Прочитайте и законспектируйте.
Психический детерминизм. Отстоять свое собственное место среди других наук психология смогла лишь при условии открытия и изучения причинных связей и форм детерминации явлений, этим наукам неизвестных и их понятиям недоступных. Поскольку предметом психологии инициаторы ее отделения в самостоятельную, независимую от философии и физиологии (частью которых она раньше считалась) дисциплину, определили сознание как совокупность процессов во внутреннем мире субъекта, первоначально причинное основание для этих процессов усматривалось в пределах сознания, где они будто и начинаются, и заканчиваются. Поэтому Вундт, провозгласивший психологию самостоятельной наукой, выдвинул формулу о " замкнутом причинном ряде", или, иначе говоря, о том, что одни явления сознания вызываются другими. Между тем этот вариант детерминистской интерпретации явлений (он был порожден идеей параллелизма, которая не могла не утвердиться перед лицом успехов естественных, природоведческих наук, где доминировал закон сохранения энергии) все отчетливее показывал свою несостоятельность через несовместимость с эволюционной биологией, которая успешно развивается под эгидой нового детерминизма. Учение о естественном отборе как могучей силе, которая безжалостно истребляет все, что не способствует выживанию организма, требовало отказаться от трактовки психики как случайного и нейтрального (по отношению к биологическим задачам) продукта нервной ткани. На смену вундтовской концепции, названной структурализмом, приходит функционализм. Он сохранил прежнюю версию о сознании, но сделал попытку прибавить ей роль деятельного агента в отношениях между интересами организма и возможностью их реализации.
Действие, исходящее от субъекта, рассматривалось как инструмент решения проблемы, а не механический ответ на стимул. Но конечной причиной самого телесного действия оставалось все то же, не основывающееся ни на чем внешнем, целеустремленное сознание субъекта, на которое возлагалась роль посредника между организмом и средой. Функционализм, подобно структурализму, в качестве предмета исследования избрал данные о самонаблюдении феномена, то есть чрезвычайно поздний продукт исторического развития. Объективная телеология живого, объясненная с позиций детерминизма понятиями о естественном отборе Дарвина и о гомеостазе Бернара, подменялась сначала свойственной сознанию субъективной телеологией. Неудовлетворенность функционализмом вела к его распаду. Следовательно, основные категории психологического познания изменяли свои " параметры" в зависимости от изменения форм детерминизма, которые складывались исторически, концентрируя достижения научной мысли. На рубеже XX века было открыто, что реалии, отражающиеся в психологических категориях, не только могут быть объяснены действием естественных или социальных факторов, но и сами оказывают активное детерминирующее влияние на жизнедеятельность организма, а у человека - на его социальные связи. Содержание категорий психологического мышления приобрело значение особенных детерминант. Система этих категорий выступила в методологическом плане как форма детерминизма, отличающаяся от всех других его форм. Это был психический детерминизм. С его утверждением никто не мог оспаривать достоинство психологии как самостоятельной науки. Первые крупные успехи на пути перехода от биологического детерминизма к психологическому были связаны с разработками категорий образа, действия, мотива. Наиболее типично это отразило творчество Гельмгольца, Дарвина и Сеченова.
