Образец совершения вечерни в св. Четыредесятницу, когда не бывает Литургии Преждеосвященных Даров
Вечерня. Вечерня вседневная, совершаемая в понедельник, вторник и четверг Четыредесятницы, следует за изобразительными без начального возгласа. После поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина, положенных в конце изобразительных, чтец: «Аминь»124. «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и предначинательный псалом: «Благослови́, душе́ моя, Го́спода…». (Иерей читает перед царскими вратами светильничные молитвы.) По псалме – великая ектения. Затем кафизма 18-я: «Ко Го́споду, внегда́ скорбе́ти ми…» (порядок чтения тот же, что и на часах, но перед 1-й «Славой» не произносится «заход»: «Господи, помилуй» (трижды) и «Слава, и ныне»). После кафизмы – малая ектения. «Господи, воззвах» во глас стихир Триоди. Во время пения стихир совершается обычное каждение. Стихиры на 6: Триоди, глас 2-й и глас 5-й – 3, и Минеи (ап. от 70-ти Они́сима, с 15 февраля), глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Жезло́м Твоего́ предста́тельства...». Входа нет. Чтец (или хор): «Свете Тихий…». Диакон возглашает (в алтаре): «Вонмем». Иерей: «Мир всем»125. Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость. Вонмем». Чтец – прокимен первой паримии Триоди, со стихом. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Бытия́ чтение». Диакон: «Вонмем». Чтение первой паримии. По окончании паримии диакон: «Вонмем». Чтец – прокимен второй паримии Триоди, со стихом. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Притчей чтение». Диакон: «Вонмем». Чтение второй паримии. Примечание. Во всю св. Четыредесятницу на вечернях читаются: первая паримия – из Бытия, вторая – из книги Притчей. По окончании паримий читается: «Сподоби, Господи…». Ектения просительная, и молитва главопреклонения.
По возгласе певцы поют стихиры на стиховне из Триоди, глас 3-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богоро́дице, Предста́тельство всех...». После стихир читается: «Ныне отпущаеши», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас (на солее): «Яко Твое есть Царство...». Певцы: «Аминь». И поют тропари, глас 4-й: «Богородице Дево…» (поклон). «Слава» – «Крестителю Христов…» (поклон), «И ныне» – «Моли́те за ны…» (поклон). Затем – «Под Твое благоутробие…» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей: «Сый благослове́н…» (на солее). Читается молитва: «Небесный Царю́…». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…», и творим обычные поклоны (16). Иерей возвращается в алтарь. Читается конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Всесвята́я Троице…». «Буди имя Господне…» (трижды), «Слава, и ныне», псалом 33-й: «Благословлю́ Господа на всякое время…» (полностью). Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей – великий отпуст, на котором поминается святой следующего дня (в данном случае – 15 февраля). Певцы – многолетны. Закрывается завеса царских врат. Совершается заупокойная лития. Великое повечерие. Великим постом, в вечер тех дней, когда не было полной Литургии (за исключением вечера среды и пятницы 5-й седмицы), всегда совершается великое повечерие. Великое повечерие служится отдельно от вечерни. В понедельник – четверг 1-й седмицы на великом повечерии поется Великий канон прп. Андрея Критского. Перед повечерием звон в колокол – 12 ударов. Иерей в епитрахили, сотворив перед царскими вратами (при закрытой завесе) три поклона, возглашает: «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12), «Слава, и ныне»126, «Приидите, поклони́мся…» (трижды) и псалом 69-й: «Боже, в помощь мою вонми́…».
