Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие механизма выработки и принятия решений.

Содержание

Введение  
1. Общая характеристика механизма принятия решений в области национальной безопасности  
1.1.Понятие механизма выработки и принятия решений.  
1.2. Требования к управленческим решениям в области национальной б езопасности.  
2.Процесс управления в системе обеспечения национальной безопасности.  
2.1.Алгоритм процесса принятия решений.  
2.2. Эффективность принимаемых управленческих решений  
Заключение  
Список литературы  

 

Введение

 

Во все времена и во всех странах стержневой идеей являлось становление и развитие государственности. При этом данный процесс не может рассматриваться как сугубо внутренний, локальный. На него оказывает влияние целый комплекс факторов, среди которых главная роль принадлежит состоянию национальной безопасности. На современном этапе в основе анализа проблем национальной безопасности лежит концепция национальных интересов.

Национальная безопасность является специальным институтом развития общества. Данный институт носит комплексный характер. Соответственно, для формирования данного института важно, чтобы органы по обеспечению безопасности принимали правильные решения в пределах своей компетенции..

В рамках Российской Федерации для совершенствования подобного института необходимо, прежде всего, приведение в соответствие полномочий властной составляющей субъектов обеспечения безопасности указанным целям. При этом к властным субъектам можно отнести государство, органы государственной власти и их должностные лица. Невластные субъекты (индивиды, гражданское общество, средства массовой информации) содействуют обеспечению национальной безопасности посредством.

Сферой принятия управленческих решений в области национальной безопасности являются проблемы общественного развития. Волнующие государство. К ним относятся критическое состояние окружающей среды; неблагоприятное для страны развитие демографических процессов (депопуляция населения); истощение природных ресурсов при отсутствии должного внимания к развитию ресурсосберегающих технологий; наличие в мире сверхразрушительных средств вооруженной борьбы; вооруженные конфликты и войны в различных регионах планеты и т.п. в этих условиях от государства ждут важнейших решений возникающих на современном этапе развития задач. Для качественного их решения требуется разработка методологии принятия управленческих решений. Данная тема представляется актуальной, так как именно благодаря правильно выработанной стратегии тактике может быть достигнут положительный результат в противодействии вызовам цивилизации.

Объект исследования - состояние национальной безопасности современной России.

Предмет исследования - порядок принятия управленческих решений в области национальной безопасности.

Целью курсовой работы является анализ механизма принятия управленческих решения в сфере национальной безопасности.

Задачи курсовой работы:

1) Анализ сущности механизма управленческих решений в области национальной безопасности;

2) Выявление особенностей принимаемого управленческого решения;

3) Характеристика алгоритма принятия управленческих решений в сфере национальной безопасности;

4) Выявление особенностей принятия управленческих решений в сфере национальной безопасности различными субъектами государственного управления.

Методологическую базу исследования составили принципы, технологии, процедуры и методы исследования, разработанные в гуманитарных науках.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в возможности применения полученных выводов при разработке алгоритмов принятия управленческих решений в сфере национальной безопасности.

Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 


Общая характеристика механизма принятия решений в области национальной безопасности

Понятие механизма выработки и принятия решений.

 

Механизм правового регулирования вообще, как правило, рассматривается в качестве единой системы юридических средств, обеспечивающей результативное воздействие на общественные отношения в целях их упорядочения, охраны и совершенствования. Однако авторы, исследующие настоящий вопрос, расходятся во мнении о том, какие из средств входят в эту систему. Механизм правового регулирования в сфере национальной безопасности – это единая система правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения.

Понятие «механизм» является заимство­ванным гуманитарными науками из инженерно-технической сферы, тем не менее сегодня оно широко используется в психологии, социоло­гии, менеджменте, политологии и т.д. Для того чтобы определить суть, структуру, функцио­нальную роль и типологию механизмов приня­тия управленческих решений в рамках национальной безопасности, рассмотрим сущ­ность понятий «механизм» и «механизм приня­тия решений».

В Философском энциклопедическом словаре понятие «механизм» определяется следующим образом: «Механизм - система движений или со­бытий, а также устройство или приспособление, в котором и посредством которого совершаются эти движения, определяемые законами природы»[1]. Из определения видно, что механизм какого-либо явления в общем философском смысле может быть представлен как процесс, как система, как средство (инструмент) для решения определенных задач. Вопрос о процессах и меха­низмах принятия решений особенно интенсивно исследуется в психологии, так как эти процессы напрямую связаны с мыслительной деятельностью человека. Как правило, механиз­мы описываются в психологии с учетом физио­логии нервно-мозговых, психических процессов либо с позиции информационной стороны мыс­лительной деятельности[2].

