Февраля по ст.ст / 4 марта 2017 года
Суббота 1-й седмицы. Вмч. Фео́дора Ти́рона. Сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея России, чудотворца (с 17 февраля). Ап. от 70-ти Архи́ппа. Совершается служба вмч. Феодора Тирона (из Триоди) (А). Примечание. На этот день с четверга, 17 февраля, может быть перенесена полиелейная служба в честь сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея России, чудотворца (см. Типикон, 24 февраля, 9-я Маркова глава; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава; ср. Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы). Приводим также порядок совершения службы вмч. Феодора Тирона (из Триоди) в соединении с полиелейной службой в честь сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея России, чудотворца (Б). Порядок чтений, согласно календарю: Евр., 303 зач., I, 1–12. Мк., 10 зач., II, 23 – III, 5. Вмч.: 2 Тим., 292 зач., II, 1–10. Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 216. А. Повечерие великое без поклонов: По 1-м Трисвятом – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…». По 2-м Трисвятом – тропари Часослова, глас 6-й: «Помилуй нас, Господи…». По «Слава в вышних…» поется рядовая служба Минеи (с 19 февраля; ап. от 70-ти Архи́ппа)166, а также – заупокойный канон Октоиха, 3-го гласа с утрени субботы (без ирмосов)167. Примечание. «Ве́домо да есть, яко после́дование Мине́и, прилуча́ющихся святы́х в суббо́ты и Неде́ли святы́я Четыредеся́тницы, пое́тся в повече́риях, или́ егда́ изво́лит екклисиа́рх» (см.: Типикон, гл. 49, «В пяток вечера [1-й седмицы]», 3-е «зри»). «Кано́ны же в Мине́и настоя́щия суббо́ты и Неде́ли пое́м, егда́ изво́лит екклисиа́рх: еди́н у́бо пое́м в повече́рии пятка́, други́й же кано́н пое́м в повече́рии Неде́ли» (см.: Триодь Постная, в пяток вечера 1-й седмицы).
После канонов – «Достойно есть». По 3-м Трисвятом – кондак вмч. Феодора, глас 8-й (вместо «Господи Сил…»). «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Возглас: «Молитвами святых отец наших…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Нескве́рная, Небла́зная…», «И даждь нам, Владыко…», «Пресла́вная Присноде́во…», «Упова́ние мое Отец…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш…». Обычное прощение. Ектения: «Помо́лимся…». Полунощница обычная – субботняя. Утреня. Начало субботней утрени: по возгласе «Благословен Бог наш…», чтец: «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма). Примечание. Субботнее богослужение святой Четыредесятницы не имеет особенностей седмичных великопостных служб. На «Бог Господь» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…». Кафизмы 16-я и 17-я168. После 16-й кафизмы – малая ектения. Седальны Октоиха, глас 3-й. После 17-й кафизмы – малая ектения. Седален вмч. Феодора, глас 3-й. «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. Псалом 50-й. (Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…» не глаголется.) Каноны: храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и вмч. Феодора на 8. Библейские песни: «Господеви поем...» или «Поем Господеви...». Примечание. В субботу 1-й седмицы Великого поста Триодь Постная указывает стихословить библейские песни в будничной редакции: «Господеви поем...»169. Типикон умалчивает о редакции библейских песней в этот день170. По мнению В. Розанова, умолчание Типикона следует толковать в пользу пения свойственной субботнему богослужению с Бог Господь праздничной редакции библейских песней: «Поем Господеви...»171. Учитывая указания богослужебных книг о редакции Песней Священного Писания в сырную субботу, можно считать допустимым пение в субботу 1-й седмицы Великого поста и будничной редакции библейских песней «Господеви поем...», и праздничной редакции «Поем Господеви...».
