Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Марксизм и проблемы бюрократии в России




1) Эволюция марксистской концепции в России

 

2) Бюрократия как правящий класс российского общества

О. Гаман-Голутсинер.

Сведение множества форм властной организации к 2м формам:

  1. Слияние власти и собственности (феодальная форма)
  2. Различение их (бюрократия)

Рекрутирование элит:

Феодальноая система: принадлежность к правящему классу: наследование, состояние

 

Бюрократическое государство: назначение верховной властью

 

11.05.2012

Элиты царской России.

 

1.Боярство на Руси

2.Динамика элит в Российской империи

 

На руси сложилась боярская аристократия. Отличало ее:

· Тесная связь с государственной власти. Являлись членами думы, а значит принимали участие в принятии, выработке, осуществлении политических решений. Именно это их и делало. Как только потеряли – деградировали.

· Включение происходило по воле государя и заслуг.

· Осуществляли «службу» - различные исполнительные функции. Погло это быть полюдье, посольство, воеводье, а позднее главенство в том или ином приказе.

· Важно наличие собственных земельных держаний. Бояре прежде всего крупные землевладельцы. Это позволяло не только содержать семью и слуг, но и проявлять самостоятельность относительно верховной власти.

· Роль и значение бояр для древнерусского общества менялось на протяжении времени.

 

Первый источник боярства – княжеская дружина, ее члены входили в совет. И только со временем они стали получать земли, со временем в кормления, превращались в вотчины. Внедрение и распространение вотчинного уклади и стало со временем причиной разложения дружины. Статус вотченника приводил ко внутреличностному конфликту. Нужно было находиться на службе, а хотелось развивать свое хозяйство.

С 12го века и до мангол боярство достигло наивысшего политического влияния. Оно обогатилось, не только через вотчины, но и через военные походы и торговлю; боярство выросло количественно, за счет пополнения дружин удельных князей. И это побуждало князей считаться с боярами, а иногда и согласовываться с ними. Иначе у князей только младшая дружина, а с нею всех династических споров не решить. Некоторые бояре могли и выбирать, какому князю именно служить.

Были и такие земли, где бояре подчинили князей (Киев и Новгород). Там княжеские династии так и не сложились.

Нашествие монголов достаточно сильно все упростило. В ходе сражений и набегов, резко сократилось количество и бояр и князей, у которых можно было служить. Разгром городов лишил бояр и союзников из торгово-ремесленных слоев. После нашествия возможность бояр ограничивать князей снизилась, кроме таких городов где непосредственно монголов не было. Но несмотря на это их статус все еще был высок, но теперь статус был сопряжен с высокой доли риска военной службы в неспокойное время. В том числе сильно снизился их политический статус, с этих пор определение княжеской власти зависило от Золотой орды.

Образование Московского централизованного государства. Здесь меняется структура боярства. Земли централизуются вокруг осквы и в боярство включаются князья. Но первые князья не от туда, а из Литвы (Трубчинский князь, Дмитрий Ольгович).

Эти князья стали составлять значительную часть боярства и появилась новая фракция «служивых князей». Они считали себя более родовитыми, активно доролись с остальными боярами за право оказывать влияние. Появились в боярах выходцы и из Золотой орды. К концу 17 века в боярстве уже преобладали иностванцы. 18,3% рюриковичи, 23% польского происхождения, 17% татары и иные восточные народности, 4,6% великорусское происхождение, 11% происхождение не удалось установить. Такой состав лучше соответствовал имперскому новому типу государства.

К 16 веку боярство становилось важной политической силой, оно было нужно как противовес удельно-княжеской аристократии. Лавирование между всеми видами бояр фиксировалось через браки государей. Важным механизмом регулирование отношений среди бояр – местничество. Оно зависило от родословной и состояния. В итоге в структуре думы это обстоятельство повлеклдо важное структурное деление на бояр и окольнических.

Ключевский пишет, что примерно из 200 бояр 130 к титулованным, 70 к нетитулованным. Но из 140 окольничих князья всего 30. Местничество было способом обороны аристократии от произвола власти. Это подтверждается до середины 16 веков. Позднее, с Ивана грозного местничество используется иначе, не как консервативная технлогия обороны, а как механизм карьерного продвижения нетитулованной власти.

