Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Латентные психологические процессы – скрытые психологические процессы





Либертарианская модель -К концептуальным параметрам модели относятся следующие: распространение информации должно быть доступно для индивидов без предварительного разрешения или лицензии; критика правительства, официальных лиц или политических партий не должна быть наказуемой; публикации не могут и не должны подвергаться цензурным ограничениям, равно как не должно быть препятствий при сборе материалов, проводящихся законными средствами; не должно существовать ограничений для распространения материалов массовой коммуникации через государственные границы; журналисты должны обладать независимостью внутри институтов массовой коммуникации.

Лидер мнениялидер, оказывающий существенное влияние на мнение других людей, которые обращаются к нему за информацией и советом; в теории коммуникации — человек, выступающий в качестве посредника между средствами коммуникации и собственной группой, осуществляющий выбор и интерпретацию передаваемой информации.

Личное интервью– количественно-опросные методы ???????

Личностно-групповая коммуникация– пример: лекция, пресс-конференция. Контакт человек-группа

Макросоциальные функции массовой коммуникации –взаимодействие СМИ с другими системами и обществом в целом. Интегративная функция: интеграция общества, поддержание культурно-социальной обности, трансляция культуры, образцов. СМИ и бизнес – реклама, СМИ и политика – пропаганда, агитация, СМИ и общество – формирование общественного мнения, контроль общества через СМИ над властью.

Масс-медиа– средства массовой коммуникации

Массовая информация– общедоступная информация, предназначенная для неограниченного широкого доступа к ней всеми членами общества.

Массовая коммуникация– смысловое взаимодействие с большими по численности аудиториями.

Массово-коммуникационная аудитория– особенности 1) огромное кол-во участников 2) занимает большую территорию.

Массово-коммуникационный эффектмодель Лассуэла – эффект, который оказывает акт коммуникации. Эффект «войны миров», эффект присутствия, сопричастности, сопереживания, эффект насыщения, эффект бумеранга, эффект 25 кадра.



Массовый опрос -Это наиболее распространенный метод проведения количественных исследований, при котором отобранным по специальным правилам нескольким сотням респондентов, репрезентирующим всю генеральную совокупность, состоящую из нескольких десятков тысяч или даже миллионов человек, домохозяйств или компаний, задаются вопросы по предварительно составленной анкете. Большая часть вопросов при проведении массового опроса должна иметь "закрытый" характер, т. е. содержать варианты ответа, из которых респондент должен выбрать соответствующий его точке зрения. В случае если анкета отдается респонденту, с тем чтобы он ее самостоятельно заполнил, а затем вернул представителю исследовательской компании, речь идет не о массовом опросе, а об анкетировании.

Медиа -это множественное число слова «medium», что переводится как «посредник», «средство». Таким образом, изначально «медиа» - это средства, посредники. В современном понимании «медиа» - это технические средства, технические посредники. Тогда слово «медиатизированный» трактуется как «происходящий с помощью технических средств, посредников» или «технически опосредованный».

Медиа-аудитория -группа, занимающая относительно пассивную позицию в процессе коммуникации. Эта условная, относительная пассивность носит принципиальный характер, отражая ролевые отношения между участниками процесса коммуникации. Количество людей, включенных в коммуникацию группового уровня, измеряется уже не двумя-тремя-четырьмя, а довольно большим количеством людей – от единиц до сотен, а то и тысяч. Строго говоря, нет четкого теоретически обоснованного количественного критерия, который бы отделял групповой уровень коммуникации, с одной стороны, от межличностной, а с другой стороны, от массовой коммуникации. Однако в практике СМИ стараются определить хотя бы условно границы, начиная с которых коммуникация перестает быть межличностной и групповой и начинает быть массовой. Так, в российском законодательстве эти границы установлены для периодических печатных изданий – тираж такого издания должен быть не менее 1000 экземпляров. Если издание выходит меньшим тиражом, то данная ситуация расценивается как групповая, а вовсе не массовая коммуникация.

