Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исходные концепции как начало психоанализа поэтического творчества Гастона Башляра




Башляр практически параллельно развивает свои идеи в области эпистемологии и культурологи. Башляр анализирует дух творчества, который проявляется и раскрывается в науке через его методологию как открытый, творческий ищущий дух, действующий в функциональной реальности, объединяющей физическое и психическое, а в поэтике - как дух активного воображения, как в процессе создания художественного произведения, так и в процессе его восприятия. Сознание же не отрицает действительность, а создает свою собственную реальность. Согласно Башляру, создание такой реальности по отношению к искусству - поэтической (художественной) реальности есть творческий акт с собственной онтологией. Феномен поэтической реальности может быть исследован посредством анализа пути от действительности окружающего мира до поэтической реальности. Создание же художественной реальности не является чисто рациональным действием, необходимо выявлять роль интуитивного, бессознательного. Башляр понимает необходимость такого анализа и использует психоаналитическую установку, некоторые методы психоанализа в связи с его собственной феноменологией - феноменологией художественного творчества. Феноменология поэтической реальности является частью духа, элементом процесса восприятия реальности в целом как философской проблемы, что определяет феноменологию поэтики как объект философии, методы ее анализа и соотношения с другими элементами мировосприятия также являются важными философскими проблемами на современном этапе ее развития.

Башляр исходит из концепций Фрейда и Юнга, поэтому следует определять особенности его психоанализа через сравнение с их теориями.

Исходным объектом исследований Фрейда является психическая структура людей с психическими отклонениями. Техника Фрейда всецело занята путями и способами, с помощью которых можно было бы "обойти" передний план сознания или посмотреть сквозь него, чтобы дойти до второго плана психики, ее подкладки, до так называемого бессознательного.

Фрейд анализирует феномены культуры, в том числе искусство и религию, в рамках своей концепции, но, например, искусство он рассматривает как сублимацию, что означает "перенос энергии либидо от сексуального удовлетворения на социально-приемлемые виды деятельности, такие, как искусство, наука, религиозная практика. У Юнга, модель духовной жизни, предложенная классическим фрейдизмом, базируется на одном сомнительном методологическом предположении о том, что все более высокие и сложные формы бытия непременно и без остатка должны редуцироваться к некоему простому началу и таким образом должны быть "разоблачены" как иллюзии. Подобная концепция не отвечает башляровским настрою и цели при исследовании художественного творчества.

Другая концепция, которую использует Башляр - это "аналитическая психология" Юнга. Он пишет: "Я выбрал термин "коллективное", поскольку речь идет о бессознательном, имеющем не индивидуальную, а всеобщую природу. Другими словами, коллективное бессознательное идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным".

В качестве основных структурных элементов коллективного бессознательного Юнг выделяет архетипы. Что же такое архетип? Согласно Юнгу, архетипы являются врожденными психическими структурами, находящимися в глубинах коллективного бессознательного, составляющими основу общечеловеческой символики. Архетипы представляют собой и условия интуиции, определяющие возможность возникновения образов, и конкретные образы, и первобытный опыт познания, сохраняющийся в поколениях на бессознательном уровне. Человеческая психика включает самые разнообразные архетипы. Все они имеют архаичный характер и могут быть рассмотрены как изначальные глубинные образы, воспринимаемые человеком посредством интуиции, которые в результате неосознаваемых процессов проявляются в сознании в виде различных образов, символов. Архетипы так же проявляются в мифах и сновидениях, являются основой для воображения и фантазии, переносятся в произведения искусства. Типичным проявлением архетипа в искусстве является распространенное в живописи изображение мандалы - круга с вписанными в него крестами, ромбами, квадратами, символа, связанного с представлениями о структуре, единстве, всеобщности и целостности универсума. "Позднее" понятие "архетипический образ" как архетип, сознательно обработанный в мифах, тайных учениях, искусстве. Раскрытие же архетипа опосредуется архетипическим образом. Аналитическая психология усиленно рассматривала символы и в первую очередь символы, связанные с религией и мифологией.

Аналитическая психология рассматривает творческие процессы. "Открытие, что бессознательное - это не простой склад прошлого, но что оно полно зародышей будущих психических ситуаций и идей, привело меня к новым подходам в психологии. Из бессознательного могут возникать совершенно новые мысли и творческие идеи, мысли и идеи, которые до этого момента никогда не осознавались", как пишет Юнг. "Что-то более или менее неведомое интуитивно схвачено бессознательным и подвергнуто архетипической обработке. Это предполагает, что вместо процесса мышления, которым пользуется сознательная мысль, архетипический разум входит в работу и выполняет прогностическую задачу. Архетипы, таким образом, имеют собственную побудительную специфическую энергию. Это дает им возможность как производить осмысляющую интерпретацию (в собственном символическом ключе), так и вмешиваться в данную ситуацию со своими собственными импульсами и "мысленными" образованиями". Методы исследования архетипов, являются шагом вперед в исследовании и осмыслении художественного творчества.

Такой подход несомненно ограничивает возможности восприятия художественного творчества в его многообразии и характеризуется известной пассивностью. Сводя рассматриваемые художественные образы к праобразам, методы психоанализа тем самым ограничивают сами возможности анализа глубинных основ творчества своей ориентацией к прошлому, ограниченным кругом ассоциаций при поиске проявлений архетипов и пассивностью субъекта творчества. Все это не стимулирует развития представлений о художественном образе, статусе поэтической реальности, особенностях поэтического воображения - того, к чему в своих исследованиях стремится Башляр. Он замечает: "Техники экспериментальной психологии вообще не могут допустить исследование воображения, имея в виду творческие его ценности".

Фактологической основой психоаналитической концепции Башляра является сама поэтика. В связи с чем, в его концепции феномены поэтики должны проявляться прямо, а не экстраполироваться на другие области психической деятельности.

Объектом психоаналитического исследования в концепции Башляра является область, в которой в поэтическом творчестве проявляется активное воображение, в связи с чем он определяет свой психоанализ как "активный". Активность воображения, акта воображения является самостоятельным феноменом, обладающим собственной онтологией, которую нельзя, как в схеме Юнга, свести к другому процессу, тем более разложить на некие статичные составляющие. Башляр разграничивает исследование области архетипического, проведенное Юнгом, и области активного воображения. И пишет: "Психологи много теряют, они изучают сны, а мечты для них - нечто бесструктурное".

"Мечты" же имеют феноменологический смысл. "Мы хотим исследовать не снотворное мечтание, а творческое мечтание, мечтание, подготавливающее произведения". Мечта, согласно Башляру, отличается от сновидения присутствием в ней сознательного момента, присутствием воли. Мечтающий знает, что он мечтает, он не пассивен, а может направлять свою мечту. Башляр пишет: "Если ночь и ее кошмары подведомственны психоанализу, то мечтание о счастливых мгновениях покоя не нуждается, чтобы быть спасительным, ни в чем, кроме поддержки со стороны спокойного сознания. Функция феноменологии мечтания заключается в том, чтобы удваивать благотворность мечтания через мечтательное сознание".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...