Июля по ст.ст. / 6 августа 2017 года
Неделя 9-я по Пятидесятнице. Глас 8-й. Мц. Христи́ны. Мчч. блгвв. кнн. Бори́са и Гле́ба, во Святом Крещении Рома́на и Дави́да. Прп. Полика́рпа, архим. Печерского. Прп. отрока-схимонаха Боголе́па Черноя́рского, Астраха́нского. Собор Смоленских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 28 июля)58. Обре́тение мощей прп. Далма́та Исе́тского 59. Воскресная служба Октоиха совершается вместе с шестеричной службой мц. Христины (А). Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с полиелейной службой блгв. кнн. Бориса и Глеба (Б). Порядок чтений, согласно календарю: Утр. – Ев. 9-е, Ин., 65 зач., XX, 19–31. Лит. – 1 Кор., 128 зач., III, 9–17. Мф., 59 зач., XIV, 22–34. Блгвв. кнн.: Рим., 99 зач., VIII, 28–39. Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 268, или мц.: 2 Кор., 181 зач., VI, 1–10. Лк., 33 зач., VII, 36–5069. А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 6, и мученицы, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – мученицы, глас 2-й: «Я́коже многоце́нное ми́ро…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 4-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 8-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Престо́ли егда́ поста́вятся...». Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма; хвалитная стихира мученицы (глас 4-й [или славник, глас 5-й]60), которая в стихирах на хвалитех будет опускаться (ср.: Типикон, 25 мая, 1-е «зри»); «Слава» – мученицы, глас 1-й: «С Вы́шними си́лами…» (см. в Минее на стиховне утрени), «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Се испо́лнися Иса́иино прорече́ние...»61.
На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» – мученицы, глас 2-й: «Христоимени́тому зва́нию…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе́ но́ваго...»62. По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь мученицы, глас 4-й: «А́гница Твоя́, Иису́се, Христи́на...»63, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные64. Непорочны65 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 9-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и мученицы на 6. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3-й песни – кондак и икос мученицы, глас 4-й; седален мученицы, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 9-й. «Слава» – светилен мученицы, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 8-й – 4, и мученицы, глас 4-й и глас 5-й – 4 (со славником66 и припевами своими). «Слава» – стихира евангельская 9-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Примечание. Припевы к двум последним хвалитным стихирам мученицы см., напр., в Минее в прокимне на Литургии. Стих 1-й: «Ди́вен Бог во святы́х Свои́х, / Бог Изра́илев»; стих 2-й: «В це́рквах благослови́те Бо́га, / Го́спода от исто́чник Изра́илевых». Ср.: Минея общая, гл. 20-я.
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…». На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь мученицы. Кондак только воскресный. На Литургии блаженны гласа – 6 и мученицы, песнь 3-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь мученицы. «Слава» – кондак мученицы, «И ныне» – кондак воскресный. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь мученицы; кондак воскресный. «Слава» – кондак мученицы, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь мученицы; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак мученицы, «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и мученицы. Апостол и Евангелие – дня и мученицы. Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 4, и благоверных князей, глас 8-й и глас 2-й – 6. «Слава» – благоверных князей, глас 6-й: «Прииди́те, восхва́лим…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…». Вход. Прокимен дня. Паримии благоверных князей – 3. На литии стихира храма и стихиры благоверных князей, глас 4-й. «Слава» – благоверных князей, глас 5-й: «Ра́достию вси пра́зднуем...», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Храм и дверь еси...»67. На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» – благоверных князей, глас тот же: «Прииди́те, новокреще́ннии…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневе́стная Де́во...»68. По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь благоверных князей, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся па́че смы́сла...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные69. Полиелей. Величание благоверных князей и избра́нный псалом. «Ангельский собор...». Ипакои гласа. Седален благоверных князей по 1-м стихословии, глас 1-й: «Терпе́нием и му́жеством...»; седален благоверных князей по 2-м стихословии, глас тот же: «Измла́да Христа́ возлюби́вше...». «Слава» – седален благоверных князей по полиелее, глас 8-й: «Христо́вы уве́девше за́поведи...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Со́лнца о́блаче...». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 9-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и благоверных князей (два канона) на 8. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3-й песни – кондак и икос благоверных князей, глас 3-й; седален благоверных князей, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 9-й, светилен благоверных князей. «Слава» – ин светилен благоверных князей, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 8-й – 4, и благоверных князей, глас 1-й и глас 4-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне великой вечерни). «Слава» – стихира евангельская 9-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…». На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь благоверных князей. Кондаки благоверных князей и воскресный читаются попеременно. На Литургии блаженны гласа – 6 и благоверных князей, песнь 3-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь благоверных князей. «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – кондак воскресный. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь благоверных князей; кондак воскресный. «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь благоверных князей; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и благоверных князей. Апостол и Евангелие – дня и благоверных князей. 58 См.: Минея-Июль. М., 2002. Ч. 3. С. 240–241. 59 Имя прп. Далма́та Исе́тского внесено в месяцеслов «Богослужебных указаний» по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 30 марта 2013 года. Службы прп. Далма́ту Исе́тскому в Минее нет. 60 Если он в стихирах на хвалитех будет опускаться. 61 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 25–27, 61–63. 62 Там же. С. 65–67. 63 Типикон умалчивает о тропаре мученицы, глас 4-й: «Зва́нием ева́нгельски...». В Минее синодального периода этот тропарь также отсутствует. Типикон и Минея синодального периода (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 206 об.–207) указывают тропарь мученицы, глас 4-й: «А́гница Твоя́, Иису́се, Христи́на...». 64 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 8-го гласа: «Иже нас ра́ди…». 65 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. 66 Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я. Впрочем, при выборе четырех хвалитных стихир мученицы допустимо опустить славник, а не одну из предыдущих стихир (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 73). Пропущенная стихира может быть спета в стихирах на литии (см. примечание выше). 67 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782. 68 Там же. С. 65–67. 69 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 8-го гласа: «Иже нас ра́ди…».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|