Н. Слонов отмечает, что в литературе по менеджменту в понятие «решение» также чаще всего вкладывается интеллектуальное содержа­ние - управленческое решение рассматривается как результат мыслительной деятельности ме­неджера, который можно описать формулой «Управленческое решение - выбор управляю­щего». С учетом современных реалий, в кото­рых существуют организации, следует изменить формулу и рассматривать управленческое реше­ние более масштабно - как выбор всей органи­зационной системы. Таким образом, принятие управленческих решений есть деятельность отдельной личности, наделенной для этого пол­номочиями, но в условиях функционирования системы-организации.[3]

В связи с этим целесообразно обратиться к системному подходу в социологии организаций и управления. В одной из своих работ Т. Парсонс для объяснения понятия «механизм» ис­пользует понятие «процесс» в значении способа или метода, посредством которого одно состоя­ние системы превращается в другое ее состоя­ние. Но, если понятие «процесс» предполагает описание начального и конечного состояний си­стемы, выявление отдельных стадий изменения ее состояний, то введение понятия «механизм» предполагает рассмотрение процесса в контек­сте более широкой системы, а именно - с пози­ций альтернативных следствий этого процесса для системы в целом или какой-либо ее части[4].

В силу того, что деятельность по принятию управленческих решений включена в более ши­рокий организационный и социальный контекст, является социальным процессом, ме­ханизмы принятия решений можно рассматри­вать как частный вид социальных механизмов, обладающих определенной спецификой. По­дробный анализ понятия «социальный меха­низм» представлен в одной из работ Г.Н. Соко­ловой, где автор опирается на исследования со­циальных механизмов различных сфер жизни. Она приходит к выводу, что под социальными механизмами социологи понимают «специфиче­ские социальные системы, функционирование которых порождает те или иные социальные из­менения в сфере экономики, политики, вос­производства населения»[5].

Специфика принятия управленческих решений в сфере национальной безопасности состоит в следующем.

Во-первых, это специфическая функцио­нальная роль национальной безопасности в обще­стве - регулирование общественно-политических процессов в соответствии с общественными потребностями - ускорение одних, сдерживание или преодоле­ние других.

Национальная безопасность — это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан РФ, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие РФ.

Обеспечение национальной безопасности — это реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов.

Стратегические национальные приоритеты Российской Федерации — это важнейшие направления обеспечения национальной безопасности. Соответственно, в новом определении отказались от перечисления конкретных направлений обеспечения национальной безопасности, заменив их синонимом — «важнейшие».

Система обеспечения национальной безопасности — совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов государственной власти и органов местного самоуправления и находящихся в их распоряжении инструментов[6].

Во-вторых, субъектами реализации механизма национальной безопасности выступают определен­ные социальные группы, образующие специфические систе­мы на основе обмена результатами какой-либо деятельности.

Субъектом принятия управленческого решения в сфере национальной безопасности является государство. Государство как система органов, наделенных государственно-властными полномочиями представляет собой совокупность органов, главными среди которых являются органы исполнительной власти. При этом обеспечение национальной безопасности в их деятельности рассматривается как функция государственного управления. [7]Данное утверждение базируется на элементарной логике. Ведь только органы исполнительной власти уполномочены осуществлять правоприменительную (в том числе правоустановительную) и правоохранительную (в том числе юрисдикционную) деятельность, оперативно реагировать на изменения ситуации во всех сферах и устранять причины и условия, способствующие негативному развитию событий.

Перед государством стоит важная задача принятия таких управленческих решений, которые определят пределы должного, допускаемого и рекомендуемого поведения участников общественных отношений. Сюда относится такие решения, которые определяют совершенствование регулирования деятельности самой системы (в основном на законодательном уровне); регулирование и управление внутри системы в целях самоорганизации; регулирование и управление силами системы в среде. При этом соотношение регулирующего и управляющего воздействия должно определяться с учетом специфики той области общественных отношений, в которой необходимо обеспечить общественную безопасность. В частности, экономическая и социально-культурная сфера, где преобладает предпринимательская деятельность, научный поиск, творческий подход в большей степени нуждаются в регулировании и общем руководстве. Административно-политическая же сфера, как средоточие сугубо государственно-правовых направлений, безусловно, должна быть обеспечена не только регулированием, но и непосредственным управленческим воздействием, причем чаще на уровне оперативного распорядительства.[8]

Механизм принятия решений в области национальной безопасности сводится к более или менее узкому кругу должностных лиц и органов, облеченных особой властью и полномочиями. В соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации и федеральным законом «О безопасности», они наделяются правом фактически осуществлять курс в рамках разработанной соответствующими ведомствами по их указанию стратегии национальной безопасности.

