Эффективность принимаемых управленческих решений
Особое место в механизме принятия решений в области национальной безопасности отводится анализу результатов решений. Реализация управленческого решения начинается с того, что формулируют меры по осуществлению разработанного проекта в сфере национальной безопасности. Если решается лишь профессиональный круг вопросов, то это позволяет исходить из анализа внутриведомственной информации, связанной с национальной безопасностью. Однако при принятии политических, политико-административных и внешних решений учитывается необходимость признания различных существующих факторов. В центре реализации любого национально значимого проекта стоит оценка реального влияния госуправленческого органа на ситуацию, на развитие, изменения в объекте управления. Основной задачей органов обеспечения национальной безопасности является структурирование проблем, что в свою очередь позволяет избежать неправильных решений. При определении целей предстоящей деятельности используется совершенный метод - построение древа целей. При этом устанавливаются отправные моменты для разрешения срочных проблем, проводится анализ главной проблемы (информации) и условия для ее реализации. Президент Российской Федерации в пределах своих конституционных полномочий руководит органами и силами обеспечения национальной безопасности; санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности; в соответствии с законодательством Российской Федерации формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения национальной безопасности; выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам национальной безопасности, в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию уточняет отдельные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации, определяет направления текущей внутренней и внешней политики страны.
Федеральное Собрание Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации формирует законодательную базу в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Однако все участники процесса обеспечения национальной безопасности так или иначе оформляют свои действия в виде соответствующих решений. В конституционном праве решение - это итог рассмотрения какого-либо вопроса органами законодательной, исполнительной и судебной власти. В конечном выражении - это документ, в котором зафиксирован результат решения любого вопроса или проблемы. Круг решений, принимаемых государственными органами, определяется их компетенцией и полномочиями.[15] В процессе выработки вариантов сложных управленческих решений применяется метод моделирования, который дает возможность получить некий идеальный вариант будущего решения без учета имеющихся ограничений, т.е. помогает увидеть все социальные, технологические, ресурсные аспекты решения проблемы. А в целом в процессе принятия управленческого решения в сфере национальной безопасности необходимо контекстное обоснование альтернатив и выбор лучшего варианта, т.е. лучшего не вообще, а только применительно к данной конкретной ситуации внешнеполитического или внутриполитического характера. Выбор имеет, прежде всего, объективное основание: наличие разнообразных состояний внешней и внутренней среды, с которыми сталкивается система, т.е. совокупности свойств, отношений и связей, с которыми национальная система вступает в контакт.
Пожалуй, основное, что характеризует решаемые вызовы национальной безопасности (будь то политика, экономика, наука, любая другая сфера), - это сложность и неопределенность. Выбор решения в таких условиях, как правило, основывается на количественной и качественной оценке вероятности достижения предполагаемого результата, неудачи или отклонения от цели. Выбор предпочтительного варианта зачастую определяется политическими соображениями.[16] Рациональным элементом в системе согласования политических решений на самом высоком уровне государственного управления является институт контрасигнатуры, предусматривающий подписание премьер-министром или уполномоченными министрами нормативных актов главы государства или парламента как обязательное условие, придающее этим актам юридическую силу. При планировании и разработке проектов общезначимых решений очень важно выяснить, все ли считают, что их интересы учтены: это поможет создать более совершенный проект и заручиться поддержкой общественного мнения при принятии спорных решений в области национальной безопасности. Принятием или утверждением решения является акт (процесс) придания им обязательного характера. Основой оценки разработанных государственно-муниципальных управленческих решений является масштабность работы, которую предстоит выполнить, а также связанные с нею расходы, затраты. Бюджет государственного органа, как правило, представляет собой полную картину того, что организация надеется, в конце концов, осуществить своими силами и средствами. При этом в бюджете необходимо предусмотреть: фактические удельные затраты по