Значение речи для развития познавательных процессов, эмоционального и социального развития детей с нарушениями слуха
Проблемы, связанные с определением значения речи для развития мышления и рассмотрением взаимодействия речи и мышления, подвергались обсуждению уже в античной философии. В соответствии с монистической моделью Платона, влияние которой сказывается до настоящего времени в различных направлениях бихевиоризма, мышление и речь идентичны. У Аристотеля можно найти представления о мышлении и речи, в соответствии с которыми они, имея общий принцип функционирования, различаются субстанционально, по своей локализации. Влияние развития речи на мышление и наоборот - влияние развития мышления на речь психолингвистика объясняет с помощью экспериментальных исследований и суммирующих их теорий. Ф. Кайнц выделяет следующие существенные характеристики влияния речи на мышление. . Благодаря речи первоначально глобальное и целостное мышление ребенка постепенно становится более расчлененным. . Под влиянием речи мышление ребенка приобретает большую структурированность, т.е. с возрастанием речевой компетенции происходит ассимиляция структурных характеристик, существующих в данной языковой системе. . Благодаря речи мышление становится более экономным и быстрым. Существенная основа для экономизации мышления заключается в богатстве ассоциаций нашего речевого сознания, которые влияют друг на друга и вызывают друг друга. Мы мыслим автоматизированными ассоциативными комплексами, которые благодаря интериоризации речи переходят в подсознание. Речь можно сравнить с сетью, охватывающей различные формы проявления окружающего мира и определенным образом связывающей их друг с другом. . Под влиянием речи мышление становится более точным и дифференцированным. Возрастающая точность мышления связана прежде всего с высокой степенью дифференциации словесной речи как культурно обусловленной системы. В филогенезе благодаря языку находят отражение все новые стороны явлений, которые в символической форме поступают в распоряжение ребенка, овладевающего речью.
Дифференцирующее влияние речи на мышление можно увидеть в межкультурном сравнении различных языковых систем. Немецкому слову «Schnee» (снег) в языке эскимосов соответствуют пять различных названий, которые описывают разные состояния снега. Благодаря речи мышление носителя языка данного языкового сообщества дифференцируется, уточняется и управляется специфическим образом. Языки малоразвитых в культурном отношении стран по сравнению с языками высокоразвитых стран имеют, как правило, слабо развитый синтаксис и меньшее количество обозначений. Различные высказывания о влиянии речи на развитие познавательной сферы можно найти в работах по психологии речи Г. Хёрманна, который выступает с позиций ассоциативной психологии. . В нашем сознании слова образуют сложные ассоциативные комплексы, которые оказывают влияние на мышление, на образ мира и характер интерпретации воспринятого. Благодаря доказанному психолингвистикой существованию обусловленных конкретным национальным языком особенностей мышления в философских работах В. Гумбольдта эмпирически подтверждено, что каждый родной язык есть результат развития данной культуры на основе собственного видения мира. Содержательное понимание сущности речи по Вейсгерберу состоит в том, что она функционирует как промежуточный духовный мир между носителем языка и объективными формами явлений, специфическим образом разделяя их. С помощью речи в нашем мышлении особым образом фиксируется не только материальный мир, но и культурные нормы, мировоззрение. Язык по отношению к мышлению выступает как связующее звено, которое в значительной мере влияет на коммуникацию в культурном сообществе, делая ее возможной. Он выступает как стержень данного сообщества, является основой для ощущения его единства, культурной схожести образа мысли и убеждений, которые могут существенно отличаться от других культурных сообществ.
