Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наставники и ученики ат-Термези




Термези встречался со многими первыми Имамами. Это время — 3 век Хиджры, когда наука о хадисах достигла своих высот — было кульминационным временем в развитии хадисоведения.

Имамы, авторы шести знаменитых книг хадисов «Кутуби ситта», достигли своего совершенства в этом «золотом веке». Ниже приведены даты рождения и смерти авторов этих книг хадисов:

1. Мухаммад ибн Исмаил Абу Абдуллах аль-Бухари (194–256 г.х.)

2. Муслим ибн Хаджжадж аль-Кушайри Абуль-Хусейн (204–261 г.х.)

3. Абу Иса Мухаммад ат-Термези (209–279 г.х.)

4. Абу Дауд Сулейман ибн аль-Аш‘ас ас-Сиджистани (202–275 г.х.)

5. Ахмад ибн Шу‘айб Абу Абдель-Рахман ан-Насаи (215–303 х.)

6. Ибн Маджа Мухаммад ибн Язид ибн Маджа Абу Абдуллах (209–273 г.х.)

Следующие шейхи принимали участие в передаче хадисов авторам шести книг:

Мухаммад ибн Башшар Бундер (167–252 г.х.)

Мухаммад ибн аль-Мусанна Абу Муса (167–252 г.х.)

Зияд ибн Яхья аль-Хассани (умер в 254 г.х.)

Аббас ибн Абдуль-‘Азим аль-Анбари (умер в 246 г.х.)

Абу Саид аль-Ашадж Абдуллах ибн Саид аль-Кинди (умер в 257 г. х.)

Абу Хафс Амр ибн Али аль-Фаллас (160–249 г.х.)

Якуб ибн Ибрахим ад-Дараки (166–252 г.х.)

Мухаммад ибн Ма‘мар аль-Кайси аль-Бахрани (умер в 256 г.х.)

Наср ибн Али аль-Джахдами (умер в 250 г.х.)

Имам Термези встречался с первыми шейхами, в книге «Сунан» передал от них хадисы. Некоторые из них указаны ниже:

Абдаллах ибн Муавия аль-Джумахи (умер в 243 г.х. в 100-летнем возрасте)

Али ибн Худжр аль-Марвази (умер в 244 г.х.)

Сувайд ибн Наср ибн Сувайд аль-Марвази (умер в 241 г.х., был ему 91 год)

Кутейба ибн Са‘ид ас-Сакафи Абу Раджа (150–242 г.х.)

Мухаммад ибн Абдуль-Малик ибн Абуш-Шавариб (умер в 244 г. х.)

Ибрахим ибн Абдуллах ибн Хатам аль-Харави (178–244 г.х.)

Исмаил ибн Муса аль-Фазари ас-Судди (умер в 245 г.х.)

Термези, будучи учеником Имама аль-Бухари, передавал хадисы и от многих других шейхов, которых мы не перечислили выше, в том числе и от шейхов Имама аль-Бухари. Конечно, это под его руководством он совершенствовался в области хадисоведения. По поводу некоторых хадисов он вступал в дискуссию с Имамом, мог соглашаться или не соглашаться с ним. Ученых того времени можно охарактеризовать тем, что они не признавали слепого подражания, любыми путями избегали этого, им была присуща самостоятельность в деле познания Истины. К примеру, Термези, слушая прения ученых по семнадцатому хадису книги «Сунан», говорил: «Я лично сам подходил к Абдулле ибн Абдель-Рахману и спрашивал: «Какой хадис Абу Исхака достовернее?» — и он не дал никакого ответа. Об этом же спросил у Мухаммеда (Бухари), он также не дал ответа». Т.е. ни один из этих двух ученых не ставил один хадис выше другого. Позже Имам Бухари выбрал один из хадисов и зафиксировал в своей книге «Аль-Джами‘ ас-сахих». Термези не последовал в этом слепо за своим учителем, но, опираясь на свои понимание и доказательства, предпочел другое предание, и занес его в свою книгу.

В книге «Ат-Тахзиб» говорится о странствиях Термези и о его встречах с учеными Ирака, Хорасана, Хиджаза. Ахмад Мухаммад Шакир, в прошлом кади (судья) Египта, передает: «Не могу сказать, что Термези был в Багдаде, так как у него нет хадисов от величайшего мухаддиса Ахмада ибн Мухаммада ибн Ханбала (164–241), Хафиз Абу Бакр аль-Хатыб написал бы в своей книге «Тарих-уль-Багдад» об этом».

На Термези ссылаются при передаче многих хадисов. Некоторые из них встречаются в книгах «Тазкират-уль-хуффаз» («Хронология хафизов») и «Ат-Тахзиб».

Первый рассказчик, передававший хадисы от Термизи,— это аль-Махбуби.

Ибнуль-Имад говорит об этом: «Абуль-Аббас Махбуби — Мухаммад ибн Ахмад ибн Махбуб аль-Марвази, мухаддис, шейх и руководитель города Мерв, умерший в месяце Рамадан, в 97 лет, в 346 году Хиджры, передал хадисы от автора книги «Сунан Термези» (т.е. от Термези)».