Дарвин, в частности, непосредственно занимаясь проблемами психологии, объяснил генезис инстинктивного поведения, а также адаптивную роль внешнего выражения эмоций. Тем самым категория мотива, которая раньше выступала или в виде желания или хотения субъекта, или как заложенная в его психическом механизме интуитивная сила, получала естественно научное объяснение. Сеченов ввел понятие о сигнальной роли ощущений (образов), регулирующих работу мышц. Будучи наделенными чувственными " датчиками", мышцы уже сами несут информацию как об эффекте проведенного действия, так и о ее пространственно-временных координатах. Тем самым принцип обратной связи объяснял роль чувственного образа и реального телесного действия в жизненных встречах организма со средой. Таким образом, психический детерминизм утверждался как особенный вид саморегуляции поведения организма, а не регуляции его актами или функциями сознания, внешними по отношению к нему и обоснованными только в самом этом сознании. На обломках функционализма возникают школы, стремящиеся покончить с сознанием как верховным, направленным к цели агентом. Главные среди них - психоанализ, гештальтизм и бихевиоризм. Все они вышли из функциональной психологии (учителем Фрейда был автор психологии акта Брентано, Вертгеймера - функционалист Кюльпе, Уотсона - функционалист Енджелл). Психоанализ поставил сознание в зависимость от трансформаций психической энергии. Гештальтизм заменил понятие о сознании как особенном причинном агенте понятием о превращении " феноменального поля". Бихевиоризм вычеркнул понятие о сознании из психологического лексикона. В поисках причинного объяснения психических феноменов эти школы (к ним можно присоединить школу Пиаже, учителем которого был функционалист Клапаред) явно или неявно обращаются или к физическим представлениям об энергии и поле, или к биологическому принципу гомеостазиса. В бернаровской концепции принцип гомеостазиса относился только к регуляции процессов во внутренней среде организма. Будучи перенесенным на взаимоотношения между организмом и внешней средой, он привел к постулату о том, что значение этих взаимоотношений определяется задачей достижения равновесия (а не активного преодоления организмом сопротивления среды и ее превращения).
И в бихевиористских моделях, и во фрейдистских представлениях о стремлении психической энергии к разрядке, и в теориях поля, в соответствии с которыми психикой двигают неравновесные " системы напряжения", и в учении Пиаже о том, что уравновешивание организма со средой определяет развитие интеллекта, - во всех этих концепциях отражен психический детерминизм, который испытал на себе влияние физики и биологии. Но если в природоведении понятия об энергии поля, гомеостазе и др., отражают адекватную им реальность, то в контексте психологических исканий они приобрели характер метафор. Ведь, когда говорилось об энергии мотива, напряжении поля или стремлении системы к равновесию, не предусматривалось объяснение психического в категориях физики или физиологии. Психический детерминизм через своеобразие факторов, специфических для человеческого уровня жизнедеятельности, укреплялся включением в структуру категорий (как обобщенных образов психодетерминант) признаков, взятых в сфере социокультурных процессов. Поэтому развитие психического детерминизма шло по пути разработки таких объяснительных схем, которые формировались в своеобразном " диалоге" между " голосами" естественных и социальных наук. В психологии уже накоплено немало данных, связанных с проблемой самодетерминации и саморегуляции, которые также выступают как разновидности психического детерминизма. Доказано, в частности, что саморегуляция личности дает возможность в некотором смысле «преодолевать» действие внешних факторов. Это, конечно, очень усложняет анализ причинно-следственных связей в поведении человека. Прочитайте и законспектируйте. Макросоциальный детерминизм. Вместе с теориями, стержнем которых служило причинное объяснение психики как творения природы, сложилось направление, ориентированное на изучение ее истоков в социальной жизни людей. Эти теории исходили с того, что своеобразие жизни радикально изменило общий строй психической организации людей, над ними утвердилась власть абсолютно особенных детерминант, отличающихся и от физических раздражителей, и от нервных импульсов. В качестве детерминант выступили так же объективные, как эти раздражители, но порождаемые не природой, а самими взаимодействующими между собой людьми, формы их социального бытия, их культуры.
