Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Термины теории массовой коммуникации




Автоматизированные измерения аудитории – специфический метод измерения аудитории, с использованием электронных приборов: радиоконтроль (швейцарские часы), портблпиплметры, пиплметр, аудиометр, сетметр (мерит кол-во включенных телевизоров). Данные фиксируются и отправляются в центр сбора данных.

Авторитарная нормативная модель в деятельности СМИ - модель основана на максимальном ограничении свободы информации и жестком общественном (государственном) контроле. Критика доминирующих политических и моральных ценностей исключается установлением цензуры, критика властей, входящая в противоречие с господствую­щей политической линией и моральными установками, квалифици­руется как уголовное преступление; журналисты и другие профес­сионалы не являются независимыми.

Агитация (от латинского agitatio — приведение в движение) – одно из средств политического воздействия на массы, оружие борьбы классов и их партий; А. выражается в распространении какой-либо идеи или лозунга, побуждающих массы к активному действию.

Агитационная функция СМИ

Адекватное восприятие – адекватность восприятия сообщения предполагает существование области, в которой опыт коммуникатора и реципиента похож, в которой определенные знаки распознаются ими одинаково. Коммуникатор и реципиент имеют "фонд используемых значений", "рамки соответствия" и область, в которой они могут успешно общаться, находится в "перехлесте" их "рамок".

Адресант сообщения - отправитель. В процессах социальной коммуникации адресант при помощи передачи сообщения стремится вызвать определенное поведение у партнера по коммуникации (адресата).

Адресат сообщения - получатель; тот, кому в процессах соц. коммуникации направлено определенное сообщение (адрес).

Азбука Брайля - различают следующие типы коммуникации: визуальную, аудиальную, аудиовизуальную и тактильную. Последняя используется для передачи информации слепым с помощью так называемой азбуки Брайля – специально организованных символов, которые слепые считывают на ощупь.

Актуальность информации - Информация должна соответствовать текущему моменту времени, соответствовать ожиданиям и потребностям общества.

Алфавит Брайля – см. Азбука Брайля + Для изображения букв в шрифте Брайля используются 6 точек, расположенных в два столбца, по 3 в каждом. Одной из особенностей шрифта Брайля является то, что пишется текст справа налево, затем страница переворачивается, и текст читается слева направо. При письме прокалываются точки, и поскольку читать можно только по выпуклым точкам, приходится переворачивать лист. В этом заключается одна из сложностей при обучении этому шрифту. Полный алфавит Брайля состоит из 63 комбинаций букв, знаков препинания и сокращений.

Альтернатива (в закрытом вопросе) - закрытые вопросы, т.е. ситуация, когда респондентам уже задан список вариантов ответов на вопрос, среди которых осуществляется выбор в соответствии с мнением респондента по поводу изучаемого явления.

Анализ аудиоматериалов - относится к аналитико-документальным и качественным методам социологического исследования.

Анализ видеоматериалов - относится к аналитико-документальным и качественным методам социологического исследования.

Анализ документов - совокупность методических приемов, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации, необходимой для решения исследовательских задач. Выделяются два основных метода анализа документов: неформализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ, от английского content-analysis - анализ содержания). Относится к аналитико-документальным и количественным методам социологического исследования.

Анализ писем – относится к аналитико-документальным и количественным методам социологического исследования.

. Анализ текста - относится к аналитико-документальным и качественным методам социологического исследования.

Аналитико-документальные методы исследования – относятся к методам социологического исследования. К ним относятся: контент-анализ, анализ текстов, анализ аудиоматериалов, анализ видеоматериалов, статистический анализ документов, статистический анализ пасем, статистический анализ материалов.

Анкета - упорядоченный по последовательности, содержанию, содержанию и форме набор вопросительных суждений, воплощенный в виде опросного листа и предназначенный для сбора эмпирической социологической информации в форме письменных ответов опрашиваемых (респондентов) по сформулированной исследовательской проблеме.

Анкетер - лицо, осуществляющее сбор эмпирической информации посредством анкетного опроса респондентов.

Анкетирование - одна из основных разновидностей метода социологического опроса, при котором общение между исследователем и респондентом, являющегося источником желательной информации, опосредуется анкетой.

