День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 7 глава
Междочасие 3-го часа. «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и обычные псалмы. По прочтении трех псалмов чтец: «Слава, и ныне». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», тропарь: «Боже отец наших…», «Слава» – ин тропарь: «Мученицы Твои, Господи…», «И ныне» – Богородичен: «Стена́ необори́мая…». «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей – возглас: «Молитвами святых отец наших…», и молитву прп. Ефрема Сирина (с 3 поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Господи, Боже наш…», и тотчас 6-й час. 6-й час. «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и обычные псалмы. По прочтении трех псалмов чтец произносит тропарь часа: «Иже в шесты́й день же и час…». Он же (но не певцы) повторяет этот тропарь просто, без пения. Стих 1-й: «Внуши́, Боже, молитву мою…», и тропарь: «Иже в шесты́й день же и час…»; стих 2-й: «Аз к Богу воззва́х…», и тропарь: «Иже в шесты́й день же и час…», «Слава, и ныне» – Богородичен часа: «Яко не и́мамы дерзновения…». «Скоро да предваря́т ны…». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», тропарь: «Спасение соде́лал еси…», «Слава» – ин тропарь: «Пречистому Образу Твоему…», «И ныне» – Богородичен: «Милосердия су́щи источник…» [в среду и пяток – Крестобогородичен: «Препрославленна еси...»]. «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей – возглас: «Боже, уще́дри ны…» (но не «Молитвами святых отец наших…»). Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Владыко Боже, Отче Вседержи́телю…» (см. последование 3-го часа; молитва: «Боже и Господи Сил…» читается на междочасии 6-го часа), и начинается междочасие 6-го часа.
Междочасие 6-го часа. «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и обычные псалмы. По прочтении трех псалмов чтец: «Слава, и ныне». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя…», «Слава» – ин тропарь: «Болезньми святых…», «И ныне» – Богородичен: «Молитвами, Господи, всех святых…». «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей – возглас: «Молитвами святых отец наших…», и молитву прп. Ефрема Сирина (с 3 поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Боже и Господи Сил…», и тотчас 9-й час. 9-й час. «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и обычные псалмы. По прочтении трех псалмов чтец произносит тропарь часа: «Иже в девятый час…». Он же (но не певцы) повторяет этот тропарь просто, без пения. Стих 1-й: «Да прибли́жится молитва моя…», и тропарь: «Иже в девятый час…»; стих 2-й: «Да вни́дет прошение мое…», и тропарь: «Иже в девятый час…», «Слава, и ныне» – Богородичен часа: «Иже нас ра́ди…». «Не преда́ждь нас до конца́…». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», тропарь: «Ви́дя разбойник…», «Слава» – ин тропарь: «Посреде́ двою́ разбойнику…», «И ныне» – Крестобогородичен: «Агнца, и Пастыря…». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, уще́дри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами, т. к. есть междочасие). Чтец: «Аминь». Молитва: «Владыко Боже, Отче Вседержителю…» (см. последование 3-го часа; молитва: «Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш…» читается на междочасии 9-го часа), и начинается междочасие 9-го часа.
Междочасие 9-го часа. «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и обычные псалмы. По прочтении трех псалмов чтец: «Слава, и ныне». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», тропарь: «Просвети́вый земны́я Крестом…». «Слава» – ин тропарь: «Яко разбойник…», «И ныне» – Крестобогородичен: «Нас ра́ди Распя́таго…». «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей – возглас: «Молитвами святых отец наших…», и молитву прп. Ефрема Сирина (с 3 поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Владыко Господи Иисусе Христе…», и тотчас изобразительны127. Изобразительны. «Благослови́, душе́ моя́, Го́спода…». «Слава» – «Хвали́, душе́ моя́, Го́спода…», «И ныне» – «Единоро́дный Сы́не…», «Во Царствии Твоем…» (без пения). Блаженны гласа (см. Октоих). Прокимен, Апостол, аллилуиарий и Евангелие – дня. «Помяни нас, Господи…», «Помяни нас, Владыко…», «Помяни нас, Святый…» (без пения), «Лик Небесный поет Тя…», «Приступи́те к Нему…», «Лик Небесный…», «Слава» – «Лик святых Ангел и Архангел…», «И ныне» – «Верую во Единаго Бога…», «Осла́би, остави…», «Отче наш». Иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», и кондаки. Кондаки (в понедельник): В храме Господском – кондак храма, кондак дневной: «Архистрати́зи Божии…», кондаки Минеи (если есть). «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…». В храме Богородицы – кондак дневной: «Архистратизи Божии…», кондаки Минеи (если есть). «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – кондак дневной: «Архистратизи Божии…», кондак храма, кондаки Минеи (если есть). «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…». Примечание. Если на утрене кондак святого отсутствовал, то на изобразительных он также не глаголется. Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей – возглас: «Боже, уще́дри ны…», и молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Всесвята́я Троице…». «Бу́ди имя Господне…» (трижды), «Слава, и ныне» – псалом 33-й: «Благословлю́ Го́спода…» (весь до конца). Иерей (или диакон): «Премудрость». Хор: «Достойно есть…» до слов: «...и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст. Поются многолетны.