Философские идеи о социальной сущности человека, его связи с жизнью народа, который исторически развивается, получили в XIX веке конкретно научное воплощение в разных отраслях знания. Это внесло новый момент в исследование психической деятельности и открыло перспективу для соотношения этих исследований с миром культуры, которая исторически развивается. Начало этого направления связано с попытками немецких ученых использовать схему И. Ф. Гербарта к умственному развитию не отдельного индивида, а целого народа. Реальный состав знания свидетельствовал о том, что культура каждого народа своеобразна. Это своеобразие было объяснено первичными психическими связями " духа народа", который выражается в языке, мифах, обычаях, религии, народной поэзии. Возникает план создания специальной науки, объединяющей историко-филологические исследования с психическими. Она получила наименование " психология народов". В научный оборот вошли факты, которые не интересовали физиологическую психологию. Однако индивидуалистская трактовка души не могла объяснить, каким образом факторы культуры формируют психический состав народа. Радикально другую позицию занял российский мыслитель А. А. Потебня. В своей книге " Мысль и язык" он, следуя принципу историзма, анализировал эволюцию умственных структур, которыми оперирует отдельный индивид, который овладевает этими структурами благодаря усвоению языка. Творцом языка является народ. Мыслящие индивиды воспринимают действительность сквозь призму отображенных в нем внутренних форм. Потебня тем самым стал инициатором построения культурно-исторической психологии. Другим путем пошел французский социолог Э. Дюркгейм. В работах " Правила социологического метода" (1894), " Индивидуальные и коллективные представления" (1898) и других Дюркгейм выходил с того, что идеологические (" этические" ) факты - это своего рода " вещи", «явления», которые ведут самостоятельную жизнь, независимую от индивидуального ума. Они существуют в общественном сознании в виде " коллективных представлений", насильственно навязываемых индивидуальному уму.
Ценная сторона программы Дюркгейма заключалась в очищении от психологизма, в установке на позитивное изучение идеологических явлений и продуктов в разных общественно-исторических условиях. Под влиянием программы Дюркгейма развернулась работа в новом направлении, которая принесла важные конкретно научные плоды. Он способствовал внедрению идеи первичности социального по отношению к индивидуальному. На всем историческом пути детерминизм был полярным телеологии (целесообразности). Каждый его успех ознаменован ее отступлением. Телеологию живого детерминистски объяснило учение Дарвина. Телеологию психического образа и действия - учение Гельмгольца, а затем Сеченова. Что же касается телеологии сознания, то здесь она крепко удерживалась из-за очевидной способности человека поступать согласно предварявшей его телесным и умственным актам цели. Эта способность была объяснена из позиций детерминизма в философии марксизма. Трудовая деятельность, будучи сначала социальной и орудийной, сформировала особенную систему общения реализующих ее индивидов. Притом другую систему, чем заданную биологическим приспособлением, согласно которой сложился прежний психический детерминизм. Труд допускает внутренний план действий, их проектируемый результат в виде сознательной цели и средств ее достижения. Построенный субъектом, этот план становится причиной объективных событий. Идеальное творит материальное. Иначе говоря, утверждался целевой детерминизм. В российской психологии советского периода возникло направление, ключевую категорию которого обозначил термин " деятельность". Работы С. Л. Рубинштейна сыграли решающую роль в том, что в советской психологии утверждался в качестве доминирующего принцип " единства сознания и деятельности". Отталкиваясь от представлений Басова по поводу " морфологии" (строения) деятельности, А. Н. Леонтьев разработал новаторский " деятельностный подход", предложив концепцию наглядной деятельности, между внешним и внутренним (представленной в сознании) строением которой утверждаются отношения детерминаций. Тем самым заданные общественным характером труда факторы выступали в роли детерминант психической организации личности и ее развития (как в филогенезе, так и в онтогенезе). В другом ключе объяснение детерминации психики было принято и развито Л. С. Выготским. Макросоциальные факторы выступили у него не в форме трудовой деятельности по освоению объектов природы, а в образе общения, опосредованного знаками, значениями и другими ценностями культуры. Поскольку общение является началом межличностным, то, отмежевав социальное от духовно-культурных основ человеческого бытия, Выготский в своем конкретно-научном изучении психики соединил макросоциальный уровень ее детерминации с микросоциальным. Переход к еще одной форме зависимости детерминации определила родственность человека со сферой культуры. Она превратила индивида в личность. Ее поведение отныне стало не только целесообразным, но и ценностно-смысловым. Родился еще один тип детерминации самых высших способов жизнетворчества человека, созданных его культурной родословной. Речь идет о ценностной детерминации. Прочитайте и законспектируйте. Микросоциальный детерминизм. К этому уровню детерминации обращались разные психологические школы. 