Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определения основных понятий элитологии.




1) Понятие элиты

« Выбирать» с латинского.

Означало товары высшего качества.

18 век – отборные части

Затем стало обозначать «знать»

И лучшие образцы растений

 

В 20ом веке понятие вошло в словарь социальных наук.

 

Элита – лица с властными полномочиями, принимающие решения.

Но есть разноглдасия в определении рамок. Называют просто людей, наделенных властью, управленцев.

Но чаще все-таки используется значение уже. Только те, кто в высшем эшелоне государственной власти, принимает решения.

Выделяют категории:

- субэлиты (подгруппы)

* региональные

* отраслевые

- супер элита (узкий круг)

- оппозиционная/правящая элита

Контр элита (непримиримая оппозиция)

 

В определении сущности элиты социологи/ политологи разделяются.

Выделяют три подхода:

  1. Ценностный (у философов) Властьимущие высший слой общества потому, что обладают превосходными общественно значимыми качествами, поэтому имеют моральное право осуществлять власть.
  2. Функциональный. Управление как социально значимая функция общества обладает важностью потому, что люди, которые это делают, занимают высшее положение в обществе. Но это не определяет, следственно возникают подходы в подходею

a. Позиционный – степень влияния лица в зависимости от того какое место оно занимает системе власти. Элита – только официальные должности.

НО: возможно влияние многих носит номинальный характер…

b. Репутационный анализ – те, кто принимают самые важные решения, оказывают большее влияние. Нужно учесть, какова степень влияния на принятие решений.

  1. Номинальный – одни занимают место, а другие действуют. Политическая элита – внутренне сплоченная социальная группа меньшинства общества, являющегося субъектом подготовки и принятия стратегических решений и обладают для этого ресурсами.

 

 

Рекрутирование элит

Это процесс пополниния элиты.

Человек которыйзанял политический пост остается представителем определенной отрасли. И это проблема – кто он в большей степени?

 

Насколько возможен доступ в элиту, элита может быть закрытой и открытой.

Закрытая элита – сомовоспрозведение и пополнение только из самых ближайших социальных групп

Открытая элита – доступна для разных групп

 

Механизмы рекрутирования:

ü Кровное родство

ü Наследование

ü Собственность

ü Преданость

ü Выслуга лет

ü Партияная принадлежность

ü Личная компетентность

 

Каналы рекрутирования.

Социальные институты, которые способствуют продвижению:

ü Гос аппарат

ü Органы местного самоуправления

ü Армия

ü Система образования

ü Церковь

В разных странах по разному:

1) В парламентских системах через партии (Испания, Франция)

2) Бюрократический аппарат (Германия, США)

3) Вооруженные силы (Перу, Аргентина)

4) Спец службы (Израиль)

5) Система образования (Великобритания) Идея престижного классического образования.

Проницаемость каналов.

Продвижение не только по вертикали, но и по горизонтали. Возможность прийти во власть из другой сферы.

02.03.2012

Классические теории элиты

  1. Истоки элитизма в политической мысли
  2. Концепции правящего класса Мосби
  3. Вильфредо Парето о сущности типологии и динамике элиты
  4. Партийная элита Михельс и Острогорский

 

1) Элитология как наука в 20ом веке, но истоки элитаризма уходят в глубь веков. Внимание ей уделяли еще древнекитайские мыслители, которые пытались сконструировать нормативную модель правительства.

Так основатель течения «легизм» писал о том, что закон должен стояти выше правительства, перед законом все должны быть равны и принципы управления должны носить универсальный характер. Идеальный правитель ценит законы, принципы нравственного самосовершенствования больше. Все должны следовать законы. Совершенный правитель должен считать улучшение жизни народа своей главной цели. Верхи заботятся о низах, низы служат верхам.

В целом характерно мнение, что упадок/процветание государства зависит от качества правителя. Лао Цзы говорил, что лучшей властитель – тот о котором знают, что он есть и все. Которого любят, тот похуже, еще хуже, тот правитель, которого народ боится, а хуже всех, тот над которым смеются. По настоящему мудрый правитель в тени тактично правит.

Но наибольшее распространение у идей Конфуция. Управлять должны благородные мужи + государь. Управление с идеей добродетели. Главное для благородных мужах – воспитание в себе благородных качеств. Даже простолюдины могут. Эта схема более мобильна, чем в индии например.