. Язык как система символов обеспечивает способность к абстракции на различных ступенях развития. Осуществление процессов абстракции на основе сложных ассоциативных схем было доказано прежде всего благодаря экспериментам Осгуда и Боусфилда. Без влияния речи наше мышление было бы конкретным и ситуативным; благодаря системе символов языка мышление поднимается над конкретными образами. С помощью понятий, хранящихся в нашей памяти, достигается абстрагирование от ситуативных факторов. В необходимых случаях накопленный опыт активизируется: в будущем мы можем мысленно предвосхищать наступающие процессы на основе опыта, закодированного с помощью речи [Назарова 2000: 56]. Творческое и гибкое мышление связано с владением речью. Усложнение мыслительной деятельности ребенка благодаря его возрастающей речевой компетенции пытались доказать в своих многочисленных исследованиях и экспериментах Ж. Пиаже и Л.С. Выготский. В то время как Ж. Пиаже рассматривал формирование речи в зависимости от степени когнитивного развития, советская психология речи подчеркивала, ссылаясь на Л.С. Выготского, фундаментальное ее значение для развития мышления и поведения ребенка. У Выготского в фило- и онтогенезе мышление и речь имеют различные корни. Тем не менее развиваются они в процессе межчеловеческого общения, причем первоначально конкретное и эгоцентрическое мышление качественно изменяется в различных отношениях. Основополагающие идеи школы Л.С. Выготского о влиянии речи на мышление представлены в следующих фундаментальных положениях, сформулированных А.Р. Лурия и Ф.Я. Юдович [Никитина 1989: 51]. . Овладевая общением на основе речи, ребенок усваивает символизированные в ней социальные формы мышления и поведения, которые влияют на структурирование индивидуального мышления. В экспериментальных исследованиях, моделирующих поведение ребенка в проблемной ситуации, Выготский описал процесс интериоризации социальных схем мышления с помощью речи. В проблемных ситуациях ребенок обращается к самому себе, причем его эгоцентрическая речь обретает функцию управления поведением (вербализация как самой проблемы, так и возможностей ее решения). В этом разговоре с самим собой проявляются и социальный аспект, и логические схемы мышления. При дальнейшем развитии эгоцентрическая речь все больше и больше сворачивается, пока, наконец, не прекратится. Этот период означает переход речевых схем во внутренний мыслительный план. С помощью речи, отражающей социальный характер мышления и сложные логические операции, формируются понятия, осуществляется управление внутренними психическими процессами. Речь выполняет по отношению к мышлению функции произвольной регуляции и управления.
. Под влиянием речи как второй сигнальной системы реорганизуются все познавательные процессы ребенка, формируются высшие формы внимания, памяти, воображения, мышления и действия. С помощью речи, в которой зафиксированы способы видения и анализа мира, ребенок осознает сложные связи между воспринятыми явлениями, что ведет к изменению восприятия им предметов окружающего мира. Благодаря речи происходит развитие самосознания человека от нерасчлененного восприятия до обобщенного рационального понимания. . Ребенок (подросток) приобретает способность управлять своим поведением благодаря интериоризации вербальных инструкций из речи взрослых людей и поступать в соответствии с социальными нормами. Он учится определять цели своего поведения и средства для их достижения. . Благодаря речи восприятие и память получают новые качественные особенности, потому что ребенок через вербальное обозначение предмета учится различать его важные признаки и восприятие (осознание) объекта становится более осмысленным и продолжительным. В европейской традиции исследований языка и речи на передний план ставились символический характер речи и ее культурные функции. До недавнего времени основной задачей и предметом научного интереса современного языкознания было развитие грамматических моделей, направленное на изучение языка как структурированной системы. В зарубежной психологии речи преобладали познавательные вопросы, связанные с рассмотрением влияния речи на внутренние психические процессы как исходный пункт преимущественно эмпирических исследований.