Апериодическая коммуникация - когда происходит какое-то единичное коммуникационное событие, которое больше не повторяется: разговор двух людей (межличностная коммуникация), непосредственная встреча аудитории с известным актером, певцом, писателем (личностно-групповая коммуникация) или выход в свет книги большим тиражом (массовая коммуникация). Такой тип коммуникации называют апериодическим или непериодическим.

Атрибут (в общенаучном понимании) - Атрибу́т (от лат. attributio — приписывание).

Атрибут в философии — необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта.

Атрибут в мифологии и иконографии — предмет, служащий постоянным устойчивым знаком и отличительным признаком мифологического или реального персонажа или аллегорической персонификации какого-либо понятия (молнии Зевса, весы и повязка Фемиды).

Атрибутивизм (в теории информации) - Представители атрибутивного подхода, рассматривали информацию как атрибут материи, т.е. как неотъемлемое свойство, изначально существующее на всех уровнях материи, в том числе на физическом и химическом. Информацией обмениваются все живые и неживые объекты природы, как в астрономических масштабах, так и в масштабах микромира.

Атрибутивист (в теории информации) – представитель, сторонник атрибутивного представления о природе информации.

Атрибутивный подход (в теории информации) - Согласно позиции сторонников атрибутивного подхода, любое материальное взаимодействие имеет информационную составляющую. Информацию теперь ставят в один ряд с веществом и энергией, или в другом варианте – с материей, временем, пространством, движением. В то же время все попытки ответить на вопрос «Что такое информация?», т.е. определить сущность и природу информации, к успеху не приводят.

Аттракторы Лумана (англ. attract — привлекать, притягивать) — множество точек в фазовом пространстве динамической системы, к которым стремятся траектории системы. Если траектория прошла достаточно близко к аттрактору, то со временем она уже не покинет окрестность аттрактора и даже будет подходить к нему всё ближе и ближе, то есть будет наблюдаться эффект притяжения к аттрактору.

Аудиальная коммуникация – коммуникация, в основе которой лежит слух. Аудиальная коммуникация – это устная речь.

 

Аудиовизуальная коммуникация – коммуникация, основанная на слуховом и зрительном восприятии. Аудиовизуальная коммуникация реализуется в таких СМК, как кино, телевидение, Интернет (мультимедийные материалы).

Аудитория - социальная общность людей, объединенных взаимодействием с коммуникатором (индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности).

Аутопойезис - АУТОПОЙЕЗИС. - Аутопойезис (по-английски пишется как
"autopoiesis", а переводится по разному - встречаются такие переводы как
"автопоэзис", "аутопойесис") – процесс воспроизводства (самопорождения) системой своих компонентов с целью сохранения своей самотождественности.термин чилийских эпистемологов и нейрофизиологов Умберто Матураны и Франциско Варелы, используемый Луманом для своих социальных размышлений, который можно перевести как самотворение или самовоспроизводство.

Аутопойезисное единство – системное единство.

Аффект - АФФЕКТ (от лат. affectus — душевное волнение, страсть) — сильное, быстро возникающее и бурно протекающее психическое состояние, характеризующееся сильным и глубоким переживанием, ярким внешним проявлением, сужением сознания и снижением самоконтроля. Известны два вида А.: физиологический и патологический.

Аффективные потребности – потребность в "аффекте" определяется как потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, опираясь на любовь и близкие, теплые эмоциональные контакты. Причиной для повторения интенсивных аффектов является потребность в восстановлении комфорта от испытывания этих аффектов

Аффективный эффект массовой коммуникации - формирование чувств обеспокоенности, страха; влияние на моральное состояние и степень отчуждения в обществе. относящиеся к изменению чувств, настроений, мнений аудитории

Бит - двоичная единица -binary digit

Бихевиоральный эффект массовой коммуникации - оказывающие влияние на поведение и деятельность адресатов информационного воздействия. активизация (или не активизация) какой-либо деятельности; направление различных видов акций (например, политических демонстраций); провоцирование альтруистических проявлений (кампании благотворительности)

Вероятность ТВ-действия – это вероятность, с которой, при прочих равных, индивид, после просмотра того или иного ТВ-продукта, поступит по образу и подобию увиденного.

