Десять стадий процесса выздоровления 15 глава
Сидя перед нами, Бесси обхватила себя руками, ее глаза сверкали. — Может быть, я и забуду когда-нибудь, но ни за что никогда не прощу. Бесси придется отказаться от логики, чтобы преодолеть свою задержку на пути выздоровления и сделать последний, самый важный шаг к исцелению. Не говорите: «Я не смогу простить, как и Бесси». Лучше вспомните о том, что признание логики в качестве основного путеводителя по жизни имеет не очень давнюю историю. Древние греки разработали математику и логику, которые легли в основу нашего руководимого наукой общества, но владели этими науками там только ученые. Арабские мыслители в Старом Свете, ацтеки и майя в Новом достигли новых высот в развитии логики. Однако и в этих обществах простой народ не зависел от чистой логики в повседневной жизни. То же справедливо и для европейского общества. Даже в эпоху Возрождения, когда научное мышление в Европе расцвело пышным цветом, это положение было верным. Рациональное мышление и логика заняли доминирующую позицию в западной цивилизации только несколько столетий назад, после Французской революции. Если так, то на смену чему пришла логика? Она заменила эмоциональные реакции — «думы сердца». В нашем обществе слова «В глубине души я считаю...» не рассматриваются как аргумент взрослого человека. Нас научили тщательно избегать движений сердца и доверять только тому, что говорит разум. Например, что происходит на похоронах? Если вдова ведет себя с достоинством и держит себя в руках, друзья уважают ее за это. Если же она теряет контроль над собой (что на самом деле является правильной, очищающей реакцией на трагедию), друзья говорят: «Ну, успокойся, возьми себя в руки. Ты должна быть стойкой» или же, чувствуя неловкость за нее, просто отходят в сторону.
Двести лет назад проявление эмоций на похоронах считалось нормальным, а стоическое поведение вдовца или вдовы заставляло окружающих усомниться в искренности их любви к покойному. Наша фундаментальная опора на разум и холодную логику — культурное явление, возникшее совсем недавно. Оно может подвести вас, если вы не проявите осторожности. Отказ Бесси простить родителей выглядит логически оправданным. Более того, простить намеренное зло кажется абсурдным с логической точки зрения. С другой стороны, если причинившие ей страдания люди не ведали, что творят, было бы разумным простить их. Бесси предстояло преодолеть два препятствия. Ей следовало забыть о голосе разума и услышать голос сердца. — Не знаю, как это сделать, — говорила она. — Мне пятьдесят два года, и я слишком стара для феминистских штучек вроде того, что надо отбросить все эмоции. Но ведь и в мое время нам внушали: «Будь умницей», «Это неразумно», «Не позволяй сердцу взять верх над рассудком, иначе выйдешь замуж не за того, за кого надо». Как мне избавиться от своих убеждений? — Вы говорили, что верите в Бога. Это так? -Да. — Судя по тому, что написано в Библии, Божий путь — не холодный, трезвый расчет. За тысячу лет до рождения Христа Бог учил человека: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой» (Притчи 3:5). Сам Иисус говорил: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Матфея 18:3). Теперь скажите: как много места занимает логика в мыслях ребенка? Мозг отвечает за неглубокий, поверхностный слой наших мыслей; их глубины остаются в ведении сердца. Люди похожи на мебель из дуба, отделанную сверху ценными породами дерева. Верхний слой украшает изделие и повышает его цену, но именно древесина дуба делает мебель прочной и надежной.
