Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические теории мотивации




Проблема мотивации поведения человека занимала умы мыслителей всех времён. Всего насчитывается несколько десятков принципиально разных теорий мотивации.

Античность и Средневековье

Теории делятся на два вида: рациональные и иррациональные.

Рациональные теории мотивации

Аристотель и другие греческие философы, теологи средневековья. Человек - особое существо, наделённое разумом. Всё, что не побуждает действовать человека, - рационально, то есть является следствием каких-то логических ум построений. Силой своего разума человек имеет волю и свободу выбора, ставит цели и достигает результата.

Иррациональные теории мотивации

В основном описывали поведение животных, которое несвободно, неразумно, управляется тёмными, неосознаваемыми силами, имеющими свои истоки в органических потребностях.

Теория принятия решения и теория автомата

Первыми научными теориями мотивации можно считать возникшие в семнадцатом-восемнадцатом веках теорию принятия решений и теорию автомата. Теория принятия решения объясняет на рационалистической основе поведение человека.

Теория автомата объясняет на иррационалистической основе поведение животного. Первая теория была связана с использованием математических знаний при объяснении поведения человека. Она рассматривала проблемы выбора человека в экономике. В дальнейшем основные положения данной теории были перенесены на понимание человеческих поступков в целом.

Возникновение и развитие теории автомата было вызвано успехами механики. В центре было учение о рефлексе. Рефлекс рассматривался как механический (автоматический) врождённый ответ живого организма на внешние воздействия.

Естественнонаучные теории мотивации

Во второй половине девятнадцатого века научная общественность приняла эволюционную теорию Ч. Дарвина. Она позволила пересмотреть поведение человека, опираясь на понятие инстинкта. Дарвин был одним из первых, кто обратил внимание на то, что у человека и животных имеется много общих потребностей и форм поведения, в частности эмоционально-экспрессивных выражений и инстинктов.

С одной стороны началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (В. Келер, Э. Торндайк), с другой - инстинктов у человека (3. Фрейд, У. Макдугалл, И. П. Павлов и др.).

В результате фактически полностью изменилось представление о потребностях человека и соответственно о мотивах его поведения. Термины "потребность", "инстинкт", "рефлекс" и другие прочно заняли своё место в научном аппарате.

Стали выделять не только биологические, но и социальные потребности. Некоторые учёные при этом рассматривали социальные потребности как преломление биологических.

Биологизаторские теории

По своему существу первыми крайней биологизаторскими теориями стали теории инстинкта 3. Фрейда и У. Макдугалла, которые были предложены в конце девятнадцатого века и получили популярность в первой половине двадцатого. Оба, и Фрейд, и Макдугалл свели все формы человеческого поведения к врождённым инстинктам.

При этом в своей теории Фрейд сначала опирался лишь на один инстинкт (так называемый инстинкт жизни - либидо), сводя все формы проявления человеческого к этому. Потом он добавил инстинкт смерти (стремление к разрушению, хаосу).

Макдугалл предложил набор из десяти инстинктов:

- инстинкт изобретательства,
- инстинкт строительства,
- инстинкт любопытства,
- инстинкт бегства,
- инстинкт стадности,
- инстинкт драчливости,
- репродуктивный (родительский) инстинкт,
- инстинкт отвращения,
- инстинкт самоунижения,
- инстинкт самоутверждения.


В дальнейшем Макдугалл добавил к перечисленным ещё восемь инстинктов, в основном относящихся к органическим потребностям.

Теории инстинктов породили множество споров в научной среде.

Предметом обсуждения было:

- Как доказать существование у человека этих инстинктов?
- В какой мере могут быть сведены к инстинктам или выведены из них социально обусловленные формы поведения?
- Как в конкретном поведении разделить инстинктивное и приобретаемое?

В дальнейшем в психологии стали всё реже использовать понятие "инстинкт", заменив его "потребностью". В результате описательный аппарат общей психологии, стоит это признать, обеднел. Понятие "инстинкт" аппелирует к биологическим схемам поведения, в то же время потребность отражает лишь некое насущное неудовлетворение. Взять, к примеру, инстинкт самоунижения - понятна его биологическая роль (предотвращение агрессивных действий в отношении себя), понятно, когда запускается этот механизм (если человек прогнозирует акт агрессии в отношении себя, при этом агрессор заведомо сильнее). Нельзя здесь заменить инстинкт самоунижения на "потребность в самоунижении" - у слушающего может сложиться впечатление, что человек всегда испытывает эту потребность.

