Глава 3. Гносеология воображения Гастона Башляра
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Измерения воображения
В сфере воображения Башляр выделяет три измерения: материальное, формальное и динамическое. Динамика акцентирует момент движения, изменчивости в аспекте интенсивности изменений как самостоятельный и преобладающий импульс душевной жизни. Этот вектор доминирует в "воздушном" (а философ выделит еще "огненное", "земное" и "водное") воображении: "воздух - бедная материя". Но зато здесь бездна динамики. "Движение главенствует над субстанцией". Движение здесь императив и внутреннего опыта, и способа существования в целом: "людей воздуха" можно узнать "по потребности лететь очертя голову, куда нас влечет, нас, свободнорожденных птиц, куда бы мы ни прилетели, вокруг нас будет всегда вольно и солнечно". Для формального измерения воображения характерно движение "в сторону форм, цвета, разнообразия и преображения", здесь преобладают красочность и изобилие. Материальное измерение выступает глубинным, фундаментальным основанием душевной жизни. Материальность Башляр мыслит субстанциально, в духе материальной причины у Аристотеля (вопрос о материи - это вопрос о том, из чего происходит данный факт). Под слоями, оперирующими формой, открываются силы, оперирующие субстанциями: они "стремятся проникнуть вглубь бытия; в бытии они ищут одновременно и первозданное, и вечное". Материальное воображение - фундамент психической жизни: "В то время как формы и идеи отвердевают, как при склерозе, с достаточной быстротой, материальное воображение остается силой, действенной в любой момент. Лишь оно одно может непрестанно одушевлять традиционные образы; именно оно непрерывно воскрешает к жизни некоторые устаревшие мифологические формы".
Модусы динамики, формы и материи задают вибрации душевной жизни. Материя обладает формообразующей активностью: "в сторону углубления она предстает бездонной, словно тайна. В сторону взлета она предстает как неисчерпаемая сила…". Содержательно материальное основание воображения определяется как опыт переживания четырех природных стихий: воды, огня, воздуха, земли; впрочем, эта четырехэлементность не носила у Башляра характера жесткой схемы: можно было бы обратиться воображением к миру растений: не существует "ботаники грезы", а между тем растительный мир сочетается с миром грез, творит грезы. "Растительные грезы - самые медлительные, самые спокойные, самые успокаивающие… Цветы, как и прочие существа, нужно сначала любить, а потом уже называть". Можно грезить промежуточные природные формы: земля и вода образуют тесто - включается в работу воображение обильной вязкости, изменчивости форм (мягкие часы Дали стекают по капле), возможности сущностных связей, "своеобразной божественной медлительности". Соединение воды и огня имеет реальные аналоги в предметном мире - спирт, горящий фосфор. Мифологически - это восход солнца из недр океана, в душевной жизни он являет себя, например, в образе "горячей влажности" - образе, способном передать страстную привязанность, горячую убежденность, глубокую зависимость. Продуктивность воображения
Башляр полагал, что наше сознание может быть использовано нами на самых разных уровнях. Оно организовано тем более, чем в большей степени направлено на произведения, характеризующиеся высокой степенью связности. Французский философ рассуждал и о воображающем сознании. Именно поэтому он формулирует требования феноменологии: оно сводится к подчеркиванию изначальное™ поэтических образов, к проникновению в самую сущность этой изначальности и к использованию необыкновенной психической продуктивности, которая и есть воображение.Г. Башляр исследует поэтическую грёзу. В ней все смысловые нюансы пробуждаются и приходят к единую гармонию. Именно в этой полифонии смыслов прислушивается поэтическая грёза и именно ее призвано фиксировать поэтическое сознание.