Медиагенезис -Развитие СМК подчиняется закономерностям медиагенезиса. Одну из них можно сформулировать примерно так. Новое средство коммуникации не уничтожает старые, но заставляет их адаптироваться к новому состоянию.

Медиакоммуникация -Довольно сильно распространено заблуждение, что медиакоммуникация это исключительно массовая коммуникация. Понятие «медиакоммуникация» охватывает и другие типы коммуникации с разным числом участников. Так, можно говорить о межличностной медиакоммуникации (разговор двух человек по телефону, о ух человек телефонучностной медиакоммуникациичислом участников. ю или медиатизированную, где технические средства используютсбмен письмами, общение в Интернете через ICQ и т.п.), а можно говорить и о групповой медиакоммуникации (например, общение на форумах и чатах Интернета, участие в видеоконференциях, просмотр сравнительно небольшим числом людей видеозаписи и т.п.). Проблема лишь в том, что и межличностная, и групповая, и массовая коммуникация могут быть технически опосредованными (медиатизированными), но лишь два из этих трех типов коммуникации могут быть непосредственными – это межличностная и групповая коммуникация. Массовая же коммуникация не бывает непосредственной.

Медиатекст –материал массовой коммуникации -конкретный результат медиапродукции – сообщение в любом виде и жанре медиа.

Медиатизированная коммуникация – «медиатизированный» трактуется как «происходящий с помощью технических средств, посредников» или «технически опосредованный».По этому основанию – использование технических средств – коммуникация опосредованная или медиатизированная, где технические средства используются.

Межгрупповая коммуникация -Межгрупповая коммуникация предполагает, что одна группа людей транслирует смыслы другой группе людей. Театральная труппа или оркестр на сцене, несколько представителей политической партии на митинге, группа топ-менеджеров на общем собрании акционеров – вот примеры межгрупповой коммуникации. Здесь также присутствует асимметричность коммуникации. Выступающая группа, находящаяся в активной коммуникационной позиции (театральная труппа, оркестр, представители политической партии, топ-менеджеры), имеет приоритет в передаче информации перед группами слушателей, находящихся в пассивной коммуникационной позиции (публика в театре или в концертном зале, толпа на митинге, акционеры на собрании).

Межличностная коммуникация -осуществляется среди небольшого числа людей – обычно рассматривают коммуникацию между двумя-тремя-четырьмя людьми. Ее принципиальной особенностью является возможность реального диалога. В коммуникацию могут включиться на равных все ее участники.

Межличностная медиакоммуникация -- разговор двух человек по телефону, о ух человек телефонучностной медиакоммуникациичислом участников. ю или медиатизированную, где технические средства используютсбмен письмами, общение в Интернете через ICQ и т.п.),

Метод взаимных оценок –применяется, когда сами люди оценивают друг друга и свой вклад в общее дело.

Метод «снежного кома» -частный случай выборки методом основного массива (см.). Применяется к относительно небольшим генеральным совокупностям (см.), специфика которых состоит в том, что, во-первых, их члены знают друг друга и, во-вторых, для них трудно получить репрезентативную выборки основу (см.). Такими являются, например, генеральные совокупности коллекционеров, экспертов по узкой проблеме, представителей редких высококвалифицированных профессий и т.п. В.М.С.К. заключается в том, что каждого вновь найденного члена генеральной совокупности спрашивают, кого еще из ее членов он знает. Основа выборки в виде списка формируется "по цепочке". Процедуру можно считать законченной, когда новые фамилии перестают появляться. Полученную В.М.С.К. можно считать репрезентативной в том смысле, что в нее включены все более или менее известные представители генеральной совокупности.

Метод шкалирования -метод измерения в социальных науках, который в основном применяется для выявления черт личности и позиций. Центральным в нем является понятие "континуумы", согласно которому типы личности могут быть размещены или упорядочены с точки зрения дихотомных схем (таких как экстраверсия и интроверсия) , а позиции — изменяться в диапазоне от одной крайности к другой. Когда это оказывается невозможным, а для точного описания требуются два или более измерений, на помощь приходит многомерное шкалирование (см. Краксолл и Уиш "Многомерное шкалирование" , 1978). Существует ряд способов построения таких шкал, но все они исходят из предположения, что черты личности или позиции можно оценивать по ответам, данным на высказывания либо вопросы (см. Шкала Ликерта) . Важны равное число положительных и отрицательных утверждений и только одно измерение. Проверка внутреннего единства шкал проводится на базе различных статистических методов. Обычной основой для шкалирования служат опросные листы, но иногда прибегают и к контент-анализу.