Литургия в этот день не совершается. Вечерня бывает в свое время. 121 В Минее неточность: седален преподобного «Тучено́сный о́блак...» – 8-го гласа (ср.: Минея-Май. Киев, 1893. Л. 251 об.). 122 Богородичные стихиры обычно входят в состав служб, на которых поется «Аллилуия», и поются первыми. 123 Три великих поклона полагаются здесь в понедельник (т. е. в воскресенье вечером) и в 1-й день Рождественского поста (т. е. накануне 1-го дня поста вечером); в остальные седмичные дни (вторник – пятница), если случится аллилуйная служба,– 16 поклонов. 124 Конечное Трисвятое отменяется из-за сокращения (с 16-ти до 3-х) количества поклонов. В прочие дни при совершении аллилуйного богослужения конечное Трисвятое произносится. 125 В Минее неточность: седален преподобного «Тучено́сный о́блак...» – 8-го гласа (ср.: Минея-Май. Киев, 1893. Л. 251 об.). 126 По мнению В. Розанова (см.: его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 490–491), мученичен по 6-й песни канона предваряется стихом: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев», который также заимствуется из седальнов по 2-м стихословии. 127 Изобразительны, по традиции, совершаются при открытой завесе царских врат. Мая по ст.ст. / 13 июня 2017 года Вторник. Мч. Ерме́я 128. Аллилуия. Ап. Ерми́я. По Уставу, совершается аллилуйная служба (мч. Ерме́я) (Б). По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба мч. Ерме́я не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А). Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный...» и обычного начала).
Порядок чтений, согласно календарю: Рим., 86 зач., IV, 4–12. Мф., 22 зач., VII, 15–21. А. На вечерне кафизма 6-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 8-й – 3, и мученика, глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Нра́вом гнилы́м…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Ра́дуйся, вселе́нныя похвало́…». По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «К Богоро́дице приле́жно…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь мученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «К Богоро́дице приле́жно…». Кафизмы 7-я и 8-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и мученика на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак мученика, глас 6-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Кров Твой…». По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: Ты еси купина́…». На часах – тропарь и кондак мученика. На Литургии вседневные антифоны. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, тропарь мученика; кондак дня, кондак мученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь дня, тропарь храма, тропарь мученика; кондак дня, кондак храма, кондак мученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…». Примечание. Если храм Предтечи, то во вторник тропарь и кондак храма не поются, так как заменяются дневными. Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня. Апостол и Евангелие – дня. Б. Аллилуйная служба мч. Ерме́я совершается по чину, изложенному 30 мая, с некоторыми особенностями. На вечерне кафизма 6-я. Вместо прокимна на вечерне поется «Аллилуия» на 6-й глас, со стихами (см. Часослов). Окончание вечерни следующее: по Трисвятом – тропари, глас 4-й: «Богородице Дево…» (поклон). «Слава» – «Крестителю Христов…» (поклон), «И ныне» – «Моли́те за ны…» (поклон), «Под Твое благоутро́бие прибегаем…» (без поклона), «Господи, помилуй…» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благослове́н…». Чтец: «Аминь». Настоятель или чтец: «Небесный Царю…». Иерей – молитва прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…» (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст великий. Многолетны. Исхождение в притвор, лития о усопших и конечный отпуст.