Башляр оценивает некоторые поэтические образы как гипотезы жизни. В мечтах рождается целый мир. Нет смысла бояться приобщиться к шизофреническим возможностям психики. Любая воображаемая вселенная проникнута взглядов в будущее. Вместо того, чтобы искать сны в поэтических грёзах следовало бы искать грёзы в снах. Целая вселенная приходит к нам, чтобы способствовать нашему счастливому состоянию, когда покой наш отмечен мечтанием. Космические грёзы отвлекают, отводят нас от грёз о планах и проектах. Однако философу трудно отказаться отстраниться от наших мыслительных привычек. Для Декарта мыслить, желать, любить, мечтать всегда было деятельностью разума. Но мечтатель, подлинный грёзовидец - этот тот, кто путешествует во ночи и совершает безумства. Но действительно ли лингвистические объяснения могли бы углубить нашу грёзу? Наша грёза, считает Башляр, была бы скорее вызвана к жизни какой-нибудь странной, даже авантюристической гипотезой, чем научными доказательствами. Феноменология воображения
В концепции Башляра "мечты" имеют феноменологический смысл. "Мы хотим исследовать не снотворное мечтание, а творческое мечтание, мечтание, подготавливающее произведения". Не напрасно Башляр пишет: "Нам кажется уместным провести и здесь косвенное вспомогательное психоаналитическое исследование с целью выявления бессознательного в сознательном, субъективных ценностей - в объективной очевидности, фантазии - в опыте. Изучать можно лишь то, что прежде будило воображение". Это определяет развитие психоанализа Башляра по отношению к более интеллектуализированному уровню, чем тот, по отношению к которому развивался психоанализ Юнга. Башляр пишет об этом совсем четко в работе "Психоанализ огня": "Ограничиваясь психоанализом не столь глубинного, более интеллектуализированного пласта психики, мы займемся исследованием не снов, а фантазии; конкретнее же в этой небольшой работе нам предстоит рассмотреть образы, навеянные созерцанием огня. На наш взгляд, это мечтательное состояние сильно отличается от сна прежде всего тем, что ему всегда в большей или меньшей степени присуща сосредоточенность на объекте". Мечта, согласно Башляру, отличается от сновидения присутствием в ней сознательного момента, присутствием воли. Мечтающий знает, что он мечтает, он не пассивен, а может направлять свою мечту. Башляр пишет: "Если ночь и ее кошмары подведомственны психоанализу, то мечтание о счастливых мгновениях покоя не нуждается, чтобы быть спасительным, ни в чем, кроме поддержки со стороны спокойного сознания. Функция феноменологии мечтания заключается в том, чтобы удваивать благотворность мечтания через мечтательное сознание". И еще:". вот в чем, по нашему мнению, заключается коренное отличие между ночным сном и мечтанием, отличие, выделенное феноменологией: если тот, кому снится сон, есть тень, которая потеряла свое "я", то мечтатель, если он настроен философски хотя бы в минимальной степени, может формулировать cogito в центре своего мечтающего "я". Иначе говоря, мечтание есть ониричная деятельность, в которой продолжает существовать проблеск сознания".
Специфика психоаналитического подхода Башляра отражается на его представлениях о комплексах - сущностного и важного понятия для психоанализа, их сущности, содержании и характере, она обусловливает то, что Башляр выделяет специфические комплексы, связанные с интеллектуализированием духовной субстанции. Комплекс в представлении Башляра есть энергетически положительно заряженное психическое содержание, отличное от инстинктов, принадлежащее области бессознательного, около которого конденсируются и другие элементы психического, как явные, так и неосознаваемые. Башляр считает, что "выявив психологический комплекс, мы, очевидно, достигнем более глубокого, синтетического понимания некоторых поэтических произведений. Действительно, их цельность нередко обусловлена не чем иным, как комплексом. Если его нет, произведение лишено корней, уходящих в почву бессознательного". Например, в работе "Психоанализ огня" Башляр анализирует конденсирующую силу понятия огня, которое отличается от понятия с чисто физическим содержанием, имеющим социальную ценность, когда огонь ассоциируется с движущей силой, желанием владения, с "очеловеченным", "прирученным" огнем, с электричеством, огнем, согревающим дом и вносящим в него уют, спокойствие и чувство уверенности; такое понятие огня Башляр связывает и с творческим порывом. Он предлагает ассоциацию с писателем, в одиночестве погруженным в размышление перед пламенем свечи.
Другой пример представления Башляра о комплексе связан с понятием о творческом потенциале человека. "Человеку свойственна подлинная воля к интеллектуальности. Мы недооцениваем потребность в понимании, когда, подобно прагматикам и бергсонианцам, ставим ее в полную зависимость от принципа пользы. Итак, мы предлагаем обозначить как комплекс Прометея совокупность побуждений, в силу которых мы стремимся сравняться в знаниях с нашими отцами, а затем превзойти их, достичь уровня учителей и превзойти его", - пишет Башляр. Заключение
В дипломной работе подробно были изучены онтологические и гносеологические особенности концепции воображения известного французского философа Гастона Башляра. По мысли Башляра, "воображение есть, таким образом, психологическое инобытие. Оно принимает характер предвосхищающего психизма, проектирующего свое бытие". Образ позволяет переживающему его субъекту непосредственно выявить новые смыслы элементов мира: "в царстве воображения всякое имманентное необходимо сопровождается трансцендентным". Однако, будучи самодостаточным, образ всегда неуловим и открыт к изменению, поэтическому "вызыванию" отсутствующих образов (воображение не столько создает, сколько изменяет воспринятое, оно не "отображает", а "изображает"). Воображать - значит путешествовать в грезе как "пространстве наших одиночеств", здесь культурное прошлое не предопределяет, "при образе нужно присутствовать в минуту образа": "чтение" равнозначно "письму", так как на образ "откликаются" - "читая, мы переживаем наши попытки быть поэтом". Образ открыт, по мнению Башляра, не знанию, но языку: "своей новизной поэтический опыт потрясает всю сферу языкового опыта. Он помещает нас у самых истоков сущности слова". В воображении, поэзии, образе осуществляется жизнь жизнью живого языка ("бытие становится словом"), но образ всегда немного поверх означающего языка, он всегда наименее детерминированное событие (наиболее продуктивновообще "воображение без образов"). Осознание этого диагностирует грядущую, согласно Башляру, "глубокую семантическую революцию": "речь идет о проживании непрожитого, о том, чтобы открыться открытости языка". Истинная жизнь образа - "в его молниеносности, в том, что образ превосходит все данные чувственного опыта". Мысль рождена грезой и обречена расплачиваться за это хотя бы тем, что разум должен постоянно рефлексировать свои пределы.