Катавасия «Отве́рзу уста́ моя́…». По 3-й песни – седален вмч. Феодора, глас 8-й. «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос вмч. Феодора, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – светилен вмч. Феодора. «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди. («Достойно есть» обычно не поется.) «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры вмч. Феодора, глас 1-й – 4. «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Свяще́ния дар…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза́…». По исполнении стихир «Тебе слава подобает…» не произносится, но тотчас: «Слава Тебе, показавшему нам свет», и читается вседневное славословие. Ектения: «Исполним утреннюю молитву…», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры вмч. Феодора, глас 4-й (с припевами своими – 1-й: «Пра́ведник, яко фи́никс процвете́т, / яко кедр, и́же в Лива́не, умно́жится», 2-й: «Насажде́ни в дому́ Госпо́дни, / во дво́рех Бо́га на́шего процвету́т»). «Слава» – вмч. Феодора, глас 8-й: «Страда́льческим му́жеством…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Влады́чице, приими́ молитвы…» (см. прил. 2-е, «В субботу у́тра»). По Трисвятом – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…». На часах – тропарь и кондак вмч. Феодора. Литургия свт. Иоанна Златоуста. Блаженны вмч. Феодора, песнь 3-я – 4 (со ирмосом 1-го канона), и песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь вмч. Феодора. «Слава» – кондак вмч. Феодора, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь вмч. Феодора; кондак храма. «Слава» – кондак вмч. Феодора, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – вмч. Феодора (Триоди). Апостол и Евангелие – субботы 1-й седмицы и вмч. Феодора. Примечание. «На трапе́зе чте́м сло́во похва́льное о святе́м Фео́доре, свята́го Григо́рия Ни́сскаго. И яди́м бо́б обваре́нный, с ма́слинами бе́лыми и че́рными. Причаща́емся же и варе́ния с ма́слом прилучи́вшагося, и ко́лива; вина́ же испива́ем по красово́лю172, ра́ди свята́го. Сие́ же прия́хом от ла́вры преподо́бнаго отца́ на́шего Са́ввы и от богоно́снаго отца́ на́шего Евфи́мия. [Зри] Ве́дати подоба́ет, я́ко два́жды прия́хом я́сти ры́бы в се́й Вели́кий по́ст: в пра́здник Благове́щения и Цветоно́сия» (Триодь Постная, л. 143). Б. Повечерие великое без поклонов: По 1-м Трисвятом173 – тропарь сщмч. Ермогена (на преставление), глас 4-й: «Росси́йския земли́ первопресто́льниче...»; тропарь вмч. Феодора, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла...». По 2-м Трисвятом – тропари Часослова, глас 6-й: «Помилуй нас, Господи…». По «Слава в вышних…» поется заупокойный канон Октоиха, 3-го гласа с утрени субботы (без ирмосов)174, а также – рядовая служба Минеи (с 19 февраля; ап. от 70-ти Архи́ппа)175. Примечание. «Ве́домо да есть, яко после́дование Мине́и, прилуча́ющихся святы́х в суббо́ты и Неде́ли святы́я Четыредеся́тницы, пое́тся в повече́риях, или́ егда́ изво́лит екклисиа́рх» (см.: Типикон, гл. 49, «В пяток вечера [1-й седмицы]», 3-е «зри»). «Кано́ны же в Мине́и настоя́щия суббо́ты и Неде́ли пое́м, егда́ изво́лит екклисиа́рх: еди́н у́бо пое́м в повече́рии пятка́, други́й же кано́н пое́м в повече́рии Неде́ли» (см.: Триодь Постная, в пяток вечера 1-й седмицы). После канонов – «Достойно есть». По 3-м Трисвятом – кондак сщмч. Ермогена, глас 6-й (вместо «Господи Сил…»). «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Возглас: «Молитвами святых отец наших…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Нескве́рная, Небла́зная…», «И даждь нам, Владыко…», «Пресла́вная Присноде́во…», «Упова́ние мое Отец…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш…». Обычное прощение. Ектения: «Помо́лимся…».