Диффузия иноваций – это процесс, посредством которого инновация распространяется по коммуникационным каналам во времени и в пространстве среди участников социальной системы. (массовое распространение материализованных знаний в виде новых продуктов или технологий, полученных на предыдущих этапах инновационного процесса) *Предлагаю оставить просто определение диффузии, потому как внешней и внутренней я не нашла, а он сам даже не знает, я у него спрашивала на занятии*

Внушение - способ влияния, который основывается на некритичном восприятии человеком поступающей информации. В., как и убеждение, направлено на снятие своеобразных фильтров, стоящих на пути к новой информации и оберегающих человека от заблуждений и ошибок. В. предполагает усвоение объектом сообщения без требования доказательств его истинности.

Вопрос на выявление мнения - вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий.

Вторичная реальность - это художественная декорация, выстроенная автором произведения и отражающая настоящий (первичный) мир или представления о нем, либо создающая новый, несуществующий мир. Любое произведение искусства (книга, фильм, картина и т.п.) может быть названо вторичной реальностью, так как в нем открывается авторское, субъективное отображение действительности. Однако, в наибольшей степени термин относится к тем произведениям, в которых автором сознательно создан мир, отличный от реального, — к жанрам фантастики, утопии и т.д.

Вторичная семиосистема – особая вторая семиологическая система, где мифологические значения надстраиваются над первой семиосистемой (по Соссюру), задавая амбивалентную характеристику мифологическому дискурсу как смыслу и как форме. Как мифологический концепт - означающее второй системы, носит заимствованный, ситуативный характер предназначенности мифа, открытый любой ассоциативной человеческой интенции, отчуждающей человека от естественных концептов языка, будь то орудийно-практических или понятийно-теоретических, и создающей натурализирующую языковую регрессию к имагинативной, мнемонической апперцепции, сопричастности человека к манифестации мистического образа воображения как наиболее реального. Р.Барт называет мифологический концепт субстратом сознания, отвечающим сокрытым желаниям бессознательного, в этом его мотивированность и безлично-универсальный характер, коннотативный характер его смыслов, их ограниченность, аффективность, диффузность, чувственная фактичность и ассоциативная повторяемость. В результате превращения знака 1-й системы (смысловой полноты), в знак-форму 2-й системы ("пустой символ"), происходит деформация объемов означающего-означаемого и как бы "похищение языка" (ложное бытие слов). Мифологический дискурс образуется как определенная индуктивная система значимостей, принимаемых не за субъективную систему ценностей, но за объективную систему фактов, чувственно конструирующих данность и элиминирующих её историчность.

Галактика Гутенберга – изобретение книгопечатания положило начало "галактике Гуттенберга", сделав возможным индивидуальное познание объективной реальности, освобожденное от воздействия коллективного сознания; этим была инициирована фрагментация общества.

Галактика Маркони – с изобретением в 1884 телеграфа возникла "галактика Маркони", или эпоха электронной коммуникации, характеризующаяся децентрализацией процессов коммуникации, многократным ускорением реакций и всеобщей включенностью в информационное поле. Пространственные характеристики теряют значимость, и весь мир превращается в "глобальную деревню"

 

Дознаковый уровень информации - сигнальный уровень, нет знаков и символов.

Документ – материальный носитель, содержащий, выражающий информацию в зафиксированном виде и специально предназначенный для её передачи во времени и пространстве. В социологии аудио-, видеоматериалы, письма, детские рисунки и т.д.

Достоверность информации - характеристика массовой информации. Информация (в смысле «набор передаваемых знаков и символов») в журналистике не должна содержать искажений. Поэтому к журналисту предъявляется требование перепроверки полученной информации до того, как он представит ее широкой публике.

Единица информации - бит, по Клоду Шеннону.

Закрытый вопрос – вопрос, который предполагает выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке. Недостатком можно считать высокую вероятность необдуманности ответов, их случайный выбор, автоматизм у респондента.

Знак - материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), который выступает как представитель др. предмета, свойства или отношения. Различают знак и языковые и неязыковые.

Знаковый уровень информации – надсигнальный, социальный уровень информации.

Групповое фокусированное интервью - Групповое фокусированное интервью или фокус — группа. Метод фокус-групп относится к качественным методам сбора информации. Суть метода заключается в том, что внимание участников фокусируется на исследуемой проблеме (теме), с целью определить отношение к поставленной проблеме, выяснить мотивацию тех или иных действий. Основное требование к формированию группы — ее гомогенность (однородность) по составу участников. Среди значимых признаков можно назвать пол, возраст, образование участников дискуссии. Обсуждение проводится под руководством ведущего (модератора) и основывается на принципах групповой динамики. Фокус-группа, как разновидность групповой дискуссии, позволяет выявить личный опыт и оценки потребителей, определить, на чем они базируются.