Конфликт связанный с появлением опричнины. На утверждение нового качества власти бояре ответили саботажем и заговорами. Они считали, что царь – первый среди них, должно быть соправительство. Царь Иван Грозный был с этим не согласен. Некоторые попытались возродить традицию отъезда к другим правителям на службу, но это уже измена. Царь реорганизовал боярство, страна перешла на мобилизационный путь развития, пришли опричники вроде Малюты Скуратова.

Тесные связи боярства с православной церкви. В условиях отсутствия возможности карьерного роста многие баярские отпрыски переживали кризис, они переходили в статус «детей баярских». Те кто не хотел, принимали монашество и нередко становились активными религиозными деятелями. Они не теряли связи с домом и выражали соответствующие ценности и интересы. Практически идеологи боярского десиденства.

 

Пока влияние кныжеской аристократии, церкви была сильной, князья/цари могли быть арбистрами и контролировать, после опреичнины и смыты все различаи между фракциями спали и с тех пор государственнаянужда в местничестве отпала, сохранилось как обычий. Федор местничество отменил совсем. Именно это и стало началом паденитя боярства, он все менее и менее могло выполнять свои политические задачи и на передний план выходят новые элиты.

 

2) Упадок боярства сопровождался ростом численности и значения дворянства. Возникло в 16 веке как примежуточный слой служилых людей:

· «Дети боярские» и бывшие бояре присоединенных и удельных княжеств. В 1480 году после присоединения Новгорода Иван 3 департировал из Новгорода в подмосковье ряд боярских семей. На их место он испоместил московских служилых людей, а вместо вотчин эти служаки получили поместья и жизнь правящих сословий изменилась. Руководство землей и служба изменилась. Местом институализации дворянства стал «государев двор». Все служилые люди его со временем и получили название дворяне. Они получали за службу практически исключительно поместья и с верховной властью были связаны сильнее. Из них и состоял костяк вооруженных сил. Иван грозный даже ввел дворян в думу «думные дворяне» из них набирались и опричники. Но вот крепостных крестьян на всех не хватало, поэтому наряду с потомственными «служилыми людьми по отечеству» появились и служилые люди по прибору, те кому дворянтсва не давали.

· Одновременно склыдывалась и бюрократия. В центре столицы очагом их формирования стали приказы. Дьяки. Формально они подчинялись боярам, но бояре в приказах бывали редко и льяки делали все что хотели. Со временем когда их количество умножилось, практика стала повсеместной. В 17 веке появился еще и думный чин «думный дьяк». Бюрократия складывалась еще и на местах. В штате воеводских изб: дьяки, старосты и т.д на службу брали выходцев из разных слоемв населения. Они все тоже практически были под бесконтрольем.

· Разгром бояр в апричнину и тд, резко понизили легитимность боярства. Боярство сближалось с остальными служилыми людьми.

 

Окончательный переход на рубеже 17-18 века. Факторы: активизация внешней политики, централизация и концентрация власти и образование российской империи. Фактически все было закреплено упразднение боярской думы и созданием сената. Попытки оказывать влияние было, но только через бюрократические каналы.

 

Одновременно царская власть исключает из управление и духовенство. Оно подчинено, лишено собственности, поставлено под контроль дворянской бюрократической элиты. 18 век – золотой век русского дворянство. Это может и странно, ведь Петр 1 активно мобилизовал в это время дворян. Кроме этого они должны быть образованы. Традиционное служилое дворянство было превращено в чиновничество. Но это не сразу. Некоторое время Петр хотел привлечь дворян привелегиями, но только потом издал табель о рангах.Дворянство укрепилось, но с изменение его качество, оно перестало быть слоем землевладельцев, а стало подчиняться бюрократического порядку. Была «нечиновная» бюрократия, но высшее чиновничество империи было бворянским на 90%.

Петр издает приказ о единонаследии. Только одному наследовать, остальные должны были идти на службу, но этим же сделал поместья наследовательным. Отсуда дворянство поляризовалось, разделилось на тех, кто может без проблем жить в поместье и на тех кто должен зарабатывать службой.