Метод экспертных оценок -метод прогнозирования, основанный на достижении согласия группой экспертов.

Микросоциальные функции массовой коммуникации– из психологии: когнитивная, аффективная, бихевиоральная.

Мировая деревня – термин, введенный Маршаллом Маклюэном. В 1968 году он спрогнозировал превращение планеты Земля в один населенный пункт благодаря развитию телевидения и средств коммуникаций. Спутниковая связь, создание оптоволоконных кабелей и кабельных сетей, цифровых электронных устройств для скоростного приема и передачи информации являются новым этапом в коммуникационном революции. Эти средства позволяют любому человеку в любой точке Земли воспользоваться базами данных и знаний, если он имеет терминальное устройство (или компьютер) для ввода и вывода информации, включенной в единую интегрированную систему связи. В результате на основе причастности к той или иной информации создаются новые “племенные” отношения.

Миф (по Барту) - система коммуникации, состоящая не только из письменных дискурсов, но и из продуктов кино, спорта, фотографии, рекламы и телевидения. Основная задача анализа мифа - выявить то, что выступает в качестве "ложно очевидного" мира массовой коммуникации.

Монологическая коммуникация -по мере увеличения числа участников коммуникационного процесса, поддерживать режим диалога становится все труднее. Диалог или, точнее, полилог (термин, указывающий на большое число участников в разговоре) предполагает более или менее равномерное распределение времени между всеми. Данное условие становится практически невыполнимым, если число участников достигает нескольких десятков, не говоря уж о большем числе. Поэтому, строго говоря, идеальная диалогическая модель не может быть осуществлена уже в личностно-групповой коммуникации и тем более в массовой.

Отсюда следует, что, начиная с уровня групповой коммуникации, процесс становится преимущественно однонаправленным – информация идет в одну сторону: от выступающего к аудитории. Такая коммуникация называется монологической или однонаправленной.

Мера беспорядка – Энтропия. Энтропия – понятие, пришедшее из теоретической физики, из раздела, называемого теоретической термодинамикой. Энтропию определяют как меру беспорядка некоторой физической системы. Однако в XIX-XX вв. эта категория неоднократно привлекала внимание философов и социологов для объяснения явлений беспорядка и упорядоченности в любых системах, в том числе социальных.

Мера снятой неопределенности –информацию, как снятую неопределенность. Точнее сказать, получение информации - необходимое условие для снятия неопределенности. Неопределенность возникает в ситуации выбора. Задача, которая решается в ходе снятия неопределенности – уменьшение количества рассматриваемых вариантов (уменьшение разнообразия), и в итоге выбор одного соответствующего ситуации варианта из числа возможных. Снятие неопределенности дает возможность принимать обоснованные решения и действовать. В этом управляющая роль информации. количество информации есть мера снятой неопределенности.

Мера упорядоченности -Информация, точнее ее количественное выражение, начинает и в широком смысле трактоваться как мера упорядоченности

Многоуровневый подход в теории информации -В нем разделяются, по крайней мере, сигнальный (дознаковый) уровень и уровень социальный, где уже принципиально существует знаковая (надсигнальная) составляющая. Однако остается неясным поле между дознаковым и знаковым уровнями, а также связанный с этим полем процесс возникновения знака как формы информации.

Такое разделение позволяет выйти на более глубокое понимание социальной информации. Социальная информация имеет принципиально знаковый характер, т.е. она создается, преобразуется, передается, хранится, потребляется и используется в виде знаков и символов. Социальная информация связывается с инфопроцессами, протекающими исключительно в человеческом обществе

Модератор -это лицо, проводящее социологические исследования; ведущий фокус-групп. буквальный перевод: умеряющий, регулирующий) - специалист, осуществляющий ведение фокус-группы. Регулирует ход обсуждения, способствует групповому взаимодействию.