Благодаря усилению внимания к речи как к коммуникативному инструменту в последние десятилетия повысилось понимание роли речи в эмоциональном и социальном развитии маленького ребенка. Вследствие этого современной теорией коммуникации было выявлено и исследовано значение паралингвистических признаков, эффективных в коммуникативном процессе и существенно его определяющих. Принимая во внимание положение глухого ребенка, можно утверждать, что выразительная сторона речи имеет большое значение для его эмоционального и социального развития. С точки зрения эмоциональности паралингвистические признаки голоса человека первыми оказывают воздействие на коммуникативные процессы в раннем возрасте. Уже задолго до того, как ребенок начнет понимать речь как систему символов, он получает из вида и способа (манеры) общения с ним информацию, которая оказывает влияние на его поведение. Голос матери звучит, например, спокойно или назидательно, выражает утешение, осуждение, радость или печаль. В современной теории коммуникации в соответствии прежде всего с работами П. Вацлавика, И.X. Бивина, Д.Д. Джексона исследуются области, связанные с эмоциональной и социальной сторонами коммуникации с точки зрения их взаимоотношений. Общение людей осуществляется на содержательно-информационном уровне и на уровне межличностных отношений. Переплетение обоих уровней коммуникации четко показывает следующий пример: «Если женщина А смотрит на бусы женщины Б и спрашивает: "Это настоящий жемчуг?", то содержание вопроса характеризуется поиском информации об объекте. Но одновременно оно также выражает - не может не делать этого - отношение к женщине Б. То, как А это спрашивает (ее тон, голос, мимика, контекст), выражает или полное благосклонности дружелюбие, восхищение или какое-либо другое отношение к женщине Б» [Багров 2004: 12]. Существующие знания о формах проявлений, ответственных за эмоциональные и социальные процессы в коммуникативном акте, можно представить следующим образом: . В процессе общения партнеры через просодические характеристики голоса получают лингвистическую информацию (сигналы), которая важна для взаимоотношений. Информация передается прежде всего через высоту, силу и продолжительность звуков благодаря свойствам звуковых последовательностей, которые выражаются через акцент, ритм, скорость, паузы, мелодическую сторону речи.
. Партнеры по коммуникации также получают информацию на основе проявлений речевой индивидуальности участников процесса, а именно - по тому, «как сказано», т. е. по настроению человека, по его душевному сиюминутному состоянию, через смысл сказанного. Анализ взаимоотношений становится дополнением к деловой, предметной информации об объекте. . На начальных этапах развития речи ребенка раннего возраста большое значение имеют просодические признаки звучащей речи, которые предшествуют пониманию ребенком объективной информации, значительно влияют на его эмоциональное и социальное поведение и управляют ими. С помощью голоса окружающие люди передают ребенку элементарные чувства (например, радость, печаль, расположение и т.д.). Они используют возможности своего голоса для эмоциональной стабилизации и передачи ребенку, например, чувства утешения, уверенности и т.д. или противоположных чувств. Голосом можно выразить обращение, принятие к сведению и признание ребенка, его отторжение и т. д. X. Фойт в своей работе «Формирование речи у ребенка с нарушением слуха» отметила отсутствие форм эмоционального и социального развития вследствие невозможности для глухого восприятия этой информации на слух. У глухого младенца отсутствуют: опыт особой вокализации при реализации взаимоотношений мать - ребенок; акустическая составляющая, придающая этим взаимоотношениям непрерывность в их актуальном течении и обеспечивающая контакт с партнером по коммуникации и тогда, когда его нельзя увидеть. В норме благодаря этому даже воображаемые ребенком взаимоотношения служат мотивом для появления ответных звуков, которые через крик-ответ-событие способствуют подтверждению контакта; мотивация к собственному звукопроизведению для установления контакта на основе чисто рефлекторного лепета и криков; критерии для узнавания и различения видов эмоциональных взаимоотношений; первичный критерий для различения видов взаимоотношений1. Неспособность маленького ребенка с нарушением слуха заимствовать из звучащей речи информацию, значимую для взаимоотношений с окружающими, и невозможность реагировать на нее могут вызывать, как считает X. Фойт, нарушение развития общения, блокаду важных процессов отделения от родителей, задержку развития самостоятельности из-за гиперопеки или чрезмерной требовательности родителей, нарушение развития самосознания («я») и ориентировки по отношению к «ты», проблемы приспособления к новым нормам взаимоотношений - все это, наконец, может привести ребенка к изоляции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|