 

Еще один аспект – инкорпарация в нее внешних элит. Особое значение имело включение в элиты прибалтийских немцев. Они не только пополнили гвардию и дворянство они и в государственную службу шли очень охотно. Но по настоящему воспользоваться своими привелегиями они смогли только во второй половине 18 века, когда мобилизация закончилась. Служили уже тогда те, кто хотел, войны были способом решения геополитических задач. И дворянство научилось решать судьбу престолов. Посколькуц екатерина вторая пришла к власти нелегитимно, она была вынуждена опираться на дворян. Она закрепила возможность не служить. Дворянство превратилось в привелегированную элиту.

 

Кроме того сыграли негативную роль и другие Екатериненские указы. Царица установила правило автоматическое присвоение государственным чиновникам присвоение нового чина не позднее чем через 7 лет, независимо от личных качеств. Павел сократил срок до 4 лет, из-за этого в дворянство влились новые люди. Качество бюрократических кадров стало падать, власть потеряла над бюрократией контроль.

 

Действия декабристов не отвечали интересам дворян, а цари сделали свой вывод – дворянство без службы опустилось и перестало понимать даже собственные интересы. И уже в 19 веке новым служилым правящим классом в России стала имперская бюрократия.

Этапы:

1) Правление Николая 1. Становление бюрократии как правящего класса.

2) Правление Александра 2. Преимущественное положение,

3) С 80х до революции процесс упадка

 

Эффективность их службы была не высокой:

· Негибкость системы карьерного роста

· Чиновники имели как правило низкий образовательный уровень

· Численность бюрократии по числу населения была незначительна по сравнению с другими странами европы

· Низкий уровень оплаты. Особенно у нечиновной бюрократии. Это порождало массовое взяточничество. Кормились от дел.

 

Все это не притерпело изменений не с отменой крепостного права, не с началом 20го века.

 

18.05.12

Советская номенклатура

1. Становление и мобилизация номенклатурной элиты в СССР

2. Демобилизация номенклатуры и особенности ее развития в военные годы

 

1) Первое место после революции заняла Лененская гвардия. Это достаточно узкий круг, который сложился еще в этоху борьбы с режимом:

· Складывался как контрэлита, борцы, потому как в нормальном позетивном направлении действовать не знали

· Высокий уровень орг дисциплины, уровень образования.

 

Были созданы два управленческий аппарата: государственный и партийный. Но конкуренции не было, и там и там лидеры партии большевиков.

Источники номенклатуры: неэлетные слои: маргиналы, крестьяне, рабочие.

Основной способ инкорпарации – назначение на должности.

Нужно сказать, что руководство партии уделяло значительное внимание кадровой политике. Были 2 отдела ЦК: организационно-инструкторский и учетно-распределительный, потом они были слиты воедино. Этот отдел как правило был под руководством кого-то из партийного начальства. Этот отдел стал механизмом ратации среднего типа номенклатуры. А потом все стало естественно: кто-то умирал в высших кругах, а на их место приходили рабочие, крестьяне и тд. Они имели не столько идейные соображения, им было интереснее что партия может быть социальным лифтом, помочь приобщиться к материальным благам. В этом направлении процесс шел быстро. В скором временеи 20% ленинской гвардии. А остальные те кто пришел после революции.

Практически все рядовые управленцы отличались низким уровнем сознательности и эффективности, а высшие руководящие органы состояли из бывших большевиков подпольщиков на 9/10. Они осознавали низкий уровень низов и долгое время их в управление не пускали. Но те долго и упорно лезли на верх.

Так в 1917 году в составе ЦК партии было 21 человек и + 5-10 технических сотрудников.

В 1925 60 членов ЦК + 600 технических сотрудников.

Возникали трудности с разграничением функций разных органов. Часто «кадровый» отдел партии брал на себя и политические функции.

 

После смерти ленина выросший партийный аппарат стал оттеснять лен. Соратников от принятия идей, а потом и вовсе вытеснили. В результате этой кадровой революции правящим классом и стали номенклатурные работники. У каждого был список должностей, куда кто может назначать. Тек то был назначен в соответствии с решением, не могли быть отстранены и без согласия органов. Даже в период Сталинских репрессий, номенально.

Если характеризовать номенклатуру как слой правящей элиты:

· Она не являлась собственником тех благ, которые присваивала.

· Привелегии были своеобразным способом оплаты их услуг. Денежная форма не была основной.