Дайал-тест -качественный метод, позволяющий выяснить отношение респондента к исследуемой проблеме, но в отличие от остальных качественных методов, требует наличие специального электронного оборудования. В руках у каждого участника тест-группы электронный пульт. Поворачивая колёсико пульта, участники тест-группы фиксируют свою реакцию на события, которые происходят в студии. Компьютер получает информацию с каждого пульта дважды в секунду преобразовывает её в график. Кривая графика показывает среднее мнение всех членов тест-группы. Дайал тест (dial-test) - Телепередача «Свобода слова». Положительная или отрицательная реакция на идею, происшествие, высказывание, персону, ведущего – всё, что происходит в студии, немедленно отображается на графике симпатий-антипатий. Более того, график демонстрирует не только позитивно-негативную реакцию аудитории, но и степень поддержки или неприятия: вид кривых колеблется от безразличия до ненависти, от ненависти до фанатизма

Двоичная единица - Двоичные единицы (в теории информации), единицы измерения энтропии и количества информации. Энтропию в 1 Двоичные единицы (1 bit, от англ. binary digit) имеет источник с двумя равновероятными сообщениями. Происхождение термина объясняется тем, что количество Двоичные единицы указывает (с точностью до единицы) среднее число знаков, необходимое для записи сообщений данного источника в двоичном коде. Употребляются также десятичные единицы (decit, от англ. decimal digit). Переход от одних единиц к другим соответствует изменению основания логарифмов в определении энтропии и количества информации (10 вместо 2). Формула перехода: 1 дес. ед. = 1/lg 2 Двоичные единицы» 3,32 Двоичные единицы

Двухступенчатая коммуникация Одним из важнейших этапов изучения воздействия СМИ на аудиторию стало открытие американцем П. Лазарсфельдом в конце 40-х годов прошлого века двухступенчатой модели коммуникации. Толчком к этому послужили результаты опросов, показавших, что охват населения при знакомстве с сообщением через две недели после его передачи оказался выше, чем непосредственно после самой передачи. Дальнейший анализ показал, что возрастание охвата явилось следствием обсуждения этих сообщений с теми, кто получил наименование «лидеров мнения». Более того, увеличился не только охват, но и степень влияния сообщения на аудиторию. Так из одноступенчатой модель превратилась в двухступенчатую, причем первая ступень характеризуется в основном передачей информации, а вторая ступень — передачей влияния (рис. 3.7). Последующие исследования, проведенные в Германии, показали, что лидеры мнения не только более активно используют СМИ, но и являются более общественно активными членами общества. Опора на лидеров мнения представляет собой опору на уже имеющиеся в обществе социальные и коммуникативные сети, что гораздо более эффективно, чем создание новых каналов коммуникации. Особенно важную роль учет двухступенчатой коммуникации имеет в тех случаях, когда покупатель и потребитель это не одно и то же лицо. Чтобы реклама была эффективной, она должна воздействовать на лицо, влияющее на решение о покупке, а не на самого покупателя.

Двухступенчатый поток коммуникации -(Two-set flow of communication). Процесс, в ходе которого воздействие средств массовой коммуникации зачастую осуществляется через "лидеров мнения", влияющих, в свою очередь, на окружающих.

Декодирование информации. Кодирование информации это преобразование формы представления информации с целью ее передачи или хранения. Кодирование это представление символов одного алфавита символами другого. Правила, по которым осуществляется кодирование называются кодом. Под словом понимают последовательность символов,. количество символов в которой называется длиной кода. Слова так же называют кодовыми комбинациями. Если при кодировании получают комбинации одинаковой длины, то такой код называют равномерным, а длину кодовых комбинаций в этом слове называют значимостью кода. Если кодовые комбинации различной длины, то код называется неравномерным. Процесс обратный кодированию называется декодированием.
Если в коде ни одна более короткая комбинация не является началом более длинной кодовой комбинации, то код называется префиксным.

Дельфи-группы - применяются для разработки прогнозов в социально-экономической и политической сферах. Суть метода: выдвижение идей о будущем с целью прогноза, основанных на коллективном мнении экспертов.

Денотация - прямое или явное значение слова.

