День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 14 глава
На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нра́вом прича́стник...» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.; ср.: Типикон, 3 сентября) (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Де́во Пренепоро́чная...». Кафизмы 10-я и 11-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и священномученика на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак священномученика, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Зря́щи Тя…». По Трисвятом – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нра́вом прича́стник...» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.; ср.: Типикон, 3 сентября). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: Ты еси гора́...». На часах – тропарь и кондак священномученика. На Литургии вседневные антифоны. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь священномученика; кондак священномученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак дня: «Вознесыйся на Крест…». В храме Богородицы – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь священномученика; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак священномученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь священномученика; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак храма, кондак священномученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня. Апостол и Евангелие – дня. Б. Порядок аллилуйной службы (сщмч. Евсе́вия, еп. Самоса́тского) см. 30 мая; особенности ее см. 31 мая. На вечерне кафизма 9-я. На утрене кафизмы 10-я и 11-я. Кондаки на изобразительных в следующем порядке: В храме Господском – кондак дневной: «Вознесыйся на Крест волею…», кондак священномученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…». В храме Богородицы – кондак дневной: «Вознесыйся на Крест волею…», кондак священномученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – кондак дневной: «Вознесыйся на Крест волею…», кондак храма, кондак священномученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…». Литургия в этот день не совершается. Вечерня бывает в свое время. Июня по ст.ст. / 6 июля 2017 года Четверг. Мц. Агриппи́ны. Владимирской иконы Божией Матери. Собор Владимирских святых. Прав. Арте́мия Веркольского. Свт. Ге́рмана, архиеп. Казанского (службу зри 6 ноября). Прп. Ио́сифа Заони́киевского (службу зри 21 сентября). Блгв. кн. Фео́дора Владимирского. Служба мц. Агриппи́ны не имеет праздничного знака, может совершаться вместе с полиелейной службой в честь Владимирской иконы Божией Матери (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы в честь Владимирской иконы Божией Матери (без соединения со службой мц. Агриппи́ны) (Б). Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный...» и обычного начала).
Порядок чтений, согласно календарю: Утр. – Лк., 4 зач., I, 39–49, 56. Лит. – Рим., 118 зач., XV, 17–29.Мф., 49 зач., XII, 46 – XIII, 3, и за пятницу (под зачало): Рим., 120 зач., XVI, 1–16. Мф., 50 зач., XIII, 3–9. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28. А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: Богородицы, глас 4-й – 5, и мученицы, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 8-й: «Прииди́те, росси́йстии собо́ри…». Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3. На стиховне стихиры Богородицы, глас 8-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас тот же: «Да ра́дуются росси́йстии собо́ри…». По Трисвятом – тропарь мученицы, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы, глас тот же. На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь мученицы, глас тот же, «И ныне» – тропарь Богородицы, глас тот же. Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны Богородицы. Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. Седален Богородицы по полиелее, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну́ и́мя Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де»; стих: «Слы́ши, Дщи, и виждь, и приклони́ у́хо Твое́». Евангелие Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира Богородицы, глас 2-й: «Гото́вися, всечестны́й гра́де Москва́…». Каноны: Богородицы (Минеи) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мученицы на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3-й песни – кондак мученицы, глас 4-й; седален Богородицы, глас тот же. «Слава» – седален мученицы, глас тот же, «И ныне» – седален Богородицы, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Богородицы. «Слава, и ныне» – ин светилен Богородицы. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Богородицы, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 8-й: «Иже на Херуви́мех…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь мученицы, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы, глас тот же.
