Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эффективность принимаемых управленческих решений

 

Особое место в механизме принятия решений в области национальной безопасности отводится анализу результатов решений. Реализация управленческого решения начинается с того, что форму­лируют меры по осуществлению разработанного проекта в сфере национальной безопасности.

Если решается лишь профессиональ­ный круг вопросов, то это позволяет исхо­дить из анализа внутриведомственной информации, связанной с национальной безопасностью. Однако при принятии политических, политико-административных и внешних решений учитывается необходимость признания различных существующих факторов. В цен­тре реализации любого национально значимого проекта стоит оценка реального влияния госуправленческого органа на си­туацию, на развитие, изменения в объекте управления.

Основной задачей органов обеспечения национальной безопасности является структу­рирование проблем, что в свою очередь позволяет избежать неправильных реше­ний. При определении целей предстоящей деятельности используется совершенный метод - построение древа целей. При этом устанавливаются отправные моменты для разрешения срочных проблем, проводится анализ главной проблемы (информации) и условия для ее реализации.

Президент Российской Федерации в пределах своих конституционных полномочий руководит органами и силами обеспечения национальной безопасности; санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности; в соответствии с законодательством Российской Федерации формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения национальной безопасности; выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам национальной безопасности, в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию уточняет отдельные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации, определяет направления текущей внутренней и внешней политики страны.

Федеральное Собрание Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации формирует законодательную базу в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Однако все участники процесса обеспечения национальной безопасности так или иначе оформляют свои действия в виде соответствующих решений. В конституционном праве решение - это итог рассмотрения какого-либо вопроса органами законодательной, исполнительной и судебной власти. В конечном выражении - это документ, в котором зафиксирован результат решения любого вопроса или проблемы. Круг решений, принимаемых государственными органами, определяется их компетенцией и полномочиями.[15]

В процессе выработки вариантов сложных управленческих решений приме­няется метод моделирования, который дает возможность получить некий идеальный вариант будущего решения без учета имеющихся ограничений, т.е. помогает увидеть все социальные, технологические, ресурсные аспекты решения проблемы. А в целом в процессе принятия управленче­ского решения в сфере национальной безопасности необходимо контекстное обоснование альтернатив и выбор лучшего варианта, т.е. лучшего не вообще, а только применительно к данной конкретной си­туации внешнеполитического или внутриполитического характера. Выбор имеет, прежде всего, объ­ективное основание: наличие разнообраз­ных состояний внешней и внутренней сре­ды, с которыми сталкивается система, т.е. совокупности свойств, отношений и свя­зей, с которыми национальная система вступает в кон­такт.

Пожалуй, основное, что характеризу­ет решаемые вызовы национальной безопасности (будь то политика, экономика, наука, любая другая сфера), - это сложность и неопределен­ность. Выбор решения в таких условиях, как правило, основывается на количест­венной и качественной оценке вероятности достижения предполагаемого результата, неудачи или отклонения от цели. Выбор предпочтительного варианта зачастую оп­ределяется политическими соображения­ми.[16]

Рациональным элементом в системе согласования политических решений на самом высоком уровне государственного управления является институт контрасигнатуры, предусматривающий подписание премьер-министром или уполномоченны­ми министрами нормативных актов главы государства или парламента как обяза­тельное условие, придающее этим актам юридическую силу.

При планировании и разработке про­ектов общезначимых решений очень важ­но выяснить, все ли считают, что их инте­ресы учтены: это поможет создать более совершенный проект и заручиться под­держкой общественного мнения при при­нятии спорных решений в области национальной безопасности. Принятием или утверждением решения является акт (про­цесс) придания им обязательного характе­ра. Основой оценки разработанных госу­дарственно-муниципальных управленче­ских решений является масштабность ра­боты, которую предстоит выполнить, а также связанные с нею расходы, затраты.

