оценить свои потери? Может быть, вы сильно преувеличиваете их и находите их там, где их не было и нет? «Моя мама не умела готовить, и моя потеря — домашние пирожные». Вообще-то созависимые почти всегда слишком сильно уклоняются в другую сторону. Они так искусно научились отрицать и преуменьшать, что недооценивают свои утраты и страдания, а не переоценивают их, рисуя идеалистичную картину своего несбывшегося детства. Даже те, кто в детстве испытал сексуальное или физическое насилие, стараются преуменьшить его последствия. Помните, что, анализируя свои потери, вы, скорее всего, минимизируете их. Ваш анализ потерь не является их объективной оценкой. Вы рассматриваете их очень субъективно и правильно делаете, потому что для разных людей одни и те же потери имеют разное значение. Когда Мэйми Дайке проиграла в карты пятьдесят долларов, она не расстроилась, но когда она потеряла дешевенькую семидолларовую брошку, горю ее не было границ, потому что эту брошку ей когда-то подарила ее ныне покойная дочь. Здесь надо руководствоваться следующим правилом: если для вас это значительная потеря, она является таковой независимо от того, как оценивают ее окружающие. Подведем итоги. Существуют четыре области, в которых вы должны оплакать потери. Первая — потерянное детство в дисфункциональной родительской семье, если ваша семья являлась таковой. Вторая — прощание с родителями, которое большинству созависимых не удалось завершить. Прощаться с ними теперь, будучи взрослыми, особенно грустно. Третья — ваши зависимости, навязчивое поведение и другие нездоровые механизмы решения проблем, от которых вы решили отказаться. Много лет они постоянно были с вами, как плохие друзья, постоянно вас предающие. Но они были вашими друзьями, пусть и неважными, а сейчас вы их теряете, поэтому вы вправе горевать по своей потере. Четвертая — утраты, причиной которых была ваша созависимость. Подумайте о своих страданиях, слезах, утраченных возможностях, сделанных ошибках. Многого из этого могло бы и не быть: ваша созависимость вызвала их к жизни, и это очень грустно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|