объему предполагаемой деятельности, расходы на контроль, на проверку эффективности расходования средств, на проверку отчетов об объеме выполненных работ, на убеждение общественности в том, что управленцы работают честно и эффективно. Главным критерием всегда должно быть реальное достижение социально значимых результатов, наибольшее соответствие принятого решения задаче охраны законных прав и интересов граждан. В соответствии со ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Наука и практика административного управления говорит, что проведение в жизнь «политики» в сфере национальной безопасности, воплощение в действие принятых решений редко проходит безукоризненно, в связи с чем необходимо каждый раз рассматривать практические последствия «политики». Для этого нужно получить информацию с помощью «обратной связи» и дать аналитическую оценку.[17]
Государственные органы власти и управления в сфере национальной безопасности действуют в сложной и меняющейся обстановке. Данная ситуация объясняет возникновение новых проблем в процессе претворения политики, решающей определенные проблемы национальной безопасности, в свою очередь, требующих решения: этим обусловлена цикличность процесса выработки политического курса. Управленческое решение как результат деятельности есть в то же время источник дальнейших социальных и организационно-административных действий. Принятое управленческое решение передается исполнителям для его дальнейшей реализации. Исполнение управленческого решения в сфере национальной безопасности - это процесс перманентного решения типичных, повторяющихся задач и новых, поддающихся регулированию принятыми нормами. Прежде всего, осуществляется расстановка исполнителей. Когда осмыслены общие задачи, средства и способы исполнения решения, формулируются конкретные задания. Затем происходит подбор и определяется расстановка исполнителей, проводится их инструктаж. В процессе подбора и расстановки исполнителей используются преимущественно методы убеждения, стимулирующие ответственность, сознательность и дисциплину. Работа в указанном направлении должна иметь инструкции, рекомендации, памятки и т.д. Далее происходит оценка хода исполнения управленческого решения. Здесь играют важную роль мониторинг, контроль и регулирование системы управления. Мониторинг позволяет выявить соответствие тех или иных процессов первоначальным замыслам, предположениям, желаемым результатам и своевременно вносить коррекцию в управленческие технологии, предупредить срыв выполнения решения, обеспечить его большую эффективность.[18]
На завершающей стадии организации исполнения решения осуществляется учет и оценка достигнутых результатов. Здесь используется схема административного управления: команда - исполнение - контроль - отчет - оценка. Постоянный нажим «сверху» обеспечивает стремление исполнителей получить результат, соответствующий команде, любой ценой, а если это не получается - приукрасить успехи или скрыть недостатки. К задачам исполнения управленческого решения можно в целом отнести, прежде всего, сопоставление норм решения и запланированных результатов с тактическими параметрами; выявление очевидных отклонений от нормативного акта; установление причин допущенных отклонений; формулирование рекомендаций и мер по устранению обозначенных отклонений; внесение предложений по изменению, дополнению управленческого решения. Таким образом, в процессе принятия, реализации и оценки управленческих решений в рамках национальной безопасности вовлечен широкий спектр людей: политические руководители и чиновники, специалисты и эксперты, штабной и линейный персонал, внутренние и внешние участники. В государственных органах принимается ежегодно несколько тысяч управленческих решений как текущего оперативного, так и перспективного, нормативного и стратегического значения. Должностные лица отводят исключительно много времени разработке и реализации управленческих решений. Им приходится постоянно обосновывать различные варианты, изыскивать оптимальные альтернативы ресурсного обеспечения, «состыковывать», согласовывать различные решения между собой, активно анализировать ход выполнения одних решений и учитывать его результаты при подготовке других, подводить итоги реализации решений и снимать их с контроля, заниматься многими вопросами в этой объемной и ответственной сфере управленческой деятельности. Естественно, что нужна научно обоснованная технология подготовки и реализации управленческих решений. Причем подобная технология представляется общей, типовой, гарантированной от «местного» творчества и «самостоятельности» тех или иных руководителей.
Заключение
В методологии исследования проблем национальной безопасности особое место среди базисных понятий занимает механизм выработки и принятия решений. Общая система национальной безопасности функционирует и может постоянно возвращаться в устойчивое состояние благодаря определенным управляющим воздействиям.