Согласно Башляру, "обращаясь к самим себе, мы отворачиваемся от истины, обращаясь к внутреннему опыту, мы неизбежно вступаем в противоречие с опытом объективным". Однако одновременно мы открываемся космосу. Микрокосм "стереофоничен" макрокосму (человек относится к космосу как к субъекту). Понятая в этом ракурсе действительность есть "волнообразное колебание и ритм", "воссоздающий формы". Ритм связывает психические явления, жизнь и физический мир, закон ритма правит повсюду:". космические грезы освобождают нас от проектов. Они помещают нас в мир, а не в общество. Космической грезе принадлежит нечто вроде стабильности, покоя. Она помогает нам ускользнуть от времени". Такое ускользание от времени удалось и самому Башляру, который, по словам Арона, "жил в ту же эпоху, что и Гитлер, но в другом мире". Список использованной литературы
Произведения Гастона Башляра: 1. Интуиция мгновения (L'Intuition de l'instant) - 1931, русский перевод - 2009 . Новый научный дух (Le nouvel esprit scientifique) - 1934, русский перевод 1987 . Психоанализ огня (La psychanalyse du feu) - 1938, русский перевод - 1993 . Философское отрицание (La philosophie du non) - 1940), русский перевод - 1987 . Вода и грёзы (L'eau et les rêves) - 1942, русский перевод - 1998 . Грёзы о воздухе (L'air et les songes) - 1943, русский перевод - 1999 . Земля и грёзы о покое (La terre et les rêveries du repos) - 1946, русский перевод - 2001 8. Земля и грёзы воли (La terre et les rêveries de la volonté) - 1948, русский перевод - 2000 9. Прикладной рационализм (Le Rationalisme appliqué) - 1949, русский перевод - 2000 . Рациональный материализм (Le matérialisme rationnel) - 1953, русский перевод - 2000 . Поэтика пространства (La poétique de l'espace) - 1958, русский перевод - 2004 12. Поэтика грёзы (La poétique de la rêverie) - 1961, русский перевод - 2009 13. Пламя свечи (La flamme d'une chandelle) - 1961, русский перевод - 2004 Монографии, статьи, сборники: 14. Абушенко В.Л. Башляр // Новейший философский словарь - Мн.: Книжный дом, 2003. - С.531-532. - (Мир энциклопедий); . Башляр // Справочник по истории философии: хронологический, персонифицированный / В.С. Ермаков. - СПб.: Союз, 2003. - С.76-82. . Башляр Г. Новый рационализм / предисл. и общ. ред. А.Ф. Зотова, пер. Ю.П. Сенокосова, Г.Я. Туровера - М.: Прогресс, 1987. - 376с. . Визгин В.П. Башляр // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т.1.: А - Д / Ин-т философии Рос. акад. наук, Нац. обществ. - науч. фонд; науч. - ред. совет.: В.С. Степин [и др.]. - М.: Мысль, 2000. - С.226-227 18. Зенкин С. Воображение Башляра // Отечественные записки. Журнал для медленного чтения. - http://www.strana-oz.ru/ . Илиева Л.П. Гастон Башляр: Особенности феноменологического и психоаналитического подходов к исследованию художественного творчества // Вестник Московского Университета. - Серия 7. Философия. - №2. - 1998. - С.91-103 . Кириленко Е.И. Гастон Башляр: методология анализа природы воображения / Е.И. Кириленко // Философия и филология в современном культурном пространстве: проблемы взаимодействия. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006. - С.156-173 . Кириленко Е.И. Наследие Г. Башляра как опыт принятия реалий современной культуры / Е.И. Кириленко // Формирование культуры личности средствами искусства (опыт междисциплинарного исследования). - Томск, 2006. - С.84-87 . Ландер А. Дом, который построил Гастон // http://exlibris. ng.ru/koncep/2004-05-13 . Левит С.Я. О книге Башляра Г. "Избранное: Поэтика грезы" // Вопросы философии. - 2009. - №3. - С.44-48. . Романенко М.Ю. Онтологический подход к воображению, или воображаемый подход к онтологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2004. Серия 6. - С.132-138. . Соколова Л. Ю.Ж. - П. Сартр и Г. Башляр: две феноменологические концепции воображения // Размышления о философии на перекрестке второго и третьего тысячелетий. Сборник к 75-летию профессора М.Я. Корнеева. Серия "Мыслители". Выпуск 11. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - С.141-150
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|