Бесси фыркнула и лукаво посмотрела на консультанта. — Вы хотите сказать, что у меня голова дубовая? Но она улыбалась. В нашей клинической практике мы ежедневно выслушиваем рассказы об оскорблениях и ужасах, которые буквально невозможно простить. Отцы вытворяют с дочерьми такое, о чем язык не поворачивается рассказывать. Жены и матери намеренно терзают детей и мужей, принося в семьи хаос и страдания. Родители унижают и третируют своих детей, которые не оправдали их ложных ожиданий. Мужчины и женщины впадают в ярость и истязают самых близких людей морально и физически. Кому, как не нам, знать, как безнадежно грешны люди! С человеческой точки зрения, такие поступки нельзя простить ни разумом, ни сердцем. И все же для примирения с прошлым необходимо искреннее и честное прощение. На первый взгляд здесь заложено противоречие. Способна ли Бесси забыть о логике и отдаться чувствам? Может ли она простить сердцем, не прислушиваясь к голосу разума? Да. И вы можете. Вы обладаете врожденной способностью прислушиваться сначала к голосу сердца и лишь потом — к голосу разума. Но вам понадобится помощь Божья, а возможно, и человеческая. Господь прощает все и всех, а люди могут указать вам путь к прощению. Не забывайте, однако, что на последней стадии процесса скорби вас подстерегает еще одна ловушка, в которую часто попадают христиане, — прощение без эмоциональной честности. Например, христианин вполне искренне объявляет: «Я разобрался в своем прошлом и понял, что случилось» — первая стадия скорби. «Я отдаю это Богу и прощаю» — последняя стадия. «Все. Я это сделал. Книга закрыта». Прыжок с первой стадии на последнюю позволяет ловко обойти все трудные и болезненные точки процесса скорби. Он выглядит по-христиански и делается с лучшими намерениями, но результата он не принесет. Боль не проработана. Гнойная рана в глубинах души осталась неочищенной. Процесс скорби интегрирован в каждого из нас, и это показывает, что Бог предназначил его для того, чтобы помочь нам справиться с утратами, эмоциональными страданиями и болью. Если мы исключаем такой процесс, то прощаем хотя и искренне, но чувствуя эмоциональную нечестность.
Мы говорим о своем прощении, а внутри нас в это время таятся залежи гнева и горечи. Прощение получается нечестным в том смысле, что оно не отражает всей глубины нашей натуры. Эмоциональная честность была вторым препятствием, которое Бесси предстояло преодолеть. Бесси быстро проскочила через первые четыре шага нашей десятишаговой модели выздоровления. Она хорошо справлялась со своей скорбью, пока не дошла до ее конечной стадии. Терпеливо работая над осознанием того, что с ней происходило, и над своими эмоциями, сознательно попрощавшись с родительской семьей, Бесси выстроила надежный эмоциональный фундамент. Теперь, когда она говорила, например, «Я тебя понимаю» или «Я тебя прощаю», ее слова шли прямо из сердца, в котором не осталось тайного гнева или горечи. Когда она сказала «Я не могу простить», в этом тоже была эмоциональная честность. Если люди, особенно христиане, пытаются развивать свой духовный мир за счет физического и эмоционального, они поступают нечестно по отношению к тому, чем являются. В этом случае только часть их личности предлагает прощение. Поскольку Бог создал нас целостными личностями, Он ждет, что мы будем действовать как целостные личности. Апостол Павел сказал: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фессалоникийцам 5:23). Посмотрим, как наши эмоции влияют на наше физическое состояние. От стресса подскакивает давление. Страх приводит к известному явлению, называемому «расстройством желудка». Подавленный гнев и ожесточение снижают иммунитет и способствуют возникновению некоторых видов рака. Эмоции так же влияют и на наше духовное измерение, в исключительных случаях превращая наши отношения с Богом в созависимые. Эта взаимосвязь всех аспектов нашей жизни показывает, как важно выстроить надежный фундамент эмоциональной честности. Только после этого мы сможем произносить такие серьезные слова, как «Прощаю тебя», от всего сердца. Только цельная личность умеет прощать всецело.