На руководящие посты по его мнению нужно выдвигать людей обладающих знаниями. В то же время он подчеркивает значимость порядка и традиций.

Правители должны подавать собственный пример народу. Конфуций разработал технологию отбора для обучения эффективных чиновников. Была разработана система комплексных экзаменов. И обладатели высоких и высших степеней образовывали специфическое сословие, которое имело превилегии. И нужны были некоторые собственные достижения, кроме богатства и знатности.

 

Важной эпохой стала и Античность.

Важна фигура Гераклита. Он призирает демократию, считает что если один лучше, то пусть правит он. Но наилучшими люди становятся не по богатству и не по происхождению – это характеристика духовного и личных качеств. Презирает тех, кто пренебрегает духовным развитием.

 

Платон афинский.

Аристократ по происхождению выступал против участия демоса в управлении. Толпа руководствуется не знанием, не логосом, а мнениями. Государственными функциями по нему могут заниматься только аристократы, получившие специальное образование. Вместе с тем Платон был далек от идеализации родовой аристократии, аристократизм по нему это не только порода и знатные предки – это лучшие люди, овладевшие совершенством и истинным знанием. И основание такой власти элиты, не ее собственные интересы, а интересы всего сообщества.

Обосновывал все Платон учением о душе, она состоит из трех частей: разумной, волевой и чувственной (вожделеющей). Распространены в обществе они по разному: чувственный – минного, воля – меньше, разумная – совсем немного.

Поэтому Платон структурирует общество по пирамиде: высшие – философы, которые гипертрофируют разумное в себе, войны – развивать в себеволевую компаненту души, у простолюдинов – соблюдение порядков, повиновение, трудолюбие. Поэтому политическая этика Платона адресная, для каждого он вменяет свою доминирующую ценность: мудрость, храбрость, умеренность.

Платон рассматривает власть философов, скорее как бремя ответственности на общество, он накладывает ограничения, философы не должны иметь не собственности не семьи.

 

В Средние века представления оказались разделены.

Для философии раннего средневековья характерны воззрения Августина Аврелия. Разрабатывал теорию о божественной благодати, которая ведет к спасению избранного меньшинства и обсуждения остальных за греховную жизнь. Первая часть – праведники, именно они составляют Град Божий – они любят Бога до самоотречения. Противоположен ему Град Земной, из себялюбцев, забывших о Боге. Критерий элиты по Августину – исполнение заповедей божьих. Они должны воздерживаться от материальных забот.

 

Фома Аквинский. Все подданные должны подчиняться богоизбранным правителям. При этом добавлял, что подчиняться светской власти необходимо лишь в телесных действиях, во внутренних же стоит повиноваться только божеству. Посему власть правящей элиты в их глазах нивелировалась сглаживалась перед религиозной элиты, которую они и считали истинной.

Эпоха Возрождения. Пытались преодолеть разрыв между властью и элитарностью. Макиавелли выступал против феодалов, но больше боялся не их, а бунта масс. Оптимальное соотношение он видит в сильной власти государя. Правитель должен быть строгим и изворотливым, нравственные качества хороши, но только когда есть от них польза государству. Делет правителей на львов и лис.

Идеи Макиавелли получают развитие в концепции просвященного абсолютизма Гоббса, но в целом идеи эголитаризма возобладали. Локк, Монтескье выступали с позиции развернутой критики наследственной аристократии. Эта критика строилась на основе теории общественного договора и естественных прав человека.

Заявляют о себе крайние эгалитаристы вроде Руссо, они выступали против любой элиты. Идеал – общество из равноправных мелких собственников.

 

Один из последних приверженцев элитаризма – Ницше. Он заявлял, что в сознании современного человека Бог умер, а значит не существует оправдания морали вне сомого человека. В противовес социальным доктринам эгалитаризма Ницше формулировал концепцию сверх-человека, который отбрасывает нормы буржуазной морали и открыто выражает свое главное отличительное качество – волю к власти (преодаление ограниченности и волю к повелению). Протестовал против наростания революционных масс, но выдвигал идею аристократии духа, которая психологически господствует над массой, обеспечивает устойчивость, преемственность общества – власть сплотченной, марально устойчивой аристократии.

 

К концу 19 – го столетия подошла к необходимости научного осмысления феномена элиты, так как философское осмысление приходило к хождению по кругу.

 

 

2)

Моско 1858 - 1941

Основоположник концепции правящего класса.

Не был чисто кабинетным ученым, заседал в сенате.

