Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Категории хадисов в книге «Сунан Термези»




В книге «Сунан Термези» для определения категории хадисов использованы два специфических понятия. Предлагаем вниманию читателей наши пояснения.

Первое понятие — «этот хадис хороший-достоверный («хасан-сахих»)».

Второе понятие — «этот хадис хороший-достоверный-неизвестный («хасан-сахих-гариб»).

Термези называл некоторые хадисы «хасан-сахих», или «хасан-гариб», или «хасан-сахих-гариб». Термези не приводил пояснения этим сочетаниям терминов. Например, один хадис он называл только «сахих» или «гариб», но не давал им определения.

Причиной этому было то, что мухаддисы знали эти термины без пояснений.

Но для хадиса «хасан» определение приводится, из чего можно сделать вывод, что тогда этот термин был новым. Термези делил хадисы на три категории, об этом мы уже говорили. В сборниках предыдущих мухаддисов встречается термин «хасан». Термези, деля хадисы на достоверные, хорошие и слабые («сахих, хасан и да‘иф»), первым привел научное определение для термина «хороший хадис» («хасан»). Он говорит в своей книге: «В этой книге, когда говорится: «Этот хадис хороший («хасан»)», то имеется в виду, что цепь его передатчиков («иснад») хорошая («хасан»). Каждый хадис, передатчик которого не обвинен во лжи, или если хадис по другим причинам не передан как единственный («шаз»), то такой хадис, по нашему мнению, считается хорошим («хасан»)».

Ибнус-Салях относительно выражения «Этот хадис хасан-сахих» говорит: «Термези и другие (имеет в виду следующих мухаддисов: Яхью ибн Ма‘ина, Ибн Аби Шу‘айба, Абу Али ат-Туси и другие), употребившие выражение «этот хадис «хасан-сахих», в этом допускают ошибку, неточность, путаницу, так как по известным причинам степень «хасан» ниже степени „сахих“». После этого говорит по поводу ошибки (путаницы): «Применение этого выражения («хасан-сахих») относится к цепи передачи («иснаду»). Хадис передается двумя иснадами, т.е. хадис по одной цепи передачи («иснаду») — хороший («хасан»), по второй цепи передачи («иснаду») — достоверный («сахих»). И невозможно отрицать то, что здесь имелся в виду лексический, а не терминологический смысл слова «хасан». То, к чему склонилась душа и что приняло сердце, называется хорошим («хасан»)».

По поводу высказывания Ибнус-Саляха известны критические замечания. Ведь Термези применял сочетание «хасан-сахих» даже применительно к хадисам с одним иснадом. Поэтому, говоря о том,что слово «хасан» использовано в своем лексическом, а не терминологическом значении, мы сделаем важный шаг к уточнению степени достоверности хадисов по качествам цепей передач. Некоторые утверждают, что термин «сахих-хасан» («достоверный-хороший») является промежуточным уровнем между уровнями — «сахих» (достоверный) и «хасан» (хороший). Что касается термина «хасан-сахих-гариб» (хороший-достоверный-неизвестный), то он относится к хорошему («хасан») хадису, в цепочке передатчиков которого, начиная от сподвижника, — по одному передатчику в каждом звене. Хороший («хасан») хадис — того же уровня.

Особенности книг Термези

Хвала Аллаху, Господу миров, и наилучшее, достойное приветствие и благословение нашему любимому Пророку Мухаммаду, его семейству, сподвижникам и всем мусульманам до конца Света!

Мы очень рады тому, что смогли предложить сегодня мусульманам Узбекистана, достигшего независимости, первый том книги «Сунан Термези» в переводе на их родной язык. Необходимо сказать о том, что книга Термези «Сунан» — это сборник, занимающий особое место среди остальных сборников хадисов.

Книга Термези отличается от других известных сборников «Кутуби ситта» тремя важными особенностями, которые хотелось бы выделить:

1. Термези после приведения текста хадиса перечисляет по именам каждого передатчика. Передаваемые хадисы могут подходить по смыслу друг к другу, а могут быть и прямо противоположными. Независимо от этого, Термези упоминает имена передатчиков, если они имеют к этому разделу близкое или даже далекое отношение. Такой принцип Термези поднимает его книгу на уровень несопоставимо высокий по сравнению с другими книгами. Эта особенность или, вернее, характерная черта трудов Термези является для более поздних времен редчайшим сокровищем, тем философским камнем, превращающим медь и железо в чистое золото.