Джону и Глэдис Джорданам надо было простить множество людей, в том числе и друг друга. Пунктуальный Джон составил письменный список этих людей, начиная с Глэдис и заканчивая собой. Под вторым и третьим номерами шли его отец и мать. Список состоял из десятков имен: многие из этих людей чем-то обидели его или навредили ему. Но у него был еще один список, куда были внесены имена людей, которые сделали ему добро, указав на его недостатки. За этих людей он особо поблагодарил Бога. Глэдис не отличалась такой методичностью, как Джон, и не составила списка. Она разбиралась с каждым человеком по мере того, как его имя приходило ей на ум, — молилась за каждого из них, а потом писала ему или ей письмо. Некоторые письма были длинными, страницы на две, но большинство выглядело так: «Дорогой(ая) N.N., я прощаю тебя за... С любовью, Глэдис Хэйс Джордан». Эти письма не были отправлены, так как многие из них причинили бы больше вреда, чем пользы. Единственное отправленное письмо занимало три страницы и было адресовано Джону; в этом письме она говорила о своей любви к нему Читая его, Джон плакал. Бесси не хотела ни составлять список, ни писать письма. Более того, она утверждала, что и молиться-то толком не умеет. — Помогите мне, — просила она. — Как мне справиться с тем, что я не умею делать? — Предположим, вы достаточно сильная женщина и можете поднять вес в пятьдесят килограммов, а ваш маленький внук поднимает только двенадцать килограммов. Способен ли он поднять пятьдесят килограммов, если вы поможете ему? — Да, конечно. Но какое отношение... — Она остановилась. Понимание уже забрезжило в ее глазах, но мы продолжали объяснять дальше. — Бог может справиться с любым грузом прощения. Возьмите на себя то, что можете, и отдайте Ему остальное. — А как? — Вы слышали слова «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь»? — Я и не собираюсь мстить — я только простить не могу. — Вам мешает простить ваше смутное желание отомстить людям, которые причинили вам зло, отплатить им той же монетой. — Пожалуй, что так. Если подумать, то так и выходит. — Бог не хочет, чтобы вы занимались мщением, — эту часть Он берет на Себя. Согласны? -Да. — А теперь прочтем Псалом 4, стихи 5 и 6. Бесси раскрыла Библию и нашла нужное место. — «Гневаясь, не согрешайте». — Она нахмурилась. — «Приносите жертвы правды и уповайте на Господа». Бесси закрыла книгу. — Жертвы... Надо чем-то пожертвовать. Она сосредоточенно и молча смотрела на обложку Библии. Вдруг ее лицо осветилось характерной для нее полуулыбкой.
— Жертвы... Бог же не хочет, чтобы я приносила в жертву овец, правда? — Вот именно. — Надо принести в жертву мой гнев? — И горечь, и ненависть. Ненависть Бесси было не так-то легко принести в жертву, ибо она ожесточенно сопротивлялась. Чтобы справиться с ней, Бесси поступала так: она поочередно вызывала в мыслях образы людей, которых намеревалась простить, и представляла, что она с помощью Бога поднимает этого человека над своим гневом. Ее прощение было таким же эмоционально честным, как до того слова «Я не могу простить». Вы вправе воспользоваться методом Бесси и представить себе, как Бог помогает вам работать над прощением. Только Бог способен помочь нам преодолеть глубины нашего горя и трудности прощения. Принятие и разрешение идут рука об руку с прощением; в каком-то смысле они неразделимы. Принять что-то означает признать реальность существующих вещей и необратимость их действия. Разрешить их означает поменять их действие на противоположное. Разрешение в каком-то смысле означает благоприятную развязку: подобно тому, как писатель приводит своих героев к счастливому концу, мы приводим свою жизнь в благополучное состояние. На данном этапе выздоровления разрешение не является полным. Мы, так сказать, уже развернули свой автомобиль, но еще не поехали на нем к пункту назначения. С шестого по десятый шаг процесса выздоровления мы будем двигаться вперед по нашему пути, практически используя разрешение и принятие. Бесси без особых трудностей справилась и с принятием, и с разрешением. Она примирилась со своим прошлым и перестала быть его рабой. Ее «автомобиль» благополучно развернулся, и она была готова к шестому шагу. Глава 17 Увидеть себя в новом свете Джеймсу Портленду было всего тридцать три года, но он работал часовщиком — настоящим старомодным часовщиком. Он решил обучиться этому