Мнения ученых о личности Термези и его трудах

Великий учитель имам Бухари, почитая своего ученика, сказал с присущей ему скромностью: «Я тобой удовлетворен больше, чем ты мной». Эта заслуженная оценка, данная Имаму Термези, приводится в книге «Аль-Миркат», том 1, стр. 22.

Хафиз Абуль-Фадль Мухаммад ибн Тахир аль-Макдиси, передавая от Хасана ибн Ахмада Абу Мухаммада ас-Самарканди и от Бишра Абдуллаха ибн Мухаммада ибн Амра, сказал: «Мухаммад Ибн Иса ибн Саура ат-Термези является одним из имамов, за которым можно следовать в области хадисоведения. Книги «Аль-Джами‘» («Сунан ат-Термези»), «Ат-Таварих» и «Аль-Халь» написал высокообразованный и квалифицированный ученый. Он являл собой пример абсолютной памяти».

Сам‘ани так характеризовал ат-Термези: «Он один из самых основательных и превосходных ученых. У него есть очень ценные труды по фикху. Он видел первых шейхов. Брал хадисы у выдающихся мухаддисов».

Ибнуль-Имад аль-Ханбали в книге «Шузурат-уз-захаб» говорит: «Среди современников он был самым превосходным по памяти, а по мастерству был недосягаем».

Аль-Хаким Абу Ахмад передает слова своего наставника: «В то время, когда умер Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари, я жил в Хорасане. После него не осталось никого в сфере науки, в деле подвижничества как опоры, кроме Абу Исы (Термези). Термези пролил много слез, впоследствие лишился зрения и так прожил долгие годы».

В книге «Ат-Тахзиб», Хафиз Юсуф ибн Ахмад аль-Багдади говорит о Термези: «В конце своей жизни Термези потерял зрение».

Мы ознакомили вас лишь с малой частью высказываний ученых о Термези.

Теперь познакомимся с мнениями о его книгах.

Мнения о книге «Сунан»

Ибнуль-Асир говорит в книге «Тарих» («История»): «Он являлся имамом и хафизом. Написал бесценные труды. Самым совершенным сборником из них считается «Аль-джами‘-уль-кабир» («Большой сборник», т.е. «Сунан Термези»).

В книге «Кашф-уз-Зуннун» о сборнике «Сунан Термези» говорится: «Этот сборник — третья книга из числа шести известнейших книг — «Кутуби ситта». Его называют «Аль-Джами‘-ас-сахих» («Достоверный сборник»), а также «Сунан». Но первое название распространеннее. Хафиз Абуль-Фадль аль-Макдиси сказал: «Для меня это книга полезнее книг Бухари и Муслима, потому что из них могут почерпнуть знания только высокообразованные ученые, а книгой Термези может пользоваться каждый».

Выдающийся ученый Ташкуприлзаде в сборнике «Тарджима-уль-халь» сказал: «(Термези) оставил много трудов в сфере хадисоведения. «Аль-Джами‘-ас-сахих» среди них — самый сжатый, самый полезный, с самым малым количеством повторений. В нем есть некоторые особенности, которые не встречаются в других книгах хадисов: уделено внимание мнениям мазхабов и их отводам хадисов, указаны категории хадисов — «сахих», «хасан», «гариб», уделено место для науки отвода и подтверждения; в конце книги есть специальная часть, где говорится об обычаях. Книга содержит много полезного». Надеемся, что читатели книги не раз убедятся в этом».

Хафиз Абуль-Фадль аль-Макдиси, проведя критический анализ книги, сказал: «В книге Абу Исы (Термези), хадисы распределены по четырем категориям:

а) хадисы, признанные абсолютно достоверными; к этой категории относятся хадисы Муслима и Бухари;

б) хадисы, переданные Абу Даудом, ан-Насаи, Ибн Маджей; эти хадисы занимают вторую степень;

в) категория отвергаемых хадисов, у которых выявлены недостатки, поэтому к ним надо относиться особо осторожно;

г) Термези о четвертой категории хадисов сказал: «Для этой части я выбрал те хадисы, которые приводились и использовались факихами (учеными)».

Эти хадисы не ограничены какой-либо категорией. Ими воспользовались ученые в качестве доказательства в своей работе, поэтому не смотрели на иснад, достоверность. Термизи привел безукоризненно полные пояснения к хадисам этой группы.

Термези о своем «Сунане» сказал: «Закончив эту книгу, я предложил ее вниманию ученых Хиджаза, Хорасана, Ирака. Они приняли ее и дали свое одобрение. У того, кто хранит эту книгу, в доме как будто бы говорит сам Пророк (да благословит Его Аллах и да приветствует!)»

Другие труды Термези

Ученые подтверждают то, что Имам Термези написал много других трудов. По их мнению, это следующие книги.

1. «Аль-Джами‘-ас-сахих» («Достоверный сборник», т.е. «Сунан Термези»).

2. «Аш-Шамаиль».

3 «Аль-Халь».

4. «Ат-Тарих».

5. «Аз-Зухд».

6. «Аль-Асма ва аль-куна» («Имена и прозвища»).

Возможно, Имамом Термези написаны и другие труды. Упомянутые выше произведения приведены на основе разных источников.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...