Запишите. Прочитайте и законспектуйте.
Запишите Следовательно, к XVII веку в эволюции психической мысли можно выделить три формы предмеханического детерминизма: гилозоистский, прабиологический и оптический. Прочитайте и законспектируйте. Механический детерминизм. Научная революция XVII века создала новую форму детерминизма, а именно механический детерминизм. В эпоху перехода к мануфактурному производству с изобретением и использованием технических устройств схема их действия стала прообразом причинно-механической интерпретации всего сущего, включая организм и его функции. Все психологическое наследие античности - учение об ощущениях, движениях, ассоциациях, аффектах, - переосмысливается через призму новых наглядно-логических конструктов. Их ядром служило объяснение организма как своего рода машины, то есть определенным образом организованной и автоматически действующей системы. Созданная человеком машина, которая опосредует связи между ним и природой, выступила в виде модели объяснения и человека, и природы. " Привязка" к конструкции - неотъемлемая особенность механодетерминизма. Этот принцип научного познания в свою очередь прошел ряд фаз в своем развитии, в том числе пяти главных из них - от середины XVIІ к середине XIX столетия. Первая фаза наиболее типично представлена психологическим учением Декарта. Он отделил душу от тела, превратив понятие о душе в понятие о сознании, но также отделил тело от души, объяснив его роботу по типа механизма, автоматически производящего определенные впечатления: восприятие, движения, ассоциации и самые простые ощущения. Восприятию (сенсорным феноменам) противопоставлялись врожденные идеи, телесным движениям (рефлексам) - волевые акты, ассоциациям - операции и продукты абстрактного мышления, самым простым эмоциям - интеллектуальные ощущения. Эта дуалистическая картина человека расщепляла ее пополам (согласно Декартовой философии, человек - это средоточие двух субстанций: непротяженной - духовной и протяженной - телесной).
Относительно протяженных тел, которые проводят элементарные психические продукты, подтверждалась их безусловная подчиненность принципу детерминизма. Касательно же сознательно волевых актов этот принцип отбрасывался. Здесь господствовал индетерминизм. Если за освобождением тела от души и его моделированием по типа машины стояли преобразования в сфере материального производства, то за возведением сознания в независимую сущность - утверждение самоценности индивида, опорой бытия которого служит собственное критическое мнение. Поскольку же для последней никаких определяющих ее работу оснований не предполагалось, человек выступал как средоточие двух начал (субстанций), как существо, в объяснении психики и поведения которого детерминизм пересекается с индетерминизмом. Попытку преодолеть это дуалистическое убеждение сделал на философском уровне Спиноза в учении о единой субстанции. Касательно же психологии человека он объяснял его сущность особенным аффектом - влечением, считая, что радость увеличивает способность тела к действию, тогда как печаль ее уменьшает. Отрицая случайность, как и свободу воли, он дал повод считать его подход к детерминизму сродни фатализму. Следующие две фазы механодетерминизма представлены в XVIII веке учениями английских (например, Гартли) и французских (Ламетри, Дидро, Кабанис) материалистов. Их предшественники, утверждая детерминизм касательно " низших" психических функций, считали высшие функции (ум, волю), имеющими качественно иную сущность. Их формулу можно обозначить как " человек - полумашина". На смену ей приходит формула " человек - машина". Но хотя идея машиноподобности сохранялась, представление о " машине" все больше из модели становилось метафорой. Ни " вибраторная" машина Гартли, ни " человек-машина, которая чувствует и мыслит" Ламетри не имели никаких аналог в мире автоматов. Машина органического тела становится носителем любых психических свойств, которыми только может наделяться человек.
Гартли мыслил в категориях механики Ньютона. Что же касается французских сторонников детерминизма, то у них он заимствует новые признаки, знаменуя третью фазу в разработке детерминизма. Она имела переходный характер, объединяя механодетерминистскую ориентацию с идеей развития, навеяной биологией. Телесная машина становилась (вместо Декартовой - гомогенной) иерархически организованной системой, где в ступенчатом ряду выступают психические свойства возрастающей степени сложности, включая наивысшие. Четвертая фаза механодетерминистской трактовки психики возникла благодаря крупным успехам в области нервно-мышечной физиологии. Здесь в первой половине 19-го века господствовало " анатомическое начало". Это означало установку на выяснение зависимости жизненных явлений от строения организма, его морфологии. В учениях о рефлексе, об органах чувств и о работе головного мозга сформировался один и тот же стиль объяснения: за основу принималась анатомическая обособленность органов. Эта форма детерминизма породила главные концепции того периода: о рефлекторной " дуге", о специфической энергии органов чувств и о локализации функций в коре головного мозга. Организм расщеплялся на два уровня: уровень, зависимый от структуры и связи нервов, и уровень безсубстратного сознания. К картине целостного организма естественно-научную мысль возвратило открытие закона сохранения и превращения энергии, согласно которому в живом теле не происходит ничего, кроме физико-химических изменений, которые мыслились, однако, не в механических, а в энергетических, терминах. Однако, какое место психических процессов в этой биоэнергетике?
