Контакторы, магнитные пускатели и контроллеры
⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15
По существу контактор подобен реле, так как он представляет собой электромагнитный выключатель, приходящий в действие при замыкании или размыкании цепи оперативного тока. Но в отличие от реле контакторы рассчитываются на коммутирование больших токов, иногда при относительно высоком напряжении. Они применяются для управления мощными приемниками электроэнергии — крупными электродвигателями, нагревательными устройствами и т. п. Таким образом, контакторы являются реле прямого действия и их электромагниты должны иметь большие значения хода и силы тяги. Управление контактором осуществляется посредством оперативного тока вспомогательной цепи, причем это управление может выполняться простым нажимом одной кнопки в цепи оперативного тока (кнопочное управление). На рис. 17.13 показано устройство электромагнитного контактора постоянного тока. Под действием оперативного (вспомогательного) тока в катушке 1 контактора к ее сердечнику 2 притягивается стальной якорь 3; последний, поворачиваясь вокруг оси 4, замыкает главные контакты 5 в цепи рабочего тока. Пружина 6 обеспечивает хороший нажим подвижного контакта. Главная цепь присоединена к зажимам 7 цепи рабочего тока и содержит главные контакты, соединительный гибкий провод 8 и катушку магнитного дутья 9- Магнитным дутьем называется растягивание дуги между главными контактами под действием внешнего магнитного поля для ускорения ее гашения.
Замыкание вспомогательных контактов 3 нужно для того, чтобы замкнуть цепь оперативного тока помимо контактов кнопки Пуск и, таким образом, предупредить размыкание оперативного тока, когда кнопка Пуск после нажатия возвратится в исходное положение. При нажатии кнопки Стоп размыкается цепь оперативного тока через катушку 1 контактора, отпадает якорь, а главные контакты 2 под действием пружин размыкаются; двигатель останавливается. Защита двигателя от перегрузок в магнитном пускателе обеспечивается двумя тепловыми реле 5 с биметаллическими элементами (см. рис. 17.6). Вследствие значительной тепловой инерции тепловые реле не обеспечивают защиту от токов короткого замыкания, поэтому для защиты от внезапных коротких замыканий в цепи главного тока должны быть установлены плавкие предохранители 6.
Контактные пальцы изолированы друг от друга, и к ним подведены провода, соединяющие контроллер с управляемой установкой. При поворачивании вала 1 сегменты 2 в определенной последовательности соприкасаются с контактными кольцами 3, и таким путем осуществляются необходимые переключения в управляемых электрических цепях установки. На рис. 17.16 показана развернутая на плоскости схема применения контроллера для управления двигателем постоянного тока с последовательным возбуждением. Здесь неподвижные контактные пальцы (3 на рис. 17.15) изображены в виде вертикального ряда кружков 1—10.Штриховой прямоугольник Б заключает в себе развернутую на плоскость схему барабана контроллера; полоски изображают контактные сегменты барабана. Барабан контроллера имеет семь различных положений: /, //, ///, О, III', //', /'. В исходном положении барабана 0 двигатель выключен, так как все контактные пальцы касаются лишь изолированной поверхности барабана. Повороту барабана в положение 1 на схеме соответствует совмещение вертикальной линии I со столбцом контактных пальцев. В этих условиях цепь тока замкнута через последовательную обмотку возбуждения двигателя, катушку магнитного дутья S (служащую для гашения дуги между подвижными и неподвижными контактами контроллера), контактный палец 1, обе части пускового реостата r п, палец 3, два сегмента барабана, палец 4, щетку А в якорь двигателя Д, щетку В, палец 7, два сегмента барабана и палец 6.
Легко проследить, что поворотом барабана в положение II его сегменты закорачивают половину реостата rп. В положении III барабана реостат r п весь закорочен и, следовательно, на выводы двигателя подано полное напряжение сети. Если повернуть барабан из положения 0 в противоположную сторону, т. е. в положение /, то направление тока в якоре изменится по отношению к его направлению при положениях I—III и якорь начнет вращаться в противоположном направлении.
![]() Вдоль вала контроллера может быть размещено значительное число таких контакторных элементов, что дает возможность одновременно регулировать работу многих цепей (например, 12 в контроллерах промышленных электровозов). Чтобы упростить понимание сложных схем управления, составляется контроллерная диаграмма, которая показывает последовательность включения контакторных элементов (рис.17.18). В ней по вертикали указаны номера контактов, а по горизонтали — положения вала контроллера и состояние контактов. Если при данном положении вала контакт замкнут, то против него стоит крестик, если он разомкнут, то в диаграмме против него остается пустое место.
В цепях управления электродвигателями, в особенности при автоматизации управления, существенное значение имеют выключатели, срабатывающие (отключающие, включающие и переключающие), когда приводимый двигателем механизм поворачивается или перемещается на определенное расстояние. Концевой выключатель разрывает главную цепь или цепь управления двигателя в результате нажима управляющего упора (кулачка). Эти выключатели имеют особо важное значение в подъемных устройствах. Путевые выключатели коммутируют электрические цепи под воздействием управляющих упоров (кулачков), когда контролируемый объект проходит определенные точки своего пути. По существу это варианты кулачковых командоаппаратов, в ряде случаев существенно упрощенные. Описанная здесь аппаратура представляет собой лишь относительно простые примеры подобных устройств. В настоящее время электротехническая аппаратура в большинстве своем узко специализирована, т. е. приспособлена к особенностям условий и требований отдельных отраслей промышленности (горного электрооборудования, электрооборудования металлорежущих станков, электрооборудования строительных площадок и т. д.). Подобное оборудование изучается в специальных курсах. Одна из задач нашей книги — подготовка учащихся к слушанию этих курсов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2023 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|