Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные этапы развития теории бюрократии в 20ом веке.




1. Критика классической теории бюрократии

2. основные подходы к анализу государственного управления во второй половине 20го века

3. проблемы бюрократизации в англо-американской политической науке

4. Мишель Крозьер о бюрократии во Франции

 

1) В годы 2ой мировой войны Была осознана ограниченность в Вебберовской трактовке бюрократии- нужно пересмотреть. Критика по нескольким направлениям:

· Подвергалась сомнению дихотомия между политикой и государственной службой. Внесли вклад Карл Фридрих, Даль. Их главный вывод – если политика – формирование и организация определенного курса, направлена на достижение каких-то целей, то в этом случае ее очень сложно вычленить из государственной службы. Чиновники должны быть проффесиональны, иметь неполитическую позицию, но что-то они все-таки имеют слишком много точек соприкосновения с политической сферой.

Подчеркивается, что чиновники даже в рамках своих стандартных компетенций имеют большую долю свободы в интерпретации тех законов, которые они воплощают в жизнь, кроме этого они обладают большой свободой в определении того когда, как и в какой мере реализовывать законы и политические решения. Внутри рамок у чиновников много свободы. Как они станут действовать – определяет их политические ориентации. И это нормальное проявление их гражданской, административной активности. Нельзя говорить, что это только их жажда власти или стремления использовать власть для обогащения.

· Утверждение того, что бюрократия - наиболее рациональная форма управления и вследствие этого обладает наивысшей степенью эффективности. Здесь противник Вебера – школа функционализма и его основоположник Мертон, его последователи: Парсонс, Голднер и т.д. Полагали, что Вебер переоценил бюрократию и не предусмотрел разного рода дисфункций. Они искажаются и начинают вредить организации.

Так Мертон писал о дисфункции «подмене цели» - нормы и правила в соответствии с которыми действует бюрократия, превращаются из средств в самоцель. Это в том случае, когда бюрократ начинает защищать себя, выгораживать результаты своей деятельности. С этой точки зрения один и тот же структурный элемент может иметь как функциональные, так и дисфункциональные последствия. Функциональные: предсказуемость, но дисфункционально – косность и неспособность приспосабливаться к меняющимся условиям.

 

Эти два основных направления заставили пересмотреть проблематику государственной службы. Начинают появляться совершенно иные подходы к управлению.

 

2)

Один из подходов:

· Функциональное описание границ применения бюрократического управления. В работах Бернса, Столкера. Подчеркивают, что организации должны соответствовать контексту:

a. Механические. Структура контроля. Четкая специализация, восходящий поток информации, нисходящий поток инструкций, характеристика взаимодействия – лояльность подчинения. Этот тип может быть эффективен, но только в стабильной обстановке. Но в современном мире организационные условия резко меняются. Поэтому они считают эффективнее:

b. Органический тип. Значительная деформализация, значение горизонтального взаимодействия, информационная коммуникация с надконтролем. Такой тип пригоднее для работы в нестабильном окружении.

 

Шмидт и Трайбер разработали тип политической бюрократии.

Классическая Политическая  
Ориентация на общее благо, на общий интерес Ориентация на различные политические группы интересы и ценности
Вопросы должны решаться политически нейтрально Путем переговоров с достижением компромисса.
Парламент, партии как излишние и опасные Эти структуры нужны не только для выработки решений, но и реализации
Участие масс в политике не желательно Эта активность нормальна и с ней нужно работать
Не склонна взаимодействовать с политикой Взаимодействует очень и очень интенсивно
Выдерживает элитную солидарность. Чиновники элита Элитная солидарность не слишком интенсивна.
Ориентирована на процедурный способ деятельности Ориентирована на программные и проблемные методы
   

 

Теория неформальной организации

Авторы Саймон и Селзник.

Внутри формальной организации всегда есть неформальные группы. – специфическая субкультура, которая оказывает влияние на формальные структуры.

2 фактора возникновения субкультуры:

1) Самосохранение индивида

2) Формальная организация встроена в среду, но эта внешняя среда оказывает давление в виде требований и следовательно, разный состав структуры.

С другой стороны, любая формальная организация встроена в среду и среда предъявляет требования.

 

 

Бихефиорализм. Дуглас Мак Грегар.