Диалогическая коммуникация -Когда говорят о коммуникации как о смысловом взаимодействии (а не действии или воздействии), неявно предполагают, что процесс коммуникации происходит в двух направлениях: сначала от одного участника к другому, а затем от второго к первому. Так выглядит в идеале простейшая коммуникация между двумя людьми. И такую ситуацию называют диалогической коммуникацией. Но по мере увеличения числа участников коммуникационного процесса, поддерживать режим диалога становится все труднее. Диалог или, точнее, полилог (термин, указывающий на большое число участников в разговоре) предполагает более или менее равномерное распределение времени между всеми. Данное условие становится практически невыполнимым, если число участников достигает нескольких десятков, не говоря уж о большем числе. Поэтому, строго говоря, идеальная диалогическая модель не может быть осуществлена уже в личностно-групповой коммуникации и тем более в массовой.

 

Диахронная коммуникация -«диахронный» - также греческого происхождения и включает в себя два важных элемента. Первый «диа» переводится как «через». Второй «хрон» – от «хронос», что значит «время». Таким образом, «диахронный» означает «передаваемый через время». В таком случае иногда говорят об отсроченной коммуникации. Пример: передачу можно пустить «в записи» - это и будет диахронная коммуникация. Чтение письма – практически всегда представляет собой диахронную коммуникацию. Чтение древней рукописи в библиотеке – это диахронная коммуникация, когда момент передачи информации (момент написания рукописи) отдален от момента прихода информации к другому человеку на века или даже тысячелетия. Диахронная коммуникация не может быть непосредственной. Это всегда медиатизированная коммуникация.

 

Диссонантные отношения между когнициями – если суждение (а) следует из суждения не-(в) или (в) следует из не-(а). Суждения «Курение вредно» для здоровья» (а) и (в) «Я, тем не менее, курю». Иначе говоря, состояние К.Д. противоположно состоянию когнитивного консонанса, когда один элемент (а) психологически вытекает из другого (в).

Дистантная коммуникация – процесс передачи информации большим группам людей с помощью специальных средств на расстоянии.

Дисфункция (в социологии) - появление в системе элементов, приводящих к рассогласованию ее функционирования как целого, к отклонению ее поведения от первоначально заданных параметров.

Диффузия инноваций – процесс, в ходе которого инновация с течением времени по определенным каналам распространяется среди членов социальной системы.

Дневниковая панель – это колличественное маркетинговое исследование, которое используется в том случае, если необходимо изучить интересующий исследователя предмет в динамике и получать данные последовательно через определенные промежутки времени, т.е. провести повторные исследования, основанные на единой программе и инструментарии. Панель представляет собой группу людей или предприятий, специально отобранных для исследования. Панельные исследования позволяют:

1. определить текущую емкость рынка;

2. выявить привычки потребителя;

3. определить доли рынка компаний, работающих на нем;

4. накопить информацию, отражающую динамику развития рынка, маркетинговую стратегию собственной фирмы и фирм конкурентов, оценить ее эффективность.

Участниками исследования могут быть домашние хозяйства, отдельные потребители или юридические лица (предприятия, различные магазины и т.д.). Тип панели и продолжительность ее проведения зависти от особенностей исследуемого продукта, желаемой точности полученных данных. Опыт проведения панельных исследований показывает, что наиболее эффективное соотношение качества исследования и затрат на его выполнения достигается в том случае, когда панель используется не реже одного раза в квартал в течение одного года.

Доверие к источнику информации. Одним из наиболее актуальных вопросов для изучения является получение достоверной информации и создание доверия к источнику ее получения. Барье­ры вызваны объективными социальными причинами, принад­лежностью партнеров по коммуникации к различным социальным группам, и при их проявлении особенно отчетливо выступает вклю­ченность коммуникации в более широкую систему общественных отношений. Реципиент попадает в ситуацию выбора между различной по своей сути информацией, касающейся одного вопроса. Здесь все зависит от уровня доверия к тому или иному источнику информации (напомним, что им может быть как неподтвержденные данные в СМИ, так и просто обычный человек (друг или родственник). Чем выше неопределенность, тем выше доверие (положительная установка) к неформальным источникам информации, с целью снижения уровня тревожности реципиента. Доверие к самому содержанию информации идет от доверия к источнику этой информации (тому, кто ее сообщает). Доверие – положительная установка по отношению к другому объекту, связанная с определенным набором ожиданий, оправдание которых укрепляет эту установку. В случае, если эта информация предоставлена ему в единственном варианте (т.е. информационный вакуум снят не до конца), то на данном этапе реципиент принимает решение, принимать ли эти сведения в качестве достоверных или нет. Доверие формируется на основании культурного уровня реципиента, его прошлого опыта и отношения к источнику информации (важно отметить, что здесь также может присутствовать элемент доверия, но уже относительно источника). Если на данном этапе доверие не формируется, то, как результат, информация отвергается и реципиент, либо возвращается на предыдущий этап, либо остается в ситуации информационного вакуума.