Бюджет государственного органа, как пра­вило, представляет собой полную картину того, что организация надеется, в конце концов, осуществить своими силами и средствами. При этом в бюджете необходимо предусмотреть: фактические удельные за­траты по объему предполагаемой деятель­ности, расходы на контроль, на проверку эффективности расходования средств, на проверку отчетов об объеме выполненных работ, на убеждение общественности в том, что управленцы работают честно и эффективно. Главным критерием всегда должно быть реальное достижение соци­ально значимых результатов, наибольшее соответствие принятого решения задаче охраны законных прав и интересов граж­дан. В соответствии со ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единствен­ным источником власти в Российской Фе­дерации является ее многонациональный народ, который осуществляет власть непо­средственно, а также через органы госу­дарственной власти и органы местного са­моуправления. Наука и практика админи­стративного управления говорит, что про­ведение в жизнь «политики» в сфере национальной безопасности, воплощение в действие принятых решений редко проходит без­укоризненно, в связи с чем необходимо каждый раз рассматривать практические последствия «политики». Для этого нужно получить информацию с помощью «обрат­ной связи» и дать аналитическую оценку.[17]

Государственные органы власти и управления в сфере национальной безопасности действуют в сложной и меняющейся обстановке. Дан­ная ситуация объясняет возникновение но­вых проблем в процессе претворения по­литики, решающей определенные пробле­мы национальной безопасности, в свою очередь, требующих решения: этим обусловлена цикличность процесса выработки политического курса. Управ­ленческое решение как результат деятель­ности есть в то же время источник даль­нейших социальных и организационно-административных действий. Принятое управленческое решение передается ис­полнителям для его дальнейшей реализа­ции.

Исполнение управленческого реше­ния в сфере национальной безопасности - это процесс перманентного решения типичных, повторяющихся задач и новых, поддающихся регулированию принятыми нормами. Прежде всего, осуществляется расстановка исполнителей. Когда осмыс­лены общие задачи, средства и способы исполнения решения, формулируются конкретные задания. Затем происходит подбор и определяется расстановка испол­нителей, проводится их инструктаж. В процессе подбора и расстановки исполни­телей используются преимущественно ме­тоды убеждения, стимулирующие ответст­венность, сознательность и дисциплину.

Работа в указанном направлении должна иметь инструкции, рекомендации, памятки и т.д. Далее происходит оценка хода ис­полнения управленческого решения. Здесь играют важную роль мониторинг, кон­троль и регулирование системы управле­ния. Мониторинг позволяет выявить соот­ветствие тех или иных процессов первона­чальным замыслам, предположениям, же­лаемым результатам и своевременно вно­сить коррекцию в управленческие техно­логии, предупредить срыв выполнения решения, обеспечить его большую эффек­тивность.[18]

На завершающей стадии организации исполнения решения осуществляется учет и оценка достигнутых результатов. Здесь используется схема административного управления: команда - исполнение - кон­троль - отчет - оценка. Постоянный нажим «сверху» обеспечивает стремление испол­нителей получить результат, соответст­вующий команде, любой ценой, а если это не получается - приукрасить успехи или скрыть недостатки.

К задачам исполнения управленче­ского решения можно в целом отнести, прежде всего, сопоставление норм реше­ния и запланированных результатов с так­тическими параметрами; выявление оче­видных отклонений от нормативного акта; установление причин допущенных откло­нений; формулирование рекомендаций и мер по устранению обозначенных откло­нений; внесение предложений по измене­нию, дополнению управленческого реше­ния.

Таким образом, в про­цессе принятия, реализации и оценки управленческих решений в рамках национальной безопасности вовлечен широкий спектр людей: по­литические руководители и чиновники, специалисты и эксперты, штабной и ли­нейный персонал, внутренние и внешние участники. В государственных органах принимается ежегодно несколько тысяч управленческих решений как текущего оперативного, так и перспек­тивного, нормативного и стратегического значения. Должностные лица отводят ис­ключительно много времени разработке и реализации управленческих решений. Им приходится постоянно обосновывать раз­личные варианты, изыскивать оптималь­ные альтернативы ресурсного обеспече­ния, «состыковывать», согласовывать раз­личные решения между собой, активно анализировать ход выполнения одних ре­шений и учитывать его результаты при подготовке других, подводить итоги реа­лизации решений и снимать их с контроля, заниматься многими вопросами в этой объемной и ответственной сфере управ­ленческой деятельности. Естественно, что нужна научно обоснованная технология подготовки и реализации управленческих решений. Причем подобная технология представляется общей, типовой, гаранти­рованной от «местного» творчества и «са­мостоятельности» тех или иных руководи­телей.

 


 

Заключение

 

В методологии исследования проблем национальной безопасности особое место среди базисных понятий занимает механизм выработки и принятия решений. Общая система национальной безопасности функционирует и может постоянно возвращаться в устойчивое состояние благодаря определенным управляющим воздействиям.

