Основные этапы развития теории бюрократии в 20ом веке.
1. Критика классической теории бюрократии 2. основные подходы к анализу государственного управления во второй половине 20го века 3. проблемы бюрократизации в англо-американской политической науке 4. Мишель Крозьер о бюрократии во Франции
1) В годы 2ой мировой войны Была осознана ограниченность в Вебберовской трактовке бюрократии- нужно пересмотреть. Критика по нескольким направлениям: · Подвергалась сомнению дихотомия между политикой и государственной службой. Внесли вклад Карл Фридрих, Даль. Их главный вывод – если политика – формирование и организация определенного курса, направлена на достижение каких-то целей, то в этом случае ее очень сложно вычленить из государственной службы. Чиновники должны быть проффесиональны, иметь неполитическую позицию, но что-то они все-таки имеют слишком много точек соприкосновения с политической сферой. Подчеркивается, что чиновники даже в рамках своих стандартных компетенций имеют большую долю свободы в интерпретации тех законов, которые они воплощают в жизнь, кроме этого они обладают большой свободой в определении того когда, как и в какой мере реализовывать законы и политические решения. Внутри рамок у чиновников много свободы. Как они станут действовать – определяет их политические ориентации. И это нормальное проявление их гражданской, административной активности. Нельзя говорить, что это только их жажда власти или стремления использовать власть для обогащения. · Утверждение того, что бюрократия - наиболее рациональная форма управления и вследствие этого обладает наивысшей степенью эффективности. Здесь противник Вебера – школа функционализма и его основоположник Мертон, его последователи: Парсонс, Голднер и т.д. Полагали, что Вебер переоценил бюрократию и не предусмотрел разного рода дисфункций. Они искажаются и начинают вредить организации.
Так Мертон писал о дисфункции «подмене цели» - нормы и правила в соответствии с которыми действует бюрократия, превращаются из средств в самоцель. Это в том случае, когда бюрократ начинает защищать себя, выгораживать результаты своей деятельности. С этой точки зрения один и тот же структурный элемент может иметь как функциональные, так и дисфункциональные последствия. Функциональные: предсказуемость, но дисфункционально – косность и неспособность приспосабливаться к меняющимся условиям.
Эти два основных направления заставили пересмотреть проблематику государственной службы. Начинают появляться совершенно иные подходы к управлению.
2) Один из подходов: · Функциональное описание границ применения бюрократического управления. В работах Бернса, Столкера. Подчеркивают, что организации должны соответствовать контексту: a. Механические. Структура контроля. Четкая специализация, восходящий поток информации, нисходящий поток инструкций, характеристика взаимодействия – лояльность подчинения. Этот тип может быть эффективен, но только в стабильной обстановке. Но в современном мире организационные условия резко меняются. Поэтому они считают эффективнее: b. Органический тип. Значительная деформализация, значение горизонтального взаимодействия, информационная коммуникация с надконтролем. Такой тип пригоднее для работы в нестабильном окружении.
Шмидт и Трайбер разработали тип политической бюрократии.
Теория неформальной организации Авторы Саймон и Селзник. Внутри формальной организации всегда есть неформальные группы. – специфическая субкультура, которая оказывает влияние на формальные структуры. 2 фактора возникновения субкультуры: 1) Самосохранение индивида 2) Формальная организация встроена в среду, но эта внешняя среда оказывает давление в виде требований и следовательно, разный состав структуры. С другой стороны, любая формальная организация встроена в среду и среда предъявляет требования.
Бихефиорализм. Дуглас Мак Грегар. Средний служащий не любит работать и стремится избежать труда. Вследствие этого их надо принуждать, контролировать, угрожатьб. Стремиться избежать ответственности, предпочитает больше всего безопасность собственную.
Средний служащий способен себя контролировать. Усилия, которые прилогает исполнитель к достижению цели пропорциолнальны достижению их цели.
Эти люди должны уметь принимать решения. Но если эта теория применяется к персоналу, могут быть разные исходы. Может успешно: свежий взгляд, но проблема в том, что часто применение этой теории на практике либо в очень ограниченной сфере, либо ее применяют те, кто не может ею руководствоваться.
Системный подход. Подчеркивание взаимосвязи между организацией и внешней средой. Поступают требования и выдают в окружающую среду рекомендации к деятельности. Если смотреть на бюрократию как на систему, для нее внешней средой будет законодательная власть, группы интересов. Бюрократическая система в современном обществе поставлена в сложные условия и вынуждена реагировать на сигналы сегментов окружающей среды. Это приводит авторов к мнению о том, что стратегия гос управления не может быть неизменной, общество меняется и все планы будут носить временный приблизительный характер.
Вместе с тем, подчеркивая значимость теории систем, подчеркивается, что она носит общий характер. Эта теория указывает, что организация состоит из многих подсистем и открыта внешнему миру. Конкретные переменные и механизмы влияния всегда приходится определять ситуативно.
20.04.2012 3) проблемы бюрократизации в англо-американской политической науке
Разрастание мощности и разнообразия функций государственного аппарата, является причиной его бюрократизации. В политической сестеме это стремление административного аппарата освободиться от контроля со стороны выборных органов власти. В результате освобождения бюрократия становится самостоятельной политической силой.В социологии, бюрократизация - расширение слоя чиновников, чьи корпоративные интересы выходят зха рамки их формальных обязанностей. Приемы бюрократии: 1) Ведомственное правотворчество, котороеискажает действительный смысл законов 2) Искажение информации путем ее засекречивания и манипуляциями со статистическими данными.
