Образец совершения утрени в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу св. Четыредесятницы, если не случатся в эти дни праздники: 24 февраля, 9 марта, 25 марта, храмовые или полиелейные
Утреня предваряется вседневной полунощницей. Перед началом ее звон – по обычаю, 12 ударов в колокол; после возгласа: «Боже, уще́дри ны…» – три великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (столько поклонов на полунощнице бывает только в 1-й день Великого поста, а в остальные дни – 16). По окончании полунощницы, перед утреней звон – по обычаю, в два колокола. Иерей, облачившись в фелонь99 и открыв завесу царских врат, кадит перед престолом крестообразно и возглашает: «Благословен Бог наш…»100. Чтец: Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). «Слава, и ныне» – «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды), псалмы 19-й и 20-й, Трисвятое. По «Отче наш» – возглас и тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя…». «Слава» – «Вознесы́йся на Крест…», «И ныне» – «Предстательство страшное…». Во время чтения псалмов иерей кадит алтарь и весь храм, затем, возвратившись в алтарь, произносит малую сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже…» (с кадилом у престола) и возглас: «Яко Милостив…». Певцы: «Аминь», «Именем Господним…». Иерей, стоя пред престолом, возглашает: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице…», при этом творит крест кадилом. Читается шестопсалмие. (Иерей глаголет утренние молитвы Служебника.) По окончании шестопсалмия – великая ектения. Затем «Аллилуия» в прилучившийся глас Октоиха (в данном случае – 3-й), со стихами: «От но́щи у́тренюет...» и проч. Певцы поют: «Аллилуия», по трижды на каждый из четырех стихов. Затем три Троичных тропаря (см. приложение Триоди). Примечание. На практике Троичные тропари читаются, а окончания (припевы) их поются. В понедельник к первому Троичному тропарю припев: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, предстательствы безплотных Твоих помилуй нас»; ко второму – «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас»; к третьему – «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, Богородицею помилуй нас». Припев к первому тропарю особый для каждого дня седмицы, припевы ко второму и третьему тропарям – постоянные.
Затем стихословятся кафизмы 4-я, 5-я и 6-я, с разделением на три «Славы» и пением великопостным распевом. Стихословие кафизмы начинается с пения хором «захода»: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава». Чтец: «И ныне», и читает кафизму. Малых ектений по кафизмах во всю Четыредесятницу, кроме суббот и Недель, не бывает (если случится праздник, то перед праздничными седальнами малая ектения произносится). После 1-й кафизмы – седальны рядового гласа Октоиха (см. приложение Триоди). Если в Минее у рядового святого есть кондак, то в седальнах, перед Богородичном, поется мученичен текущего гласа с припевом: «Ди́вен Бог во святы́х Свои́х, Бог Изра́илев» (в приложении Триоди он помещается после седальнов). Если в Минее кондака у рядового святого нет, то мученичен поется по 6-й песни канона (тогда в седальнах этот мученичен опускается). Примечание. В данном случае мученичен поется в седальнах, т. к. в рядовой службе Минеи есть кондак. После 2-й и 3-й кафизм – седальны Триоди (на ряду). По обычаю, хор – запев: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава». Чтец – «И ныне», и читает псалом 50-й. Иерей (или диакон) на амвоне произносит молитву: «Спаси, Боже, люди Твоя…» (см. на литии великой вечерни). Певцы: «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Милостию и щедротами…». Певцы: «Аминь», и поется канон. На великопостной утрене три канона – из Минеи (полный) и два трипеснца из Триоди. Трипеснцы состоят: в понедельник – из 1-й, 8-й и 9-й песней; во вторник – из 2-й, 8-й и 9-й песней; в среду – из 3-й, 8-й и 9-й песней; в четверг – из 4-й, 8-й и 9-й песней; в пятницу – из 5-й, 8-й и 9-й песней101.
