ТЕМА 8. Рынок совершенной конкуренции.
1. Понятие рыночной структуры (модели). Критерии классификации рыночных структур. Характерные черты рынка совершенной конкуренции. 2. Спрос на продукт конкурентного продавца. Совокупный, средний и предельные доходы конкурентной фирмы. 3. 2 подхода к расчёту прибыли (убытков) конкурентной фирмы. 4. Поведение конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочных периодах. 5. Предложение конкурентной отрасли с постоянными растущими издержками. 6. Оценка эффективности совершенной конкуренции.
1. Условия, в которых протекает конкуренция между фирмами, называются рыночные структуры (модели). Основными рыночными структурами являются: рынок чистой конкуренции, рынок монополии, рынок монополистической конкуренции, рынок олигополии. Критериями классификации данных структур являются: А) Количество фирм, оперирующих на рынке и их размеры; Б) Характер производимого фирмой продукта (однородный или разнородный продукт); В)Условия вступления фирм в данный рынок, т. е наличие или отсутствие барьеров на входе в рынок и на выходе из него; Г) Возможность фирмы влиять на уровень рыночной цены (ценовой контроль фирмы); Д) Участие фирмы в неценовой конкуренции, т. е конкуренции качества и потребительских свойств товара. Дополнительными признаками рыночных моделей могут быть доступ к рыночной информации, возможность извлечения прибыли в долгосрочном периоде, возможность достижения производственной и социальной эффективности. Характерные черты рынка совершенной конкуренции: 1) На рынке оперирует множество малых, в крайнем случае, средних фирм; 2) Фирмы производят однородный, стандартизированный продукт (Рынок сельскохозяйственных продуктов, фондовый рынок, рынок иностранных валют);
3) Вступление новых фирм в рынок совершенно свободно, потому что он не защищён барьерами; 4) Конкурентная фирма не осуществляет контроль над рыночной ценой, выступая на рынке в качестве “ прайстейкера “, т.е. принимает ту рыночную цену, которая установлена независимо от неё с помощью спроса и предложения; 5) Неценовая конкуренция для данного рынка совершенно не типична. Доступ к рыночной информации для всех участников рынка свободен; 6) В долгосрочном периоде конкурентная фирма работает в условиях безубыточности, не извлекая экономической прибыли;
2.
(1) – ценообразование для рынка; (2) Реакция фирмы на образованную рынком цену; Цену Pe возьмёт фирма и будет реализовывать свой продукт по этой цене и в итоге получается абсолютно эластичный спрос на продукцию данной фирмы. TR = P*Q – совокупный доход; AR = – средний доход фирмы (количество общего продукта на единицу выпуска); MR = - предельный, маржинальный доход; AR= =P; MR = =P;
3: Расчёт прибыли (убытков) фирмы осуществляется 2 способами: (1) Путём сопоставления совокупных величин: TR - TC (совокупный доход – совокупные издержки); (2) Путём сопоставления предельных величин (метод предельного анализа): MR – MC (предельный доход – предельные издержки); Алгоритм (1) метода: 1. TR = P*Q; 2. TC = ATC*Q; 3. П прибыль (убытки) = TR – TC; Алгоритм (2) метода: 1. Определяем оптимальный объём выпуска: Qопт – это когда прибыль максимальна, а убытки минимальны MR = MC; 2. П1(уб1) – прибыль или убытки на единицу продукции. П1(уб1) = P-ATC, если + то прибыль, если –,то убытки; 3. П (уб) = П1(уб1)*Q’ Конкурентная фирма может оказаться в разных ситуациях на рынке: 1) Рынок устанавливает высокие цены, фирма извлекает экономическую прибыль. Задача фирмы – определить объём выпуска, при котором прибыль максимальна (случай максимизации прибыли);
2) Рынок устанавливает низкие цены. Фирма терпит убытки, но продолжает производство (случай минимизации убытков). Главная задача фирмы в этом случае – определить объем, при котором убытки будут минимальны. 3) Случай закрытия фирмы. Рынком установлена низкая цена, она терпит убытки, закрывается;
(1)метод: 1) TR>TC; 2) TC>TR, но пока TR>TVC надо продолжать производство; 3) TC>TR, TR<TVC - фирма закрывается обязательно;
(2) метод: 1) P>ATC; 2) P<ATC, но если P>AVC, то продолжаем производство; 3) P<ATC, P<AVC – фирма закрывается;
(1)метод: 1)
Объёмы Q1,Q2 - критические объёмы выпуска для фирмы. Меньше Q1 производить не целесообразно, но и больше Q2 также нельзя, т.к. фирма будет получать убытки, т.к. издержки будут превышать совокупные доходы. А, В – точки безубыточности, в них TR = TC, тут и прибыли и убытков нет.