Вместе с тем на стадии выработки рекомендаций, их согласования и подготовки по ним вариантов решений в России, как, впрочем, и во всех развитых государствах мира, несмотря на формальные различия государственного устройства, нередко возникает ряд трудностей организационного порядка. Например, структурное дублирование ведомств и институтов, занимающихся разработкой программ подготовки страны и вооруженных сил к войне; как правило, нет четкой системы координации деятельности в этой области между военными ведомствами и другими заинтересованными министерствами; неоправданное дублирование функций центральных аппаратов, органов обеспечения национальной безопасности.

Одновременно именно организованное в разумных пределах дублирование при подготовке решений высшими государственными инстанциями позволяет изыскивать оптимальные пути решения в обеспечении защиты национальных интересов от реальных и потенциальных угроз внутренней и внешней безопасности Российской Федерации.

В-третьих, социальные ме­ханизмы основываются на социальных институ­тах, которые выступают в качестве устоявшейся нормативной базы, определяющей и поддержи­вающей необходимые формы социального пове­дения, в частности, через сеть формальных ор­ганизаций, которые отражают полномочия отдельных органов государства в сфере обеспечения национальной безопасности.

Государству, если оно хочет быть демократичным и обеспечивать свободу и национальную безопасность, необходимо включать в процесс формирования государственной политики гражданина, не откупаясь от него только социальными пособиями и формальными выборами. Российскому государству в рамках партнерства с гражданским обществом необходимо формирование общей стратегической и политической культуры, ориентированной не только на «безопасность от чего-то», но и «безопасности изнутри». Такой подход может способствовать формированию нового типа «безопасного государства» и «безопасного человека», которые не только будут более устойчивыми к различным опасностям и угрозам, но и сами научатся не быть угрозами друг для друга.

Проблема национальной безопасности – это проблема человека, его выбора по отношению к себе, обществу, государству». Поэтому обеспечение безопасности должно являться приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества государства. Гражданское общество неоднозначно влияет на безопасность как отдельной личности, так и государства в целом. В современном мире оно является субъектом безопасности и формирует вокруг себя новое социально-политическое пространство, отстаивая свои интересы и потребности. Если взаимодействие государства и гражданского общества нарушено и не имеет четкого правового механизма, а их противостояние не разрешается через демократические институты, ситуация выходит за пределы правового поля и ищет выход в насильственных акциях. [9]

В-четвертых, механизм принятия управленческих решений в сфере национальной безопасности носит системный характер, на что указы­вает характер внутренних связей между элемен­тами механизма и характер функциональных связей самого механизма с внешней социальной средой.

Таким образом, механизм принятия решений предусматривает собой социальный механизм как целостную си­стему взаимоотношений социальных субъектов по поводу регулирования социальных процес­сов, преодоления дисфункций социальных институтов и т.п. с учетом потребностей общества, личности и государства.

 

1.2. Требования к управленческим решениям в области национальной б езопасности.

Управленческое решение - это развернутый во времени логико-мыслительный, эмоционально-психологический, организационно-правовой и социальный процесс, осуществляемый в пределах компетенции субъекта управления (руководителя или коллегиального органа), результатом которого является определенным образом зафиксированный проект каких-либо изменений в организации (социальной системе); это социальная норма, вырабатываемая субъектом управления для целенаправленного воздействия на управляемый объект, основной «продукт» общественно-полезного труда руководителей и специалистов, реализующих взаимоувязанные функции управления, документ, содержащий постановку целей (задач), а также указания способов и сроков их осуществления

Решения имеют разную правовую форму в зависимости от органа, принимающего их. Решения Президента Российской Федерации оформляются указами и распоряжениями. Решения Правительства Российской Федерации - постановлениями и распоряжениями. Все решения, относящиеся к ведению палат Федерального Собрания Российской Федерации - Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации, принимаются в форме постановлений. Решения Совета Государственной Думы - в виде протокольных записей, которые подписываются Председателем Государственной Думы.

Решениями часто называются акты, принимаемые органами местного самоуправления, общественными объединениями и должностными лицами. Среди этих решений, как и нормативно-правовых актов, различаются:

а) общие федеральные;

б) общие субъектов Федерации;

в) ведомственные;

г) местные, в том числе органов местного самоуправления;

д) локальные (внутри-организационные).

Общие федеральные - это главным образом постановления Правительства Российской Федерации по предметам своего ведения, в которых устанавливаются правовые статусы, а также нормы (правила) различных управленческих дел.

Общие субъектов Федерации - это акты глав и правительств (администраций) субъектов Федерации, которые в соответствии с конституциями и уставами регулируют вопросы государственного управления на своей территории.