Дознаковый уровень информации - сигнальный уровень, нет знаков и сигналов.

Документ – материальный носитель, содержащий, выражающий информацию в зафиксированном виде и специально предназначенный для её передачи во времени и пространстве.в социологии аудио-, видеоматериалы, письма, детские рисунки и т.д.

Долгосрочный эффект в массовой коммуникации – изменение в сознании и поведении людей, происходящее под воздействием массовой коммуникации при истечении определенного периода времени.

Достоверность информации - характеристика массовой информации. Информация (в смысле «набор передаваемых знаков и символов») в журналистике не должна содержать искажений. Поэтому к журналисту предъявляется требование перепроверки полученной информации до того, как он представит ее широкой публике.

Единица информации - бит, по Клоду Шеннону.

Закрытый вопрос – вопрос, на который можно четко ответить «Да» или «Нет».

Знак - соглашение (явное или неявное) о приписывании чему-либо (означающему) какого-либо определённого смысла (означаемого). Знаком называется материальный объект, который для некоторого интерпретатора выступает в качестве представителя какого-то другого предмета.

Знаковый уровень информации – надсигнальный, социальный уровень информации.

Идентификация – 1. Установление тождественности объектов на основании тех или иных признаков. 2. Процесс отождествления индивида с тем или иным объектом, человеком или группой, происходящий на основе усвоения присущих им свойств, стандартов, ценностей, социальных установок и ролей. 3. В теории информации – этап обработки информации, связанный с выявлением смыслового содержания сигнала и установлением его тождества с реальным объектом.

Изменение наблюдаемого поведения – отклонения от нормы в поведении объекта, подвергающегося наблюдению.

Икона (по Пирсу) - это знак, который обладает рядом свойств, присущих обозначаемому им объекту, независимо от того, существует этот объект в действительности или нет». Отношения между знаком и объектом - это отношения подобия; знак оказывается знаком просто в силу того, что ему «случилось быть похожим» на свой объект. Пирс выделял несколько разновидностей иконического знака:

- образы (или изображения; в данном случае означающее представляет «простые качества» означаемого): фотографии, скльптура, живопись, но так же и ощущения, вызываемые музыкальными произведениями (например, “Полет шмеля” или “Море” Дебюсси);

- метафоры (здесь кодификация производится по принципу параллелизма между знаком и объектом), этот подкласс активно задействован в театральной практике и литературе;

- диаграммы, схемы, чертежи и другие виды «нефигуративных» изображений, которые Пирс называл «логическими иконическими знаками» (этому виду иконических знаков не обязательно иметь чувственное сходство с объектом, достаточно аналогии между отношениями частей в самом объекте и в его знаке (этой группой иконических знаков активно пользуется математика).

Иконический знак - это такой знак, который несет в себе некоторые свойства представляемого объекта.

Имплозия – (в коммуникации) – явление, когда за счет стремительного сжатия пространства, времени и информации находящийся в одном месте индивид может одновременно переживать состояние отдаленных объектов.

Индекс (по Пирсу) - это такой знак, который привлекает внимание к означаемому им объекту каким-то безотчетным образом.

Индексный знак – в основе индексальности — реальная связь в пространстве или во времени между знаком и обозначаемым им объектом (например, дорожный указатель). Индекс логический оператор, сигнал, крик, указательное местоимение. Привлекает внимание к объекту посредством «слепого» импульса.

Индивидуальная реакция (по Маккуэйлу) - состоит в непланируемых коммуникатором последствиях, наблюдаемых после контактов индивидов с материалами массовой коммуникации. Происходит за счет имитации и научения. Предметом их могут быть самые различные области индивидуальной и социальной реальности — следование новым жизненным стилям, акты девиантного поведения, проявления боязни и страха, и т.д.

Индивидуальный опыт – совокупность знаний и умений, приобретенных индивидом на основе и в процессе непосредственного практического взаимодействия с внешним миром. Индивидуальным является как внутриличностный опыт, так и опыт любого отдельного элемента внутри системы.