Управленческое решение имеет социально-экономическую природу. Оно связано с деятельностью человека, руково­дящего другими людьми и использующего при этом все свои способности, умение, знания и навыки. Управленческое решение как специфический вид человеческой дея­тельности в процессе управления можно представить в виде последовательности определенных операций. Это, прежде все­го, разработка вариантов действий, выбор варианта, его принятие (утверждение) и осуществление. От выработки и реализации продуманных решений государства, органов, организаций и средств обеспечения национальной безопасности во многом зависит безопасность личности, общества и государства.

Что касается управления организациями, учреждениями, предприятиями, войсковыми соединениями, объединениями и т.д., то эти вопросы входят в компетенцию специальной теории организационного управления. В соответствии с этой теорией, поскольку каждая организация является системой, имеющей множество направлений (целей) деятельности, в ее управление входит выбор целей (задач) как видов целеустремленной деятельности и управление деятельностью в соответствии с выбранной целью.

Принятие решений - один из элементов в общей теории государственного управления. Интересы, трансформирующиеся в цели государственной политики, выносятся государственными институтами на внутреннюю и внешнюю арену, где и формируется внутренняя и внешняя политика и проявляется конфликтность. В случае, когда состояние государства характеризуется нестабильностью политического, экономического, социального и национального базиса, нечеткостью и противоречивостью интересов различных социальных групп, слоев, течений, проявляется конфликтность отношений на внутригосударственном уровне. В результате этих противоречий возникают реальные угрозы тем или иным интересам, вызывающие напряженность во внутренней и внешней политике. Причем в силу объективности и неизбежности разнообразия интересов личности, общества и государства возникают противоречия, которые могут явиться источниками потенциальных угроз безопасности.

Государство постоянно вынуждено вырабатывать те или иные решения с целью воздействия на управляемые объекты. Механизм принятия решений в любой области государственной деятельности включает в себя цепочку последовательных действий, организаций, органов и конкретных лиц, которые являются субъектами власти.

В целом, необходимо отметить, что на всех стадиях принятия управленческого решения (получение задачи; оценка ситуа­ции; разработка альтернативных решений; выбор альтернатив; принятие решения) целесообразно выделить три вида управ­ленческой деятельности. Аналитическая позволяет на основе многофакторного ана­лиза исследовать сложившуюся ситуацию. Политическая предусматривает рассмот­рение субъектом принятия решения с уче­том информации по проблеме и подготов­ленные проекты с установкой социально-политических приоритетов, а организаци­онно-административная задействует управленческий потенциал, формируя группы, коллективы, организуя их работу по выработке и принятию решения.

 


 

Список литературы

1. Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 15. Ст. 1269.

3. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.

4. Бежанов В.О. Государственное управление в системе обеспечения национальной безопасности России // Труды xxii международной конференции "проблемы управления безопасностью сложных систем". М., 2014

5. Бойко, Е.И. Механизмы умственной деятель­ности. Избранные психологические труды / Е.И. Бойко. - М.: Московский психолого-со­циальный институт, Воронеж: НПО «МОД-ЭК», 2002. - 688 с.

6. Денисов В.Т., Авдеева Е.С., Кулаков Д.С. Разработка и реализация управленческих решений на предприятии: теория, методология, практика Саратов, 2008.

7. Ефимова Н.В. Принятие и реализация управленческих решений//В книге: Менеджмент Конина Н.Ю., Ефимова Н.В., Загребельная Н.С., Ноздрева Р.Б., Соколова М.И. Москва, 2016. С. 147-175.

8. Колчина В.С. Политико-управленческие решения: особенности подготовки, принятия и реализации органами власти//Вестник Поволжского института управления. 2016. № 11. С. 70-77.

9. Куковский А.А. Государство как основной субъект обеспечения национальной безопасности: механизм реализации//Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2012. № 29. С. 16-21.

10. Купина В.В., Маничкина М.В., Васильева Л.Ф. Реализация направлений развития управленческого учета в принятии краткосрочных решений//Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 117. С. 387-400.

11. Лепа Р.Н. Мониторинг процессов реализации управленческих решений//Экономика промышленности. 2006. Т. 33. № 2. С. 132-143.

12. Лобов С.А., Чемиренко В.П. Информационная и национальная безопасность: взаимное влияние факторов и подсистем обеспечения безопасности//Электросвязь. 2017. № 1. С. 48-53.

13. Мунтян Е.Р., Коржинский Е.А. Реализация программного модуля системы поддержки управленческих решений//Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 123. С. 328-338.