монотонному скучному ремеслу, потому что в его поколении никто не хотел возрождать умирающее искусство починки старинных часов. Джеймсу нравилось возиться с неисправными антикварными часами, после чего они становились как новые. Почти все часы после его ремонта шли с точностью до тридцати секунд в неделю. Больше всего он любил работать с большими курантами для гостиной и часами с кукушкой. Клэр, жена Джеймса, считала мужа тупицей. На самом деле он был требовательным, болезненно аккуратным перфекционистом и трудоголиком, которого приводила в негодование даже такая малость, как пыль на дверных наличниках. Именно «был». После полугода терапии даже Клэр признала, что Джеймс «стал гораздо лучше». Он начал контролировать свои действия. Перемена была такой разительной, что Клэр решила начать терапию собственной созависимости. ШЕСТОЙ ШАГ: НОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ Когда нечистый дух покидает человека, он (дух) проходит над пустыней, ища прибежища, но не находит его. Он говорит себе: «Вернусь туда, откуда я ушел». И, возвратившись, находит свой «дом» пустым и прибранным. Тогда он приводит с собой семь других духов еще хуже себя самого, и они входят в человека и поселяются в нем. И человеку становится еще хуже, чем раньше. Смысл этой библейской истории можно сформулировать так: «Природа не терпит пустоты». Шаги с первого по пятый процесса исцеления позволили вам, может быть, впервые в жизни познакомиться с собственными чувствами и указали пути к катарсису и обновлению. Теперь на шестой — десятой стадиях мы избавимся от других нездоровых, вредных и ненужных чувств и убеждений и заполним пустоту, образовавшуюся на их месте. Если пустоту оставить незаполненной, ее займут установки и мысли почти наверняка отрицательные и вредоносные, поскольку мышление созависимых людей негативно и разрушительно. Вы поняли, чем вы не являетесь. Давайте откроем вашу истинную сущность. Кто я такой? Джеймс рассматривал часы, стоящие на полке встроенного стеллажа в нашем офисе. — Эти часы —настоящий антиквариат. Я не могу датировать их, не разобрав, но полностью уверен, что они изготовлены до 1863 года. Видите, на обратной стороне бирка, на которой написано «Плимут Холлоу», а эта марка в 1863 году изменила название на «Томасон». — А какой у них механизм? Джеймс улыбнулся: — Ход часов обеспечивается пружиной. Вы заводите пружину, то есть скручиваете ее. Она, конечно, стремится развернуться, но ее удерживает регулятор хода, который позволяет ей разворачиваться за один раз на маленькое деление. Поскольку деления строго калиброваны, раскручивание пружины измеряет время. Чтобы замедлить или ускорить ход часов, надо изменить скорость раскручивания пружины. — А какой механизм у вас как личности? — Да примерно такой же. — Джеймс сел на стул. Он все еще улыбался, что само по себе было поразительно. Когда он впервые пришел к нам, назвать его «угрюмым» значило сделать ему комплимент. — Я был в таком беспорядке, что мой регулятор хода отсоединился и пружина разворачивалась как хотела. Мощность-то была, да дисциплины не было. Теперь я чувствую, что все мои детали соединены друг с другом. Я могу контролировать себя — как же это здорово! — Мы рады, что вы хорошо себя чувствуете. А что делать дальше, как вы думаете? — Отрегулировать свой «ход», чтобы он был точным. — А как? — Не знаю — вам лучше знать. — Вы говорите, что чувствуете себя хорошо. А что вы думаете о себе самом? — Этого я тоже не знаю. На данном шаге вы должны выработать у себя новые понятия относительно того, кто вы такой. (Мы иногда называем их «экзистенциальными», хотя они не имеют никакого отношения к философии экзистенциализма. Просто они относятся к вашему существованию, а «существование» по-латыни называется «экзистенция».) Если вы выросли в дисфункциональной семье, вы приобрели целый набор негативных и ложных убеждений: • меня невозможно полюбить • меня никто не любит, даже Бог • я отвечаю за боль и страдания окружающих • я нехороший, поэтому мне надо заработать благодать и спасение в собственной семье и в семье Бога • чтобы заслужить участие в семье человеческой или Божьей, мне нужно работать до изнеможения • я не заслуживаю успеха Неблагополучное детство вызывает очень много негативных убеждений. На стадиях с первой по пятую мы уже касались этих убеждений, но не останавливались на них подробно и не