· Партийная номенклатура выполняла не только административные, но и политические функции и потому нередко пыталась присваивать свои привелегии, рассматривать как свою собственность – вести себя как патримониальная бурократия. Это соответствовало модернизации общетсва

 

В конце 20х и конце 30х – сталинскаю бюрократия закрепощает рабочий класс.

А во 2-й половине 30-х такая судьба постигла интелегенцию и саму номенклатуру.

 

Необходимость мобилизации обьяснялась негативным эффектам (присваивали блага, которыми лишь управляли). В частности первое поколение на полном серьезе рассматривали свое революционное прошлое в качестве оснований для присвоения благ. Эти люди относились к Сталину если не как к первому среди равных, то точно не как к всенародному вождю. Это было своеобразным лидером.

 

Образовывались новые группы интересов. Они боролись с государственными ведомствами за выделяемые ресурсы и распределение работы.

 

Волна репрессий которая прокатилась с 1927 года – попытка разрубить узел внутриэлитных противоречий. Некслучайно основная тяжесть пришла на партийных руководителей. Пришло новое поколение бюрократии «новое дворянство». Репрессии сформировали более энергичный, молодой служилый класс, который состоял из крестьян в основном и лояльгых к Сталину. Репрессии не устранили причин конфликтов. Возник новый узел проблем связанный с взаимодействием партийных и карательных. Высшие чиновники сами стали опасаться полиции и чтобы не допустить излишнего влияния НКВД было перед войной создано несколько конкурирующих ведомст: наркомат гос безопасности, гос контроля, и личная канцелярия ген ссека.

Репрессии против номенклатуры и чистки партии скорее укрепляли легитимность верховной власти. В массовом сознании складывалось впечатление о справедливом наказании советским боярам, за невыполнение приказов, роскошный образ жизни, отдаленность от народа. Власть суровая, но справедливая.

 

2) Модель элитообразования претерпела трансформацию. Факором стала демобилизация: снижение темпов горизонтальной и вертикальной мобильности и смягчение условий работы чиновников. Происходило присвоение должностей и связанных с ними привелегий. Тогда номенклатура из служилого слдоя стала превращаться в господствующий класс советского общетсва.

Основные этапы совпадают с правлением Хрущева, Брежнева и горбачева – это потому то высоко влияние первого лица.

· Ключевая характеристика Эпохи хрущева – ограничение возможности репрессий против номенклатуры, разделение репрессивных органов на самостоятельные ведомства, а то в ходе войны интегрировались, установление контроля над репрессивной машиной. Но напряжение у номенклатуры оставались – кто будет виноват в неудачах? Окончательный груз страха был снят только на 20м съезде партии. Ереоценка места Сталина – по сути снимала вопрос об ответственности всей партии и чиновников за провал в начальном этапе войны, репрессии, издержки индустриализации…

Это не значит, что репрессии прекратились в общем, теперь политическая смерть номенклатурного работника не приводила больше к его физической смерти.

 

· Партийная бюрократия уже при Хрущеве начала чувствовать вкус роскоши, сопротивляться поспешным реформам, стремиться к сохранению привелегированного статуса.

Реформы Хрущева дали иной позитивный результат – перенос центра управление из министерств в совнархозы резко усилил региональный сегмент. После реформ Косыгина министерства снова укрепились, но с региональной номенклатурой они уже не спорили, а сотрудничали.

 

ЦК политбюро превратилост в орган представительства отраслевых и региональных интересов (силовые министры, и лидеры крупнейших по политическому значению регионов). В обмен на предельную лояльность эти структуры получили от брежнева почти неограниченную власть на местах. Главы министерств и ведомств стали создаватьгруппы интересов вокруг себя (как чиновники первой волны перед репрессиями). Лидеры ведомств регионов вели борьбу за доли бюджета, фонды и квоты на строительство, плановые показатели. А верховный арбитр – ген сек Брежнев.

Брежнев проводил свою политику, управлять как Сталин и хрущев он уже не мог: нужна была гибкость реакции на изменение ситуации.

Номенклатуру такой лидер устраивал. «Стабильность кадров» - позволяла формировать свои клиентелы. Пример подавал сам брежнев, когда назначил на руководящие посты своих коллег в работе по Украине.

 

· Можно выделить характерные черты номенклатуры – монолитность. Все коммунисты, все проходили утверждение на должности партийными инстануиями, были должны предерживаться теории марксизма-ленинизма.