В организации бюрократизация – рост аппарата. Вместо решения задач происходит ритуализация текущих административных функцийю С. Паркинсон. Истоки бюрократизации сквозь призму социально-политических ориентаций чиновников. Закон политический: 1. Работа занимает все время, отведенное на ее выполнение 2. Чиновник стремится множить подчиненных, но не соперников 3. Чиновники работают друг для друга Предпосылки закона: статистический анализ динамики адмиралтейства Ангглии и других государственных учереждений.
Механизм разрастания административного аппарата: · Чиновники жалуются на перегрузку · Надо 2 помошников иметь. Со временем 2х тоже не хватает, нужно разгрузить и их, им тоже по 2 помошника. Так у первого чиновника формируется отдел. Количество дел не особенно увеличивается, а количество чиновников – да.
«Болезнь Паркинсона» Состояние организации в период утраты ею эффективных механизмов принятия решений. Стадии болезни:
Д. Битем Бюрократия обладает собственной системой взглядов и ценностей. Бюрократия не только орудие осуществления политики, но и фактор изменения ее содержания. Черты бюрократии:
Превращение бюрократии в недемократическую силу тогда, когда бюрократия закрыта, когда испытывает свои организаторские способности в интересах манипулирования.
Этому можно противостоять. При помощи электронного правительства.
Людвиг Фон Мизес. Теоретик демократии. В деспотиях единственным правилом осуществления власти является произвол правителя. Так как эжтот деспод не вездесущь, есму риходится передавать свои полномочия другим – штату чиновников.
Чтобы избежать самоуправства чиносников деспот издает кодексыи в них предписывает им обязанности -> формализация функций управления. Соблюдение инструкций важнее для чиновников чем результат действий. Демократия – игра за управление легитимным правом регулировать прямо через плеьбисцит или косвенно через выборы осуществление законов и исполнение власти и подбор высших должностных лиц.
Демократическое управление – управление которое должно следовать детально разработанным правилам и инструкциям, установленным властью высшего уровня. Бюрократия и демократия не противоречат друг-другу. Бюрократия не является не плохой не хорошей, это просто метод управления. И в государственном управлении он необходим. В условиях демократии бюрократическое управление означает управление в строгом соответствии с законом и бюджетом. Рынок служит для оборстрения конкуренции между государственными и коммерческими структурами. Бюрократия может быть институтом демокркатического правления. Проблема: люди путают бюрократию и бюрократизацию.
Э. Геденс В настоящее время наряду с тенденцией бюрократизации общественной жизни существуют еще и тенденции антибюрократизации. Причины:
Специфика бюрократии:
Адаптивная структура управления, которая строится вокруг определенной проблемы. Люди с разными знаниями и навыками. Способность быстро реагировать на изменения в окружающей среде. Такая организация наиболее отражает особенности современного общетсав.
4) Мишель Крозьер о бюрократии во Франции «Бюрократический феномен» Оригинальность – в дисфункциях он увидел не отклонения, а летентные функции этих организаций, а именно дисфункции сокращают и усиливают бюрократию. Эмпирический материал: деятельность бюрократических структур во франции. Французская модель на основана на сочетании двух типов власти: · Регламентированная – склонность ее обладателей к регламентации, установлении правил · Параллельная власть – в областях неопределенности. Личная способность игроков. Служит симптомом нового типа властных отношений - «переговорного». Властные полномочия распылены. Увеличивает растрату ресурсов. Она правоцирует реакцию традиционных властей с кучей регламентов. С другой стороны параллельная власть превращается в фактор укрепления. Фунекции: ü Коррекция организационной структуры ü Укрепление Они усиливают систему.
Пытается актуализировать, как взаимоотношения властей влияют на ситуацию. Выделяет бюрократические круги, которые возникают при воздействии факторов бюрократии: ü Безличность ü Централизованность – влечет удаление руководящего центра от исполнителей. ü Стратификация – изоляция уровней друг от друга. Приводит к невозможности расширения зоны принятия решений + повышению давления внутри страты, а значит к кастовости. ü Параллельная власть – В ситуации неопределенности им тем лучше, чем меньше есть источников неопределенности. Чем больше в свою очередь организация стратифицируется и централизуется тем выше вероятность развития параллельной власти. С развитием параллельной власти возникает замкнутый круг: неопределенность вызывает принятие новых норм Но бюрократическая власть нарушает важные коммуникационные связи. Феномен «некоммуникации». Появление буферного звена, среднего рода управления. Которые постоянно оторваны от клиентов и не заинтересованы в успехе существования организации, следовательно возникает эффект «пуховика». Структура разбухает и все зависят от всех, но инициатива вязнет в средних слоях.
Мир секрета. Слои склонны ограничивать информацию., скрывать проблемы которые существуют у них внутри. Они стремятся сохранить позиции. Но почему бюрократия все еще существует тогда? Крозье говорит об общем и особом. То, что недостатки в общем могут быть плюсами для частного. Здесь в центре вопрос «участия». С одной стороны люди не хотят вовлекаться во что-то, приобретать новые контакты так как это сницение собственной свободы. Хотя, сами люди хотят предсказуемости, хотят знать и контролировать. Бюрократия помогает это примирить.
Стремление сократить источники неопределенности, но там, где произвола подчиненных нет совсем, руль руководителя становится ----> только контроль. Осуществлять власть в такой ситуации не может ни кто.
4.05.2012
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|