предлагали целенаправленных способов борьбы с ними. Теперь мы специально ими займемся и составим их формальный список. Если бы вы консультировались в нашей клинике, мы рассмотрели бы их в свете той новой информации, которую вы собрали о себе. И мы попросили бы вас письменно перечислить эти убеждения. Инвентаризация старых представлений. Письменный перечень своих представлений о самом себе вы составляете для того, чтобы яснее осознать эти представления. Однако вот так просто сесть и написать их практически невозможно. Поэтому, чтобы подготовиться, возьмите тетрадь или лист бумаги и напишите несколько утверждений на заданную тему. Напишите сверху страницы «Все мужчины...», оставьте для записей несколько страниц, и на новой странице напишите: «Все женщины...». Продолжайте в том же духе, каждый раз оставляя для записей несколько страниц: «Бог — это...», «Все люди...», «Семья должна быть...» и так далее. Теперь выберите свободное время, когда вы совершенно спокойны, раскройте тетрадку и пишите первое, что придет вам на ум. Этот метод иногда называют «методом свободных ассоциаций»; нечто подобное используется и при «мозговом штурме». Записывайте все, не подвергая свои мысли цензуре и не отвергая даже самых фантастических утверждений.
«Все женщины... несправедливы вредят хорошенькие любят командовать» «Все мужчины... свиньи никого не слушают думают только о себе требуют заботы защищают».
По мере увеличения списка вы будете все больше проникать в суть — но не мужчин или женщин, а себя самого. Начнут вырисовываться ваши привычные негативные представления о себе. Предположим, что первые слова, которые приходят вам на ум при мысли о Боге, — «несправедливый», «суровый» и «ненадежный». Эти слова многое говорят о вашем представлении о себе самом. Перечни могут даже выявить груз горечи в вашей душе, к которому вам придется вернуться, чтобы искоренить его. Например, Джеймс Портленд написал следующее:
«Все отцы... требовательные аккуратные строгие всегда правы, даже когда неправы».
Джеймс не представлял, каким несчастным он был в своей погоне за жизнью, пока не прочел свой перечень. А вот какой перечень составил Джерри Брейли:
«Жизнь... это игра создана для наслаждения вознаграждает за хорошую работу пуста горька иногда слишком тяжела, чтобы продолжать жить».
Прочитав эти утверждения, Джерри понял, что материальное благополучие не заполнило собой пустоту его жизни. Его счастье было поверхностным. Кем я хочу быть? Теперь перейдем к более приятной части нашей работы. Составьте списки утверждений, противоположных вашим негативным убеждениям. Напишите, какие новые, позитивные, здоровые и сбалансированные послания вы хотели бы отправить самому себе. Темы этих новых списков будут те же: вы сами, Бог, Вселенная, противоположный пол, другие люди и так далее. Большинство созависимых не может выполнить эту задачу без помощи. Сначала вы будете оставлять страницы пустыми. Как бывший созависимый, вы не привыкли положительно думать о себе и мире. Вам может понадобиться помощь других людей. В нашей клинике мы предлагаем своим клиентам попросить о помощи пациентов из других палат того же этажа. Если бы вы лежали в нашей клинике, консультант сказал бы вам: «В эту субботу я предлагаю вам походить по палатам и спросить у пациентов, какие положительные качества они в вас видят. Составьте перечень положительных черт, которые видят в вас окружающие». В понедельник вы, может быть, сказали бы консультанту: «Это было потрясающе интересно! Я разговаривал с десятью пациентами, и они назвали мне больше десятка моих положительных качеств». Человека, самооценка которого находится почти на нуле, обычно поражает и радует, когда он узнает о себе так много хорошего. Псалтирь предоставляет богатый запас положительных посланий. Если псалмопевец или народ Израиля грешили, Бог был рядом и протягивал руку помощи. Вместе с вами псалмопевец купается в безграничной Божьей любви. Прочтите, к примеру, Псалом 56, написанный Давидом, {согда он скрывался в пещере от своего тестя Саула, когда весь мир был против Давида. Но с ним был Бог. Прочтите Псалмы 17 и 138 так, будто они адресованы лично вам, и вы начнете понимать, насколько вы ценны для Бога. Новые утверждения. Ребенок, выросший в дисфункциональной семье, крайне нуждается в укреплении самооценки. Может быть, ему надо приобрести даже такое основополагающее