2)
Пока мы покрываем TVC, за счёт выручки мы можем продолжать производство. Найдём наименьшее отстояние между TC и TR. Это и будет Qопт. Если бы мы закрыли фирму в этот период, то убытки выросли бы во много раз.
3)
Не покрываются TC, не покрываются TVC, надо закрываться;
(2) метод: 1)
Находим точку пересечения MC и MR – A, спроецируем её на ось ОQ. Это и есть Qопт. В – точка пересечения ATC и AQопт. Спроецируем её на ось PO – это ATC. SPABATC – П максимальная 2)
Цена не покрывает ATC, но покрывает AVC. SATCBAP – минимальные убытки фирмы. 3)
Не покрываются ни ATC, ни AVC – фирма закрывается.
4. Для определения поведения фирмы в краткосрочном периоде необходимо иметь представление о кривой её предложения. Для этого воспроизведём на одном графике различный уровень возможных рыночных цен и определим объёмы производства фирмы по каждой данной цене.
Рынок может устанавливать фирме различные из указанных цен (P1-P4). Цены P1 и P3 являются критическими. А именно по любой цене ниже P1 предложение прекращается (закрытие фирмы). При любой цене выше P3 фирма извлекает экономическую прибыль, максимизирует её. При цене P2 фирма минимизирует убытки производства. При цене P3 и объёме продаж Q3 для фирмы наступает ситуация безубыточности, когда фирма не получает экономической прибыли, извлекая лишь нормальную. P1 = AVC; P2 > AVC - минимизация убытков;
P3 = ATC - безубыточность и нормальная прибыль безубыточность и нормальная прибыль; P4>ATC – экономическая прибыль. Отрезок кривой MC, лежащий выше AVC, является кривой предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Ss – Кривая предложения в краткосрочном периоде. В краткосрочном периоде для конкурентной фирмы может быть несколько равновесных состояний от E1 до E4. В долгосрочном периоде конкурентная фирма может произвести любые изменения, в том числе выйти из рынка, либо войти на него. Выход с рынка конкурентной фирмой осуществляется, когда на этом рынке установлена низкая цена, ставящая фирму в ситуацию убытков. Вхождение в рынок типично в случае высоких цен и извлечении экономической прибыли. В случае низких цен механизм совершенной конкуренции действует в сторону их повышения, а в случае высоких цен - в сторону их понижения.
Предположим, что по данной цене Pe’ фирма не имеет экономической прибыли, довольствуясь лишь нормальной. Pe’=ATC (безубыточность и нормальная прибыль); Предположим, что произошло увеличение рыночного спроса до D2. Формируется увеличение цены до Pe’’. Pe’’> ATC – П максимальная (максимизация экономической прибыли); Факт увеличения экономической прибыли привлекает на рынок новых производителей. Рыночное предложение увеличивается с S1 до S2, а рыночная цена снизится с Pe’’ до Pe’, при которой наблюдается ситуация безубыточности. Итак: В случае извлечения экономической прибыли массовый приток фирм в рынок способствует снижению цен и исчезновению экономических прибылей. Рассмотрим ситуацию убытков на конкурентном рынке:
Предположим, что на рынке произошло уменьшение спроса из положения D1 в положение D2. Цена стала низкой и при этой цене фирма не покрывает совокупных издержек Pe’ = ATC – безубыточность; Pe’’<ATC – убыточность; Ситуация убытков провоцирует на рынке массовый отток фирм, уменьшение рыночного предложения и как следствие – повышение рыночной цены. При новом равновесии E3 на рынке снова устанавливается цена безубыточности Pe’.
Итак: в ситуации убытков массовый отток фирм способствует повышению рыночных цен и исчезновению убытков. Таким образом, единственным долгосрочным равновесием на конкурентном рынке может быть равновесие при безубыточности, при соблюдении данных условий.