На часах – тропарь Богородицы. «Слава» – тропарь мученицы. Кондак только Богородицы. На Литургии блаженны Богородицы, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и песнь 6-я – 4. На входе – «…во святых Дивен сый…»91. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь храма, тропарь Богородицы, тропарь мученицы; кондак храма. «Слава» – кондак мученицы, «И ныне» – кондак Богородицы. В храме Богородицы – тропарь Богородицы (Владимирской иконы), тропарь мученицы. «Слава» – кондак мученицы, «И ныне» – кондак Богородицы (Владимирской иконы). В храме святого – тропарь Богородицы, тропарь храма, тропарь мученицы; кондак храма. «Слава» – кондак мученицы, «И ныне» – кондак Богородицы. Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы. Апостол и Евангелие – дня, пятницы (под зачало) и Богородицы. Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры Богородицы, глас 4-й и глас 8-й – 8. «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 8-й: «Прииди́те, росси́йстии собо́ри…». Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3. На стиховне стихиры Богородицы, глас 8-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас тот же: «Да ра́дуются росси́йстии собо́ри…». По Трисвятом – тропарь Богородицы, глас 4-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны Богородицы. Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. Седален Богородицы по полиелее, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну́ и́мя Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де»; стих: «Слы́ши, Дщи, и виждь, и приклони́ у́хо Твое́». Евангелие Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира Богородицы, глас 2-й: «Гото́вися, всечестны́й гра́де Москва́…». Каноны: Похвалы Богородицы (см. в Триоди Постной в субботу 5-ю Великого поста) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Богородицы (Минеи) на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3-й песни – седален Богородицы, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. По 6-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Богородицы. «Слава, и ныне» – ин светилен Богородицы. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Богородицы, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 8-й: «Иже на Херуви́мех…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Богородицы, глас 4-й (единожды). На часах – тропарь и кондак Богородицы. На Литургии блаженны Богородицы, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4. На входе – «…во святых Дивен сый…»92. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь храма, тропарь Богородицы. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Богородицы. В храме Богородицы – тропарь Богородицы (Владимирской иконы). «Слава, и ныне» – кондак Богородицы (Владимирской иконы). В храме святого – тропарь Богородицы, тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Богородицы. Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы. Апостол и Евангелие – дня, пятницы (под зачало) и Богородицы. 91 В церковно-богослужебной практике (ср.: Розанов Н., прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения... в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском соборе в течение всего года... М., 1901. С. 25) в подобных случаях, а также на двунадесятые Богородичные праздники, их предпразднство, попразднство и отдание обычно поется «…молитвами Богородицы…», хотя Типикон не дает такого указания. «Припев: „Спаси ны, Сыне Божий, молитвами Богородицы, поющия Ти…” – продукт литургической самодеятельности. Его не знает ни Устав, ни литургика. Он и стилистически шероховат (слова „молитвами Богородицы” в подобных припевах стоят в начале, а после „Сыне Божий” требуется определение с артиклем ὁ). По Уставу и на праздники Богородичные положен припев „Спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый…”. По-видимому, отцы – составители Устава видели в Богородице Возглавительницу всего лика святых» (из письма проф. Д. П. Огицкого свт. Афанасию (Сахарову) от 19–22 апреля 1961 года; см.: Переписка Д. П. Огицкого с епископом Афанасием (Сахаровым) // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 7. С. 71). 92 В церковно-богослужебной практике (ср.: Розанов Н., прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения... в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском соборе в течение всего года... М., 1901. С. 25) в подобных случаях, а также на двунадесятые Богородичные праздники, их предпразднство, попразднство и отдание обычно поется «…молитвами Богородицы…», хотя Типикон не дает такого указания. «Припев: „Спаси ны, Сыне Божий, молитвами Богородицы, поющия Ти…” – продукт литургической самодеятельности. Его не знает ни Устав, ни литургика. Он и стилистически шероховат (слова „молитвами Богородицы” в подобных припевах стоят в начале, а после „Сыне Божий” требуется определение с артиклем ὁ). По Уставу и на праздники Богородичные положен припев „Спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый…”. По-видимому, отцы – составители Устава видели в Богородице Возглавительницу всего лика святых» (из письма проф. Д. П. Огицкого свт. Афанасию (Сахарову) от 19–22 апреля 1961 года; см.: Переписка Д. П. Огицкого с епископом Афанасием (Сахаровым) // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 7. С. 71).