Общие федеральные и общие субъектов Федерации решения могут приниматься и объявляться отдельными министерствами и приравненными к ним органами исполнительной власти, если они на это правомочны.

Ведомственные решения (нормативные акты) принимаются органами специальной компетенции и касаются ведения управленческих дел и поведения лиц, входящих в соответствующие подсистемы государственного управления (министерство, комитет, служба, агентство, управление и т.д. и т.п.).

К числу местных, органов местного самоуправления, решений (актов) по управлению процессами на территории относятся уставы городов и районов, уставы субъекта местного самоуправления.

Локальные (внутриорганизаццонные) решения принимаются государственными органами и органами местного самоуправления в целях упорядочения своей внутренней управленческой жизнедеятельности. Это регламенты, положения об органах, должностные инструкции, другие документы.

Исходя из требований, предъявляемых к управленческим решениям, каждое из них должно иметь ясную цель; быть обоснованным, адресным и выполненным в указанный срок, быть непротиворечивым; правомочными и своевременным.

В отечественной и зарубежной литературе анализируются три типа решений в области национальной безопасности. Первый - фундаментальные решения, которые принимаются в наиболее ответственных ситуациях жизни страны конституционным или революционным методом. Они затрагивают не только внутриполитические проблемы, но и международные отношения.

Второй тип - законодательный, касающийся системы законодательных актов. Он затрагивает статус и права сообщества, новые приемы и процедуры принятия решений в государстве. Подобные решения принимаются большинством голосов законодательного органа власти. Например, федеральный закон считается принятым, если за него проголосовали более 50% членов Государственной Думы и Совета Федерации Российской Федерации.

Третий тип - административный, включает решения административного или юридического характера, относительно небольших групп людей. Он также чаще всего практикуется в области внутренней безопасности.[10]

Общим для всех трех типов решений является то, что они подчинены определенным правилам их принятия, т.е. формальным или неформальным критериям, которыми руководствуются лица, принимающие решения. К ним относятся, например, голосование с учетом большинства, единогласное голосование, необходимое число слушаний законопроекта.

Что касается требований к управленческим решениям и условиям их достижения, то они могут быть сведены в специальную таблицу:[11]

 

Таблица 1 Требования, предъявляемые к управленческим решениям в области национальной безопасности

 

 

Наименование требований к управленческим решениям и условиям их подготовки и реализации Приемы достижения требований
1. Соответствие управленческих решений действующему зако­нодательству и Концепции национальной безопасности Самоконтроль или контроль со сто­роны органов государства
2. Наличие у руководителей, соответствующих полномочий (прав и ответственности) для подготовки и реализации управленческих решений в области национальной безопасности Опора на компетентностный блок в сфере национальной безопасности
3. Наличие в тексте управленческих решений четкой целевой на­правленности и адресности (исполнителям должно быть ясно, на что направлено разрабатываемое решение и какие средства будут использоваться) Формирование и доведение до каж­дого работника целей, сроков выпол­нения, используемых ресурсов по вопросам национальной безопасности
4. Соответствие формы управленческих решений его содержанию Контроль стороны уполномоченных руководителей
5. Достижение своевременности (нельзя спешить или опаздывать) Знания и интуиция руководителя, ре­альная оценка ситуации
6. Отсутствие в тексте решения противоречивостей самому себе или ранее реализованным Самоконтроль и контроль со сторо­ны руководителя уполномоченного органа
7. Возможность технической, экономической и организационной выполнимости управленческих решений. Заключение специалистов или экс­пертов
8. Наличие параметров для внешнего или внутреннего контроля выполнения управленческих решений Составление рабочих документов, внедрение инструкций, направленных на исполнение отдельных задач, стоящих перед уполномоченными органами государства
9. Учет возможных отрицательных последствий при реализации управленческих решений в экономической, социальной, экологи­ческой и др. областях Заключение внешних экспертов, оцен­ка рисков
10. Наличие возможности обоснованного положительного ре­зультата Набор расчетов и предположений

Аналогично техническим решениям в процессе подготовки и реализа­ции управленческих решений должны быть задействованы профессиональ­ные функциональные подразделения: лаборатории, конструкторский, пра­вовой, социально-психологический, гендерный, испытательный и другие отделы. Эти подразделения также могут входить в институциональную платформу подготовки и реализации управленческого решения в сфере национальной безопасности.

Таким образом, категория «управленческое ре­шение» имеет многоаспектное содержа­ние. В широком смысле управленческое решение можно понимать как концентри­рованное выражение процесса управления на его заключительной стадии, как подле­жащую выполнению команду, поступаю­щую от управляющей системы к управ­ляемой.

 

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...