Песни, в состав которых входят трипеснцы, поются на 14: канон Минеи со ирмосом на 6 (ирмос единожды), затем трипеснцы на 8. Кроме того, 2-й трипеснец Триоди содержит один или два тропаря, не входящие в число 14; эти тропари должны петься с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Песни, в которых нет трипеснцев, поются на 4, без ирмоса, т. е. ирмосы в этот счет не входят. В 1-й, 4-й, 5-й и 7-й песнях ирмосы предваряют пение тропарей, а в 3-й (кроме среды) и 6-й служат катавасией и поются только по окончании тропарей. Песни, имеющие в своем составе трипеснцы, непременно заканчиваются катавасией – ирмосом второго трипеснца. Канон стихословится с библейскими песнями (в изложении специального раздела Ирмология – для Великого поста). Полностью текст библейской песни исполняется только в песнях с трипеснцами. (Таким образом, за седмицу целиком пропевается весь цикл Песней Священного Писания.) В остальных песнях в качестве припевов к тропарям используется только необходимое количество последних стихов. Если случатся два святых102, то в песнях с трипеснцами два канона Минеи поются на 6, путем соединения в обоих канонах двух тропарей в один. Богородичен первого канона опускается. Примечание. Оба канона Минеи поются на 6 (со ирмосом) следующим образом: ирмос канона первого святого, два тропаря этого канона за один, тропарь перед Богородичном (Богородичен опускается); из канона второго святого – два тропаря за один, тропарь перед Богородичном и Богородичен. О пении канонов двух святых в песнях без трипеснцев Типикон умалчивает. Согласно распространенной практике, оба канона Минеи поются на 8103, предваряемые не входящим в счет ирмосом канона первого святого. В 3-й (кроме среды) и 6-й песнях ирмос первого канона Минеи поется в начале песни, а ирмос канона второго святого на катавасию. В соответствии с общими указаниями Типикона относительно чина пения канона великопостной утрени, в понедельники песнь 1-я канона стихословится от стиха: «Го́сподеви поем…» до «Огусте́ша, яко стена́…» (по Ирмологию104). После стиха «Огусте́ша, яко стена́…» поется ирмос канона Минеи. Певцы – стих105: «Рече́ враг…». Чтец106 – 1-й тропарь канона Минеи.
Певцы: «Посла́л еси дух Твой…». Чтец – 2-й тропарь107. Певцы: «Кто подо́бен Тебе…». Чтец – 3-й тропарь. Певцы: «Просте́рл еси…». Чтец – 4-й тропарь. Певцы: «Уте́шил еси…». Чтец – Богородичен канона. Певцы: «Тогда потща́шася…». Чтец – 1-й и 2-й тропари108 первого трипеснца Триоди (за один). Певцы: «Нападе́т на ня…». Чтец – 3-й тропарь. Певцы: «До́ндеже про́йдут…». Чтец – 4-й тропарь. Певцы: «Введ, насади́ я…». Чтец – Богородичен 1-го трипеснца. Певцы: «Господь, ца́рствуяй веки, и на век…». Чтец – 1-й тропарь 2-го трипеснца Триоди. Певцы: «И наведе́ на ня…». Чтец – 2-й тропарь. Певцы: «Слава». Чтец – Троичен: «Еди́нице про́стая…». Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен: «Божию Святую Го́ру воспои́м…». Певцы: «Слава Тебе, Боже наш…». Чтец – тропарь: «Колесни́ца огненная…». Певцы: «Слава Тебе, Боже наш…». Чтец – последний тропарь: «Бра́шно Адам яде́…». Затем на катавасию поется ирмос 2-го трипеснца Триоди, глас 2-й: «Гряди́те, лю́дие…». Примечание. Песнь 2-я в понедельник не поется. Она стихословится по вторникам Четыредесятницы. Песнь 3-я (из Минеи) начинается пением библейских стихов. Сразу после катавасии 1-й песни певцы – стих: «Господь взы́де на Небеса́…». Чтец – 1-й тропарь канона. Певцы – стих: «И даст кре́пость…». Чтец – 2-й тропарь. Певцы: «Слава». Чтец – 3-й тропарь. Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен Минеи. Певцы – ирмос 3-й песни Минеи (в данном случае – глас 4-й: «Не му́дростию, и си́лою...»). Отличие от обычного исполнения канона в том, что здесь ирмос поется не в начале песни, но – в конце ее, покрывая песнь, как катавасия. По 3-й песни – ектения малая. Седален преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Песнь 4-я (из Минеи). Певцы – ирмос 4-й песни Минеи и стих: «Господь Бог мой – сила моя…». Чтец – 1-й тропарь. Певцы – стих: «И на высо́кая возво́дит…». Чтец – 2-й тропарь. Певцы: «Слава». Чтец – 3-й тропарь. Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен.