Управленческое решение имеет социально-экономическую природу. Оно связано с деятельностью человека, руководящего другими людьми и использующего при этом все свои способности, умение, знания и навыки. Управленческое решение как специфический вид человеческой деятельности в процессе управления можно представить в виде последовательности определенных операций. Это, прежде всего, разработка вариантов действий, выбор варианта, его принятие (утверждение) и осуществление. От выработки и реализации продуманных решений государства, органов, организаций и средств обеспечения национальной безопасности во многом зависит безопасность личности, общества и государства. Что касается управления организациями, учреждениями, предприятиями, войсковыми соединениями, объединениями и т.д., то эти вопросы входят в компетенцию специальной теории организационного управления. В соответствии с этой теорией, поскольку каждая организация является системой, имеющей множество направлений (целей) деятельности, в ее управление входит выбор целей (задач) как видов целеустремленной деятельности и управление деятельностью в соответствии с выбранной целью. Принятие решений - один из элементов в общей теории государственного управления. Интересы, трансформирующиеся в цели государственной политики, выносятся государственными институтами на внутреннюю и внешнюю арену, где и формируется внутренняя и внешняя политика и проявляется конфликтность. В случае, когда состояние государства характеризуется нестабильностью политического, экономического, социального и национального базиса, нечеткостью и противоречивостью интересов различных социальных групп, слоев, течений, проявляется конфликтность отношений на внутригосударственном уровне. В результате этих противоречий возникают реальные угрозы тем или иным интересам, вызывающие напряженность во внутренней и внешней политике. Причем в силу объективности и неизбежности разнообразия интересов личности, общества и государства возникают противоречия, которые могут явиться источниками потенциальных угроз безопасности. Государство постоянно вынуждено вырабатывать те или иные решения с целью воздействия на управляемые объекты. Механизм принятия решений в любой области государственной деятельности включает в себя цепочку последовательных действий, организаций, органов и конкретных лиц, которые являются субъектами власти. В целом, необходимо отметить, что на всех стадиях принятия управленческого решения (получение задачи; оценка ситуации; разработка альтернативных решений; выбор альтернатив; принятие решения) целесообразно выделить три вида управленческой деятельности. Аналитическая позволяет на основе многофакторного анализа исследовать сложившуюся ситуацию. Политическая предусматривает рассмотрение субъектом принятия решения с учетом информации по проблеме и подготовленные проекты с установкой социально-политических приоритетов, а организационно-административная задействует управленческий потенциал, формируя группы, коллективы, организуя их работу по выработке и принятию решения.
Список литературы 1. Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря. 2. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 15. Ст. 1269. 3. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444. 4. Бежанов В.О. Государственное управление в системе обеспечения национальной безопасности России // Труды xxii международной конференции "проблемы управления безопасностью сложных систем". М., 2014 5. Бойко, Е.И. Механизмы умственной деятельности. Избранные психологические труды / Е.И. Бойко. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОД-ЭК», 2002. - 688 с. 6. Денисов В.Т., Авдеева Е.С., Кулаков Д.С. Разработка и реализация управленческих решений на предприятии: теория, методология, практика Саратов, 2008. 7. Ефимова Н.В. Принятие и реализация управленческих решений//В книге: Менеджмент Конина Н.Ю., Ефимова Н.В., Загребельная Н.С., Ноздрева Р.Б., Соколова М.И. Москва, 2016. С. 147-175. 8. Колчина В.С. Политико-управленческие решения: особенности подготовки, принятия и реализации органами власти//Вестник Поволжского института управления. 2016. № 11. С. 70-77. 9. Куковский А.А. Государство как основной субъект обеспечения национальной безопасности: механизм реализации//Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2012. № 29. С. 16-21. 10. Купина В.В., Маничкина М.В., Васильева Л.Ф. Реализация направлений развития управленческого учета в принятии краткосрочных решений//Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 117. С. 387-400. 11. Лепа Р.Н. Мониторинг процессов реализации управленческих решений//Экономика промышленности. 2006. Т. 33. № 2. С. 132-143. 12. Лобов С.А., Чемиренко В.П. Информационная и национальная безопасность: взаимное влияние факторов и подсистем обеспечения безопасности//Электросвязь. 2017. № 1. С. 48-53. 13. Мунтян Е.Р., Коржинский Е.А. Реализация программного модуля системы поддержки управленческих решений//Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 123. С. 328-338. 14. Парсонс, Т. Социальная система / Т. Парсонс // О социальных системах / Под ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белановского. - М.: Академический Проект, 2002 15. Салихов В.Н. Требования к управленческим решениям и условиям их достижения в регионах//Стратегия устойчивого развития регионов России. 2015. № 26 16. Слонов, Н. Управленческое решение - выбор системы / Н. Слонов // Проблемы теор. и практ. упр-ия. - 2004. - № 3. - С. 104-108. 17. Соколова, Г.Н. Экономическая социология. Учебник / Г.Н. Соколова. - М.: ИИД «Фи-линъ»; Мн.: «Беларусская навука», 2000. 18. Философский энциклопедический словарь. -М.: ИНФРА-М., 1997. 19. Шободоева А.В. стратегия национальной безопасности РФ и ее вклад в развитие понятийного аппарата общей теории национальной безопасности РФ//Baikal Research J ournal. 2016. Т. 7. № 1. 20. Ямилов Р.М. Управленческий процесс, управленческое решение: некоторые проблемы, причины и пути их решений//Сборник научных трудов вузов России "Проблемы экономики, финансов и управления производством". 2015. № 36. С. 100-104. 21. Яшина А.В. Гражданское общество как субъект обеспечения национальной безопасности: опыт России и США//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 11-2. С. 218-221. [1] Философский энциклопедический словарь. -М.: ИНФРА-М., 1997.
