Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прочитайте. Запишите




Прочитайте

Основные понятия системного подхода. В методологии системных исследований используется ряд понятий, важнейших для формирования этого направления. Это такие понятия, как «целое», «часть», «система», «структура», «элемент», «множество», «связь», «отношение», «уровень» и др. Важнейшими среди этих понятий являются понятия «целое» и «часть».

Например, ткань, которая состоит из множества клеток, можно назвать «целым», а клетки - «частями». В этом случае под «целым» подразумевается то, что состоит из отдельных объектов какого-либо класса. В то же время «целое» - не просто сумма, поскольку мы могли бы рассмотреть множество разрозненных клеток, которые не образуют целого, а лишь увеличивают свое количество. Целое должно быть чем-то большим, чем просто сумма (множество) элементов. Например, ткань - это не просто множество клеток, но некоторое новое качество, отсутствующее у каждой отдельной клетки. (Такое новое качество, которое появляется только у целого, называют еще «сверхаддитивным» или «эмерджентным» свойством. Такое качество выражается образованием некоторой структуры в системе, которая состоит из разных связей и отношений объектов, которые входят в ее состав).

Следовательно, когда говорят о целом, то предполагают:

1. Некоторое множество объектов.

2. Эти объекты могут входить в определенные взаимодействия друг с другом, порождать новое качество (состояние), отсутствующее у отдельных объектов.

Это состояние и есть «целое». Сами объекты - это «части». Наименьшие части, из которых может образоваться целое, называют «элементами». Понятие «система», «структура» - это во многом синонимы понятия «целое». Связи и отношения - проявления целого, и практически они тоже представляют собой формы целого. В конечном итоге, остаются три первичных понятия в системном подходе: целое; часть; множество (частей).

Совокупность частей является необходимым, но недостаточным условием для образования целого. Там, где целое, всегда есть части, но не наоборот - возможна совокупность частей без целого. Чтобы возникло целое, в совокупности частей должен появиться еще некоторый фактор («сверхаддитивности»), который  выражает возникновение целого как нового состояния, - для каждой части и для всего количества частей. Целое как новое качество формирует определенный новый уровень существования по сравнению с уровнем отдельных частей и их множеств. Поэтому понятие «уровень» - также одно из основных понятий системного подхода. Когда предусматривается образование множества целых - не только целых первичных частей, но и целых, состоящих из самих целых, то в этом случае возникает последовательность все более высоких уровней, и говорят об уровнях организации или уровнях существования разных порядков.

Запишите

  Приведем некоторые примеры видов целого.

1. Количественное целое. В таких целых феномен целостности связан преимущественно с накоплением некоторого «критического» числа элементов. Отдельный случай количественных целых представляет собой бесконечное целое, в котором образование высшего уровня требует бесконечного числа элементов низшего уровня. В этом случае эффект целостности выражается в достижении бесконечного количества (например, Вселенная). Часто логика количественного целого выражается в идее «качественного скачка», возникающего в связи с накоплением определенного количества элементов.

2. Полное целое. В таких целых важна полнота некоторого набора элементов, которые все вместе составляют целостную и законченную структуру. Например, это может быть система органов в организме, где каждый орган выполняет свою специализированную функцию, и для нормальной жизнедеятельности организма необходим полный набор таких функций - питание, выделение, размножение... Полное целое похоже на мозаики, в которых целое изображение состоит из множества отдельных частей, и каждая часть должна занимать свое место для воспроизведения полноты целого. Здесь каждая часть, казалось бы, нарушает некоторое равновесие в свою сторону и требует компенсации противоположным нарушениям, чтобы в сумме снова вернуться к равновесию. Поэтому в полных целых наблюдается некоторая циклическая структура, сумма всех элементов которой замыкает определенный цикл. Таковой является музыкальная гамма и гармоничное музыкальное произведение. Отдельные звуки в целостном музыкальном произведении как нарушают равновесие, так и восстанавливают его. Развертывание музыкального произведения обычно происходит как сложная последовательность нарушений-возобновлений таких многомерных и разноуровневых равновесий. То же верно и для любого эстетичного целого - архитектурного сооружения, живописного произведения или литературного романа. Везде в основе гармонии лежат разные полные целые, выстраиваемые как сложные системы равновесий. Таким образом, в полных целых эффект целостности дополнительно допускает некоторые средства выражения того или иного равновесия.

3. Зависимое целое. В этих целых эффект целостности связан с образованием разных форм связей или зависимости между элементами. Например, такими являются коммуникационные целые, в которых связи элементов выражаются в установлении информационных каналов общения между элементами. Развитие сети Интернет выражается сегодня в том числе в нарастании числа связей между разными пользователями. В зависимых целых каждый элемент проникает в другие элементы через установление тех или иных связей - возникает эффект многократного проникновения всего во все, способный приводить к возникновению нового уровня существования.

4. Синтетическое целое. В таких целых объединяются в новое целое разные, более частные, виды целого. Например, в существовании живого организма могут проявляться как количественное, полное, так и зависимое целое. Примером высокосинтетического целого есть человеческое сознание, в котором есть и эффекты бесконечности, и сложные равновесия, и многократная взаимозависимость отдельных состояний.

