Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конспект занятия со студентами




КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ со студентами

«ФЕЙКИ И ВБРОСЫ. КАК НЕ ОСТАТЬСЯ ОДУРАЧЕННЫМ»

Возраст: студенты

Цель занятия: сформировать у студентов понимание необходимости анализа потребляемой информации, показать им механизмы верификации информации, осмысление природы фейков, вбросов, провокаций и проч.

I. Исторический экскурс: запустить утку – это появилось только в наше время или так было всегда?

Возможные слова преподавателя: Сегодня мы будем говорить о фейках, вбросах и провокациях, которые стали «бичом» современного инновационного мира. С ними сталкивается каждый из нас, поэтому надо научиться их распознавать.

Сначала немного истории

Все мы знаем словосочетание «Газетная утка». Есть несколько версий его происхождения. Но мнения многих сходятся, что она родилась после того, как в одной из газет XIX века рассказывается, что известный бельгийский юморист Роберт Корнелиссен вздумал подшутить над доверчивой публикой и напечатал в журнале заметку (на слайде).

Текст заметки «Прожорливость уток известна; она наиболее явствует из следующего случая. Один учёный купил 20 уток и тотчас же приказал изрубить одну из них с перьями и костями в мелкие кусочки, которыми накормил остальных 19 уток. Несколько минут спустя он поступил так же с другою, потом с третьей, четвёртой уткой и так далее, пока не осталась только одна, которая таким образом пожрала 19 подруг своих».

Эта история, рассказанная очень подробно, наделала много шуму и была перепечатана во всех журналах и газетах того времени. Несколько дней все только и говорили, что о прожорливости уток. Потом сам автор раскрыл секрет «научного опыта» и осмеял легковерных читателей. С тех пор ложь в печати стала именоваться «газетной уткой».

Забавно, но много лет спустя этот же анекдот появился в американских газетах с прибавлениями и даже с весьма учёным анализом внутренностей последней утки. И снова нашлись чудаки, которые поверили этой истории.

Как теперь мы понимаем, выражение «газетная утка» не имеет никакого отношения к орнитологии. Своим рождением эта «птичка» обязана извечному стремлению журналистов к погоне за сенсациями.

По другой версии, это выражение родилось в Германии в конце XVII в. Там под статьями, излагавшими сенсационные, но недостаточные сведения, ставили NT (от лат. non testatur - не проверено). Читается это сокращенно «энте», что по-немецки означает утка (die Ente). Так ни в чем не повинная птица стала символом беззастенчивого газетного вранья.

 

Вопрос студентам:

Как вы думаете, почему новость про прожорливость уток все радостно перепечатали?

Вариант ответа:

Суть психологии человека состоит в том, что любаянестандартная информация вызывает яркую эмоцию (удивление, страх, радость, ужас и прочее). Человек этим хочет делиться. Как правило, в повышенном эмоциональном состоянии он теряет способность к критическому мышлению и оказывается дальнейшим распространителем ложной и непроверенной информации.

 

Итак, фейки были всегда. Но не всегда они были безобидными, как шутка про прожорливых уток. Некоторые из них имели весьма серьезные последствия.

Перед походом на Россию Наполеон Бонапарт использовал, говоря современным языком, все возможности пиара. С помощью французских печатных изданий, а также изданий в подконтрольных ему государствах, он тщательно создавал нужное ему общественное мнение о противнике, о своей успешной завоевательной кампании.

Так, перед нападением на Россию он начал с дискредитации имиджа нашей страны. Со страниц газет и журналов Наполеон обращался к французам: «Вы думаете, что Россия – это далекая мирная страна, с уважением относящаяся к нам? Нет! Это настоящий агрессор. Русские варвары являются врагами цивилизации и всего европейского! ».

На удивление своевременно, а именно, в начале 1812 года, вышла в свет замечательное произведение «О росте могущества России с ее возникновения до начала XIX века». Автором псевдоисторического труда был назван публицист Шарль-Луи Лезюр. Хотя сейчас ученые-историки утверждают, что рукопись книги корректировал, а, возможно, местами и писал текст сам Наполеон. В данном произведении во главу угла ставилось так называемое завещание Петра Первого (которое до сих пор не было найдено). В книге утверждалось, что он, прежде чем упокоиться, оставил будущим правителям России секретнейший план. В нем было завещано вносить смуты и распри в международную политику, поддерживать российские народы в воинственном настроении. Главная цель всего этого – добиться власти над всей Европой.

Читатели данного историко-литературного опуса Лезюра должны были составить себе вполне определенное представление о России как о стране воинственных дикарей. Бонапарт, прикрываясь великой оберегающей миссией, заодно представлял себя и свою армию как общеевропейскую силу, противостоящую угрозе с Востока, варварам, только и грезящим вторгнуться на чужие территории и разрушить многовековые цивилизации.

Вот так проводилась широкая информационная кампания Наполеоном.

Понимая, что пресса формирует общественное мнение, Наполеон одним из первых европейских политиков заговорил об управлении общественным мнением на уровне высокой государственной политики. «Четыре газеты могут причинить врагу больше зла, чем стотысячная армия», — говорил он в назидание потомкам.

В практических усилиях Наполеона отчетливо прослеживаются далекие истоки существующих концепций информационной войны, что, в свою очередь, позволяет говорить о нем как о предшественнике современных специалистов по информационно-психологическому воздействию во внешнеполитической и военной областях.

 

Вопрос студентам:

А что сегодня? Как влияют СМИ на современное общество?

Вариант ответа:

Как известно, все официальные и неофициальные средства массовой информации по своей роли в жизни общества и влиянии в социуме давно уже стали «четвертой властью».

Конечно, все официальные средства массовой информации работают на основе закона о СМИ, поэтому информация, которую они распространяют, должна быть проверена и подтверждена, в противном случае на СМИ можно подать в суд за клевету или недостоверность фактов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...