3. Фрейд искал источник психических травм в общении ребенка с родителями. Лидер последнего варианта бихевиоризма Б. Скиннер объяснял вербальное поведение подкреплением языковых реакций со стороны собеседника. Групповое действие и сотрудничество вошли в психологию как новые детерминанты. Это привело к новым поворотам в развитии идеологии психического детерминизма. За исходную основу принимается социальный опыт, общение, объективное взаимодействие индивидов, эффектом которого становится его субъективная проекция. Такой взгляд стал отправным для новой формы психического детерминизма как механизма превращения социальных отношений и действий во внутрипсихические. Первый проект такого механизма наметил И. М. Сеченов. Главное препятствие на пути объяснения психики с позиций детерминизма он усматривал в противопоставлении непроизвольных действий произвольным, источником которых принимался волевой импульс как первопричина. Сеченов рассчитывал преодолеть это препятствие, используя генетический метод. Силы, которые двигают ребенком, даны в независимой от его сознания системе отношений. К этим силам относятся " чужие голоса" - управляющие его действиями команды других лиц. Постепенно эквивалентом матери или няни, которая " приказывает", становится образ " Я", который имеет собственный голос. За индивидуальной волей и индивидуальным сознанием скрывается интериоризированная субъектом полифония чужих голосов и команд, то есть система микросоциальных отношений. Похожим образом объясняли генезис сознания и воли Жане, Пиаже, Выготский. В поисках детерминант этих высших психических проявлений они обращались к групповому действию и общению. По аналогии с орудиями труда, направленными на внешние объекты, Выготский вводит понятие о знаках как психологических орудиях. Они опосредуют внимание, память, мышление и другие функции, которые появляются сначала в общении между людьми, а затем становятся внутрипсихическими. С разных источников в категориальный аппарат психологии внедрялась категория отношений, как бы подтверждая положение о том, что " мое сознание является моим отношением к среде", прежде всего к социальной. Постулат, который наметился у Выготского, о том, что это отношение опосредовано знаками, прибавило разработке психического детерминизма новое измерение. При обращении к знаковым системам, в которых воплощены системы смыслов и значений, оперирование ими (сначала во внешнем, потом во внутреннем диалоге) включало сознание в еще один объективный, независимый от сознания круг явлений, а именно в мир культуры. Следовательно, психический детерминизм представлен в нескольких формах. Образ, действие и мотив служат детерминантами поведения всех живых существ, радикально меняя свой строй с переходом к человеку. Ее социальное бытие порождает новый тип организации психической жизни, в котором появляется внутренний план, который обозначается термином " сознание". Зарождение и развитие сознания изменило общий характер детерминации жизнедеятельности человека в отличие от других живых существ. Это соединялось со способностью к рефлексии, к схватыванию субъектом непосредственно испытываемых им психических состояний. При выделении психологии в самостоятельную науку в качестве основополагающего исходного пункта была принята именно эта способность, которая добавляет первым пробам построения новой дисциплины уверенность в том, что от остальных наук ее отличает интроспекция. С прогрессом познания были открыты новые способы детерминистского объяснения психики. Вместе с ее репрезентацией в индивидуальном сознании оказались могучие неосознаваемые силы. Можно отметить два направления действия этих сил. Соответственно, следует разделять: бессознательный вектор психической активности, тяготеющий к биосферным факторам (и что своеобразно преломляются в когнитивно-мотивационных " полях" индивидуального сознания), и ее сверхсознательный уровень, когда движения и превращения индивидуального сознания направлены на еще не укоренившиеся в ее ткани (и потому " непрозрачные" для рефлексии субъекта) ноосферные ценности и значения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|