убеждение, как «Я имею право на жизнь». Его негативные убеждения настолько разрушительны и убедительны, что даже эта простая мысль, которую обычные люди принимают как должное, становится для него откровением. Иногда новые убеждения получают интересную интерпретацию. Джилл Брейли была сверхкритичной и необыкновенно требовательной. Она определила одно из своих старых убеждений таким образом: «Если я не вмешаюсь, мои близкие будут все делать не так, как надо». Мы думали, что ее новое убеждение будет чем-то вроде «Если я не вмешаюсь, мои близкие справятся сами». Однако она высказалась так: «Если мои близкие ведут себя не так, как я хочу, все нормально, — я все равно люблю их». Какая замечательная установка! Джон Джордан пересмотрел все убеждения своего отца, оставил для себя три из них, но заменил в каждом ключевое слово на слово «терпимый». Вместо того чтобы быть пер-фекционистом, как его отец, он решил проявлять терпимость; вместо того чтобы предъявлять требования к окружающим — быть терпимым. И так далее. Многие созависимые, особенно химически зависимые, скорее убивают себя, чем живут. Даже они сами признают, что алкоголизм и наркомания — формы медленного самоубийства. Такие люди должны приобрести убеждение в праве на жизнь: «Я имею право жить. В любой жизни — и в моей тоже — есть частица Бога». Страдающая анорексией медсестра Луиза долго не могла убедить себя в том, что при весе в семьдесят килограммов она будет так же достойна любви, как и при весе в сорок пять килограммов. Разумом-то она понимала это, но ее эмоциональное «я» отчаянно цеплялось за старые убеждения. Как и мы с вами, Луиза обдумывала свои убеждения и принимала их вполне осознанно. Однако в действительности наши решения принимаются вовсе не на уровне сознания. Вам необходима помощь, чтобы интегрировать новые, не обычные для вас убеждения относительно самого себя. Ваш Помощник рядом. Тот, кто лучше вас знает глубины вашей души, ждет, когда вы попросите Его о помощи. Без промедления попросите Бога в молитве укоренить новые убеждения в вашей душе. Многие созависимые прожили всю жизнь в попытках сделать счастливыми всех окружающих, не думая о том, что сами они тоже имеют право на счастье. Конечно, не бывает роз без шипов, но право на стремление к счастью, провозглашенное в американской конституции, — цель гораздо более достижимая, чем считает большинство созависимых. В нашей книге «Выбираем счастье» (F. Minirth, P. Meier «Happiness Is A Choice») этот аспект созависимости рассматривается подробно. Вы откроете свое право на близкие отношения с другим человеком — не на деструктивную близость созависимости, когда двое настолько вцепляются друг в друга, что их личности смешиваются, но на истинную близость душ, живущих совместной жизнью: «Я имею право на истинную близость, если найду ее». «Я имею право на сексуальность». Многие созависимые отказываются от своей сексуальности, особенно в результате магического мышления, однако они должны суметь снова признать ее как аспект своей личности. «Я имею право на гнев и скорбь». В жизни будут новые неприятности и утраты — от незначительных (пробки на дорогах) до огромных (смерть супруга). Скажите себе: «Мои чувства нормальны, в них нет ничего плохого». Для большого числа созависимых это совершенно новая идея. Когда она усвоена, боль автоматически «запускает» нормальный процесс скорби. Многие набожные христиане должны позволить себе успех. В нашей клинике полно пациентов, которые всю жизнь занимались саботажем собственных начинаний, поскольку «легче верблюду пройти в игольное ушко, чем богатому войти в царство небесное». И, наконец, самое главное: с Божьей помощью выработайте новые убеждения про Самого Бога. Возможно, что раньше вы видели Его через призму своей созависимости и относились к Нему как к «строгому учителю» или «требовательному и нетерпимому начальнику». Если вы подозреваете, что ваше отношение к Богу пропитано созависимостью, попробуйте применить метод свободных ассоциаций. Именно этот метод помог Бесси Бар-нетт. Используя свободные ассоциации как трамплин для выработки новых убеждений о себе и мире, она наконец выявила свое истинное отношение к Господу. Вот некоторые из ее записей:
«Бог... не любит нас так, как мы любим друг друга немедленно наказывает нас за прегрешения жил две тысячи лет назад продукт воображения смеется над нами».