Некоторые инстинкты у человека, что совершенно очевидно, носят более тотальный характер, нежели у животных, например репродуктивный инстинкт. Природа дала человеку разум, но вместе с этим усилила действие этого инстинкта (чтобы человек не "передумал"). Поэтому никакая хорошая теория личности не может обойтись без понятия об инстинктах.

Теория высшей нервной деятельности

Данная теория была разработана И. П. Павловым, её развитие продолжено его учениками, последователями и другими учёными:

- Н. А. Бернштейном — автором теории психофизиологической уровневой регуляции движений,
- П. К. Анохиным, предложившим модель функциональной системы, и объясняющую динамика поведенческого акта,
- Е. Н. Соколовым, который открыл и исследовал ориентировочный рефлекс, имеющий большое значение для понимания психофизиологических механизмов восприятия, внимания и мотивации, а также предложил модель концептуальной рефлекторной дуги.

Другие теории

Курт Левин предложил теорию мотивации, основанную на так называемых валентностях (по аналогии с химией).

Имеется целая плеяда теорий мотивации в гуманистической психологии: Г. Мюррея, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса и др.

Теория Г. Мюррея

Имеются первичные потребности (органические) и вторичные (психогенные), возникающие в процессе развития и обучения:

- потребность достижения успехов,
- потребность в аффилиации,
- потребность в агрессии,
- потребность в независимости,
- потребность в противодействии,
- потребность в уважении,
- потребность в унижении,
- потребность в защите,
- потребность в доминировании,
- потребность в привлечении внимания,
- потребность в избегании вредных воздействий,
- потребность в избегании неудач,
- потребность в покровительстве,
- потребность в порядке,
- потребность в игре,
- потребность в осмыслении,
- потребность в сексуальных отношениях,
- потребность в помощи,
- потребность во взаимопонимании,
- потребность в приобретении,
- потребность в отклонении обвинений,
- потребность в познании,
- потребность в созидании,
- потребность в объяснении,
- потребность в признании,
- потребность в бережливости.

Теория А. Маслоу

Самая известная концепция мотивации поведения принадлежит Абрахаму Маслоу.

Существует иерархия человеческих потребностей, и эти потребности удовлетворяются обычно от низших к высшим:

- физиологические (органические) потребности,
- потребность в безопасности,
- потребность в аффилиации,
- потребность в уважении,
- познавательные потребности,
- эстетические потребности,
- потребность в само актуализации.

Теория мотивации во второй половине двадцатого века

В это время появился целый ряд новых мотивационных концепций:
- Д. Макклелланда,
- Д. Аткинсона,
- Г. Хекхаузена,
- Г. Келли,
- Ю. Роттера и др.

В данных теориях отрицается принципиальная возможность создания единой универсальной теории мотивации, одинаково успешно объясняющей как поведение животных, так и человека. Обычно подчёркивается, что стремление снять напряжение как основной мотивационный источник целенаправленного поведения на уровне человека не работает, во всяком случае, не является для него основным мотивационным принципом.

Также большинством учёных утверждается, что человек не реактивен, а изначально активен, и поэтому принцип редукции напряжения для объяснения поведения человека не очень приемлем, а источники его активности следует искать в нем самом, в его психических свойствах и состояниях.

Также признаётся одновременно и роль бессознательного, и роль сознания человека в формировании поведения человека. Сознательная регуляция для человека выступает ведущим механизмом формирования поведения. Психоаналитические теории, хотя и популярны, постепенно становятся уже историей.

Появились современные концепты для описания мотивации:

- "социальные потребности", "социальные мотивы" (Д. Макклелланд, Д. Аткинсон, Г. Хекхаузен),
- "жизненные цели" (К. Роджерс, Р. Мей),
- "когнитивные факторы" (Ю. Роттер, Г. Келли и др.).

На современном этапе принято изучать мотивацию человека "человеческими методами", то есть для такого рода исследований разработана собственная методология.