Июня по ст.ст. / 7 июля 2017 года Пятница. Рождество́ честно́го сла́вного Проро́ка, Предте́чи и Крести́теля Госпо́дня Иоа́нна. Прп. Анто́ния Ды́мского (службу зри 17 января). Правв. отроко́в Иа́кова и Иоа́нна Меню́жских. Совершается бденная служба Рождества Иоанна Предтечи. Календарные заметки: На утрене величание: «Величаем тя, Предтече Спасов Иоанне, и чтим е́же от непло́дове преславное рождество твое». Порядок чтений, согласно календарю: Утр. – Лк., 3 зач., I, 24–25, 57–68, 76, 80. Лит. – Предтечи: Рим., 112 зач., XIII, 11 – XIV, 4. Лк., 1 зач., I, 1–25, 57–68, 76, 80. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры Предтечи, глас 4-й – 8 (первая стихира – дважды). «Слава» – Предтечи, глас 6-й: «Днесь Света свети́льник…», «И ныне» – Минеи, глас тот же: «Елисаве́ть зача́т Предте́чу…». Вход. Прокимен дня. Паримии Предтечи – 3. На литии стихиры Предтечи, глас 1-й. «Слава» – Предтечи, глас 5-й: «Проро́ков преде́л…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Храм и дверь еси…». На стиховне стихиры Предтечи, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – Предтечи, глас 8-й: «Иса́ии ны́не проро́ка глас…», «И ныне» – Минеи, глас тот же: «Виждь Елисаве́ть…». По Трисвятом – тропарь Предтечи, глас 4-й (дважды), и «Богородице Дево…» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь Предтечи, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…». Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны Предтечи (по дважды). Полиелей. Величание Предтечи: «Велича́ем тя, Предте́че Спа́сов Иоа́нне, и чтим е́же от непло́дове пресла́вное рождество́ твое́», и избранный псалом. Седален Предтечи, глас 8-й: «Да ра́дуется оте́ц…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Благодари́м Тя при́сно…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Предтечи, глас 4-й: «И ты, отроча́, / проро́к Вы́шняго нарече́шися»; стих: «Благослове́н Госпо́дь Бог Изра́илев, я́ко посети́ и сотвори́ избавле́ние лю́дем Свои́м». Евангелие – Лк., зач. 3. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна…». Стихира Предтечи, глас 2-й: «Иже из чре́ва ма́терня освя́щся…» (см. на стиховне вечера). Каноны: Предтечи 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и 2-й на 6. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3-й песни – седален Предтечи, глас 8-й. «Слава» – ин седален Предтечи, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос Предтечи, глас 3-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Предтечи: «Предте́чево днесь…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи: «Проро́цы пропове́даша…». «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Предтечи, глас 8-й – 4. «Слава» – Предтечи, глас 6-й: «Звезда́ звезд, Предте́ча…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза́…» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Предтечи, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…». На часах – тропарь и кондак Предтечи. На Литургии блаженны Предтечи: 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и 2-го канона песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь Предтечи. «Слава» – кондак Предтечи, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь Предтечи. «Слава» – кондак Предтечи, «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – Предтечи. Апостол и Евангелие – Предтечи. Примечание. Рядовые чтения переносятся на четверг (23 июня). Июня по ст.ст. / 8 июля 2017 года Суббота. Прмц. Февро́нии. Блгвв. кн. Петра́, в иночестве Дави́да, и кн. Февро́нии, в иночестве Евфроси́нии, Му́ромских чудотворцев. Прп. Далма́та Исе́тского 93. Служба отдания Рождества Иоанна Предтечи и прмц. Февронии не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения службы отдания Рождества Иоанна Предтечи в соединении со славословной службой блгвв. кнн. Петра и Февронии (Б). Порядок чтений, согласно календарю: Прмц.: 2 Кор., 181 зач., VI, 1–10. Лк., 33 зач., VII, 36–50, или блгвв. кнн.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Мф., 10 зач., IV, 25 – V, 1253. Ряд.: Рим., 97 зач., VIII, 14–21. Мф., 30 зач., IX, 9–13. А. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Предтечи (см. в Минее 25 июня), глас 4-й – 3, и преподобномученицы, глас тот же – 3. «Слава» – Минеи, глас 8-й: «Виждь Елисаве́ть…», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Ка́ко не диви́мся…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Ве́лия Креста́ Твоего́, Го́споди, си́ла…», 3-й: «Ве́лия му́ченик Твои́х, Христе́, си́ла…», 4-й: «Проро́цы, и апо́столи Христо́вы…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Минеи, глас 6-й: «Елисаве́ть зача́т…». По Трисвятом – тропарь Предтечи, глас 4-й. «Слава» – тропарь преподобномученицы, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 3-й: «Тя, хода́тайствовавшую...