Совершается великое повечерие, точно так же, как Великим постом, только пение везде заменяется чтением. По «Достойно…» и Трисвятом, как и Великим постом – «Господи Сил, с на́ми бу́ди…» (пение заменяется чтением). Чтец: «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, уще́дри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитвы: «Нескве́рная, Небла́зная…», «И даждь нам, Владыко…», «Преславная Приснодево…», «Упование мое Отец…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Чтец: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей – молитву литии: «Владыко Многомилостиве…» (как Великим постом). Обычное прощение и ектения: «Помо́лимся о Великом Господине…», в конце этой ектении священник глаголет: «Рцем и о себе саме́х». Хор: «Господи, помилуй» (трижды). Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Хор: «Аминь». На утрене кафизмы 7-я и 8-я. Кондаки на изобразительных в следующем порядке: В храме Господском – кондак храма, кондак дневной: «Пророче Божий, и Предтече…», кондак мученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…». В храме Богородицы – кондак дневной: «Пророче Божий, и Предтече…», кондак мученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – кондак дневной: «Пророче Божий, и Предтече…», кондак храма, кондак мученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…». Примечание. Если храм Предтечи, то во вторник кондак храма не произносится, так как заменяется дневным кондаком. Литургия в этот день не совершается. Вечерня бывает в свое время. 128 Имена указаны по Типикону. Июня по ст.ст. / 14 июня 2017 года Среда. Мч. Иусти́на Филосо́фа. Прав. Иоа́нна Кроншта́дтского (службу зри 20 декабря)1. Аллилуия. Прп. Диони́сия, игумена Глуши́цкого. Прп. Ага́пита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах. По Уставу, совершается аллилуйная служба (мч. Иусти́на Филосо́фа) (Б). По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба мч. Иусти́на Филосо́фа не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы прав. Иоа́нна Кроншта́дтского (см. в Минее 20 декабря)2 (В). Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный...» и обычного начала). Порядок чтений, согласно календарю: Утр. – Мф., 16 зач., VI, 1–1340. Лит. – Рим., 87 зач., IV, 13–25.Мф., 23 зач., VII, 21–23. Прав.: Евр., 311 зач., IV, 14 – V, 6. Мф., 11 зач., V, 14–19. А. На вечерне кафизма 9-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 8-й – 3, и мученика, глас 2-й – 3. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Дре́ву Кре́стному...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Го́споди, егда́ Тя…». По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Де́во Пренепоро́чная...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь мученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Де́во Пренепоро́чная...». Кафизмы 10-я и 11-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и мученика на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален мученика, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак мученика, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «На Кресте́ пове́шена…». По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: Ты еси гора́...». На часах – тропарь и кондак мученика. На Литургии вседневные антифоны. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь мученика; кондак мученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак дня: «Вознесыйся на Крест…». В храме Богородицы – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь мученика; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак мученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь мученика; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак храма, кондак мученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня. Апостол и Евангелие – дня. Б. Порядок аллилуйной службы (мч. Иусти́на Филосо́фа) см. 30 мая; особенности ее см. 31 мая. На вечерне кафизма 9-я. На утрене кафизмы 10-я и 11-я. Кондаки на изобразительных в следующем порядке: В храме Господском – кондак дневной: «Вознесыйся на Крест волею…», кондак мученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…». В храме Богородицы – кондак дневной: «Вознесыйся на Крест волею…», кондак мученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – кондак дневной: «Вознесыйся на Крест волею…», кондак храма, кондак мученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…». Литургия в этот день не совершается. Вечерня бывает в свое время. В. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры праведного, глас 6-й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – праведного, глас тот же: «Селе́ния святы́х…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т…». Вход. Прокимен дня. Паримии праведного – 3. На стиховне стихиры праведного, глас 5-й (со своими припевами). «Слава» – праведного, глас 8-й: «Еди́ному Бо́гу…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Де́вственнии ли́цы...». По Трисвятом – тропарь праведного (по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря. На утрене на «Бог Господь» – тропарь праведного (по выбору; дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря. Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны праведного (по дважды)3. Полиелей. Величание праведного и избранный псалом. Седален праведного по полиелее, глас 8-й: «Оте́ческою любо́вию…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же (см., например, 2 июня, в службе свт. Никифора исповедника, патриарха Константинопольского, в седальнах по 3-й песни канона: «Яко Де́ву...»). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праведного, глас 4-й: «Возвесели́тся пра́ведник о Го́споде и упова́ет на Него́»; стих: «Услы́ши, Бо́же, глас мой, внегда́ моли́тимися к Тебе́». Евангелие праведного. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго праведнаго Иоанна…». Стихира праведного, глас 6-й: «Тя земна́го а́нгела…». Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и праведного на 8. Примечание. У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегони́теля фарао́на…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду проше́д…»). Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3-й песни – седален праведного, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Отрокови́це благода́тная...». По 6-й песни – кондак и икос праведного, глас 3-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праведного (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи: «А́нгели на Небеси́...». «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры праведного, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – праведного, глас 6-й: «И́стиннаго па́стыря…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Ю́жика Твоя́...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праведного (по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря. На часах – тропарь и кондак праведного. На Литургии блаженны праведного, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь праведного. «Слава» – кондак праведного, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь праведного; кондак храма. «Слава» – кондак праведного, «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – праведного. Апостол и Евангелие – дня и праведного. 1 Празднование в честь прославления святого праведного Иоанна Кронштадтского (1990) установлено по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 11 июня 2009 года. 2 См.: Минея-Декабрь. Ч. 2. М., 2002. С. 529–543. 3 Богородичны седальнов можно заимствовать из служб Минеи. Например, по 1-м стихословии – Богородичен, глас 4-й: «Де́во Всенепоро́чная, Я́же Пресу́щнаго Бо́га ро́ждшая...» (см. 6 июня, в службе прп. Виссариона и прп. Илариона, в седальнах по 3-й песни канона); по 2-м стихословии – Богородичен, глас 5-й: «Те́плая Предста́тельнице...» (см. 1 июня, в службе мч. Иустина Философа, в седальнах по 3-й песни канона). Июня по ст.ст. / 15 июня 2017 года Четверг. Свт. Ники́фора испове́дника, патриарха Константинопольского. Вмч. Иоанна Нового, Сочавского. Блгв. кн. Иулиани́и, кн. Вяземской, Новото́ржской (службу зри 21 декабря). Сщмч. Ера́зма О́хридского. Служба свт. Никифора исповедника, патриарха Константинопольского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха. Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный...» и обычного начала). Порядок чтений, согласно календарю: Рим., 89 зач., V, 10–16. Мф., 27 зач., VIII, 23–27. На вечерне кафизма 12-я. На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 4-й и глас 8-й – 6. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас 8-й: «Спаси́ мя, Влады́чице...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Аз, Де́во Свята́я...». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й4. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Сло́во О́тчее...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Сло́во О́тчее...». Кафизмы 13-я и 14-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и святителя на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларии Октоиха. «Слава» – светилен святителя, «И ныне» – Богородичен Минеи. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Исхити́ мя, Влады́чице…». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Яко всех еси творе́ний...». На часах – тропарь и кондак святителя. На Литургии вседневные антифоны. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, ин тропарь дня, тропарь святителя; кондак дня, ин кондак дня, кондак святителя. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь дня, ин тропарь дня, тропарь храма, тропарь святителя; кондак дня, ин кондак дня, кондак храма, кондак святителя. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня. Апостол и Евангелие – дня. 4 Типикон и Минея синодального периода (см.: Минея-Июнь. Киев, 1893. Л. 13) указывают тропарь святителя, глас 4-й: «Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости...». Июня по ст.ст. / 16 июня 2017 года Пятница. Мч. Лукиллиа́на и иже с ним. Перенесение мощей блгв. царевича Дими́трия из У́глича в Москву. Прп. Варлаа́ма Ху́тынского (переходящее празднование в 1-ю пятницу Петрова поста; службу зри 6 ноября). Аллилуия. Прп. Дими́трия Прилу́цкого. Иконы Божией Матери, именуемой «Ю́гская». Табы́нской иконы Божией Матери (переходящее празднование в 9-ю пятницу по Пасхе)5. По Уставу, совершается аллилуйная служба (мч. Лукиллиа́на и иже с ним) (Б). По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба мч. Лукиллиа́на не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А). Приводим также порядок совершения славословной службы блгв. царевича Дими́трия, У́гличского и Московского, в соединении со службой мч. Лукиллиа́на (без праздничного знака) и службой Октоиха (В) и порядок совершения славословной службы прп. Варлаа́ма Ху́тынского6 в соединении со службой Октоиха (Г). Порядок чтений, согласно календарю: Рим., 90 зач., V, 17 – VI, 2. Мф., 31 зач., IX, 14–17. Прп. Варлаама: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–2341. А. На вечерне кафизма 15-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 8-й – 3, и мученика, глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Своего́ А́гнца...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Ю́ница Нескве́рная...». По Трисвятом – тропарь мученика (общий), глас 4-й: «Мученик Твой, Господи, Лукиллиа́н...» (см. в Минее общей, гл. 14, л. 80 об.; ср.: Типикон, 2 сентября). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Де́во Пренепоро́чная...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь мученика (общий), глас 4-й: «Мученик Твой, Господи, Лукиллиа́н...» (дважды; см. в Минее общей, гл. 14, л. 80 об.; ср.: Типикон, 2 сентября). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Де́во Пренепоро́чная...». Кафизмы 19-я и 20-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и мученика на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален мученика, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак мученика (общий), глас 2-й: «Звезда́ све́тлая...» (см. в Минее общей, гл. 14, л. 83). На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|