Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия, вызывающие садизм




Вопрос о том, какие факторы приводят к развитию садиз­ма, слишком сложен, чтобы можно было одной книгой дать на него исчерпывающий ответ. Важно с самого нача­ла уяснить следующее: отношения между личностью и окружающим ее миром вовсе не простые и не однознач­ные'. Это связано с тем, что индивидуальный характер определяется индивидуальными факторами: задатками и способностями, обстановкой в семье, а также целым ря­дом чрезвычайных событий в жизни индивида. Факторы окружающей среды намного сложнее, чем предполагают обычно, и они также играют огромную роль в формирова­нии личности. Как мы уже говорили, общество — чрез­вычайно сложная система. Здесь и классы, и сословия, старые и новые буржуа, новый средний класс, высшие классы (распадающиеся элиты). Проблему урбанизации, принадлежности к той или иной религиозной или другой этнической группе (и многое другое) необходимо учиты­вать при изучении проблемы личности. Исходя из отдель­но взятого изолированного фактора, невозможно понять ни личность, ни общество. Если пытаться провести корреляцию между садизмом и социальной структурой, то сразу же станет ясно, что неизбежен подробный, эмпири­ческий анализ всех факторов. Одновременно следует до­бавить, что власть, с помощью которой одна группа при­тесняет и эксплуатирует другую группу, часто формирует у эксплуатируемых садистские наклонности (хотя есть мно­го индивидуальных исключений).

И потому, вероятно, садизм (за исключением особых случаев) может исчезнуть лишь тогда, когда будет устра­нена возможность господства одного класса над другим, одной группы над другой, относящейся к расовому, рели­гиозному или сексуальному меньшинству. Если не счи­тать доисторического периода (и нескольких мелких соци­альных систем), то можно утверждать, что мир еще не знает такого состояния. И все же надо сказать, что созда­ние правового порядка, опирающегося на закон и отверга­ющего произвол в отношении личности, — уже шаг впе­ред даже при том, что во многих частях мира, включая США, такое развитие идет непросто и периодически нару­шается "во имя закона и порядка".

Общество, основанное на эксплуатации, предполагает и еще некоторые показатели. Например, оно имеет тен­денцию ущемлять тех, кто находится внизу, ограничи­вать их независимость, целостность, критическое мышле­ние и творческий потенциал. Это не означает, что оно лишает своих граждан всевозможных удовольствий и раз­влечений, только чаще всего эти стимулы скорее тормо­зят, чем способствуют развитию личности. Так, напри­мер, римские императоры питали свой народ публичными зрелищами преимущественно кровавого толка. Современ­ное общество демонстрирует подобные садистские развле­чения с помощью средств массовой информации, вещаю­щих о преступлениях, войнах и жестокостях. Там, где нет ужасающей информации, все равно мало пользы, а гораздо больше вреда (как это мы видим в любой рекламе продуктов, жвачки или курева). Такая "культурная про­грамма" не развивает человека, а способствует только лени и пассивности. В лучшем случае она строится на развлече­ниях и сенсациях, но почти никогда не несет настоящую радость: ибо радость невозможна без свободы. Свобода предполагает ослабление управления, контроля и давления, т. е. именно то, что так претит анально-садистскому типу личности.

Что касается садизма в каждом отдельном случае, то он коррелирует со среднестатистическим социальным ти­пом, включая индивидуальные отклонения в ту или дру­гую сторону. Индивидуальные факторы, которые способ­ствуют развитию садизма, — это все те обстоятельства, которые дают ребенку или взрослому ощущение пустоты и беспомощности (несадистский ребенок может стать садистским подростком или взрослым, если появятся но­вые обстоятельства). К таким обстоятельствам относится все, что вызывает страх, например "авторитарное" нака­зание. Я подразумеваю такой вид наказания, который не имеет строго фиксированной формы и не связан с тем или иным проступком, а произвольно выбирается по усмотре­нию власть имущего и в соответствии с его садистскими наклонностями. В зависимости от темперамента ребенка страх перед наказанием может стать доминирующим мо­тивом в его жизни, его чувство целостности может посте­пенно надломиться, а чувство собственного достоинства — рухнуть: если ребенок чувствует себя обманутым, то он теряет чувство самодостаточности и перестает быть "са­мим собой".

Другое обстоятельство, приводящее к утрате жизнен­ных сил, может быть связано с ситуацией душевного об­нищания. Если ребенок не получает положительных сти­мулов, если ничто не будит его, если он живет в безрадост­ной атмосфере черствости и душевной глухоты, то ребенок внутренне "замерзает". Ведь нет ничего, где бы он мог оставить свой след; нет никого, кто бы ему ответил на вопрос или хотя бы выслушал его. И тогда в его душе поселяется чувство отчаяния и полного бессилия. Такое чувство бессилия не обязательно должно привести к фор­мированию садистского характера; дойдет ли дело до это­го или нет, зависит от многих других факторов. Это, од­нако, одна из главных причин, которая способствует раз­витию садизма как на индивидуальном, так я на обще­ственном уровне.

Если индивидуальный характер отклоняется от обще­ственного, то социальная группа имеет тенденцию усили­вать те черты характера, которые ей соответствуют, и ослаблять нежелательные черты. Если, например, инди­вид садистского типа живет в группе, в которой большин­ство людей лишено этой черты, где садистское поведение осуждается, то это еще не значит, что садист-одиночка обязательно изменит свой характер. Однако он будет ста­раться действовать вопреки своему характеру; его садизм не исчезнет, но он из-за недостатка питания "засохнет". Иллюстрацией к такому утверждению является жизнь в кибуце и других общностях, объединенных одной идеей (хотя есть и такие случаи, когда новая обстановка и но­вый социальный климат вызывают радикальные переме­ны в характере личности)[219].

Для общества антисадистского толка личность одного садиста не представляет особой опасности. Его будут счи­тать больным. Он никогда не будет популярен и вряд ли получит доступ к социально значимым позициям. Когда речь идет о причинах и корнях злокачественного садизма, конечно, нельзя ограничиваться только врожденными био­логическими факторами, а нужно учитывать также пси­хологическую атмосферу, от которой зависит не только возникновение социального садизма, но и судьба индиви­дуального, личностного садизма. Поэтому развитие инди­видуума никогда нельзя понять в достаточной степени, если рассматривать только его генетические и семейные корни. Если мы не знаем социальный статус его и его семьи в рамках общественной системы и дух этой систе­мы, то мы не сможем понять; почему некоторые черты характера такие глубинные и такие устойчивые и так глу­боко укоренились.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...