Российских чудотворцев, прославленных на Московских Соборах XVI в.
Чирской (Псковской) иконы Божией Матери. Служба сщмч. Афиногена не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха. Порядок чтений, согласно календарю: Рим., 111 зач., XIII, 1–10. Мф., 47 зач., XII, 30–37. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры священномученика, глас 8-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажи́т…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Му́ченицы Твои́, Го́споди…», 3-й – тот же, 4-й: «Страстоте́рпцы му́ченицы…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Моли́твами Ро́ждшия Тя…» (см. в стихирах на стиховне). По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 8-й44. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 6-й: «Благослове́нную нареки́й...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Иже нас ра́ди...». Кафизмы 16-я и 17-я45. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: В храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды, тропари на 4: два воскресных тропаря, один Крестовоскресный и один Богородичен), священномученика на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Примечание. В храме Воскресения Христова при службе святого без знака в субботу воскресный канон рядового гласа является составным и включает в себя тропари из воскресного, Крестовоскресного и Богородичного канонов воскресной утрени отдаваемого гласа. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 2, с. 660.
В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), священномученика на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. В храме святого – канон священномученика со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха. По 3-й песни – седален священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак священномученика, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «Го́споди, в па́мять святы́х Твои́х…», 2-й: «Го́споди, а́ще не бы́хом…», 3-й: «Па́мять му́ченик…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Бо́га, из Тебе́ воплоти́вшагося…» (см. в стихирах на хвалитех). По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Де́во Пречи́стая...». На часах – тропарь и кондак священномученика. На Литургии блаженны Октоиха – 6. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь священномученика; кондак храма, кондак священномученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…». В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь священномученика; кондак священномученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня. Апостол и Евангелие – дня.
44 Типикон умалчивает об особом тропаре священномученика (глас 8-й: «Свяще́нный Бо́гу...»). В Минее синодального периода (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 151) особый тропарь священномученика также отсутствует. Таким образом, Устав предполагает пение общего тропаря священномученика, глас 4-й: «И нра́вом прича́стник...» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.). В случае пения на богослужении общего тропаря священномученика поются следующие Богородичны: в конец вечерни – Богородичен воскресный, глас 6-й: «Благослове́нную нареки́й...», на утрене на «Бог Господь» – Богородичен воскресный, глас 4-й: «Еже от ве́ка...», в конец утрени – Богородичен от меньших, глас 4-й: «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: Ты еси купина́...». 45 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12). Июля по ст.ст. / 30 июля 2017 года Неделя 8-я по Пятидесятнице. Глас 7-й. Память святых отцов шести Вселенских Соборов. Вмц. Мари́ны (Маргариты). Прп. Ирина́рха Солове́цкого. Прп. Леони́да Устьнеду́мского. Совершается воскресная служба Октоиха вместе со службой святых отцов шести Вселенских Соборов (см. в Минее 16 июля)46. Примечание. «Ве́стно бу́ди, я́ко в сей 16-й день па́мять соверша́ем святы́х Вселе́нских шести́ Собо́ров: прилучи́вшагося же свята́го па́мять пое́м на повече́рии. А́ще случи́тся Неде́ля, слу́жба пое́тся святы́х оте́ц в сию́ Неде́лю. А́ще же в сре́ду, пое́тся слу́жба их в мимоше́дшую Неде́лю. А́ще в четверто́к, пое́тся слу́жба их в прииду́щую Неде́лю» (Типикон, 16 июля). Календарные заметки: Службу святых отцов см. 16 июля в Минее. Порядок чтений, согласно календарю: Утр. – Ев. 8-е, Ин., 64 зач., XX, 11–18. Лит. – 1 Кор., 124 зач., I, 10–18. Мф., 58 зач., XIV, 14–22. Свв. отцов: Евр., 334 зач., XIII, 7–16. Ин., 56 зач., XVII, 1–13. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 7-й – 4, и отцов, глас 6-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – отцов, глас тот же: «Та́йныя днесь Ду́ха трубы́…», «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Ма́ти у́бо…». Вход. Прокимен дня. Паримии отцов – 3.
На литии стихира храма. «Слава» – отцов, глас 3-й: «Апо́стольских преда́ний…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Без се́мене от Боже́ственнаго Ду́ха…». На стиховне стихиры воскресные, глас 7-й. «Слава» – отцов, глас 4-й: «Моле́бную па́мять днесь…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «При́зри на моле́ния…». По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь отцов, глас 8-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 7-й (дважды). «Слава» – тропарь отцов, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди…». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные47. Непорочны48 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 8-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы на 2 и отцов (два канона) на 8. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3-й песни – кондак и икос воскресные, глас 7-й; седален отцов, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос отцов, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 8-й. «Слава» – светилен отцов, «И ныне» – Богородичен Минеи: «Ра́дуйся, Бо́жия пала́то...». «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 7-й – 4, и отцов, глас 6-й – 4 (первая стихира – дважды; с припевами своими). «Слава» – отцов, глас 8-й: «Святы́х отце́в лик…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…». Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – евангельская стихира 8-я. На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь отцов. Кондаки воскресный и отцов49 читаются попеременно. На Литургии блаженны гласа – 6 и отцов, песнь 3-я – 4. По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь отцов. «Слава» – кондак отцов, «И ныне» – кондак воскресный. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь отцов; кондак воскресный. «Слава» – кондак отцов, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь отцов; кондак воскресный. «Слава» – кондак отцов, «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и отцов. Апостол и Евангелие – дня и отцов. 46 См.: Минея-Июль. М., 2002. Ч. 2. С. 236–250. 47 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 7-го гласа: «Яко на́шего воскресе́ния…». 48 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. 49 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 280. Июля по ст.ст. / 31 июля 2017 года Понедельник. Мч. Емилиа́на. Мч. Иаки́нфа Амастри́дского 50. Прп. Иоа́нна Многострада́льного, Печерского, в Ближних пещерах. Калужской иконы Божией Матери. Прп. Па́мвы, пустынника Нитри́йского. Прп. Па́мвы, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Служба мученика не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха. Порядок чтений, согласно календарю: 1 Кор., 150 зач., XI, 31 – XII, 6. Мф., 74 зач., XVIII, 1–11, и за вторник: 1 Кор., 152 зач., XII, 12–26. Мф., 76 зач., XVIII, 18–22; XIX, 1–2, 13–15. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 7-й – 3, и мученика, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Ту́чами Ду́ха Пресвята́го…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Е́же ра́дуйся…». По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Воспита́вшейся во хра́ме…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь мученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Воспита́вшейся во хра́ме…». Кафизмы 4-я и 5-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и мученика на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален мученика, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак мученика, глас 3-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Умири́ моли́твами Богоро́дицы…». По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Яко всех еси творе́ний…». На часах – тропарь и кондак мученика. На Литургии вседневные антифоны. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, тропарь мученика; кондак дня, кондак мученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь дня, тропарь храма, тропарь мученика; кондак дня, кондак храма, кондак мученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня. Апостол и Евангелие – дня и вторника. 50 Мч. Иакинф упоминается Типиконом, но в Минее службы ему нет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|