Средний служащий не любит работать и стремится избежать труда. Вследствие этого их надо принуждать, контролировать, угрожатьб. Стремиться избежать ответственности, предпочитает больше всего безопасность собственную.

 

Средний служащий способен себя контролировать. Усилия, которые прилогает исполнитель к достижению цели пропорциолнальны достижению их цели.

 

Эти люди должны уметь принимать решения. Но если эта теория применяется к персоналу, могут быть разные исходы. Может успешно: свежий взгляд, но проблема в том, что часто применение этой теории на практике либо в очень ограниченной сфере, либо ее применяют те, кто не может ею руководствоваться.

 

Системный подход.

Подчеркивание взаимосвязи между организацией и внешней средой. Поступают требования и выдают в окружающую среду рекомендации к деятельности. Если смотреть на бюрократию как на систему, для нее внешней средой будет законодательная власть, группы интересов. Бюрократическая система в современном обществе поставлена в сложные условия и вынуждена реагировать на сигналы сегментов окружающей среды. Это приводит авторов к мнению о том, что стратегия гос управления не может быть неизменной, общество меняется и все планы будут носить временный приблизительный характер.

 

Вместе с тем, подчеркивая значимость теории систем, подчеркивается, что она носит общий характер. Эта теория указывает, что организация состоит из многих подсистем и открыта внешнему миру. Конкретные переменные и механизмы влияния всегда приходится определять ситуативно.

 

20.04.2012

3) проблемы бюрократизации в англо-американской политической науке

 

Разрастание мощности и разнообразия функций государственного аппарата, является причиной его бюрократизации.

В политической сестеме это стремление административного аппарата освободиться от контроля со стороны выборных органов власти.

В результате освобождения бюрократия становится самостоятельной политической силой.В социологии, бюрократизация - расширение слоя чиновников, чьи корпоративные интересы выходят зха рамки их формальных обязанностей.

Приемы бюрократии: 1) Ведомственное правотворчество, котороеискажает действительный смысл законов

2) Искажение информации путем ее засекречивания и манипуляциями со статистическими данными.

 

В организации бюрократизация – рост аппарата. Вместо решения задач происходит ритуализация текущих административных функцийю

С. Паркинсон.

Истоки бюрократизации сквозь призму социально-политических ориентаций чиновников.

Закон политический:

1. Работа занимает все время, отведенное на ее выполнение

2. Чиновник стремится множить подчиненных, но не соперников

3. Чиновники работают друг для друга

Предпосылки закона: статистический анализ динамики адмиралтейства Ангглии и других государственных учереждений.

 

Механизм разрастания административного аппарата:

· Чиновники жалуются на перегрузку

· Надо 2 помошников иметь. Со временем 2х тоже не хватает, нужно разгрузить и их, им тоже по 2 помошника. Так у первого чиновника формируется отдел. Количество дел не особенно увеличивается, а количество чиновников – да.

«Болезнь Паркинсона»

Состояние организации в период утраты ею эффективных механизмов принятия решений.

Стадии болезни:

  1. В учереждении есть человек: завистливый, некомпетентный
  2. Такой человек попадает в руководство. Он изживает своих конкурентов и остаются только непрофессионалы.
  3. Связь с действительностью утрачивается, так как люди непрофессионалы

 

Д. Битем

Бюрократия обладает собственной системой взглядов и ценностей. Бюрократия не только орудие осуществления политики, но и фактор изменения ее содержания.

Черты бюрократии:

  • Концентрация информации
  • Концентрация ресурсов

Превращение бюрократии в недемократическую силу тогда, когда бюрократия закрыта, когда испытывает свои организаторские способности в интересах манипулирования.

 

Этому можно противостоять. При помощи электронного правительства.

 

Людвиг Фон Мизес. Теоретик демократии.

В деспотиях единственным правилом осуществления власти является произвол правителя.

Так как эжтот деспод не вездесущь, есму риходится передавать свои полномочия другим – штату чиновников.

 

Чтобы избежать самоуправства чиносников деспот издает кодексыи в них предписывает им обязанности -> формализация функций управления. Соблюдение инструкций важнее для чиновников чем результат действий.

Демократия – игра за управление легитимным правом регулировать прямо через плеьбисцит или косвенно через выборы осуществление законов и исполнение власти и подбор высших должностных лиц.