Индивидуальный отклик (по Маккуэйлу) - процесс, с помощью которого происходит изменение установок, знаний, поведения или закрепление, стабилизация последних. Происходит это в качестве реакции на сообщения, цель которых и состоит в осуществлении изменений.

Индустрия культуры – впервые под этим словосочетанием Т. Адорно и М. Хоркхаймер, представители Франкфуртской социально-философской школы и авторы «Диалектики просвещения», понимали производство культуры, превратившееся в уничижающий человека аналог поточно-конвейерного производства. Индустрия культуры рассматривалась ими как повседневная дегенерация духовной жизни большинства до низкопробного «всеобщего уровня». Данное обстоятельство принимало для авторов особое значение, поскольку в нем они увидели необходимое условие осуществления тоталитарной духовной власти как принципа организации и управления, предстающего как в непосредственно политических формах, так и в рыночном выражении. Отсюда выводы: податливость массы духовному насилию (которая может принимать вид ее самостоятельного выбора в правиле «Давать то, что хочет публика») создается и изо дня в день закрепляется в первую очередь именно индустрией культуры. «Индустрия культуры - это преднамеренное объединение ее потребителей сверху». При этом стало ясно, что индустрия культуры - это такая идеологическая сила, которая, действуя в виде общедоступного средства общения и развлечения и выступая под невинным названием «масс-медиа», в действительности является выражением невиданной концентрации политической и экономической власти: «Клиент здесь - это совсем не король, во что хотела бы вас заставить поверить индустрия культуры, это не субъект ее, а объект.

Инноваторы - способные на риск, открытые всему новому индивиды. В своих социальных отношениях они более космополитичны, чем члены других категорий. Такие люди склонны образовывать между собой своеобразные клики, устанавливая связь друг с другом, невзирая на географические расстояния (Rogers, 1995).

Инновация - явления культуры, которых не было на предшествующих стадиях ее развития, но которые появились на данной стадии и получили в ней признание ("социализировались"); закрепившиеся (зафиксированные) в знаковой форме и (или) в деятельности посредством изменения способов, механизмов, результатов, содержаний самой этой деятельности.

Институциональные изменения (по Маккуэйлу) - результат непланируемого приспособления существующих институтов к развитию средств массовой коммуникации. Прежде всего, это относится к коммуникационным функциям этих институтов.

Интегративная функция массовой коммуникации – раскрывает массовую коммуникацию как средство объединения людей.

Интент-анализ - метод анализа публичных выступлений, позволяющий в известной мере реконструировать “картину мира” говорящего - его целевые и предметные направленности, их динамику, особенности в конфликтной ситуации, в предвыборных выступлениях, свободных условиях и др.

Интенция - намерение, устремленность, направленность сознания, воли, чувств на к.-л. предмет.

Интервью - (в социологии) – особый вид исследовательского общения с индивидом, применяемый в качестве метода сбора первичной социологической информации.

Интервьюирование - процесс устного опроса респондента с целью получения информации о социальных фактах и явлениях. Личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь сам задаёт вопросы и фиксирует ответы.

Интерпретант - одно из центральных понятий семиотической теории Пирса, включенное в базисное триадическое отношение "объект — знак — И." ("interpretant" следует отличать от "интерпретатора"). Без И. знак как таковой не возможен: знак не функционирует как знак до тех пор, пока он не осмысливается как таковой. Иными словами, знаки должны быть определенным образом интерпретированы, чтобы быть знаками. И. — это новый знак, возникающий в сознании человека, пользующегося данным знаком; это перевод, истолкование, концептуализация отношения знак/объект в последующем знаке (например, определенная реакция человека на воспринимаемый знак и т.д.); это то, что "производится знаком в интерпретаторе". Первая возникающая у нас мысль при восприятии потенциального знака и есть И.

Интерпретация информации - когнитивная процедура установления объектом содержания информационных кодов.

Инф - специфические структуры, являющиеся носителями информации (биологический пример инфа – ДНК).

Инфовзаимодействие - взаимодействие субъектов с инфофондом в инфопотоке с целью получения и преобразования информации.

Инфопроцесс – 1) производство информации; 2) преобразование; 3) передача; 4) хранение; 5) потребление; 6) использование.

Производство информации. Оно рассматривается как знаково-символическое действие,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...