Примечание. Этот псалом читается в начале повечерия только в первые четыре дня 1-й седмицы Великого поста в связи с положенным здесь пением Великого канона прп. Андрея Критского. В другие дни он читается на своем месте – после молитвы «Владыко, Боже Отче Вседержителю…». По традиции, во время чтения псалма иерей в епитрахили исходит на середину храма, где стоит аналой с приготовленным текстом Великого канона прп. Андрея Критского. По окончании псалма лик поет ирмос: «Помощник и Покровитель…», и далее следует канон (ирмосы по дважды, тропари все, сколько есть). Певцы поют ирмосы и припевы127. Ектений и катавасий не положено. По 6-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», и кондак Великого канона, глас 6-й: «Душе́ моя, душе́ моя…». По 9-й песни повторяется ирмос: «Безсе́меннаго зачатия…» (и поклон). По окончании канона продолжается повечерие от псалма «Внегда́ призва́ти…». После псалма 90-го – пение (по Уставу, антифонное): «С нами Бог…» с припевом: «Яко с нами Бог» на каждый стих. После стиха «Отец будущаго века» и припева «Яко с нами Бог» чредной лик поет первый стих: «С нами Бог...» (с припевом), затем поется (обоими ликами): «С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог». Затем «Слава» – первый лик: «С нами Бог...», «И ныне» – второй лик: «С нами Бог...»128. И в завершение – оба лика: «Яко с нами Бог». После «С нами Бог…» – тропарь: «День преше́д, благодарю…». «Слава» – «День преше́д, славословлю…», «И ныне» – «День преше́д, песносло́влю…», «Безпло́тное естество́ херувимское…» и «Верую…»129. После «Верую…» поются «молительные стихи»130. Примечание. «Ве́рую [же] во Еди́наго Бо́га... глаго́лем ни́зким гла́сом. Та́же наче́нший лик: Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, моли́ о нас... И твори́т други́й лик покло́н. И востаю́щу друго́му ли́ку и отвещава́ющу, твори́т пе́рвый лик покло́н. Та́кожде и на про́чия стихи́ моли́тельныя вся. Егда́ же рече́м: Бо́же, очи́сти мя, гре́шнаго... три́жды, пое́м о́ба ли́ка ра́вно; и покло́ны 3» (Типикон, понедельник Великого поста, повечерие).
По традиции, иерей выходит из алтаря и перед царскими вратами произносит нараспев: «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных» (поклон)131. «Вся Небесныя Силы святых Ангел и Архангел, моли́те о нас, грешных» (поклон). «Святый Иоанне, Пророче и Предте́че и Крести́телю Господа нашего Иисуса Христа, моли о нас, грешных» (поклон). «Святи́и сла́внии апо́столи, проро́цы и му́ченицы, и вси святи́и, моли́те о нас, грешных» (поклон). «Преподо́бнии и богоно́снии отцы́ наши, па́стырие и учи́телие вселе́нныя, моли́те о нас, грешных» (поклон). Стих с упоминанием храмового святого (поклон). «Непобеди́мая, и непостижи́мая, и Боже́ственная си́ло Честна́го и Животворя́щаго Креста́, не оста́ви нас, грешных» (поклон). «Боже, очисти нас, грешных» (поклон). «Боже, очисти нас, грешных, и помилуй нас» (поклон)132. Затем чтец – Трисвятое (это Трисвятое в чине великого повечерия называется первым). По «Отче наш» и возгласе иерея поем «велегласно и со сладкопением» тропари: в понедельник и среду – на глас 2-й: «Просвети́ о́чи мои, Христе Боже…». «Слава» – «Засту́пник души́ моея́ бу́ди, Боже…», «И ныне» – «Яко не и́мамы дерзнове́ния…». Во вторник и четверг – на глас 8-й: «Неви́димых враг моих неусыпа́ние…»; стих: «При́зри и услыши мя, Господи, Боже мой…»; «Яко страшен суд Твой, Господи…». «Слава» – «Сле́зы ми даждь, Боже…», «И ныне» – «Непостыдную, Богородице, надежду…». «Господи, помилуй» (40). «Именем Господним…». Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Молитва свт. Василия Великого: «Господи, Господи…»133. «Прииди́те, поклони́мся…», псалом 50-й, псалом 101-й, молитва царя Манасси́и и Трисвятое (это Трисвятое в Типиконе называется вторым). По «Отче наш» и возгласе иерея пение тропарей, глас 6-й: «Помилуй нас, Господи…». «Слава» – «Господи, помилуй нас…», «И ныне» – «Милосердия двери…». Чтец: «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне» – «Честнейшую», «Именем Господним…». Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Молитва: «Владыко Боже Отче…»134.