Мозговой штурм -оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

Мотив ухода от действительности – эскапизми причины его возникновения.

Мотивационно-целевой анализ -новый исследовательский метод (качественный), разработанный российским ученым Т.М. Дридзе (см.) в рамках экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигм. Разработана технология выделения мотивационно-целевых структур восприятия текста, отражающих особенности "преломления" текста в сознании человека. Эта технология основана на анализе особенностей интерпретирования им воспринятого текста. Различают адекватные, частично адекватные и неадекватные интерпретации авторских коммуникативных интенций воспринимающей стороной, причем этот феномен связывается не с врожденными качествами личности, а с особой формой тренированности человека, или - с его коммуникативными навыками, которые, как показывает исследовательская практика, поддаются корректировке.

Надежность источника информации -Надежность социологической информации - качественная и количественная характеристика данных исследования, с помощью которых устанавливается: валидность (обоснованность) информации, процедура анализа и сбора информации, их соответствие теоретическим и методологическим требованиям, устойчивость информации

Надсигнальный уровень информации -Для преодоления этого противоречия был предложен т.н. «многоуровневый подход» в изучении информации и информационных процессов. В нем разделяются, по крайней мере, сигнальный (дознаковый) уровень и уровень социальный, где уже принципиально существует знаковая (надсигнальная) составляющая. Однако остается неясным поле между дознаковым и знаковым уровнями, а также связанный с этим полем процесс возникновения знака как формы информации.

Такое разделение позволяет выйти на более глубокое понимание социальной информации. Социальная информация имеет принципиально знаковый характер, т.е. она создается, преобразуется, передается, хранится, потребляется и используется в виде знаков и символов. Социальная информация связывается с инфопроцессами, протекающими исключительно в человеческом обществе.

Неадекватно воспринимающие информацию –реципиенты, интерпретирующие информацию не так, как это ожидается со стороны коммуникатора.

Неадекватное воcприятие -это несоответствие восприятия информации ожидаемому результату

Невербальная коммуникация -это социальная информация, выраженная не в словесной, а в иной знаково-символьной форме – это разного рода изображения, как статические, так и движущиеся, музыкальные элементы, жесты, мимика и др.

В человеческом обществе основная смыслопередача осуществляется с помощью вербальной коммуникации, языка. В то же время невербальные элементы играют очень большую роль, в частности для передачи эмоциональных состояний.

Невещественная природа информации -С точки зрения философии, наиболее общее свойство информации – невозможность свести ее к категориям вещество, энергия. Информационное взаимодействие носит несиловой, неэнергетический характер. Собственно, передача информации происходит с помощью материальных средств, но энергия здесь затрачивается лишь на актуализацию этих средств, их материального начала. Информация же воспроизводится каким-то иным, еще до конца не известным науке способом.

Неисчерпаемость источника информации -Если существует некоторый источник информации, то собственно информационную составляющую можно переносить бесконечное число раз. Может быть разрушен или уничтожен материальный носитель, но пока он существует, информация из него вычерпывается безо всяких ограничений. Отсюда понятно, почему существует гипотеза о неуничтожимости самой информации, что в художественной литературе нашло свое отражение в виде знаменитой фразы из «Мастера и Маргариты» М.А.Булгакова: «рукописи не горят». Впрочем, булгаковское утверждение довольно спорное, хотя и представляет собой красивую метафору. С научной точки зрения, это гипотеза, которая пока не доказана, но и не опровергнута. Не исключено, что информация при создании, хотя и локализуется на некотором носителе, возможно, имеет свойство более широкого пространственного распределения. И не исключено, что ее локальная потеря не означает ее полное уничтожение.

Немассовая информация -Немассовая информация предназначена для узкого круга пользователей, что предполагает механизмы селекции информации, ее защиты от свободного доступа для всех членов общества.