14. Парсонс, Т. Социальная система / Т. Парсонс // О социальных системах / Под ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белановского. - М.: Ака­демический Проект, 2002

15. Салихов В.Н. Требования к управленческим решениям и условиям их достижения в регионах//Стратегия устойчивого развития регионов России. 2015. № 26

16. Слонов, Н. Управленческое решение - выбор системы / Н. Слонов // Проблемы теор. и практ. упр-ия. - 2004. - № 3. - С. 104-108.

17. Соколова, Г.Н. Экономическая социология. Учебник / Г.Н. Соколова. - М.: ИИД «Фи-линъ»; Мн.: «Беларусская навука», 2000.

18. Философский энциклопедический словарь. -М.: ИНФРА-М., 1997.

19. Шободоева А.В. стратегия национальной безопасности РФ и ее вклад в развитие понятийного аппарата общей теории национальной безопасности РФ//Baikal Research J ournal. 2016. Т. 7. № 1.

20. Ямилов Р.М. Управленческий процесс, управленческое решение: некоторые проблемы, причины и пути их решений//Сборник научных трудов вузов России "Проблемы экономики, финансов и управления производством". 2015. № 36. С. 100-104.

21. Яшина А.В. Гражданское общество как субъект обеспечения национальной безопасности: опыт России и США//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 11-2. С. 218-221.


[1] Философский энциклопедический словарь. -М.: ИНФРА-М., 1997.

 

[2] Бойко, Е.И. Механизмы умственной деятель­ности. Избранные психологические труды / Е.И. Бойко. - М.: Московский психолого-со­циальный институт, Воронеж: НПО «МОД-ЭК», 2002. - 688 с.

[3] Слонов, Н. Управленческое решение - выбор системы / Н. Слонов // Проблемы теор. и практ. упр-ия. - 2004. - № 3. - С. 104-108.

[4] Парсонс, Т. Социальная система / Т. Парсонс // О социальных системах / Под ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белановского. - М.: Ака­демический Проект, 2002

[5] Соколова, Г.Н. Экономическая социология. Учебник / Г.Н. Соколова. - М.: ИИД «Фи-линъ»; Мн.: «Беларусская навука», 2000.

[6] Шободоева А.В. стратегия национальной безопасности РФ и ее вклад в развитие понятийного аппарата общей теории национальной безопасности РФ//Baikal Research J ournal. 2016. Т. 7. № 1. С. 17.

[7]Куковский А.А. Государство как основной субъект обеспечения национальной безопасности: механизм реализации//Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2012. № 29. С. 16-21.

[8] Бежанов В.О. Государственное управление в системе обеспечения национальной безопасности России // Труды xxii международной конференции "проблемы управления безопасностью сложных систем". М., 2014

[9] Яшина А.В. Гражданское общество как субъект обеспечения национальной безопасности: опыт России и США//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 11-2. С. 218-221.

[10] Ефимова Н.В. Принятие и реализация управленческих решений//В книге: Менеджмент Конина Н.Ю., Ефимова Н.В., Загребельная Н.С., Ноздрева Р.Б., Соколова М.И. Москва, 2016. С. 147-175.

[11] Салихов В.Н. Требования к управленческим решениям и условиям их достижения в регионах//Стратегия устойчивого развития регионов России. 2015. № 26

[12] Ямилов Р.М. Управленческий процесс, управленческое решение: некоторые проблемы, причины и пути их решений//Сборник научных трудов вузов России "Проблемы экономики, финансов и управления производством". 2015. № 36. С. 100-104.

[13] Лобов С.А., Чемиренко В.П. Информационная и национальная безопасность: взаимное влияние факторов и подсистем обеспечения безопасности//Электросвязь. 2017. № 1. С. 48-53.

[14] Лепа Р.Н. Мониторинг процессов реализации управленческих решений//Экономика промышленности. 2006. Т. 33. № 2. С. 132-143.

[15] Колчина В.С. Политико-управленческие решения: особенности подготовки, принятия и реализации органами власти//Вестник Поволжского института управления. 2016. № 11. С. 70-77.

[16] Мунтян Е.Р., Коржинский Е.А. Реализация программного модуля системы поддержки управленческих решений//Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 123. С. 328-338.

[17] Купина В.В., Маничкина М.В., Васильева Л.Ф. Реализация направлений развития управленческого учета в принятии краткосрочных решений//Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 117. С. 387-400.

[18] Денисов В.Т., Авдеева Е.С., Кулаков Д.С. Разработка и реализация управленческих решений на предприятии: теория, методология, практика Саратов, 2008.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...