Мы сказали Бесси: — Ваше представление о Боге отличается от того, что думают о Нем люди, которых вы уважаете. Как вам кажется, кто из вас прав? —Если честно, считаю, что я. — Какие качества Бога, которые вы перечислили, применимы к вашему отцу? Бесси — разумная фермерша, приверженная традициям и не признающая новомодных всплесков эмоций. Однако при наших словах в ее глазах заблестели слезы, и ей пришлось две-три минуты помолчать, чтобы успокоиться. — Господь ведь совсем не похож на моего отца, правда? — Правда. Давайте теперь напишем список противоположных качеств.
«Бог... имеет любовь превыше нашего понимания прощает всегда с нами поможет в любую минуту сочувствует нам».
Бесси не могла простить родителей за то, что в детстве они использовали ее как рабочую силу. С ее противоречивым отношением к Богу она была неспособна просить Его о помощи. Однако, осознав истину о Боге, она вернулась к Писанию с умом и сердцем, очищенным от негативных представлений, и Его сила, величие и любовь стали ей доступны. Это произошло не сразу — сначала Бесси надо было познакомиться с истинным Богом. Она с детства называла себя христианкой, но в действительности стала ею лишь через две недели после выполнения упражнения на свободные ассоциации. Бесси восприняла Господа как личность только после того, как увидела Его благодать и милосердие (качества, остававшиеся для нее скрытыми). Джеймс Портленд не смог бы починить часы, если бы не понимал принципов их работы. Точно так же он не мог наладить свою жизнь, пока не понял ее скрытых и сложных механизмов. — Новые представления о себе... — размышлял он вслух. — Я понимаю, что мои старые представления не годятся. А как убедить себя, что новые лучше? —Помните, как вы перечисляли качества отцов? — Конечно, помню, у меня и листочек с собой. — Джеймс вытащил большой блокнот и пролистал его. — Вот: «Требовательный, аккуратный, строгий, всегда прав». — Похож такой человек на счастливого отца счастливого ребенка? — На счастливого не похож. Может быть, он похож на хорошего воспитателя? — Если и отец, и ребенок несчастны, где же тут хорошее воспитание? — Вообще-то нигде. Ребенка можно заставить чему-то выучиться, но ведь и робота можно запрограммировать. — Ну, роботам понятие счастья незнакомо. — А вот я был несчастным в детстве. Я все время то злился, то плакал. Вы хотите сказать, что главное — человечность, и хороший отец должен это учитывать. — Сказано прекрасно. И точно. — Но если я составлю лист противоположных качеств для своего нового образа «я», то он мне тоже не понравится. «Снисходительный» вместо «требовательный»? То есть прощать откровенную лень и безделье? «Неряшливый» вместо «аккуратный»? Ну уж нет! — А вы совместите оба списка. Точность и аккуратность — ценные качества, но не тогда, когда они эмоционально ранят окружающих. Порой требовательность нужна, но не везде и не всегда. Требовательность предполагает совершенство, но в этом мире никто не идеален — ни взрослые, ни дети. — Значит, мне не надо полностью избавляться от своих старых убеждений, следует только ограничить их. — Сильно ограничить и разбавить новыми. Наш Господь представлен как помощник в Псалме 45 и как пожирающий огонь в главе 12 Послания к Евреям. Разные аспекты одной сложной личности. Вы тоже сложная личность. — Много винтиков и колесиков, — улыбнувшись, постучал себя по лбу Джеймс. — Придется мне целый день напоминать себе, что я не должен кричать на Клэр и детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|