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь Предтечи, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобномученицы, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка...». Кафизмы 16-я и 17-я94. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: В храме Господском, Богородицы и святого – канон Предтечи (см. в Минее 25 июня) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), преподобномученицы на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Примечание. В книге В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 176) даны следующие указания для пения канонов в субботу при типе службы двух святых без знака: в храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4; в храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4. Однако следует отметить, что Устав не предусматривает пение канона на 3, за исключением уникальных богослужений утрени воскресного дня и дней сырной седмицы. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха. По 3-й песни – кондак преподобномученицы, глас 6-й; седален Предтечи, глас 8-й. «Слава» – седален преподобномученицы, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос Предтечи, глас 3-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен Предтечи (Минеи). «Слава» – ексапостиларий Октоиха, «И ныне» – Богородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «Святы́х му́ченик па́мять…», 2-й: «Царе́й и мучи́телей…», 3-й: «Си́лы святы́х а́нгел…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава» – Предтечи, глас 2-й: «Иже от проро́ка…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Прииди́те, Ма́терь Све́та...». По Трисвятом – тропарь Предтечи, глас 4-й. «Слава» – тропарь преподобномученицы, глас тот же, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: Ты еси купина́...». На часах – тропарь Предтечи. «Слава» – тропарь преподобномученицы. Кондаки преподобномученицы и Предтечи читаются попеременно. На Литургии блаженны Октоиха – 6. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь Предтечи (Минеи), тропарь преподобномученицы; кондак храма, кондак Предтечи (Минеи), кондак преподобномученицы. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…». В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь Предтечи (Минеи), тропарь преподобномученицы; кондак Предтечи (Минеи), кондак преподобномученицы. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобномученицы и дня. Апостол и Евангелие – преподобномученицы и дня. Примечание. Согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2012 года, в дни памяти блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев, за Божественной Литургией следует присоединять к сугубой ектении особые прошения (см. в приложении «Богослужебных указаний»). 29 мая 2013 года Священный Синод утвердил текст молитвы святым благоверным Петру и Февронии для включения в богослужебные чинопоследования и прочтения по окончании Божественной Литургии в дни памяти святых супругов (см. в приложении «Богослужебных указаний»). Б. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Предтечи, глас 4-й – 3 (см. в службе прмц. Февронии), и благоверных князей, глас тот же – 3. «Слава» – благоверных князей, глас 6-й: «Блаже́нно и треблаже́нно...», или стихира Минеи, глас 8-й: «Виждь, Елисаве́ть…» (см. в службе прмц. Февронии), «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Ка́ко не диви́мся…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры благоверных князей, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – благоверных князей, глас 8-й: «Ра́дуйся и весели́ся о Го́споде...», «И ныне» – Минеи, глас 6-й: «Елисаве́ть зача́т…» (см. в службе прмц. Февронии). По Трисвятом – тропарь Предтечи, глас 4-й (см. в службе прмц. Февронии). «Слава» – тропарь благоверных князей, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 3-й: «Тя, хода́тайствовавшую...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь Предтечи, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь благоверных князей, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 3-й: «Тя, хода́тайствовавшую...». Кафизмы 16-я и 17-я95. Малые ектении. Седальны благоверных князей (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), Предтечи (см. в службе прмц. Февронии) на 4 и благоверных князей на 6. В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), Предтечи (см. в службе прмц. Февронии) на 4 и благоверных князей на 6. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – кондак и икос благоверных князей, глас 8-й; седален Предтечи, глас тот же (см. в службе прмц. Февронии). «Слава» – седален благоверных князей, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Сло́во О́тчее, Христа́ Бо́га на́шего...». По 6-й песни – кондак и икос Предтечи, глас 3-й (см. в службе прмц. Февронии). На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Предтечи (см. в службе прмц. Февронии). «Слава» – светилен благоверных князей, «И ныне» – Богородичен Минеи: «Пресвята́я Богоро́дице...». «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры благоверных князей, глас 4-й – 4. «Слава» – благоверных князей, глас 2-й: «Прииди́те, вси язы́цы…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «На Тя упова́ние...» (см. прил. 2-е, «В понедельник утра»). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Предтечи, глас 4-й. «Слава» – тропарь благоверных князей, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 3-й: «Тя, хода́тайствовавшую...». На часах – тропарь Предтечи. «Слава» – тропарь благоверных князей. Кондаки благоверных князей и Предтечи читаются попеременно. На Литургии блаженны благоверных князей, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь Предтечи (Минеи), тропарь благоверных князей; кондак Предтечи (Минеи). «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь Предтечи (Минеи)96, тропарь храма, тропарь благоверных князей; кондак Предтечи (Минеи), кондак храма. «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен97 – благоверных князей и дня. Апостол и Евангелие – благоверных князей и дня. Примечание. Согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2012 года, в дни памяти блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев, за Божественной Литургией следует присоединять к сугубой ектении особые прошения (см. в приложении «Богослужебных указаний»). 29 мая 2013 года Священный Синод утвердил текст молитвы святым благоверным Петру и Февронии для включения в богослужебные чинопоследования и прочтения по окончании Божественной Литургии в дни памяти святых супругов (см. в приложении «Богослужебных указаний»). 93 Имя прп. Далма́та Исе́тского внесено в месяцеслов «Богослужебных указаний» по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 30 марта 2013 года. Службы прп. Далма́ту Исе́тскому в Минее нет. 94 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12). 95 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12). 96 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 299. 97 Причастны благоверных князей и дня совпадают. Июня по ст.ст. / 9 июля 2017 года Неделя 5-я по Пятидесятнице. Глас 4-й. Прп. Дави́да Солу́нского. Ти́хвинской иконы Божией Матери. Обре́тение мощей прп. Ти́хона Луховского, Костромского (службу зри 16 июня). Свт. Диони́сия, архиеп. Су́здальского. Приводим порядок совершения98 воскресной службы Октоиха в соединении с полиелейной службой в честь Тихвинской иконы Божией Матери и службой прп. Давида Солунского (без праздничного знака). Порядок чтений, согласно календарю: Утр. – Ев. 5-е, Лк., 113 зач., XXIV, 12–35. Лит. – Рим., 103 зач., X, 1–10. Мф., 28 зач., VIII, 28 – IX, 1. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 4, Богородицы, глас 2-й – 3, и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава» – Богородицы, глас 6-й: «Днесь ра́дуется ве́рных мно́жество…», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ра́ди…». Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3. На литии стихиры Богородицы, глас 3-й, глас 8-й и глас 4-й (см. на литии). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 5-й: «Росси́йская страна́…». Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихиры Богородицы, глас 3-й, глас 8-й и глас 4-й (см. на литии); «Слава» – преподобного, глас 5-й: «Преподо́бне о́тче…» (см. на стиховне утрени в Минее)99, «И ныне» – Богородицы, глас тот же: «Росси́йская страна́…». На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Мона́хов мно́жества…», «И ныне» – Богородицы, глас тот же: «Прииди́те, вси ве́рнии…». По Трисвятом – тропарь Богородицы (Тихвинской иконы), глас 4-й (трижды)100.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|