«Прииди́те, поклони́мся…». Примечание. Далее, – кроме первых четырех дней Великого поста, – читается псалом 69-й: «Боже, в помощь мою вонми́…». В понедельник – четверг 1-й седмицы этот псалом здесь опускается, так как прочитывается в начале повечерия. Псалом 142-й: «Господи, услы́ши молитву мою…», вседневное славословие: «Слава в вышних Богу…». Примечание. В седмичные дни св. Четыредесятницы, кроме первых четырех дней 1-й седмицы, после «Слава в вышних Богу…» полагается канон Богородицы Октоиха и канон (со стихирами) рядового святого, а по окончании их – «Достойно есть…». О порядке пения служб на повечерии см. 22 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста. Затем чтец – Трисвятое (это Трисвятое в чине великого повечерия называется третьим). По «Отче наш» и возгласе иерея поем «велегласно и косно» (т. е. громко и медленно), на глас 6-й: «Господи Сил, с нами бу́ди…». Это песнопение с пятью хвалитными стихами поется, по Уставу, антифонно. По исполнении же пяти стихов повторяется первый стих и тропарь. Затем: «Слава» – «Господи, аще не бы́хом святыя Твоя имели моли́твенники…», «И ныне» – «Многая мно́жества моих, Богородице, прегрешений…», «Всесвятая Богородице, во время живота́ моего не оста́ви мене́…», «Все упова́ние мое на Тя возлага́ю…». Чтец: «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей (на солее): «Боже, уще́дри ны и благослови ны…», и молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…» (с 16 поклонами). Иерей возвращается в алтарь. Читается конечное Трисвятое. По «Отче наш» и возгласе – «Господи, помилуй» (12), молитва: «Нескве́рная, Небла́зная…», «И даждь нам, Владыко…», «Пресла́вная Присноде́во…», и прочее. Иерей (на солее): «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей с непокровенной главой, лицом к «прикло́ншимся на землю» молящимся135, читает молитву отпуста: «Владыко Многомилостиве…». По молитве, «нам воскло́ншимся», иерей творит поклон, глаголя: «Благослови́те, отцы святии…». Молящиеся отвечают: «Бог прости́т ти, отче святый» (или «Бог да прости́т ти, отче святый, помоли́ся о нас, грешных»). Иерей, обратясь к алтарю, возглашает прошения ектении: «Помолимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе…», «О богохрани́мей стране нашей…», «О ненави́дящих и лю́бящих нас», «О милующих и служа́щих нам», «О заповедавших нам, недостойным, молитися о них», «О избавле́нии плененных», «О отшедших отцех и братиях наших», «О в мори пла́вающих», «О в не́мощех лежащих», «Помолимся и о изоби́лии плодо́в земны́х», «И о всякой души христиан православных», «Ублажи́м православныя архиереи и кти́торы святаго храма сего (святыя обители сея)», «Родители наша и вся прежде отше́дшия отцы и братию нашу, зде лежа́щия и повсю́ду, правосла́вныя». На всякий стих певцы: «Господи, помилуй» (тихо, на одной высоте, единожды). Иерей: «Рцем и о себе саме́х», певцы – «Господи, помилуй» (трижды). Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Певцы: «Аминь».
99 Иерей пребывает облаченным в епитрахиль, фелонь и, по традиции, в поручи до конца утрени. 100 «Иере́й... вхо́дит во святы́й олта́рь, и прие́м кади́льницу, глаго́лет и моли́тву кади́ла. И став пред свято́ю трапе́зою, кади́т крестообра́зно, и возгласи́т: Благослове́н Бог наш, всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. И нам отвеща́вшим: Аминь. Та́же учине́нный чтец глаго́лет Трисвято́е без мета́ний» (Типикон, гл. 49, «Начало святаго и великаго поста», начало утрени). 101 В субботы Великого поста в Триоди имеются четверопеснцы (состоящие из 6-й, 7-й, 8-й и 9-й песней), исключение составляет суббота 1-й седмицы Великого поста. 102 Об особенностях совершения службы двух малых святых в седмичные дни св. Четыредесятницы подробнее см.: Ванюков С. А. Великопостное богослужение // Богослужебные указания на 2007 год. М., 2006. С. 775–790. 103 Стихи библейских песней после ирмоса поются от отметки «на 8». 104 Великопостную редакцию Песней Священного Писания, в соответствии с Ирмологием (с. 145), следует начинать словами «Поем Господеви...». 105 Существует практика, согласно которой стихи библейских песней читает чтец. В этом случае канон обычно читают два чтеца: 1-й – библейские песни, 2-й – тропари канона и трипеснцев. 106 Богослужебный Устав предполагает, что тропари канонов в течение всего года поются. 107 Если песнь имеет четыре тропаря, включая Богородичен, то поется снова 1-й тропарь, и далее – по порядку. 108 В понедельник 1-й седмицы Великого поста первый трипеснец содержит на один тропарь больше, чем обычно. 109 По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 491), мученичен по 6-й песни предваряется стихом: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев». 110 Если песнь имеет пять тропарей, включая Богородичен, то поется 2-й тропарь, и далее – по порядку. 111 См. предыдущую сноску. 112 Если в службе святых на «Господи, воззвах» есть славник, то он не переносится на хвалитны утрени. 