На этот вопрос последовали два ответа. Поскольку закон сохранения энергии работает в органическом мире неукоснительно, сложилась версия, что течение мыслей и других психических процессов подчиняется законам, по которым совершаются физико-химические реакции в нервных клетках. Так появилась пятая фаза детерминизма в трактовке психики – вульгарно-материалистическая. Между тем не только успехи научного изучения реакций организма, но и потребности практики (педагогической и медицинской), побуждали искать в ситуации, созданной открытием закона сохранения энергии, другую альтернативу. Эти поиски реализовались в концепции психофизического параллелизма. Слабость механодетерминизма побуждала научную мысль обратиться к биологии, где в середине прошлого столетия происходили революционные преобразования. Прочитайте и законспектуйте. Биологический детерминизм. Понятие об организме существенно изменилось в середине XIX века под воздействием двух великих учений - Ч. Дарвина и К. Бернара. Жизни свойственна целесообразность, несокрушимая направленность отдельных целостных организмов к самосохранению и выживанию, вопреки разрушающим действиям среды. Дарвин и Бернар объяснили эту телеологичность (целесообразность) естественными причинами. Первый - отбором и сохранением форм, которые случайно оказались приспособляемыми к условиям существования. Второй - особенным строением органических тел, которое позволяет заблаговременно включать механизмы, способные поддерживать основные биологические процессы в стабильном состоянии (впоследствии американский физиолог В. Кеннон, соединив бернаровские идеи с дарвинистскими, дал этому явлению специальное имя - гомеостазис). Детерминация будущим, то есть событиями, которые, еще не наступив, определяют то, что происходит с организмом в данный момент, - такой является особенность биологического детерминизма в отличие от механического, который не знает других причин, кроме предыдущих и актуально действующих. При этом, как показал Дарвин, детерминация будущим относительно поведения индивида обусловлена историей вида.
С этим была связана радикальная инновация в понимании детерминизма, который отныне означал не " жесткую" однозначную зависимость следствия от причины, а детерминацию вероятности. Это открывало пространство для широкого применения статистических методов. Их внедрение в психологию изменило ее вид. Тут великим пионером выступил английский психолог и антрополог Френсис Гальтон. В 1869 году вышла книга Гальтона " Наследственный гений". В ней дан статистический анализ биографических фактов и высказывался ряд соображений в пользу применения статистических законов в изучении способностей. Подобно тому как люди среднего роста составляют самую распространенную группу, а высокие встречаются тем реже, чем больше они отклоняются от нормы, так же, считал Гальтон, люди отклоняются от средней величины и относительно умственных способностей. Но чем детерминированы эти отклонения? Гальтон считал, что они строго определяются фактором наследственности. Мы встречаемся здесь с еще одним направлением мысли, которое возникло в психологии под воздействием эволюционной теории. Принцип приспособления к среде был одним из аспектов этой теории, но в ней был и другой аспект - принцип естественного отбора, который в свою очередь допускает действие механизма наследственности. Приспособление вида достигается за счет генетических детерминированных вариаций индивидуальных форм, образовывающих вид. Под воздействием этого общебиологического подхода Гальтон выдвигает положение о том, что индивидуальные отличия психологического порядка, подобно отличиям телесным, могут быть объяснены только в категориях учения о наследственности. Выдвигалась новая важная проблема - проблема генетических предпосылок развития психических способностей. Наносился еще один удар по концепциям, которые противопоставляют телесные качества человека душевным. Приемы вариационной статистики, разработанные Гальтоном, вооружили психологию важными методическими средствами. Среди этих приемов самым перспективным оказался метод исчисления коэффициента корреляции между переменными. Этот метод, усовершенствованный английским математиком К. Пирсоном и другими последователями Гальтона, привнес в психологическую науку ценные математические методики, в частности - анализ фактора. Это дало могучий импульс детерминистскому объяснению индивидуальных отличий между людьми, перспективность которого для будущего психологии, социальной практики преувеличить невозможно. С этим связано также широкое распространение метода тестов. Был проложен еще один детерминистский " мост" из биологии в психологию.
Значительные сдвиги в сущности биологического мышления изменили трактовку психических функций. Новая " картина организма" требовала изучить эти функции под новым углом зрения. Вопрос о превращении психологии в специальную науку, отличающуюся от философии и физиологии, возник, когда физиологами было открыто, с опорой на эксперимент и количественные методы, закономерную зависимость между психическими феноменами и внешними раздражителями, их вызывающими. Здесь зародились два главных направления: психофизика и психометрия. Оба направления опирались на свидетельства сознания испытуемых. Сознание, каким оно понималось со времен Декарта, и стало считаться истинным предметом психологии. Ее отношение к организму в условиях, когда он рассматривался как физико-химическая машина, которой правит закон сохранения энергии, неотвратимо представлялся по типу параллелизма. Признать сознание способным взаимодействовать с телом значило бы нарушить данный закон природы. Из параллелизма и ассоцианизма - этих последствий механодетерминизма - психология и начинала свой путь как суверенная наука.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|