Особенности правового воспитания младших школьников
Необходимость образования в области прав человека признается мировым сообществом как важнейший элемент утверждения общечеловеческих ценностей, духовного и нравственного развития личности. Знание своих прав и свобод, умение их реализовать, защитить, четкое понимание единства личной свободы и ответственности составляет основу правовой культуры. Признание необходимости правового просвещения нашло свое отражение в письме Министерства Образования Российской Федерации «О повышении правовой культуры и образования учащихся». Родители и ближайшие родственники закладывают в ребенке нравственный фундамент, на котором формируются элементы правосознания. Часть родители воспитывают в ребенке этические, культурные и нравственные чувства, мало уделяя внимания воспитанию патриотизма и права. «Родители и воспитатели должны вообще обращать серьезнейшее внимание на развитие в детях сильной и живой правовой психологии: им следует заботиться о внушении детям не только нравственности, но и права; при том важно развитие, так сказать, обеих сторон права, внушение прав других и их святости, сильного уважения к ним. Надлежащее развитие сознания и уважения, чужих прав дает твердую опору для надлежащего, отдающего должное отношение к ближним (в том числе для надлежащего уважения к личности других); развитие сознания собственных прав сообщает воспитаннику надлежащее личное достоинство и связанные с этим черты характера (открытость, прямоту…). Воспитание «без права» дает в результате отсутствие прочной этической почвы и гарантии против житейских искушений, а что касается специально отношения к человеческой личности, чужой и своей, то естественный продукт такого воспитания - «рабская душа» и вместе с тем неуважение чужой личности, деспотизм и самодурство» [3].
Если не вводить правовое воспитание на самых ранних стадиях школьного образования, человек станет жертвой бытового правовоспитания, основными категориями которого является народная «мудрость», передаваемая из поколения в поколение. Родители с крайне низким уровнем правосознания не могут воспитать своих детей в духе права. Даже в семье дети видят неправовую сторону отношений. В семье, бытовых, уличных отношениях дети видят разрешение вопросов с точки зрения силы. Как гласит японская народная мудрость - там, где права сила, нет силы права. Отсюда и закладывается в сознании граждан «опыт», выраженный в устном народном творчестве, фольклоре: пословицы типа: Закон - дышло: куда хочешь, туда и воротишь, Суд что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет, Суды да пересуды доведут до остуды, Тяжбу завел - стал, как бубен, гол и мн. др. А раз так говорит народ - значит, так оно и есть! Это в большей мере относится к глубинке РФ. Такие «мудрости» искоренить из языка не возможно - да и не нужно этого делать, нужно выводить их из убеждений народа путем доказательной демонстрации их ошибочности. Но народ действительно мудр - и он создал не только отрицательные образы, но и убедительные положительные мнения о праве: Правда всегда перетянет, Правда суда не боится, Судья праведный - ограда каменная, Закон не кол - не обтешешь. Если бы в умах закреплялись только такие положения - ситуация была бы куда лицеприятнее. Интересны, все-таки взгляды, выраженные в народных пословицах - некоторые из них разработаны и обоснованы теоретически в правовой идеологии. Проф. В.Д. Попков указывает на такие примеры: «Закон назад не пишется» соответствует правовому положению «Закон обратной силы не имеет», пословице «Незнанием закона никто не отговаривайся!» соответствует правовой принцип «Нельзя ссылаться на незнание закона» [4].
После того, как ребенок вышел из семьи и попал в ситуацию, когда необходима социализация - его воспитанием занимаются уже обученные профессионалы. Для того чтобы прививать дух права, создавать правосознание должно быть уважение прав ученика в школе. Многие школы создают свой уклад таким, чтобы он был олицетворением правового сообщества [12]. Уклад школы, а не изучение предметов дает ученику возможность прожить десятилетие своей жизни в правовой безопасности и уважении его детского достоинства. Это и есть, по мнению учителей, правовое воспитание. Для того чтобы осуществить это, необходимо дать право ученикам управлять своей жизнью в школе. Каждый класс, начиная с пятого класса, выдвигал в общешкольный совет учащихся по 2 кандидата, которые в течение определенного периода заседают в школьной коллегии. Полномочия коллегии, в которую кроме школьников входят и некоторые учителя, ее регламент закреплены в внутришкольной документации. Будучи объективным - такая форма управления школой - только форма. Реально, конечно же, управление целиком и полностью лежит на взрослых, но ученики получают возможность участвовать в «политической» жизни школы, они обсуждают различные вопросы, их мнение через учителей передается на педсовет. Даже на уровне избрания двух выборных в коллегию - это уже участие в свободных тайных выборах, когда твой голос зачастую решающий - это твое политическое право. Можно быть уверенным, что этот школьник, вступив во взрослую жизнь, не пропустит государственных выборов. Кроме того, начиная уже с 5-го класса до или после выборов, во время «агитации», школьники устно или письменно обосновывают, почему они отдают свой голос именно этому кандидату - голосуют ли они «сердцем, эмоциями», или «разумом», веря, что этот кандидат сможет принести пользу школе. [15] На практике же управление школой коллегией с участием учеников - очень сложная задача. При этом важно сохранить партнерство взрослых и детей, создать ситуацию разделения прав и обязанностей, четко распределить полномочия, определить что может стать результатом общего решения, а что - результатом решения только учителей, учеников или родителей?