 

Демократическое управление – управление которое должно следовать детально разработанным правилам и инструкциям, установленным властью высшего уровня.

Бюрократия и демократия не противоречат друг-другу. Бюрократия не является не плохой не хорошей, это просто метод управления. И в государственном управлении он необходим.

В условиях демократии бюрократическое управление означает управление в строгом соответствии с законом и бюджетом.

Рынок служит для оборстрения конкуренции между государственными и коммерческими структурами.

Бюрократия может быть институтом демокркатического правления.

Проблема: люди путают бюрократию и бюрократизацию.

 

Э. Геденс

В настоящее время наряду с тенденцией бюрократизации общественной жизни существуют еще и тенденции антибюрократизации.

Причины:

  1. Закономерность развития постиндустриального общшества. Рост специалистов, которые не вписываются в бюрократические структуры. Они ориентирпованы международные отношения.
  2. Развитие информационных технологий. Доступ к данным упрощается.

 

Специфика бюрократии:

  1. Апаратная бюрократия. Суть – сотрудники используют профессиональные знания. Их задача – исполнить общие функции.
  2. Профессиональная бюрократия.
  3. Наличие у чиновников глубоких теоретических знаний и практических навыков. Организация по ролям. Такая бюрократия сильнее формализована, нацелена на решение узких проблем и именно в них осведомлена.
  4. Адхократия (по случаю)

Адаптивная структура управления, которая строится вокруг определенной проблемы. Люди с разными знаниями и навыками. Способность быстро реагировать на изменения в окружающей среде. Такая организация наиболее отражает особенности современного общетсав.

 

 

4) Мишель Крозьер о бюрократии во Франции

«Бюрократический феномен»

Оригинальность – в дисфункциях он увидел не отклонения, а летентные функции этих организаций, а именно дисфункции сокращают и усиливают бюрократию.

Эмпирический материал: деятельность бюрократических структур во франции.

Французская модель на основана на сочетании двух типов власти:

· Регламентированная – склонность ее обладателей к регламентации, установлении правил

· Параллельная власть – в областях неопределенности. Личная способность игроков. Служит симптомом нового типа властных отношений - «переговорного».

Властные полномочия распылены. Увеличивает растрату ресурсов. Она правоцирует реакцию традиционных властей с кучей регламентов.

С другой стороны параллельная власть превращается в фактор укрепления. Фунекции:

ü Коррекция организационной структуры

ü Укрепление

Они усиливают систему.

 

Пытается актуализировать, как взаимоотношения властей влияют на ситуацию. Выделяет бюрократические круги, которые возникают при воздействии факторов бюрократии:

ü Безличность

ü Централизованность – влечет удаление руководящего центра от исполнителей.

ü Стратификация – изоляция уровней друг от друга. Приводит к невозможности расширения зоны принятия решений + повышению давления внутри страты, а значит к кастовости.

ü Параллельная власть – В ситуации неопределенности им тем лучше, чем меньше есть источников неопределенности. Чем больше в свою очередь организация стратифицируется и централизуется тем выше вероятность развития параллельной власти. С развитием параллельной власти возникает замкнутый круг: неопределенность вызывает принятие новых норм

Но бюрократическая власть нарушает важные коммуникационные связи.

Феномен «некоммуникации». Появление буферного звена, среднего рода управления. Которые постоянно оторваны от клиентов и не заинтересованы в успехе существования организации, следовательно возникает эффект «пуховика». Структура разбухает и все зависят от всех, но инициатива вязнет в средних слоях.

 

Мир секрета. Слои склонны ограничивать информацию., скрывать проблемы которые существуют у них внутри. Они стремятся сохранить позиции.

Но почему бюрократия все еще существует тогда? Крозье говорит об общем и особом. То, что недостатки в общем могут быть плюсами для частного. Здесь в центре вопрос «участия». С одной стороны люди не хотят вовлекаться во что-то, приобретать новые контакты так как это сницение собственной свободы. Хотя, сами люди хотят предсказуемости, хотят знать и контролировать. Бюрократия помогает это примирить.

 

Стремление сократить источники неопределенности, но там, где произвола подчиненных нет совсем, руль руководителя становится ----> только контроль. Осуществлять власть в такой ситуации не может ни кто.

 

4.05.2012

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...