· Элита была иерархична. Было сложно перепрыгнуть,

· Отсутствие воспроизводства. Внутренние особенности организации – ограничение семейственности. Дети чиновников не должны наследовать посты своих родителей.

· Принцип внутренней ротации. Кроме региональной сферы менялась и региональная сфера деятельности управленцев.

· Система привилегий. При скромной заработной плате – множество привилегий.

 

Подводя итог: за период сов власти номенклатура преодолела путь: в 20х годах как клиентелы, которые служили не столько государству, сколько своим интересам, после была чистка и мобилизация, в результате возникла служилая иерархичная организация с дисциплиной и отказом от инициатив снизу, это обеспечило высокую эффективность и решение задач модернизации и победы в войне. После смертьи сталина началась демобилизация номенклатуры. 50-60е – реструктирозовалась по отраслевым региональным группам снова в патроно-клиентские отношения, они утратили веру в коммунистическую идеологию и переключились на борьбу за социальные блага, но проблема была в том, что идеология СССР отрицала ценность благ, и следственно разрыв между возможностью управлять и невозможностью собственность законно присвоить. Именно этот разрыв при снижении контроля и подтолкунло на путь перестройки.

 

 

25.05.12

Постсоветская элита в России

1) Возниконовение политической элиты в постсоветской россии

2) Состав и особенности современной российской элиты

3) Административно-политическая элита в современной России

4) Особенности рекрутирования постсоветской элиты

 

1)

2)

3) Административно-политическая элита в современной России

 

В процессе посткоммунистической трансформации выделяется элита. В составе выделяются сегменты:

 

ü Верховная власть

ü Партийно-парламентская элита

ü Региональная элита

ü Бизнес элита

С функциональной точки зрения Крыштановская выделяет подгруппы:

· Администраторы (координация и документооборот)

· Идеология (разработка стратегических программ и агитация)

· Разрешители (выдача лицензий и разрешений)

· Международники (сотрудники министерств иностранных дел)

· Законодатели (законы и указы)

· Силовики (Те у кого есть инструменты силового воздейстивия).

Функциональные характеристики не встречаются в чистом виде, смешиваются.

При анализе реального политического веса фигур можно пользоваться формулой ЛИЧНОСТЬ + ДОЛЖНОСТИ.

В ходе социально-политических реформ в России сложилась новая правящая элита.

Элитные корпорации Региональной, федеральной и муниципального уровня.

1) Федеральный – из представителей федеральных властей + бизнес элиты и главы самых развитых экономически регионов

2) Региональные – администрация + законодательное собрание региона + бизнес элита регионов + территориальное руководство силовых и судебных органов + мэры крупных городов

3) Муниципальный – главы муниципальных администраций + представительский органов местного самоуправленияч

Как царская Россия так и императорская были моноцентрическими государствами. Политическая элита – верхний слой который принимает решения. Но если в других странах их возможно уравновесили, то в России именно они и определяют характер политического процесса.

 

В посткоммунистической России – ДЕФОРМАЛИЗОВАННОСТЬ власти. В советах было жесткое разграничение кто какие решения принимает. В России сегодня такие есть, но они не соответствуют советским и в полной мере не один из них не является полноценным центром.

· Государственная дума (многочисленнеа, публична, раздроблена на фракции, превратилась лишь в инструмент опубличивания)

· Единая Россия – больше политико-административные функции

· Совет федерации – центр представительства региональных бизнес элит

· Малое правительство – иногда принимало решения, но не на постоянной основе. Скорее экономические

· Администрация – принимала решения эпизодически (Первый срок Ельцина), но потом это все отошло к «семье» - Чубайс, Березовский, дочь Ельцина + олигархи.

Когда пришел Путин он избавился от «семьи». Но принятия решений снова в неформальной сфере. Он формировал свой круг:

· Питерцы

· Силовики

Была попытка сделать очагом принятия решений СовБез но он стух.

 

Президент как органом принятия решений пользовался непостоянными совещаниями.

 

Изменилась и структура правящих коалиций.

При Ельцине центр – верхушка экономической и правящей элиты. Но к Путину все сместилось к элитам военным. Как милитаризировался правящий класс:

i) Увеличение военных в структурах несвязанных с обороной. Количество военных на должностях зам-министров примерно 35%

ii) Внутри солового блока – кадровый резерв – служба разведки:

- Иванов

- Нургалиев

- Трубников

С 1993 – 2002 год количество силовиков возросло.