В психологии принцип системности - один из самых главных методологических принципов. К системным объектам, которые изучаются психологией, относятся психика, сознание, личность, интеллект, деятельность и др. Системные определения имеют также отдельные структурные подсистемы психики или личности, - например, мотивационно-ценностная система личности, ценностно-смысловая система и др.

Системный подход в психологии. По мнению многих ученых-психологов, природа психического может быть раскрыта только на основе системного подхода, когда психическое рассмотривается во множестве внешних и внутренних связей, в которых оно существует как целостная система. Только на основе системного подхода могут быть объединены и многочисленные области психологической науки.

Сейчас наступило время, когда в психологии созрели условия для действительной и последовательной реализации системного подхода. Первый шаг в этом направлении - систематизация и классификация данных, накопленных в различных психологических дисциплинах, выявление их связей и разработка переходных концепций или «концептуальных мостов» (П. К. Анохин) между ними, а также между психологией и другими областями научного знания. Как отмечал Д. И. Менделеев, действительно научная систематизация заключается не просто в «разложении по полочкам» изученной частичности. Она допускает расположение исследуемых явлений в таких связях, которые раскрывают их существенные отношения и глубокие основы.

В психологии о системном характере психических явлений шла речь еще на заре ее развития как самостоятельной науки (И. М. Сеченов, Г. Эбингауз). Большой вклад в развитие системных идей внес В. М. Бехтерев своими работами в области комплексного изучения человека.

На ранних стадиях развития психологической науки делались многочисленные попытки механически разложить психику на элементы, рассмотреть каждый из них отдельно, выявить их особенности и раскрыть связи, в которые они вступают. Однако такой элементаристский подход не оказался очень продуктивным. Предлагаемые аналитические описания в большинстве своем не были достаточно четкими. Психика «оказывала» сопротивление попыткам механического расчленения. Изучение каждого отдельно взятого явления или процесса сталкивалось с влиянием множества факторов и условий, с невозможностью его надежной изоляции от других явлений и процессов. В экспериментальных исследованиях так или иначе проявлялся системный характер психики. Как реакция на попытки поэлементного разложения психики возникло направление исследований, которое объявило целостность и неразложимость психики основным принципом.

О гештальте. Напомним, что после открытия X. Эренфельсом так называемых «гештальт-качеств» - специфических перцептивных структур - начался бурный период открытий ряда уникальных феноменов, формулировок новых для того времени принципов и постулатов. Сформировалась гештальтпсихология, в которой антиэлементаризм получил свое выражение в самой заостренной форме. Основной тезис гештальтпсихологии заключается в том, что явления психики строятся не путем синтеза элементов, существующих до этого изолировано, а с самого начала являются организованными целыми «единицами», - гештальтами. Ситуативнисть восприятия или мышления находит выражение в существовании особенным образом структурированного поля; решение проблемы заключается в движении по этому полю в направлении, которое обеспечивает совпадение структуры ситуации и структуры ее виденья субъектом. Основатели гештальтпсихологии X. Эренфельс, В. Келер, М. Вертгеймер и К. Коффка сформировали специфический категориальный аппарат для обозначения гештальт-феноменов, таких, как «схватывание», «озарение» (инсайт) и др., открыли ряд закономерностей функционирования гештальтов. Законы гештальта - это законы организации целого. В теоретических построениях гештальтистов, несомненно, содержится рациональное зерно: благодаря их исследованиям целостность стала не просто названием. Но принцип целостности подчеркивает лишь один момент системной организации психических явлений.

Очень ярко идеи системного подхода представлены в психологической концепции выдающегося психолога современности Ж. Пиаже. Все огромное наследие теоретико-эмпирических исследований Пиаже содержит указания и доказательства существования определенной иерархии структур, которые надстраиваются друг над другом, взаимодействующих между собой. На вершине этой иерархии оказывается расположенным интеллект, продолжающий и завершающий совокупность адаптивных процессов, линия развития которых направлена на достижение «тотального равновесия» в форме действий-операций разного порядка: сенсомоторных, перцептивных и собственно интеллектуальных.

Целостность и интегральный характер психики является существенной методологической проблемой психологической науки; именно они в течение всей истории были предметом острейших дискуссий. Анализируя то или иное явление с позиций системного подхода, недостаточно констатировать, что оно является целостным. Далее возникает вопрос: почему что-то является целым и единым? Чтобы ответить на него, необходимо раскрыть системные основания и базовое системное качество этого явления, понять единый строй его закономерностей. Общеметодологические процедуры, которые разрабатываются системным подходом, относятся к изучению:

- законов образования целого,

- законов строения целого,

- законов функционирования целого,

- законов развития целого,

- взаимосвязи  явления (системы) с родовой системой,

- взаимосвязи явления (системы) с иными системами,

- взаимосвязи явления (системы) с внешним миром и т. п.

Эти процедуры являются существенными звеньями любого процесса научного познания. Так или иначе все они проявляются в исследованиях психических явлений, хотя в разных психологических дисциплинах соотношения между ними и складываются по-разному.

    

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...