В той же школе на видном месте вывешен «Билль о правах школы», где обозначены права школьников, учителей и администрации, родителей учащихся. Неукоснительное соблюдение этих прав является кредо школы. В стенах школы или любого другого образовательного учреждения большим правовоспитательным потенциалом обладают уроки литературы, истории, обществоведения, родного языка, даже иностранного языка. В старших классах сюда прибавляется экономика - школьники уясняют раз и навсегда, что экономика и право связаны очень тесно. Внеклассные мероприятия, внешкольные посещение театров, кинотеатров, музеев, встречи с представителями органов местного самоуправления, диспуты, дискуссии, ролевые игры и пр. - все это влияет на правосознание человека. [18] Школьники младшего звена участвуют в правовой жизни несколько пассивно - воспитание направлено на них сверху: они получают уроки о правилах дорожного движения, о родном крае и пр. Конечно, дети и дошкольники не всегда четко уясняют свою роль как субъекта правоотношений - но зато с радостью ходят с родителями на выборы и собственноручно опускают избирательный бюллетень в урну. Вообще, что касается школы, нами был замечен следующий момент: в школе принять прививать интерес учащихся к определенным предметам: естественного цикла, или точным наукам, или гуманитарным. Но редко (если это не специализированное учебное заведение) интерес прививается к праву как науке, учебной дисциплине, социальному явлению. Поэтому сравнительно низок уровень знаний абитуриентов юридических факультетов (без дополнительной подготовки). На наш взгляд школа должна прививать правовую грамотность в таком же объеме, как общую грамотность, общую воспитанность, общую культуру. [23] Пока не существует федеральной программы правового воспитания (по словам уполномоченного по правам человека РФ Владимира Лукина, сейчас только идет ее разработка и обсуждение в министерствах науки и образования). Следующие шаги могли бы этому способствовать:
создание и внедрение вшутришкольных и региональных программ правового воспитания - как, например, программа «Учусь договариваться» г. Пермь - стремиться с системному правовому воспитанию; создание условий всестороннего и конкретного обеспечения интересов детей на основе уважения их прав и свобод, устранения всех форм дискриминации детей в семье, школе, обществе; ориентировать правовые знания на практическую значимость, социализацию и социальную адаптацию обучаемых. Воспитание будущего избирателя происходит с детских лет и проявляется в деятельности человека на протяжении всей его жизни. Формирование правовой культуры школьников надо начинать уже с начальных классов. В этом возрасте можно знакомить ребят с историей избирательного права, содержанием законов о выборах. Это будет способствовать тому, что во взрослой жизни они не останутся равнодушными к проблемам страны, республики, своего города, научатся ответственно относиться к праву «избирать и быть избранным». Поймут важную истину: «От выбора каждого зависит судьба страны». [23] Выполнить нам эту задачу позволяют внеклассные занятия по избирательному праву, где школьники знакомятся с политическими терминами, понятиями и категориями. Поскольку одним из основных видов деятельности в младшем школьном возрасте является игра, то занятия носят игровой характер - сказки, путешествия, игры, инсценировки, аукционы. При этом учащиеся не только приобретают определенный опыт творческой деятельности, но и важные социальные навыки и умения. Дети отдают предпочтение сюжетно-ролевым играм, в которых изображают всё, что видят в окружающей жизни. Первоначальные сведения о праве индивид получает в семье, затем к правовому воспитанию подключаются другие субъекты - государство, социальные объединения, другие индивиды. Итак, правовое воспитание - это целенаправленная систематическая деятельность государства, общественных объединений, социальных групп, общества в целом по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры. Оно органически связано с правовым обучением. Правовое воспитание обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организационных форм. Стратегической целью правового воспитания можно считать правомерное поведение, в том числе правовую активность молодого гражданина. Непосредственная цель - повышение уровня правовой культуры учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования, профилактика правового нигилизма [22].
Достижение поставленных целей возможно при решении следующих задач: овладение системой знаний об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений; овладение умением получать и критически осмысливать социальную (в том числе правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; воспитание нравственной и правовой ответственности за свои поступки; активной гражданской позиции, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям; уважения к лицам, охраняющим правопорядок в стране; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных (в том числе правовых) отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. Правовое воспитание основывается на принципах гуманизма, научности, плановости, систематичности (успех в формировании правовой культуры молодежи может быть обеспечен в процессе длительного, поэтапного воспитательного воздействия на личность), личностно-ориентированном, дифференцированном, комплексном подходах. Традиционными средствами правового воспитания являются: правовая пропаганда; правовое обучение; практика реализации правовых предписаний; самовоспитание, которое заключается в формировании глубокого уважения к праву, потребности строго следовать правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа правовой действительности и в личной практике.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|