Теория деятельности

В отечественной психологии до середины 1960-х гг. психологические исследования были сосредоточены на изучении познавательных процессов.

А. Н. Леонтьев, опираясь на труды С. Л. Рубинштейна, создал так называемую теорию деятельности. Согласно его концепции, мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности. Между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, т. е. взаимного соответствия. В основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит подчиняющееся объективным социальным законам развитие системы деятельностей. Мотивация человека претерпевает изменения под влиянием осуществляемой деятельности, поэтому корни деятельности как бы лежат в самой деятельности.

Содержание теории мотивации

Среди содержательных теорий мотивации наибольшее значение имеют теории А. Маслоу, К. Альдерфера, Д.Макклеланда и Ф. Херцберга. В их основе лежит взаимосвязь между потребностями и действиями, направленными на их удовлетворение.

Наиболее известна иерархия потребностей А. Маслоу, в которой включены, пять основных типов потребностей: физиологические (витальные), безопасности, социальные, в уважении, в самовыражении. В связи с этой теорией существует определенная последовательность удовлетворения потребностей: прежде чем актуализируется потребность следующего уровня должна быть удовлетворена низшая. Причем, приоритетными являются низшие потребности, неудовлетворенность которых может блокировать актуализацию высших потребностей.

Многочисленные исследования подтвердили связь сильной мотивации достижения и реальных достижений человека в различных сферах деятельности. Американский ученый Дэвид Маклелланд показал, что люди, добивающиеся успеха в соревновательных ситуациях, имели уровень мотивации достижения значительно выше среднего уровня. Руководители, которые успешно работали в условиях острой конку-ренции, имели более высокую потребность достижения, чем их менее успешные коллеги.

Исследования Маклелланда также показали, что руководители могут в некоторой степени повысить потребность в достижении своих подчиненных через создание соответствующих рабочих условий, давая возможность своим подчиненным проявлять больше самостоятельности, ответственности и инициативы, делая задания все более слож-ными, регулярно осуществляя оценку рабочих показателей и поощряя высокую производительность труда. Высокий общий уровень мотивации, желание работать на благо организации и потребность оказывать влияние на других делает таких людей особенно ценными для организации и для ее успеха.

Иерархия потребностей по Маслоу.

1) Замечено, что поведение людей мотивируется желанием удовлетворять различные потребности (например, потребность в безопасности, социальном взаимодействии, самоуважении).
2) Предполагается, что потребности расположены в форме иерархии и люди проявляют внимание к этим потребностям в определенной последовательности, перемещаясь от основания иерархии к вершине по мере того, какие потребности удовлетворяются.
3) Существует два основных вида потребностей:
а) потребности, вызванные недостатком чего-либо (низкие потребности), эти потребности должны быть удовлетворены, чтобы человек был здоровым и чувствовал себя в безопасности: если эти потребности не удовлетворены в достаточной степени, человек не будет развиваться полноценно;
б) потребности роста (высшие) - более неопределенные.
4) Лишение: когда какая-то потребность не осуществлена ("лишена удовлетворения"), она возникает в сознании человека и будет доминировать, пока не будет "удовлетворена"; когда потребность "удовлетворена", то активизируется следующая по значимости потребность.
5) "Удовлетворение" потребности в самовыражении приводит к увеличению, а не снижению силы этой потребности (процесс становления).

Результаты исследования:

Теория широко принята, но не достаточно доказательств исследования. Подтверждение нашел тот факт, что сначала пытаются удовлетворить потребности, вызванные недостатком чего-либо, а затем потребности роста.

Использование теории Маслоу в управлении:

(теоретически популярна среди менеджеров, потому что проста).
1) Менеджеры должны создать такие условия на рабочем месте, в которых служащие могли бы удовлетворять свои потребности.
2) Принимая во внимание тот факт, что большинство работников удовлетворили в определенной степени потребности, вызванные недостатком чего-либо, менеджер должен создать условия, при которых могут быть удовлетворены потребности роста подчиненных. Например, надлежащий климат дает возможность для увеличения разнообразия, независимости и ответственности.
В противном случае - увеличение фрустрации, уменьшение производительности, снижение удовлетворенностью работой, увеличение недочетов.
Теория "ERG" Альдэрфера». Создана в ответ на недостаток эмпирических доказательств теории пяти групп потребностей Маслоу. Б. Отличается от теории Маслоу:
а) Альдэрфер выделяет три группы потребностей вместо пяти;
б) в отличие от Маслоу, который утверждал, что потребности более высокого уровня начинают активно действовать на человека после того, как удовлетворены потребности более низкого уровня, Альдэрфер помимо процесса удовлетворения потребности выделяет процесс фрустрации; потребности более низкого порядка не обязательно должны удовлетворяться первыми;
в) в отличие от Маслоу, который утверждает, что только одна потребность активизируется в определенный момент времени, Альдэрфер говорит, что одновременно могут действовать несколько потребностей.

Таким образом, эта иерархия более гибкая.

Теории потребностей (Мюррэя, МакКлеланда, Аткинсона)

-А. Основные положения:

1. Людей можно классифицировать по степени выраженности той или иной потребности.
2. Люди могут одновременно сочетать в себе разные и часто противоречивые друг другу потребности, которые влияют на их поведение.
3. Каждая потребность состоит из двух компонентов:
а) "качественный" или "направленный" компонент, который включает в себя объект (цель), на который направлена потребность;
б) "количественный", или "энергетический", компонент, который состоит из силы или интенсивности потребности, направленной на объект;
4. Потребности - это главная сила, мотивирующая людей в отношении направленности и затраты усилий.
5. Потребности, главным образом, являются приобретенными, чем врожденными, они начинают активно действовать под влиянием внешней среды. Например, служащий с высокой потребностью в достижении будет стараться удовлетворить ее (пытаться достигнуть чего-либо) только тогда, когда условия окружающей" среды будут соответствующими (т.е. когда перед ним стоит сложная задача).
6) Только тогда потребность может проявить себя.
7) Когда потребность не требует первостепенного удовлетворения, она скрыта или не активизирована.

Б. Примеры потребностей по Мюррэю:

Достижение: человек стремится самостоятельно выполнять самые сложные задачи, устанавливает цели высокого уровня и работает над их достижением, положительно относится к конкуренции, стремится приложить все усилия, чтобы получить наилучший результат.
Причастность: человек стремится, находится с друзьями и людьми вообще, открыт для общения, заинтересован в налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим.
Независимость: пытается кончить с ограничениями, запретами любого вида; стремится к одиночеству, свободе, не желает быть привязанным к людям, местам или обязательствам; может проявить непокорность, так как не приемлет ограничений.
Власть: пытается контролировать процессы, протекающие в его окружении, направлять других людей; слепо отстаивает свою точку зрения, наслаждается ролью лидера, может принять на себя эту роль спонтанно.
Примечание: эта теория охватывает множество потребностей, но основное внимание уделяет четырем:
1. Потребность в достижении: проявляется в стремлении человека достигать стоящих перед ним целей более эффективно, чем он это делал раньше.
Люди с сильной потребностью в достижении:
• демонстрируют сильное желание принять на себя ответственность за нахождение решений проблем (не хотят делить успех с кем бы то ни было);
• предпочитают умеренно сложные задачи (но содержащие вызов все же приемлемы) и будут браться за задачи с умеренной степенью риска (так как не умеют справляться с неудачей)'
• имеют сильную потребность в конкретной обратной связи при выполнении задач (так как они всегда хотят знать, насколько хорошо они их выполняют);
• поглощены какой-то одной задачей и ее выполнением (для людей с чрезвычайно сильной потребностью в достижении, достижение результата - это все).
Люди со слабой потребностью в достижении: предпочитают низкий уровень риска и охотно делят работу с другими.

Вывод: перепланирование и обогащение работы приемлемы только для людей с сильной потребностью в достижении.