Непериодическая коммуникация -когда происходит какое-то единичное коммуникационное событие, которое больше не повторяется: разговор двух людей (межличностная коммуникация), непосредственная встреча аудитории с известным актером, певцом, писателем (личностно-групповая коммуникация) или выход в свет книги большим тиражом (массовая коммуникация).

Непланируемый эффект в массовой коммуникации –теория Дэниса МакКуэлла. Эффекты распределяются в системе координат: планируемые (запланированные) эффекты – непланируемые (незапланированные) эффекты, долгосрочные – краткосрочные. В обществе доминируют долгосрочные и непланируемые.

Непосредственная коммуникация -По этому основанию – использование технических средств – коммуникацию разделяют на непосредственную, т.е. происходящую без использования технических средств,

Непреднамеренный эффект в массовой коммуникации –см 204.

Непредсказуемый эффект в массовой коммуникации –см 204.

Несиловая природа информации –необходимость воспринимать информацию присутствует у каждого человека.

Нестандартное интервью -нестандартное интервью не предусматривает заранее составленного жесткого списка вопросов и строгого порядка следования тем. Надо заметить, что такое интервью требует высокой квалификации интервьюера.

Неэнергетическая природа информации -Собственно, передача информации происходит с помощью материальных средств, но энергия здесь затрачивается лишь на актуализацию этих средств, их материального начала. Информация же воспроизводится каким-то иным, еще до конца не известным науке способом.

Инноваторы - способные на риск, открытые всему новому индивиды. В своих социальных отношениях они более космополитичны, чем члены других категорий. Такие люди склонны образовывать между собой своеобразные клики, устанавливая связь друг с другом, невзирая на географические расстояния (Rogers, 1995).

Инновация- явления культуры, которых не было на предшествующих стадиях ее развития, но которые появились на данной стадии и получили в ней признание ("социализировались"); закрепившиеся (зафиксированные) в знаковой форме и (или) в деятельности посредством изменения способов, механизмов, результатов, содержаний самой этой деятельности.

 

Обратная связь - изменения в поведении коммуниканта, которые происходят в результате приема сообщения. Коммуникативное действие. Действие: мгновенное, отсроченное. Реакция, отклики аудитории. Обратная свяь чаще всего идет по другим каналам.

Объективность информации

Одномерный человек - книга, написанная Гербертом Маркузе, в 1964 году, отобразившая результат его длительного исследования современного ему общества[1]. Является продолжением Критической теории общества, разрабатывавшейся Франкфуртской социологической школой, к числу представителей которой принадлежал и сам Маркузе.


Новый племенной человек – термин, введенный Маршаллом Маклюэном. Человек, вновь ориентированный на слуховой канал информации. Телевидение позволяет человеку вернуться в дописьменную общину, в глобальную деревню, где информация доступна сразу всем и получить ее можно практически мгновенно.

Нормативная функция СМК – одна из бихевиоральных функций, заключающаяся в том, что средства массовой коммуникации задают аудитории определенные нормы поведения.

Объективность информации – одна из характеристик, которой должна обладать информация. Добиться объективности, беспристрастности в журналистской практике довольно сложно, поскольку методы сбора информации связаны с субъективным началом. Журналист как любой человек не может быть абсолютно беспристрастным.

Означающее - то, что в знаке доступно восприятию (зрению, слуху).

Означаемое - смысловое содержание в знаке, переданное означающим как посредником.

Опросные методы исследования – методы исследования в социологии, особенностью которых является работа с людьми. Подразделяются на качественные (метод фокусированных дискуссий, глубинное интервью, дайл-тест) и количественные (опрос, анкетирования, телефонный опрос, дневниковая панель и т.д.)

Осгудовские факторы – 3 фактора: 1) «силы» (восприятия), «активность» (с изменениями), «оценка» (отношение).

Открытый вопрос -Тип вопросов, которые дают респондентам возможность самим сформулировать свой ответ, не требуя от них, в отличие от закрытых вопросов, выбора какого–либо готового варианта ответа.

Отношения между когнициями –1. релевантные отношения (связаны между собой): противоречащие (диссонантные), непротиворечащие (консонантные = дополняющие) 2. иррелевантные (несвязанные между собой)





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.