Основу свои хеорий изложил в «теории правлений и парламентское правление». Выводит, что организованное меньшинство как правило навязывает свою волю неорганизованному большенству. Так и формируется «политический класс» его фундаментальное понятие.

«Элементы политической науки». 1886 гду. Писал, что политическая наука должна бызироваться на исследовании исторических фактах. Но говорил, что история институтов важнее чем история людей. Нужно хорошо и масштабно знать историю, по возможности всего человечества.

Модифицирует концепцию политического класса. Теперь говорит о «правящем классе». Выделяет два слоя: слой лидеров – играют главную роль в принятии политических решений, но есть второй, более многочисленный слой, именно на него и приходится основная нагрузка по управлению страной. Именно их он и называет политическим классом. Их функцию видит в том чтобы реализовывать и направлять действия масс. В конечном счете именно от уровня этого слоя зависит благополучия всех политических организаций. Через этот класс лидеры доводят инфу до масс, через него и обратная связь.

В чем основа элитарности? – организованность правящего класса, люди которые способны действовать организованно, целенаправленно.

- воинская доблесть

- богатство

- право рождения

- социальны связи

- культура

- личные достоинства и заслуги ПОЗЖЕ

 

Правящий класс не только правит, но еще и обосновывает свое правление. Моско именует это политической формулой.

Источники власти элиты:

· Власть исходит от бога, но даруется все равно элите.

· Воля народа

 

Вводит термин «Юридическая защита» имеется ввиду совокупность чувств, предрасположенностей, которая ограничивает эгоистические устремления, желания людей, обеспечивая им возможность успешного существования в одном обществе.

Уровень юридической защиты, понимаемой таким образом является фундаментом социального хорошего самочувствия людей.

 

Еще одно дополнении к концепции было сделано в лекции «Аристократические и демократические принципы». Любому правящему режиму свойственно стремление стать наследственным, в этом встремлнее и выражают себя аристократические принципы. Носителями этих принципов выступают те элементы, которым власть достается по наследству.

Однако есть и демократический принцип. Приобретенные заслуги – против аристократического принципа.

И весь пафос этой лекции – эти жва противоположных принципа своим диалектическим взаимодействие задают тон, стимулируют общество к развитию, новым достижениям.

Демократический принцип в ту эпоху выглядел естественно. И моско берет под защиту этот принцип. Говорит, что если бы его не было – это привело бы к параличу системы. Необходимы дает отбор в элиту, с целью сохранения там управленческих и других качеств.

Если побеждает аристократический принцип, то правящий слой замыкается. Идеально – гармоничное сочетание этих тенденций.

 

Моско не мог обойти и вопрос государства. Но формальная классификация государств была для него непринципиальной. Можно принимать во внимание количество людей у власти, но важнее сущностные черты. Принципы структурной организации власти:

· Автократический

· Либеральный

Это дает ему 4 формы:

· Аристократическо-автократическая – автократия – единовластие. Недостаток, крайняя узость слоя лидеров, устойчивость может достигаться только если внутри верхушки полное согласие

· Аристократ-либеральная – необходима большая вклученность общества в управление обществом

· Демократическо-автократическая – если автократ избирается. Недостаток, крайняя узость слоя лидеров, устойчивость может достигаться только если внутри верхушки полное согласие

· Демократическо-либеральная

 

09.03.2012

3)

Маркиз Фредерико Парето итальянский социолог, экономист. 1848 – 1923гг.

Стал упоминать термин «элита» именно в управленческом значении, а не в товароведческом.

В его работах можно найти два разных определения «элиты», широкое и узкое. В широком: круг людей, каждый из которых преуспел в своей отрасли деятельности. Результативность карьеры по Парето строится на его личных качествах, интеллектуальных и моральных преимуществ.

В узком смысле: круг людей, принимающие важнейшие политические решения. Есть еще неправящая элита.

· Низший уровень: массы

· Неправящая элита

· Правящая элита

 

Типы. Один из этих типов отличается тем, что в его деятельности преобладает инстинкт комбинации. Желание достигать цели в основном интеллектуальными усилиями. Их Парето называет спекулянтами.

Второй тип элитных деятелей. У них преобладает «незыблемость» стараются поддерживать существующее состояние. Их Парето называет «рантье».