113 В седмичные дни Великого поста (понедельник – пятница) всегда читается вседневное славословие, даже в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. 114 Кафизмы на 1-м часе не бывает в понедельник и пятницу всех седмиц. 115 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 501. 116 Таким же образом исполняются тропари и на прочих часах. 117 Помимо этого, чтение Оглашений совершается на воскресной утрене перед 1-м часом. Чтение Оглашений начинается от Недели о мытаре́ и фарисее. «В настоящем месте Типикона, – пишет проф. М. Скабалланович, – не указано, кому читать Оглашения прп. Феодора. Это указано в уставе Недели мытаря́: “Аще тамо (в притворе) есть игумен, чтутся от него; аще же ни, то от екклисиарха, стоя́щим и со вниманием послушающим братиям”. Для них должен быть именно такой авторитетный чтец, так как они наполнены прямыми увещаниями и обличениями к братии (начинаются: “Братия мои и отцы…”). Потому же пред ними неуместно и предисловие (поименование автора и чтения)... Игумен в данном случае изображает самого преподобного, и Оглашение представляется исходящим из уст его самого, незримо стоящего среди молящихся. Посему после Оглашения молящиеся отвечают на него лично обращенной к прп. Феодору благодарностью в форме тропаря» (Скабалланович М. Толковый Типикон. С. 326). 118 См.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб.: Сатис, 1995. С. 168, 178. 119 В седмичные дни Великого поста на всех часах конечный возглас иерея – «Боже, ущедри ны...». 120 Тропари пророчества, паримии и прокимны 6-го часа в седмичные дни св. Четыредесятницы приводятся в Триоди. 121 По пятницам 9-й час совершается без кафизмы. 122 На 9-м часе во всю св. Четыредесятницу положено только 3 великих поклона. 123 Иерей пребывает облаченным до окончания вечерни. 124 На заключительное чтение молитвы прп. Ефрема Сирина. 125 На вечерне благословение «Мир всем» после «Свете Тихий» положено в тех случаях, когда есть вход или паримии (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 437; 441, сноска; 523). Также допустимо это благословение и на вседневной вечерне без паримий (Там же. С. 103). 126 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 540; Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 237–238. 127 Богослужебный Устав предполагает, что тропари Великого канона также поются. На практике их читает иерей. 128 В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 541) следующим образом описывает окончание пения С нами Бог: «каждый лик в отдельности поет: С нами Бог, таким образом: Слава, и первый лик поет: С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся. И ныне, и второй лик: С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся. Наконец оба лика поют припев: Яко с нами Бог». 129 Из указаний Типикона и других богослужебных книг следует, что тексты после «С нами Бог» (в том числе – Символ веры) поются (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 541). Первые два тропаря День преше́д – антифонно, прочие молитвословия – обоими ликами (либо также антифонно). Обычно на практике эти тексты читаются. 130 Первый стих: Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных, и последний стих: Боже, очисти нас..., согласно Уставу, исполняются трижды, остальные стихи – дважды. 131 В Типиконе указано петь «молительные стихи» антифонно (обоими хорами). Если есть два хора, то они поочередно повторяют стих: «Пресвятая Владычице Богородице…», и далее поют каждый стих на оба лика (иерей безмолвствует). В храмах, где нет двух хоров, иерей, стоя пред царскими вратами, поет каждый из положенных стихов, и хор повторяет их. В этом случае, чтобы вполне соблюсти антифонное пение, следует не петь третье: «Пресвятая Владычице Богородице…», либо петь этот стих иерею вместе с хором (ср.: Службы первой седмицы Великого поста. М., 1984. С. 81, 284). 132 Согласно Типикону, «речем: Боже, очисти мя, грешнаго..., трижды, поем оба лика равно» (Типикон, понедельник Великого поста, повечерие). Таким образом, после двукратного пения стиха: «Боже, очисти нас, грешных» (в храмах, где нет двух хоров – иереем и хором), этот стих поется еще один раз, но с добавлением слов: «и помилуй нас» (в практике этот стих поет только иерей, либо иерей совместно с хором). Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 541; Службы первой седмицы Великого поста. М., 1984. С. 81, 284. Существует также практика, согласно которой стихи Боже, очисти нас... поют вместе священник и певцы (Настольная книга священнослужителя. М., 2001р. Т. 4. С. 527). 133 Из последования великого повечерия следует, что молитву читает иерей. Обычно на практике ее произносит чтец. 134 См. предыдущую сноску. 135 Существует практика коленопреклонного чтения молитвы «Владыко Многомилостиве…».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|