 

Механизм назначения военных специфичен тем, что переходя на службу в гражданское подразделение они остаются военными. Идут на должности они напрямую по рекомендации Кремля. Они остаются офицерами действующего резерва. А офицеры спец служб и вовсе получают задания по ходу и пишут отчеты о проделанной работе.

 

Еще одна черта: Замена самостоятельных политиков людьми системы.

Склонность вводить таких людей в систему и то, что новая Путинская элита этнически однородка. Причиной можно опять же считать ее силовое происхождение. В спец службах всегда больше жаловали этнических русских

 

 

4)Элитная морбильность в постсоветской России.

Одним из важных аспектов в элите является мобильность. Инкорпорации + экскорпорация + перемещение между фракциями.

В 909е – появляется способ «альтернативные выборы» (Президентские, парламентские и региональной элиты).

Динамика:

1991 – выборы президента + несколько глав регионов

1992 – 3 главы регионов

1993 – депутаты федерального собрания + 12 глав регионов

1994 – 6 губернаторов

1995 – вторые выборы в государственную думу + 15 глав

1996 – президент и 50 губеров

1997 – 17 губеров

1998 – 8 губеров

1999 – 3яя государственная дума + 13 губеров

 

После этого выстраивается относительно стабильный график выборов.

Из-за этого обновление правящего класса происходит. Появляется там много интелегенции, но в дальнейшем в ней разочаровываются.

Так же из управления уходят главы государственных предприятий но приходит бизнес и чиновники и силовики.

 

В 90х Доминируют те, кто пришел во власть минуя номенклатуру, но уже в середине 90х бывшие комсомольцы стали возвращаться.

 

Сильное влияние и на региональные элиты оказало. Они не изберались, но федералам нужно былор искать поддержки и потому решили позволить выбирать губернаторов. Первый пробный раз в 1994 году, а в 1996 запрет совсем был снят.

 

Выборы показали, что с ситуацией в регионах печаль. Ее сложно контролировать. Из назначенных ранее глав свои посты после выборов сохранили только 18.

 

Анализ состава позволяет сказать, что только в первой половине 90х годов выборы были реальным механизмом обновления на следующих выборах опять фактически выбирали тех же. Губеры научились побеждать на выборах, в депутаты шли те же бизнесмены и чиновники.

 

В 2000х вернулись к практике назначения. Не менее важное в ЭКСКОРПОРАЦИЕЙ.

Механизм расставания с номенклатурой от Сталина становился мягче. К Юрежневу топ элита вообще стала несменяемой + декоративные посты для престарелых генералов и маршалов.

Горбачев начал от них избавляться 1986 – 1989 многие отправились на пенсию.

При Ельцина в 1991 были отстранены главы 12 регионов.

В 1992 осталось 2 из 34 старых представителей правительства.

В результате обиженные на власть преумножились и их число и связи позволили сформировать контр элиту. Следовательно происходит обострение политической ситуации и события 1993 года.

Когда их разогнали они ушли преимущественно в КПРФ, она стала главной партией контр элиты.

И вообще активное партийное строительство началось.

После 1993 стало понятно, что такое поведение с бывшей элитой опасно. Стали ограничивать. Было сформулировано послание о государственной и федеральной службе.

 

Было утверждено понятие о кадровом резерве.

Несколько способов такой резервации:

1) Банки, Кампании – Имели преимущество перед частным бизнесов

Государственные органы делегировали молодым финансистам отдельные полномочия.

2) Фонды, Ассоциации – менее выгодны

3) Депутатская деятельность

4) Еще некоторые экс чиновники создают такие структуры сами себе + создают себе оппозиционные партии

5) Федеральным чиновникам можно стать главой региона

 

Режим Путина привнес новую тенденцию:

· Стабилизация государственной службы

· Для отставников сохраняются часть привилегий

· Снова появились структуры советников при президентенте

· Возросла горизонтальная мобильность

 

Это придало новую привлекательность государственной службе. Отпала необходимость создания оппозиционных партий и участие в выборах.

Новая кадровая политика стала предсказуемой. Монополия государства на формирование элит.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...