P (MR) = ATC = MC;
5. Массовый отток или приток фирм на рынке совершенной конкуренции влияет и на рынке ресурсов через цены покупаемых фирмами ресурсов. Влияние на цены ресурсов будет различным с учётом характера самих ресурсов. Различают: 1) широко используемые, неспециализированные, непрофилированные ресурсы (спрос на муку); 2) узкоспециализированные, профилированные ресурсы (Спрос на древесину для строительства). Если произошёл массовый приток фирм на рынок, где используются неспециализированные ресурсы, то можно ожидать увеличение отраслевого предложения при той же рыночной цене, т. к. спрос на ресурсы не повлияет на цену ресурсов, и издержки производства фирмы не увеличатся, и отраслевое предложение будет совершенно эластичным.
Увеличение предложения произошло при той же рыночной цене Pe’. Кривая отраслевого предложения S будет совершенно эластичной в отраслях с постоянными издержками.
Если в производстве продукции используются специализированные ресурсы, то массовый приток фирм на рынок повысит цены на покупаемые ресурсы, увеличит издержки производства фирмы и приведёт к увеличению рыночного предложения при одном условии – при условии повышения рыночной цены на готовую продукцию. Кривая отраслевого предложения на таких рынках будет иметь вид растущей с положительным наклоном кривой предложения S при цене Pe’’.
6. Дать оценку эффективности рынка - значит показать его сильные и слабые стороны. Для отображения преимуществ совершенной конкуренции обратимся к долгосрочному равновесию фирмы на этом рынке.
P (MR) = ATC = MC; 1) P = ATC; 2) P = MC; Из условия долгосрочного равновесия следует: 1) P = ATC: Совершенная конкуренция способствует расширению производственной эффективности (фирма использует наиболее дешёвые технологии производства продукции, имеет низкие совокупные издержки); 2) P = MC: означает, что конкурентная фирма работает в условиях социально-экономической эффективности, т.е. поставлена в условия наилучшего распределения ограниченных ресурсов. P – Это цена продукции данной фирмы, MC – это цена потерь для общества, связанных с отказом от производства других благ. MC = P означает, что общество вполне удовлетворено настоящим использованием ограниченных ресурсов. P>MC – нет равновесия, общество более высоко оценивает данный товар, значит распределение ресурсов идёт в пользу фирмы. P<MC Общество отказывается от производства данного товара в пользу другого товара.
К недостаткам рынка совершенной конкуренции можно отнести: 1) Неспособность оптимального распределения доходов (социальная несправедливость); 2) Совершенная конкуренция способствует увеличению приватных товаров, не обеспечивая предложения общественных благ; 3) Может порождать побочные эффекты – экстерналии, в том числе и отрицательные (загрязнение окружающей среды, почвы, воздуха); 4) конкурентная фирма, работающая в долгосрочном периоде с нормальной прибылью, не способна осуществлять дорогостоящие, научно-технические, опытно-конструкторские разработки; 5) Предлагая стандартизированный однородный продукт, конкурентная фирма не обеспечивает широкого диапазона потребительского выбора.
ТЕМА 9. Рынок монополии. 1. Понятие, характерные черты и виды монополии; 2. Определение равновесной цены и объёма производства монополии; 3. Экономические последствия монополии; 4. Регулирование естественной монополии; 5. Оценка эффективности рынка монополии;
1. Рынок монополии – это рыночная структура, при которой единственная фирма - производитель предлагает весь отраслевой объём производства, проводя при этом самостоятельную ценовую политику. Характеристики: 1) На рынке оперирует единственная фирма изготовитель; 2) Фирма производит уникальный, не имеющий аналогов продукт, т. е. продукт монополиста не имеет близких полноценных заменителей. 3) Рынок надёжно защищён барьерами, особенно на входе, что определяет сложные, труднопреодолимые условия вхождения на этот рынок для потенциальных конкурентов. В качестве барьеров могут выступать: а)Законодательные барьеры (патентное, лицензионное, антимонопольное законодательство); б)Организационные барьеры (т.