Тема 2 «Тенденции развития, цели и задачи современного начального образования»
Методические рекомендации По курсу «Управление образовательным процессом в начальной школе» (магистерские программы «Теории и технологии начального образования», «Теории и технологии начального коррекционно-развивающего образования») В помощь самостоятельной работе магистрантов Оглавление Задания по модулю 1……………………………………………………………………..2 Задания по модулю 2……………………………………………………………………..3 Задания по модулю 3……………………………………………………………………..6 Задания по модулю 4……………………………………………………………………..8 График сдачи заданий по дисциплине…………………………………………………10 Приложение «Требования к структуре и содержанию рефератов»………………….11 Модуль 1 «Общие основы теории управления современным образованием» Задание по самостоятельному освоению теоретического материала Самостоятельно изучите теоретический материал по теме модуля 1, подготовьте реферат на одну из представленных ниже тем: 1. Понятие педагогического управления и менеджмента. 2. Уровни управления развитием образования в РФ: федеральный, региональный, муниципальный и внутришкольный. 3. Объекты и субъекты управления образованием. 4. Функционирующая и развивающаяся школы. 5. Цель и задачи управления школой. 6. Содержание управленческой деятельности. 7. Типы управления: иерархия организации; внутренняя культура деятельности; рынок. 8. Стиль и культура управления. 9. Основные функции педагогического управления: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование и контроль. 10. Принципы управления педагогическими системами.
Рекомендации: Требования к структуре и содержанию рефератов см. Приложение.
Рекомендуемая литература: 1. Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.В. Воробьева. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. 2. Сергеева В.П. Управление образовательными системами. Программно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, Народное образование, 2002. 3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. – 2-е изд., стереоти. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 4. Третьяков П.И. и др. Адаптивное управление педагогическими системами: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / П.И. Третьяков, С.Н. Митин, Н.Н. Бояринцева; Под ред. П.И. Третьякова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. 5. Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова; Под ред. Т.И.Шамовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. 6. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
Модуль 2. «Начальная школа как педагогическая система, объект и субъект управления» Тема 1 «Общая характеристика системы управления начальной школой в современной России». Анализ ситуации развития современной начальной школы в России: группы факторов развития. Особенности, отличия и взаимосвязь управления развитием и функционированием начальной школы. Стратегии развития начальной школы. Особенности программно-целевого управления развитием начальной школы. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Службы внутришкольного управления. Тема 2 «Тенденции развития, цели и задачи современного начального образования»
Тенденции, цели и задачи современного начального образования. Достижения дошкольного развития, которые должны учитываться, поддерживаться и развиваться в начальной школе. Этапы начального образования: этап адаптации к школе; этап освоения содержания и форм обучения в начальной школе; этап перехода из начальной в основную школу, - их особенности и организация. Школьное расписание и режим дня, виды и формы занятий в начальной школе. Внеучебные формы организации жизни в начальной школе. Организация предметно-пространственной среды в начальной школе. Общая организация образовательного процесса в начальной школе. Учебное сообщество – основная форма решения задач начальной ступени обучения. Безотметочное обучение как инструментальный и содержательный способ оценки учебных достижений младших школьников и способ становления их контрольно-оценочной самостоятельности. Аспекты индивидуализации учебного процесса в начальной школе: обеспечение свободного выбора детьми отдельных заданий, форм и способов работы; соответствие уровня изучения предметов индивидуальным возможностям и интересам детей; учет эмоционально-личностных особенностей детей. Особенности и основные задачи работы начальной школы с родителями. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы) как отражение нового типа взаимоотношений общества, государства и гражданина. ФГОС начального общего образования – ориентир развития начальной школы и личности учащихся. Отличие ФГОС НОО от стандарта первого поколения. ФГОС НОО как базовый комплексный государственный документ, заключающий в себе совокупность трех систем требований: к результатам освоения основных образовательных программ (ООП), к структуре ООП, к условиям реализации ООП. Структура ООП начального общего образования: «Фундаментальное ядро общего образования»; базисный образовательный план; Программа формирования универсальных учебных действий; примерные (базисные) учебные программы по предметам; Примерная программа воспитания и социализации учащихся. Условия реализации ООП НОО как ресурсные возможности общества, государства и образовательного учреждения в обеспечении образования. Требования к условиям реализации ООП в образовательном стандарте нового поколения. Требования к результатам освоения основных образовательных программ как основной компонент в структуре ФГОС НОО. Совокупность результатов освоения ООП НОО: предметные, метапредметные и личностные результаты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|