[2] Бойко, Е.И. Механизмы умственной деятельности. Избранные психологические труды / Е.И. Бойко. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОД-ЭК», 2002. - 688 с. [3] Слонов, Н. Управленческое решение - выбор системы / Н. Слонов // Проблемы теор. и практ. упр-ия. - 2004. - № 3. - С. 104-108. [4] Парсонс, Т. Социальная система / Т. Парсонс // О социальных системах / Под ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белановского. - М.: Академический Проект, 2002 [5] Соколова, Г.Н. Экономическая социология. Учебник / Г.Н. Соколова. - М.: ИИД «Фи-линъ»; Мн.: «Беларусская навука», 2000. [6] Шободоева А.В. стратегия национальной безопасности РФ и ее вклад в развитие понятийного аппарата общей теории национальной безопасности РФ//Baikal Research J ournal. 2016. Т. 7. № 1. С. 17. [7]Куковский А.А. Государство как основной субъект обеспечения национальной безопасности: механизм реализации//Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2012. № 29. С. 16-21. [8] Бежанов В.О. Государственное управление в системе обеспечения национальной безопасности России // Труды xxii международной конференции "проблемы управления безопасностью сложных систем". М., 2014 [9] Яшина А.В. Гражданское общество как субъект обеспечения национальной безопасности: опыт России и США//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 11-2. С. 218-221. [10] Ефимова Н.В. Принятие и реализация управленческих решений//В книге: Менеджмент Конина Н.Ю., Ефимова Н.В., Загребельная Н.С., Ноздрева Р.Б., Соколова М.И. Москва, 2016. С. 147-175. [11] Салихов В.Н. Требования к управленческим решениям и условиям их достижения в регионах//Стратегия устойчивого развития регионов России. 2015. № 26 [12] Ямилов Р.М. Управленческий процесс, управленческое решение: некоторые проблемы, причины и пути их решений//Сборник научных трудов вузов России "Проблемы экономики, финансов и управления производством". 2015. № 36. С. 100-104. [13] Лобов С.А., Чемиренко В.П. Информационная и национальная безопасность: взаимное влияние факторов и подсистем обеспечения безопасности//Электросвязь. 2017. № 1. С. 48-53. [14] Лепа Р.Н. Мониторинг процессов реализации управленческих решений//Экономика промышленности. 2006. Т. 33. № 2. С. 132-143. [15] Колчина В.С. Политико-управленческие решения: особенности подготовки, принятия и реализации органами власти//Вестник Поволжского института управления. 2016. № 11. С. 70-77. [16] Мунтян Е.Р., Коржинский Е.А. Реализация программного модуля системы поддержки управленческих решений//Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 123. С. 328-338. [17] Купина В.В., Маничкина М.В., Васильева Л.Ф. Реализация направлений развития управленческого учета в принятии краткосрочных решений//Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 117. С. 387-400. [18] Денисов В.Т., Авдеева Е.С., Кулаков Д.С. Разработка и реализация управленческих решений на предприятии: теория, методология, практика Саратов, 2008.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|