ТЕМА 7. Издержки производства.
1. Экономическая природа издержек производства. Принципы классификации экономических издержек. 2. Издержки производства в кратко и долгосрочном периоде. 3. Концепция минимально эффективного размера предприятия. Эффект масштабов производства.
1. Анализ природы экономически основан на принципе ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного размещения. Экономические издержки производства в таком смысле есть выплата доходов поставщикам ограниченных ресурсов за их отказ использовать ресурсы в каком-то ином направлении. Экономические издержки в этом смысле всегда альтернативны. В экономике принято несколько критериев классификации экономических издержек: 1) По источникам поступления ресурсов на предприятие, фирму выделяют 2 группы: А) Внешние (явные, бухгалтерские) – когда ресурсы поступают на фирму со стороны, покупные ресурсы (зарплата, топливо и т. д.); Б) Внутренние (неявные, имплицитные) – издержки, связанные с использованием принадлежащих фирме ресурсов; Выделить внутренние и внешние издержки необходимо для расчёта прибыли. Различают экономическую, бухгалтерскую и нормальную прибыль: Пэкн= TR-TC; TC = TCэкн = TCвнешние + TCвнутренние; Пэкн= TR-TCэкн; Пбух = TR – TCвнешние; TCвнешние = TCбух; Пбух = TR – Тсбух; Нормальная прибыль – это тот минимальный доход предпринимателя, который оставляет его талант в выбранной сфере деятельности. Иногда прибыль нормальная определяется как альтернативные издержки капитала. Нормальная прибыль – это прибыль в условиях безубыточности, а также элемент внутренних издержек производства: Пэкн = Пбух – Tcвнутренние; 2) С точки зрения связи издержек с объёмом производства различают:
А) постоянные издержки (не зависят от объёма выпуска: налог на землю, амортизация помещения, страховка и т.д.); Б) переменные издержки (зависят от объёма выпуска); 3) С точки зрения фактора времени различают: А) Краткосрочные издержки (могут быть и постоянные и переменные); Б) Долгосрочные издержки фирмы (являются только переменными); 4)С точки зрения возможности компенсации различают: А) Возвратные издержки (компенсируются за счёт выручки от реализации продукции); Б) Безвозвратные (не компенсируются никогда); 5) С точки зрения алгоритма расчёта различают: А) Совокупные (общие); Б) Средние (удельные); В) Предельные (маржинальные); А) TC – совокупные издержки; TFC – совокупные постоянные издержки, не зависящие от объёма выпуска.
Даже если ничего не производить, то издержки TFC есть. TVC – совокупные переменные издержки фирмы, зависящие от объёма выпуска. Чем больше объёмы выпуска, тем больше TFC. TFC + TVC = TC – совокупные издержки фирмы. Б) средние издержки AC – издержки на единицу выпуска продукции. AFC – средние постоянные издержки. AFC = ; С увеличением Q уменьшается AFC.
AVC – средние переменные издержки фирмы; AVC= ; ATC – средние совокупные издержки; ATC = = AFC + AVC; В) Предельные издержки MC – это добавочные издержки, связанные с увеличением или уменьшением объёма выпуска. MC = ; AVC, ATC, MC – “у-образная” форма данных издержек объясняется действием закона убывающей отдачи: Суть закона: Если часть ресурсов у фирмы фиксирована, а другая часть переменна, то фирма обязательно достигнет объёма выпуска, начиная с которого отдача от переменных издержек будет убывать. Закон убывающей отдачи (ЗУО, ЗУПП – закон убывающей предельной производительности) – это основной закон краткосрочного производства, действующий при условии фиксированности производственных мощностей и однородности используемых ресурсов.
Где растёт производительность, там издержки убывают и наоборот.
2 В краткосрочном периоде фирма имеет дело и с постоянными, и с переменными издержками. Выделение постоянных и переменных издержек в краткосрочном периоде позволяет учитывать их взаимосвязь. При изменении AFC у фирмы меняются лишь ATC, динамика же AVC и MC остаётся неизменной. При изменении AVC изменению подлежат ATC и MC, динамика же AFC остаётся неизменной. Знание этой зависимости позволяет грамотно управлять издержками фирмы в краткосрочном периоде. Издержки в долгосрочном периоде:
В долгосрочном периоде фирма вынуждена выбирать наиболее оптимальный объём выпуска, руководствуясь при этом динамикой долгосрочных издержек – ATCL. Основанием для изменения масштаба производства фирмой является рост краткосрочных издержек и необходимость при этом расширения производства. Красная линия – линия долгосрочных издержек фирмы или линия развития фирмы. Q1-Q4 на линии развития – это те критические объёмы выпуска, когда фирмой принимались решения о расширении производства в связи с неблагоприятной динамикой краткосрочных издержек. Таким образом, долгосрочные издержки ATCL также имеют “у-образную” форму, т.е. в начале уменьшаются, а потом начинают расти. Это связано с эффектом масштаба производства.
3: Если при увеличении объёма выпуска ATCL уменьшается, то фирма извлекает положительный эффект масштаба (ПЭМ). Причинами ПЭМ могу быть: 1)Эффективная схема разделения труда среди наёмных работников (Технологическое, профессиональное, функциональное разделение труда); 2)Эффективная специализация управленческого труда; 3)Использование производительного оборудования, технологий. Отрицательный эффект масштаба (ОЭМ) связан в основном с увеличением долгосрочных издержек при росте объёма выпуска. Главная причина ОЭМ – это организационные трудности управления крупным производством. Фирма стала неуправляемой: раздут управленческий аппарат, снижается оперативность принимаемых решений, принимаются противоречивые решения и т.д. Если при увеличении объёма производства долгосрочные издержки не меняются, то это предполагает существование неизменного эффекта масштаба (НЭМ). Эффект масштаба лежит в основе концепции минимально эффективного размера предприятия. По графикам долгосрочных издержек фирма может определить структуру отрасли и минимально эффективный размер фирмы, работающей в ней.
(1) (2)
(3)
На графике (1), чем крупнее масштабы производства фирмы, тем значительнее ПЭМ. Фирмы с такой динамикой долгосрочных издержек являются крупными и оперируют в основном на рынках монополии и олигополии (Автомобильный, рынок стали). На графике (2) одинаково эффективны как малое, так и крупное предприятие. Длительно сохраняется НЭМ. Это типично для рынка монополистической конкуренции (рынки одежды, обуви, розничная торговля). На графике (3) минимально эффективным размером предприятия является фирма с небольшим объёмом выпуска – малое предприятие. Типично для рынков совершенной конкуренции (сельскохозяйственные, финансовые рынки).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|