к. наблюдается высокий ПЭМ, на рынке может существовать лишь крупная фирма); в)Собственность на источники сырья, из которого изготавливается монопольный продукт; г)Существование естественной монополии, поддерживаемой государством; д)Недобросовестная конкуренция. Например, негативная реклама продукта конкурентной фирмы, сманивание рабочего персонала конкурента; 4) Для рынка нетипична неценовая конкуренция. Отдельные случаи рекламной деятельности монополиста относятся, как правило, не к продукту, а к имиджу самой компании, к пропаганде её добрых намерений; 5) Фирма осуществляет самостоятельную ценовую политику, ориентируясь при этом на уровень потребительского спроса и собственные издержки. Рыночная цена на монопольный продукт назначается сомой фирмой; 6) Доступ к рыночной информации серьёзно затруднён; 7) В долгосрочном периоде монополист не имеет возможности извлечения чистой экономической прибыли; Принято различать естественную, открытую и закрытую монополии. Естественная монополия имеет место в случае, когда одна фирма минимизирует совокупные издержки, организуя отраслевое предложение продукта; Открытая монополия не защищена законодательными барьерами и возникает в случае, когда фирма предлагает новый продукт, не растиражированный другими фирмами; Закрытая монополия защищена законодательными барьерами (институтом авторского права, патентным и лицензионным законодательством);
2. Спрос на продукцию монополиста является нисходящим, что связано с убыванием предельной полезности у потребителя данного продукта. Нисходящий график спроса означает: 1) Для увеличения объёма продаж у монополиста нет другого выхода, кроме как снижение рыночной цены; 2) Понятие кривой предложения лишено экономического смысла, т.к. монополист сам назначает цены на свою продукцию;
Для определения оптимального объёма предложения и уровня назначаемой цены на продукт монополиста воспользуемся методом предельного анализа, MR – доход. При нисходящем графике спроса график предельного дохода MR всегда будет лежать ниже графика спроса, что следует из формулы ; Совокупный доход максимален, когда предельный доход равен 0 (TRmax MR=0), (TR ,где MR<0); Если при P , TR - E>1, эластичный спрос; Если при P , ЕК - E<0, неэластичный спрос; Эластичный отрезок нисходящего графика спроса соответствует высокому ценовому диапазону. Общий вывод: любой монополист заинтересован в высоких ценах на свой продукт и в эластичном спросе на него.
А – точка пересечения MC и MR. Qm – оптимальный объём продаж для монополиста, Pm – оптимальная цена для монополиста. Pm - ATC П1(прибыль на единицу продукции); SPmBCATC- совокупная прибыль монополиста. Pm*Qm TR – TC(TC=ATC*Qm); Pm принадлежит эластичному отрезку графика спроса, но в отрезке определяется цена Pm - не самая высокая цена, назначенная монополистом на свой продукт. Есть гораздо более высокие цены, но они не обеспечивают максимизации прибыли. При этом монополист заинтересован в максимизации не прибыли на единицу продукцию, а в максимизации совокупной прибыли.
3: Экономические последствия монополии проанализируем, приняв во внимание 3 случая: 1) ATCm = ATCc (издержки конкурентной и монопольной фирм равны); 2) ATCm < ATCc (средние совокупные издержки монополиста больше, чем издержки конкурента); 3) ATCm > ATCc (издержки монополиста больше издержек конкурентной фирмы); 1)
По правилу предельного анализа найдём оптимальную цену и объём монополиста (Qm, Qm). Pc,Qc – цена и объём конкурентной фирмы. P = ATC = MC (условие долгосрочного равновесия на рынке совершенной конкуренции); Pm>Pc, Qm<Qc; Итак, при допущении равенства издержек конкурентной и монопольной фирм приходим к выводу, что цена монополиста выше конкурентной цены, а его объём меньше конкурентного объёма, что указывает на стратегию поведения монополиста на рынке: недопроизводить, чтобы устанавливать завышенную цену (монополист делает дефицит товара, чтобы покупатель был сговорчивее); 2)
Qc<Qm, ATCC<ATCm; Данный анализ свидетельствует в пользу монополиста, позволяющий извлекать ПЭМ, увеличивая объём производства и продаж. С понятием конкуренции на рынке связано понятие Х-неэффективность; Х-неэффективность возникает, когда фактические издержки производства фирмы превышают их минимально допустимый (нормальный) размер. Как правило, Х-неэффективность выше у монополиста и ниже у конкурентной фирмы, что свидетельствует не в пользу монополии. Монополия работает вне конкуренции, поэтому может принимать неэффективные решения, раздут бюрократический аппарат; 3) ATCm>ATCc Издержки монополиста могут превышать издержки конкурентной фирмы в случае дополнительных рекламных издержек монополиста. Монополист, у которого заканчивается срок лицензии, способен расходовать больше средств на рекламную кампанию, связи с общественностью, рекламу своего имиджа и т.д. К анализу экономических последствий монополии относится понятие ценовой дискриминации. Монополист занимается ценовой дискриминацией, т.е. предлагает свою продукцию разным покупателям по разным ценам, не обусловленным разным уровнем издержек производства (льготы при проезде в общественном транспорте);