Потребность в достижении важна для организации, потому что:

• много управленческих и предпринимательских должностей требуют наличия стремления к успеху,
• когда менеджеры попадают в затруднительные ситуации, возникает сильная
• потребность в достижении, которая активизирует поведение, направленное на достижение цели,
• но при выполнении рутинной работы потребность в достижении не проявляет себя, таким образом, эти люди работают не лучше, чем другие.
2. Потребность во власти: проявляется в стремлении человека взять на себя ответственность, контролировать и влиять на людей.
Два типа потребностей во власти:
• личная власть - самостоятельного, эксплуататорского, доминирующего босса эксплуататорско-авторитарного стиля руководства, "босса", заботящегося о своих собственных интересах. Цель: получить личную выгоду посредством манипуляции и контроля (может принуждать и даже угрожать подчиненным, чтобы заставить их выполнять его требования; может присваивать себе заслуги других; часто "сжигает за собой мосты");
• общественная власть - эти люди заботятся о том, как мотивировать подчиненных на достижение организационных целей, удовлетворяют свою потребность властвовать не личным успехом, а тем, что могут заставлять других выполнять работу.
3. Потребность причастия: основана на стремлении людей к установлению дружеских отношений с другими.

Примечание: это не стремление быть общительным или популярным, а потребность в человеческом общении и поддержке.

Сильная потребность в причастности к кому-либо: стремление получить одобрение и завоевать доверие других (стремятся, хотят соответствовать пожеланиям и нормам тех, чью дружбу они ценят; демонстрируют искренний интерес к чувствам других). Эти люди склонны к работе в сфере с высокой степенью межличностных контактов (например, торговля, преподавание, консультирование).

Выводы:

• многие утверждают, что высоко развитая потребность в причастности ведет к снижению прогулов (так как люди с такой потребностью стремятся быть среди сослуживцев и не хотят осложнять отношения с ними);
• люди с сильной потребностью в причастности работают лучше, если получают поддержку и одобрение;
• они работают лучше, если получают положительную информацию о реакции окружающих на их действия;
• затраты труда и результаты деятельности людей с высокой потребностью в причастности возрастают при коллективной работе, особенно когда окружающие являются друзьями.

Использование теории в управлении: руководство организации должно создавать рабочий климат, основанный на поддержке и сотрудничестве, в котором существует положительная обратная связь (потому что упорный труд в этих условиях удовлетворяет сильную потребность в присоединении).

3. Потребность в независимости: желание независимости и неприятие ограничений.

Люди с высокой потребностью независимости:

• любят работать в одиночестве;
• выбирают приемлемый для них темп работы;
• не любят, чтобы излишние правила и инструкции ограничивали их деятельность;
• не отвечают на внешнее давление соответствовать групповым нормам;
• работают плохо, если не имеют возможности определять собственные цели и задачи;
• цели и задачи организации являются приоритетными для них; они преданы своей профессии (люди стремятся в науку, торговлю и т.д. Из них не получаются менеджеры).

Отличие теории Маслоу от теории Мюррэя:

1) Мюррэй не предлагает иерархических потребностей в отличие от Маслоу.
2) Модель Мюррэя дает более гибкую и определенную квалификацию людей, выделяет высокую потребность в причастности, низкую потребность во власти, среднюю потребность в причастности, в отличие от высокого уровня.
Теория двух факторов Герцберга

А. Основные положения:

1) удовлетворенность или неудовлетворенность человека своими действиями имеют различные источники;
2) простое устранение источника неудовлетворенности не будет мотивировать человека на достижение лучших результатов.

Б. Гигиенические факторы:

1) факторы, связанные с окружающей средой, в которой осуществляется работа (например, условия работы, безопасность на рабочем месте, качество контроля на рабочем месте руководителя, межличностные отношения, соответствие оплаты труда и дополнительные •\ льготы. Их отсутствие вызывает у работников чувство неудовлетворенности);
2) они не являются мотивирующими, так как обеспечивают нормальные условия и фактически не приводят к удовлетворенности.
Мотивирующие факторы (мотивации): связаны с самим характером и содержанием работы (например, задачи, содержание, ответственность т. д.) Согласно модели, чтобы улучшить мотивацию к работе менеджерам необходимо:
• обеспечить соответствующую рабочую обстановку, условия работы и гигиены, что позволит удовлетворить факторы;
• пробудить потребности, обеспечить соответствующее содержание работы (мотивирующие факторы) с целью усиления мотивации. Это посредством "обогащения" труда:
а) дать понять сложность и значимость поручаемых подчиненным дел;
б) дать почувствовать исполнителю ответственность за данное задание.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...