Именно спекулянты инициаторы общественного прогресса, а рантье – элемент стабильности, те кто уравновешивает спекулянтов и придает обществу элемент устойчивости. Общество где есть только рантье перестает развиваться, грде спекулянты – там все быстро меняется, не стабильно, слишком быстро.

 

В правящей же элите, может быть использована власть основанная либо на силе, либо на хитрости: львы и лисы. Львы отличаются идеализмом и нетерпимостью, для них характерна вера и убежденность, идут напролом, силой, слабо развито воображение.

Лисы радуют воображением, используют сделки, маневры, им свойственен скепсис и сомнения.

Режим прико торой правят лисы: «демагогическая плутократия». Тип правления опирается на разум и хитрость, опелирует к интересам.

Противоположность, варианты правления львов «военные плутократии», опираются на физическую силу и на религиозные и подобные им чувства.

 

Закон циркуляции элит.

Суть закона в том, что с течением времени любая элита проявляет стремление к выраждению. Потому, что наследники и потомки далеко не всегда воспроизводят их выдающиеся качества. Постепенно накапливаются неэффективные члены в составе правящей элиты и накопление высокоэффективных за ее пределами. Но их туда не пускают. Следовательно в составе не элитных слоев образуется контр элита. Обычно того элитного типа, которого не хватает в правящем. И контр элита свергает и сама становится на ее место.

Способ смены: львы обычно революционно, а лисы обычно эволюционно.

Оптимально: это когда в состав элиты оптимальный равномерный приток деятелей обоих типов. Но не бывает так. Приходится искать иные варианты. Оптимально в Великобритании, где двухпартийная система. Однако в большинстве стран другое, периодически прекращается циркуляция элит – старая элита устаревает и ее приходится свергать тем или иным способом.

 

Отношение к Марксу и к классам. Считал, что классовая борьба двигатель истории, но суть классовой борьбы определял иначе, для Маркса это экономические противоречия, но для Парето это еще и религиозные, экономические, национальные и другие противоречия и сущность этой борьбы не в том, чтобы эксплуатируемая масса свергла элиты, а в том, чтобы пришли снова элиты, но НОВЫЕ. Массы только помогают смены.

 

Муссолини заинтересовался этой теорией. Расточал комплименты в адрес теории элит Парето. Но сам Парето был не то чтобы за.

 

4)

Их относят к числу отцов основателей.

Михельс историк по образованию, учился у видных деятелей. Довольно рано стал заниматься практической политикой. Но со времени разочаровывается революционерах, социалистах и высказывает это в своих исследованиях.

Заинтересовался Муссолини.

Публикует книгу «К социологии политической партии в условиях демократии» Исследования олигархических тенденций партийной жизни 1911 год.

Логии такова: первоначально партия организация равных заинтересованных лиц и все члены имеют в организации равные права, но постепенно с изменением задач и структуры для эффективного управления партией оказываются необходимыми специфические качества. Потребность в араторском таланте, обширные организаторские способности и знания. Вырисовывается потребность в партийных руководителях. Сталкиваемся с парадоксом демократии. В беспартийной организации но такая структура противоречит демократическим принципам.

Условия политиченской борьбы требуют от партии дисциплины, централизации, концентрации ресурсов.

Массы часто некомпетентны. По этому тенденция на сохранения статуса кво и какими бы ни были заявления партий, они превращаются в обычную предвыборную риторику.

Потом приходит к мысли, что олигархия вообще неизбежная форма жизни для структур. И потому он сделал вывод по поводу представительской всей демократии, он решил, что она несет всегда в себе олигархическое влияние и не дает возможности влияния масс. Смысл по нему имеет только прямая демократия в маленьких коллективах.

 

Несколько иное решение у Моисея Яковлевича Острогорского. Окончил Парижскую школу политических наук. Книга «Демократия и политические партии».

Основная задача – поиск в обществе причин разрыва между государством и гражданским обществом. Первый номер исследования – политические партии. В Англии, Франции и США.

Закрепившись на руководящих постах в партии ее руководители сразу получают возможность попадать и на руководящие посты вне нее. Но это уже для себя, а не для партии. Связь между обществом и государством они лишь эмитируют.

Важное место он уделяет роли политического образования. Для того чтобы граждане могли воспользоваться возможностями демократии нужно значительное увеличение.

Должны быть конкретные понятные цели.

Конкретные персональные кандидаты.

Отмена принципа ответственности правительства.

Развитие и усложнение структуры гражданского общества

 

 

16.03.2012

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...