Условиями ценовой дискриминации являются: А) Фирма обладает рыночной монопольной властью; Б) Фирма способна дифференцировать своих покупателей по характеру эластичности их спроса. Для покупателей с эластичным спросом предлагаются низкие цены, с неэластичным спросом - высокие. В) Невозможность перепродаж товара, купленного по низкой цене, по более высокой. Результаты ценовой дискриминации: Во-первых, происходит расширение объёма продаж; В-вторых, увеличение объёма выручки за счёт увеличения объёма продаж;
4: Естественная монополия – это рыночная структура, в которой достигается минимальный уровень совокупных издержек лишь при условии, что отраслевое предложение продукта осуществляется единственным производителем. Естественная монополия поддерживается: Во-первых, естественным образом, из-за дороговизны объектов производственной инфраструктуры фирмы монополиста и высокого уровня постоянных издержек, связанных, в том числе, и с избыточными производственными мощностями в коммунальной службе. Во-вторых, искусственным путём, когда государство специально ограничивает конкуренцию в той или иной сфере, наделяя кого-то всеми правами естественного монополиста, принимая на себя при этом вопросы его регулирования. Регулирование возможно следующими путями: 1)Государство устанавливает размеры цен тарифов на продукцию и услуги монополиста; 2)Определяется диапазон возможного роста цен и тарифов; 3)Определяется минимальный объём выпуска продукции и предлагаемых услуг естественным монополистом; 4)Определяются географические границы рынка продукции и услуг естественного монополиста.
Qm – объём нерегулируемого монопольного рынка. Pm – возможная цена. Комбинация Pm, Qm – это комбинация цены и объёма нерегулируемого монополиста, определяемая методом предельного анализа и обеспечивающая монополисту максимальную прибыль. Есть ещё цены Pr, Pf на кривой спроса. Pf – Qf: Pf = MC. Цена Pf – одна из возможных цен, устанавливаемая государством для монополиста. При этой цене монополия ставится в условия оптимального распределения ограниченных ресурсов, т.е. государство искусственно воссоздаёт для монополии конкурентные условия. Однако цена Pf сопряжена с убытками для монополиста, т.к. Pf < ATC, поэтому государство помогает ему: 1)монополия включена в список субъектов, получающих субсидии из государственного или местного бюджета; 2)монополисту разрешается на законных основаниях вводить ценовую дискриминацию. Qf гораздо больше Qm, а Pf меньше Pm; Pr – Or: Комбинация Qr-Pr также может быть воссоздана на рынке государством. Цена Pr = ATC и ставит фирму в условия безубыточности, при котором она извлекает только нормальную прибыль, лишаясь при этом экономической. Цена Pr искусственно создаёт на рынке конкурентные условия, заставляя фирму использовать эффективные технологии производства, высокопроизводительное оборудование, лучше организовывать производственный труд. Таким образом, в хозяйственной практике при выборе государством цены регулирования (Pf, Pr) возникает “ дилемма регулирования”. Выбор конкретной цены будет определяться: задачами государства в данный момент, состоянием бюджета, состоянием дел в данной отрасли и т. д. Чаще всего на практике для регулирования используется цена Pr с соответствующим объёмом Qr.
5: Оценка эффективности рынка монополии предполагает учёт его недостатков и выгод:
Pc = ATC = MC; Pc – цена конкурентной фирмы; Pm>Pc Pm>ATC, Pm>ATC, Pm>MC; Рынок монополии имеет 2 существенных недостатка – Pm>MC,Qm<Qc: Во-первых, он не эффективен, т.к. Pm>ATC, что означает низкую эффективность использования ресурсов и чистые потери общественного благосостояния. Во-вторых, он не эффективен, т.к. Pm>MC, что означает неэффективность распределения ресурсов. В-третьих, существование Х-неэффективности означает потери, связанные с выбором нерациональных методов производства и оптимальных размеров. Х-неэффективность может проявляться в низких производственных мощностях, избыточном производственном персонале, высоких расходах на рекламу и прочее. Выгоды монополии: 1) Извлечение монополистом высокой экономической прибыли делает возможным инновационную деятельность фирмы; 2) Существует возможность более полного извлечения экономических масштабов и, следовательно. производство при более низких, чем в условиях конкуренции издержках; 3) Рыночная власть на рынке монополии приводит к экономии на информационных издержках, т.к. сама фирменная марка уже является достаточной информацией для потребителя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|