Полунощница обычная – субботняя. Утреня. Начало субботней утрени: по возгласе «Благословен Бог наш…», чтец: «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма). Примечание. Субботнее богослужение святой Четыредесятницы не имеет особенностей седмичных великопостных служб. На «Бог Господь» – тропарь сщмч. Ермогена (на преставление), глас 4-й: «Росси́йския земли́ первопресто́льниче...» (дважды). «Слава» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла...». Кафизмы 16-я и 17-я176. После 16-й кафизмы – малая ектения. Седален сщмч. Ермогена, глас 4-й: «Строи́теля земли́ на́шея...» (см. по 1-м стихословии), ин седален сщмч. Ермогена, глас тот же: «Све́тлую твою́ па́мять...» (см. там же); ин седален сщмч. Ермогена, глас тот же: «Яви́лся еси...» (см. по 2-м стихословии), ин седален сщмч. Ермогена, глас тот же: «Притеце́м, ве́рнии...» (см. там же). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Днесь Влады́чица...» (см. по 2-м стихословии)177. Примечание. Допустимо седальны по 16-й кафизме петь следующим образом: седален сщмч. Ермогена, глас 4-й (см. по 1-м стихословии; по выбору); ин седален сщмч. Ермогена, глас тот же (см. по 2-м стихословии; по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Днесь Влады́чица...» (см. по 2-м стихословии). После 17-й кафизмы – малая ектения. Седален вмч. Феодора, глас 3-й. «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. Полиелей. Величание сщмч. Ермогена и избра́нный псалом: «Услы́шите сия́ вси язы́цы...»178. Седален сщмч. Ермогена по полиелее, глас 4-й: «Прему́драго иера́рха восхва́лим, яко ко́рмчаго…». «Слава» – ин седален сщмч. Ермогена по полиелее, глас тот же: «Прему́драго иера́рха восхва́лим, яко А́нгела...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Ублажи́м Честне́йшую…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен сщмч. Ермогена, глас 4-й: «Уста́ моя́ возглаго́лют прему́дрость и поуче́ние се́рдца моего́ ра́зум»; стих: «Уста́ пра́веднаго поуча́тся прему́дрости, и язы́к его́ возглаго́лет суд». Евангелие сщмч. Ермогена – Ин., зач. 35 (от полу́). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя...». Стихира сщмч. Ермогена, глас 4-й: «Предста́тель тепле́йший…».
Каноны: сщмч. Ермогена со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды)179 и вмч. Феодора (два канона) на 8. Библейские песни «Поем Господеви…». Примечание. В субботу 1-й седмицы Великого поста Триодь Постная указывает стихословить библейские песни в будничной редакции: «Господеви поем...»180. Типикон умалчивает о редакции библейских песней в этот день181. По мнению В. Розанова, умолчание Типикона следует толковать в пользу пения свойственной субботнему богослужению с Бог Господь праздничной редакции библейских песней: «Поем Господеви...»182. Учитывая указания богослужебных книг о редакции Песней Священного Писания в сырную субботу, можно считать допустимым пение в субботу 1-й седмицы Великого поста и будничной редакции библейских песней «Господеви поем...», и праздничной редакции «Поем Господеви...». В случае совершения в субботу 1-й седмицы Великого поста полиелейной службы в честь сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея России, чудотворца, библейские песни в этот день следует стихословить в праздничной редакции «Поем Господеви...»183. Катавасия «Отве́рзу уста́ моя́…». По 3-й песни – кондак и икос сщмч. Ермогена, глас 6-й; седален сщмч. Ермогена, глас 8-й. «Слава» – седален вмч. Феодора, глас тот же (по выбору)184, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос вмч. Феодора, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен сщмч. Ермогена. «Слава» – светилен вмч. Феодора, «И ныне» – Богородичен Триоди. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: сщмч. Ермогена, глас 7-й – 3185, и вмч. Феодора, глас 1-й – 3186; затем стих сщмч. Ермогена [«Возвесели́тся пра́ведник о Го́споде / и упова́ет на Него́»187, или: «Честна́ пред Го́сподем / смерть преподо́бных Его́»188, или: «Свяще́нницы Твои́ облеку́тся в пра́вду, / и преподо́бнии Твои́ возра́дуются»189, или: «В па́мять ве́чную бу́дет пра́ведник, / от слу́ха зла не убои́тся»190;] и стихира сщмч. Ермогена, глас 7-й: «Прииди́те, ублажи́м па́стыря до́браго...» (см. славник на хвалитех). «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Свяще́ния дар…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза́…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь сщмч. Ермогена (на преставление), глас 4-й: «Росси́йския земли́ первопресто́льниче...». «Слава» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла...». На часах – тропарь сщмч. Ермогена (на преставление): «Росси́йския земли́ первопресто́льниче...». «Слава» – тропарь вмч. Феодора. Кондаки сщмч. Ермогена и вмч. Феодора читаются попеременно191. Литургия свт. Иоанна Златоуста. Блаженны сщмч. Ермогена, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и вмч. Феодора, песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки192: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь сщмч. Ермогена (на преставление): «Росси́йския земли́ первопресто́льниче...», тропарь вмч. Феодора; кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак сщмч. Ермогена, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь сщмч. Ермогена (на преставление): «Росси́йския земли́ первопресто́льниче...», тропарь вмч. Феодора; кондак храма, кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак сщмч. Ермогена, «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен и причастен – святых (сщмч. Ермогена и вмч. Феодора)193. Аллилуиарий – сщмч. Ермогена и вмч. Феодора. Апостол и Евангелие – субботы 1-й седмицы, вмч. Феодора (под зачало) и сщмч. Ермогена. Примечание. «На трапе́зе чте́м сло́во похва́льное о святе́м Фео́доре, свята́го Григо́рия Ни́сскаго. И яди́м бо́б обваре́нный, с ма́слинами бе́лыми и че́рными. Причаща́емся же и варе́ния с ма́слом прилучи́вшагося, и ко́лива; вина́ же испива́ем по красово́лю194, ра́ди свята́го. Сие́ же прия́хом от ла́вры преподо́бнаго отца́ на́шего Са́ввы и от богоно́снаго отца́ на́шего Евфи́мия. [Зри] Ве́дати подоба́ет, я́ко два́жды прия́хом я́сти ры́бы в се́й Вели́кий по́ст: в пра́здник Благове́щения и Цветоно́сия» (Триодь Постная, л. 143). 166 О порядке пения служб на повечерии см. 22 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 167 О последовательности канонов на повечерии в пяток вечера см. в субботу мясопустную, 5 февраля (примечание на повечерии). 168 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12). 169 См.: Триодь Постная, «В суббо́ту пе́рвую святы́х посто́в»; ср.: Службы первой седмицы Великого поста. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1984. С. 224–240. 170 См.: Типикон, гл. 49, «В суббо́ту 1-ю святы́х посто́в». 171 См.: Типикон, гл. 12; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 555, 264. 172 Красову́ля – чаша для пития, употребляемая в греческих монастырях, которая вмещает ½ фунта и более напитка (один русский фунт равен 409,5 грамма). 173 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 562. 174 О последовательности канонов на повечерии в пяток вечера см. в субботу мясопустную, 5 февраля (примечание на повечерии). Типикон (9-я Маркова глава под 24 февраля) сначала указывает канон о усопших, а затем – рядового святого. 175 О порядке пения служб на повечерии см. 22 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 176 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 177 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 564. 178 Величание, избранный псалом, прокимен и Евангелие на утрене даны на основании «Службы общей святителю единому» (Минея общая, гл. 10), так как литургийные чтения сщмч. Ермогена – святительские. 179 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 564. 180 См.: Триодь Постная, «В суббо́ту пе́рвую святы́х посто́в»; ср.: Службы первой седмицы Великого поста. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1984. С. 224–240. 181 См.: Типикон, гл. 49, «В суббо́ту 1-ю святы́х посто́в». 182 См.: Типикон, гл. 12; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 555, 264. 183 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 565. 184 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно богослужебных текстов по 3-й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: кондак и икос сщмч. Ермогена, глас 6-й; седален сщмч. Ермогена, глас 8-й, седален вмч. Феодора, глас тот же. «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. 185 В Минее 6 стихир, три из них опускаются. 186 В Триоди 4 стихиры, одна из них опускается. 187 См. прокимен на Литургии. 188 См. в стихирах на стиховне великой и малой вечерни. 189 См. аллилуиарий на Литургии и стихи в стихирах на стиховне великой вечерни. 190 См. причастен на Литургии и стихи в стихирах на стиховне малой вечерни. 191 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 565. 192 Там же. С. 566. 193 Прокимны и причастны сщмч. Ермогена и вмч. Феодора совпадают. 194 Красову́ля – чаша для пития, употребляемая в греческих монастырях, которая вмещает ½ фунта и более напитка (один русский фунт равен 409,5 грамма).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|