Именно этот подход сделал популярными его книги. Эта особенность стала тем более важной, когда ученые — знатоки хадисов становились редкостью. Труд по собиранию и классификации хадисов с их текстами и тщательно проверенными цепочками передачи требовал целую жизнь. Когда Мубаракфури толковал книгу Термези, он намеревался проделать подобную работу, но, не достигнув результатов, которые хотя бы приблизительно соответствовали уровню трудов Термези, он ограничился тем, что только следовал в этом выдающимся ученым.

2. Термези многократно упоминает мнения ученых по разбираемым им проблемам права, опираясь на убедительные доказательства, разъясняет противоположные по смыслу хадисы. Насколько такой метод важен, результативен и эффективен для достижения поставленной цели само по себе предельно ясно. Ведь цель хадисоведения — это точное доказательство, то есть определение хадисов, за которыми можно следовать и которыми можно руководствоваться в религиозной практике.

3. Термези обращает пристальное внимание на степень достоверности хадиса, на мотивировку отнесения хадиса в какую-либо категорию. Рассматривает каждый хадис с точки зрения его правильности и слабости. Дает информацию о передатчиках, указывает на допушенные при передаче того или иного хадиса ошибки (‘иллят). Такая направленность изложения материала у Термези является практическим применением правил хадисоведения, в частности, науки о недостатках хадисов. Мы можем утверждать, что эта книга является чрезвычайно полезной для ученых — богословов и их последователей.

Хафиз Абуль-Фадль Мухаммад ибн Тахир аль-Макдиси так сказал об Имаме Термези: «Услышал я в Герате от Имама Абу Исмаиля Абдуллаха ибн Мухаммада аль-Ансари, как он в своем собрании, когда разговор зашел о Термези и его книге, сказал: «Для меня книга Термези намного полезней книг Бухари и Муслима, потому что книгами Бухари и Муслима могут пользоваться только специалисты-богословы, а книгой Абу Исы Термези может пользоваться каждый».

А сам Термизи о своей книге говорит: «Написав эту книгу, я предложил ее вниманию ученых Хиджаза, Хорасана и Ирака. Они приняли ее и отнеслись к ней с одобрением. У того, кто хранит эту книгу, в доме как будто бы говорит сам Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!)».

О мнениях ученых относительно личности и трудов Термези мы уже рассказали в предыдущих главах. Теперь перейдем к разъяснению некоторых терминов хадисоведения.

ТЕРМИНЫ ХАДИСОВЕДЕНИЯ
ХАДИС И СУННА

По мнению мухаддисов, «хадис» и «сунна» — это два слова с одним значением. «Хадис», или «Сунна» — это слова, или действия, или решения (согласие) Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!), или его качества, или постановления. Если же обратить внимание на историческое и лексическое значение этих слов, на практику их применения, то можно выделить тонкие фразеологические и терминологические различия.

Хадис. Смысл термина «хадис» — это словесное сообщение, передача информации, уведомление о чем-либо. Некоторые ученые, придавая термину «хадис» значение «новость», противопоставляли его термину «кадим» (предшествующий, древний), понимая под ним Священный Коран, Книгу Аллаха Всевышнего, а, употребляя термин «хадис», имели в виду слова Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!). По этой причине большинство ученых остерегались называть «хадисом» слова Аллаха.

Слово «сунна», при внимательном рассмотрении, не идентично слову «хадис». Что такое сунна? Сунна — это религиозный путь, принесенный Пророком (да благословит его Аллах и да приветствует!), потому что языковое значение слова «сунна»«путь». Исходя из этого, если термин «хадис» подразумевает под собой слова и деяния Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!), то термин «сунна» подразумевает только его деяния. О дифференцированности этих понятий могут свидетельствовать следующие определения мухаддисов: «Этот хадис противоречит сунне, согласованному мнению богословов («иджма‘»), и шариатскому суждению по аналогии («кыяс»)» или «Хадис — это руководство, и сунна — это руководство, и хадис и сунна суть руководство». О различии между двумя этими понятиями мы можем судить по этим высказываниям.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...