Песнь 5-я (из Минеи). Певцы – ирмос 5-й песни и стих: «Воскре́снут мертвии…». Чтец – 1-й тропарь. Певцы – стих: «Роса́ бо, яже от Тебе…». Чтец – 2-й тропарь. Певцы: «Слава». Чтец – 3-й тропарь. Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен. Песнь 6-я (из Минеи) стихословится так же, как 3-я. Сразу же после Богородична 5-й песни поется стих: «Храня́щии су́етная…». Чтец – 1-й тропарь. Певцы – стих: «Аз же со гла́сом хвале́ния…». Чтец – 2-й тропарь (в данном случае – повторяется 1-й тропарь: «Сы́на тя све́та...»). Певцы: «Слава». Чтец – 3-й тропарь (в данном случае – 2-й тропарь: «Поуче́ние сме́рти...»). Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен. Певцы – ирмос 6-й песни канона Минеи на катавасию (в данном случае – глас 4-й: «Пожру́ Ти со гла́сом хвале́ния, Го́споди...»). По 6-й песни – ектения малая. Кондак и икос Минеи (если есть). В данном случае – кондак и икос преподобного, глас 2-й. Примечание. Если в Минее кондака у рядового святого нет, то по 6-й песни поется мученичен Октоиха (см. в седальнах по 1-м стихословии в приложении Триоди)109. Песнь 7-я (из Минеи). Певцы – ирмос 7-й песни Минеи и стих: «Благослове́н еси на Престоле славы…». Чтец – 1-й тропарь. Певцы: «Благослове́н еси на тве́рди…». Чтец – 2-й тропарь (в данном случае – повторяется 1-й тропарь: «Яко уя́звлен...»). Певцы: «Слава». Чтец – 3-й тропарь (в данном случае – 2-й тропарь: «Просвеще́н Спа́совою заре́ю...»). Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен. Песнь 8-я поется как 1-я. Хор или чтец стихословит подряд стихи 8-й песни от стиха: «Благослови́те, вся дела Господня…» и до: «Благослови́те, огнь и вар…». После этого стиха поется ирмос канона из Минеи и стих: «Благослови́те, ро́сы и и́ней…». Чтец – 1-й тропарь Минеи. Певцы: «Благослови́те, сла́ны…». Чтец – снова 1-й тропарь110. Певцы: «Благослови́те, свет и тьма…». Чтец – 2-й тропарь. Певцы: «Благослови́те, земля…». Чтец – 3-й тропарь (в данном случае – повторяется 2-й тропарь: «Стра́шен яви́лся еси...»). Певцы: «Благослови́те, исто́чницы…». Чтец – Богородичен Минеи. Певцы: «Благослови́те, вся птицы небе́сныя…». Чтец – 1-й тропарь 1-го трипеснца Триоди. Певцы: «Благослови́те, сы́нове…». Чтец – 2-й тропарь. Певцы: «Благослови́те, свяще́нницы…». Чтец – 3-й тропарь. Певцы: «Благослови́те, ду́си…». Чтец – Богородичен 1-го трипеснца. Певцы: «Благослови́те, Ана́ния, Аза́рия, Мисаи́л…». Чтец – 1-й тропарь 2-го трипеснца. Певцы: «Благослови́те, апо́столи…». Чтец – 2-й тропарь. Певцы: «Благослови́м Отца и Сына и Святаго Духа, Го́спода». Чтец – Троичен трипеснца.
Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен трипеснца. Певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец – тропарь трипеснца. Певцы: «Хва́лим, благослови́м…» и ирмос 2-го трипеснца на катавасию, глас 2-й: «Дре́вле ороси́вшаго…». На 9-й песни совершается обычное каждение. Поем «Честнейшую» (с поклоном на каждый припев). Затем ирмос 9-й песни из Минеи и стих: «Благослове́н Господь Бог Израилев…». Чтец – 1-й тропарь из канона Минеи. Певцы – стих: «И воздви́же рог спасе́ния нам…». Чтец – снова 1-й тропарь111. Певцы: «Якоже глаго́ла…». Чтец – 2-й тропарь. Певцы: «Спасе́ние от враг…». Чтец – 3-й тропарь. Певцы: «Сотвори́ти милость…». Чтец – Богородичен канона Минеи. Певцы: «Клятву, е́юже клятся…». Чтец – 1-й тропарь 1-го трипеснца. Певцы: «Служи́ти Ему…». Чтец – 2-й тропарь. Певцы: «И ты, отроча́…». Чтец – 3-й тропарь. Певцы: «Да́ти разум…». Чтец – Богородичен 1-го трипеснца. Певцы: «В ни́хже посети́ нас…». Чтец – 1-й тропарь 2-го трипеснца. Певцы: «Напра́вити но́ги наша…». Чтец – 2-й тропарь. Певцы: «Слава». Чтец – Троичен трипеснца. Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен трипеснца. Певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец – последний тропарь трипеснца. Певцы – ирмос 2-го трипеснца на катавасию, глас 2-й: «Преесте́ственно пло́тию…». Затем – «Достойно есть» (поклон). Ектения малая. Светилен Троичен текущего гласа (см. приложение Триоди). По обычаю, окончания светильна поются по распеву Троичных тропарей. После 1-го исполнения светильна – окончание: «Предста́тельствы безплотных Твоих, и спаси мя» (в понедельник). «Слава» – тот же светилен, с окончанием: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя», «И ныне» – опять тот же светилен, с окончанием: «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя». (Первое окончание светильна особое для каждого дня седмицы, второе и третье окончания – постоянные.) Примечание. В светильнах 6-го гласа вместо окончания изменяется начало (например, первый в понедельник: «Предста́тельствы, Го́споди, Безпло́тных Твои́х, низпосли́ душа́м на́шим свет Твой присносу́щный» и т. п.). После светильна чтец – хвалитные псалмы: «Хвали́те Го́спода с Небес…» и прочие стихи (по обычаю). После псалмов – «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает…», и далее – «Слава Тебе, показавшему нам свет», «Слава в вышних Богу…» (вседневное славословие). Если случатся под числом в Минее два святых на ряду, стихиры одного святого (положенные на «Господи, воззвах») поются на вечерне, а другого – на хвалитех, на 4 (первая стихира дважды). «Слава112, и ныне» – Богородичен (в среду и пяток – Крестобогородичен) по гласу стихир на ряду или Богородичен из приложения Минеи по гласу стихир, от меньших. После Богородична – «Слава Тебе, показавшему нам свет», «Слава в вышних Богу…» (вседневное славословие). Таким образом, после стихир «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает…» не читается. Читается вседневное славословие113. Ектения просительная, и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры Триоди, глас 5-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Тя, Бо́жию Ма́терь…». Примечание. Если святой имеет утреннюю стихиру на «Слава», то «Слава» – святого, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших, из дополнительной части Минеи, а в среду и пяток – Крестобогородичен Минеи на ряду. Если в Минее нет славника, то «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди (на ряду). Читается «Благо есть…» (дважды) и Трисвятое. По «Отче наш» и возгласе: «Яко Твое есть Царство...» – глаголется тропарь Часослова: «В храме стоя́ще славы Твоея…». «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим…». «Именем Господним…». Иерей перед царскими вратами: «Сый благослове́н…». Глаголется молитва: «Небесный Царю́…». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…» и поклоны 3 великих; 12 малых поклонов с молитвой: «Боже, очисти мя, грешнаго», и еще раз – «Господи и Владыко живота моего…» и поклон один великий. Чтец: «Аминь», и без отпуста утрени читается 1-й час. Отпуст утрени совершается после 1-го часа. Иерей, по обычаю, возвращается в алтарь, закрывает завесу и снимает фелонь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|